Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БИЛЕТ 5. «История Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова)Стр 1 из 3Следующая ⇒
БИЛЕТ 1. Общее понятие об историографии. Историография Русской Церкви. История изучения русской церковно-исторической науки. Слово «историография» происходит от греческого – «история» – разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Историография – история исторической науки. Историография изучает творения историков Церкви, анализирует их произведения. Также историография занимается изучением отдельных исторических явлений, личностей или предметов. Главная цель – подготовка церковных ученых, исследователей, чтобы мы знали как работали раньше, знать их ошибки, знать, что изучено до нас, чтобы не повторяться.
Скончавшийся в июне 1973 г. проф. Георгий Владимирович Вернадский был поистине патриархом в области современной науки русской истории. Смерть не позволила ему закончить последний большой труд его жизни - очерки развития русской исторической науки. Среди последних оставшихся ненаписанными им глав была и глава об историографии Российской Церкви. В бумагах Г. В. был найден написанный им текст только о двух - наиболее выдающихся - историках Русской Церкви - о митрополите Макарии и профессоре Е. Е. Голубинском. Поэтому на данный момент кроме небольшого очерка Пушкарева С.Г. (Пушкарев С.Г. Историография истории Русской Православной Церкви. – Нью-Йорк: Йельский университет, 1974) нет больше специальных трудов по историографии Русской Православной Церкви.
Церковно-историческими исследованиями являются работы, в которых в полной мере применяется научный метод, который заключается в сборе и анализе источников, отдельных фактов от интерпретаций, применен сравнительный анализ в использовании источников. В конце XVIII – начале XIX в. появляются первые церковно-исторические исследования.
БИЛЕТ 2. Русские летописи XII-XV вв. «Повесть временных лет». Атрибуция, хронология, методология построения, отношение к источникам. Ипатьевская, Новгородская, Лавретьевская, Владимирская, Троицкая летописи. Общая характеристика, трансформация методологии летописания. Общерусский летописный свод 1448 г. Основным жанром русской средневековой исторической литературы являлось летописание. О времени его возникновения в науке нет единого мнения. Хотя все исследователи признают, что дошедшие до нас летописи являются сводами, в состав которых вошли более ранние летописные своды. Русские летописи XII-XV вв. Все дошедшие летописи – компиляции ранее написанных летописей. «Повесть временных лет» события в первой редакции доведены до 1113г., автор монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Вторая редакция принадлежит игумену Киевского Дубинецкого монастыря Сильвестру – до 1116г. Третья редакция – до 1118г. является летописным сводом. В числе источников называют Византийские хроники Георгия Амартола: «Сказание об обретении грамоты словенской» и др., среди которых устные сказания о происхождении славянских племен. Для характеристики исторических судеб древнерусской народности летописцы обращались к фольклору. В летописи встречаются и народные поговорки, отражающие события прошлого. Летописцы имели доступ к княжеским архивам и им было разрешено включать в свое повествование государственные документы. Заимствования из житий святых, княжеских договоров. Поиск в исторических событиях промыслительного действия Божия. Чаще осуждение грехов и нравоучения летописца носят конкретный характер и основаны не на противопоставлении Царства Божия суетным и греховным делам, а на противопоставлении добрых земных дел земным же злым делам. И тут мы переходим от религиозно-философских представлений летописца об истории к его историко-политическим воззрениям. В «Повести» встречаем смерть Бориса и Глеба от руки Святополка Окаянного. Описывая его смерть связывает с грехом братоубийства. Дается духовная оценка событиям, призывает к миру внутреннему и объединению против врагов внешних. И древнерусские князья, и летописцы убеждали в необходимости не политического единства русской земли, а единения владетельных князей под верховенство князя Киевского. Связь литературы с жизнью была двусторонней. Литература учила жить. В то же время она отражала жизнь и учила только тому, что ей подсказывала жизнь. Литература учила жить. В оценках первых Великих князей составитель «Повести» позволяет восхваление подвигов и критику недостатков политических и личных. Не встречаем шаблонов и трафаретов. Летописец оценивает не психологию князя, а его поведение, политическое в первую очередь. Его интересуют поступки князя, а не их психологическая мотивировка. Систем группировки: причинно-следственные связи не прослеживаются, в большинстве случаев летописец только констатировал; летописец располагал материал по городам.Летописцы бережно относились к трудам предшественников, стараются внести в свой труд, ничего не меняя и не искажая. С научной точки зрения – недостаток. Историческая ценность возросла бы, если бы взгляды совпадали. В XII-XIII вв. с увеличением феодальной раздробленности, обособлением княжеств появляются летописи в отдельных княжествах. Ипатьевский (по названию монастыря, в котором хранилась) свод летописей (до конца XIII), Лаврентьевская (по имени переписчика) возникает в Твери около 1305 года (до начала XIV). Комплекс Новгородских летописей. Владимирская. Преобладание интереса к местным делам. Троицкая. Свод 1408 года. Создание связано с митрополитом Киприаном. По его инициативе собрались все русские летописи. Список этой летописи Карамзин назвал Троицким. Рукопись сгорела в 1812 году. Часть восстановлена из трудов Карамзина. Находим соответствующее конфликтному отношению Киприана и Димитрия Донского, конфликтное отношение к князю. Летописи XIII-XIV веков становятся более обширными, искусными. Более узкие в географическом и историческом обхвате событий. В этих летописях сохраняется принцип духовной оценки событий. Есть сведения общерусских событий – междоусобицы. При этом собственные победы князя вызывали положительную оценку без духовно-критических оценок. Отдельной особенностью летописания XII-XIII вв. – появление княжеских летописцев – описывали деятельность князей. Отходят от критического отношения к своим героям. Из Ипатьевской и Лаврентьевской летописи восстанавливается летописец Юрия Долгорукого. Следствием нарушения заповедей называют междоусобицу. Монгольское иго затруднило на время ведение летописного дела. Во второй половине XV-начале XVI вв. в связи с упрочнением единого Русского государства происходит изменение в историографии. Возникает свод 1448 года. Содержится пространная история о Куликовской битве, о житии и преставлении кн. Димитрия Донского. Интерпретируется перенос великокняжеской столицы из Владимира в Москву. Подчинение Москве Новгорода. В летописях предшествующих веков встречается критика в адрес Москвы. После 1448 года – положительно характеризуется собирательная деятельность князя.
