Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции государства. Потрясения мировой хозяйственной системы 1970-х тт
Потрясения мировой хозяйственной системы 1970-х тт. дали стимул новым дискуссиям о роли государства в экономике и природе самого государства. Чем определяются границы государственного вмешательства экономические процессы? Не является ли само присутствие государства в экономической сфере причиной кризиса и тормозом для экономического развития? Если государственное вмешательство не является достаточно эффективным, каким образом это можно исправить? Поисками ответов на эти, а также многие другие вопросы, касающиеся роли государства, занят целый ряд экономистов различных школ и направлений. Дискуссионным является вопрос о сферах государственного регулирования, ответ на который мы постараемся найти в этом параграфе. Еше во второй половине XVIII века Адам Смит очертил круг основных обязанностей государя (государства): — во-первых, ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ; — во-вторых, ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; — в-третьих, создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лип или небольших групп, потому что прибыль от них не сможет никогда оплатить издержки отдельным липам или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком оплатить их большому обществу1. Несмотря на прошедшие два с лишним века, данная классификация отражает основной смысл ключевых сфер деятельности государства. Современные представители неоинституциональной школы видят экономическое обоснование государственного интервенционизма в провалах или несостоятельности рынка. В современной интерпретации неоинституционал истов функции государства, с точки зрения минимизации трансакционных издержек экономических субъектов, следующие1: — спецификация и защита прав собственности: при условии ненулевых трансакционных издержек распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов: — создание каналов обмена информацией: равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и минимальными искажениями; — разработка стандартов мер и весов: деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг, а в более широком смысле к разработке универсальных мер относится и организация государством денежного обращения; — создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами: инфраструктура рынка включает в себя не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг (транспортная сеть, места для торговли и т.д.); — правоохранительная деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах: возникновение непредвиденных обстоятельств при исполнении контрактов требует вмешательства третьей стороны (суда) для создания гарантий от оппортунистического поведения сторон контракта в условиях указанных обстоятельств; — производство чистых общественных благ порождает проблему «безбилетника», что требует использования государством принуждения для финансирования их производства (в первую очередь, такого чистого общественного блага, как национальная оборона, в меньшей степени здравоохранения и образования как смешанных общественных благ). Опираясь на инструментарий неоинституциональной теории и исследовав этапы формирования и развития государства, становится возможным выявить институциональные причины выбора ключевых сфер государственного управления. 1.Олейник А. Институциональная экономика. — М.: ИНФРА-М, 2000. С. 344-345. Устанавливая правила и нормы, определяющие взаимоотношения между членами общества, влияя на развитие институциональной, а следовательно, и экономической системы, государство призвано выступить как общественное благо, минимизирующее трансакционные издержки. Влияние государства на развитие институциональной структуры, а также на экономические результаты схематично изображено на рис. Государство, представленное тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной, — с помощью формальных правил оказывает воздействие на развитие институциональной системы общества. В свою очередь, развитие институциональной системы во многом зависит от траектории предшествующего развития, то есть культурных и исторических ценностей. Институциональная система формирует побудительные стимулы для членов общества поступать в соответствии с формальными и неформальными правилами. Государство выступает третьей силой, контролируя поведение членов общества. В зависимости от степени соблюдения ими существующих норм и правил поведения и суровости системы наказания определяется величина издержек функционирования институциональной системы. В совокупности с уровнем технологического развития общества трансакционные издержки определяют степень соблюдения и эффективность заключаемых контрактов. По определению Дж. Бьюкенена, государство — это простой набор приемов, машина, которая делает возможным осуществление коллективных действий. (Коллективные действия — действия индивидов, решивших достичь некоторой цели в составе коллектива, а не индивидуально)1. В рамках данного подхода государство — один из возможных гарантов обмена, достаточно часто выступающий базовым, или «конечным», арбитром в системе, используемой для надежной защиты сделок. 1.Бьюкенен Дж.. Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии / Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. — М.: Таурус Альфа, 1997. — С. 49.
Date: 2015-09-22; view: 404; Нарушение авторских прав |