БИЛЕТ 3. Развитие русских исторических описаний XVI-XVII вв. «Хронограф». Воскресенская и Никоновская летописи. Лицевой свод. Степенная книга. Неофициальные летописи. «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». Развитие русских исторических описаний в XVI-XVII вв. «Хронограф» - компиляция. Начинается с Вавилонского столпотворения, В.З. и Н.З. восточная, Византийская, отечественная история. Сохранился хронограф 1516 года. Выражается идея об исключительной роли Российской земли, которая одна хранит православную веру. Около 1524 м. Филофей формирует идею «Москва – Третий Рим». В возникших Воскресенской и Никоновой летописях содержатся грандиозные похвалы князьям московским. От прежнего критического отношения летописцы переходят к положительной оценке героев и замалчиванию проблем и недостатков. По распоряжению Ивана Грозного составился лицевой свод (по лицам). Сохранилось 9 тыс. листов и 16 тыс. иллюстраций. Начинается от сотворения мира и через Евангелие ведется к возникновению Русского государства. Далее повествование строится на Никоновской летописи. Царь принимал участие в прочтении и корректировке. Корректировал ужесточение боярских смут с целью оправдания царской жестокости. В начале 60-х годов духовник царя свящ. Андрей составил «Степенную книгу» - по периодам правления царей и князей. От Владимира до Ивана IV. Самые обличительные эпитеты – врагам Ивана Грозного. Ему – похвалы. В руки летописцев попадает все больше источников (летописи, деловые бумаги, архивы). Неофициальные летописи. Летопись 1460 года, созданная в Кирилло-Белоозерском монастыре. Иногда осуждает действия князей. Его авторы проявляли не только интерес к северным заволжским районам Ростово-Суздальской земли, но и заинтересованность в общерусских делах. Неофициальные летописи были распространены в 1480-х годах. Первым русским историческим произведением, изданным типографским способом, был «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». Настоятель Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель. Первое издание 1674г. Уделялось много внимания происхождению славян, их имени и языку, началу Киева и особенно происхождению Руси. Автор Синопсиса считал древность летописи главным критерием ее подлинности. Однако сам он пользовался позднейшими, в первую очередь польскими источниками. БИЛЕТ 4. Деятельность Петра I по сбору исторических документов. Русская церковная история в трудах В.Н.Татищева. Церковно-исторические труды митрополита Платона (Левшина), митрополита Евгения (Болховитинова), архиепископа Филарета (Гумилевского). В 1720 г. Петр I издает указ пересмотреть все книги, указа о сборе документов, копировании их и высылке в Петербург в Сенат. Церковные учреждения были хранителями документов, почему и говорится о перемещении в Сенат. В 1722 г. еще один указ – сбор в столице исторических произведений (летописи, хронографы). Один из первых историков этой эпохи был Василий Никитич Татищев (1686-1750). Знаком с Петром I,и по его указу была написана «История Российская». Книга так и не была закончена автором. Хронология в 4-х частях. Начиная с древнейших времен и до 1613 г. Издана впервые в 1768 (неполное издание), а полностью только в 1960 г. В своем труде Татищев подвергает сомнению сведения о посещении ап. Андреем Киева. Также считал одной из причин упадка просвещения при монголотатарском иге духовенство, которое считало невежество народа выгодным. Архиеп. Феофан (Прокопович) критиковал Татищева за излишний рационализм. Автор методологически выделяет церковную историю, библейскую историю и светскую историю. Татищев выделяет 3 ступени просвещения: 1. Обретение букв и грамотности 2. От пришествия Христова 3. С приходом книгопечатания.
Митр. Платон (Левшин) (1737-1819).После окончания СПбДА будучи иеромонахом был назначен преподавателем в ТСЛ. С 1770 г. еп. Тверской, а позже митр. Московский. Его красноречие поразило императрицу Екатерину II, и она назначила его придворным проповедником. Митр. Платон уделял внимание духовенству, его обучению. С юных лет митр. Платон имел интерес к истории. В годы преподавания в ТСЛ предмета церковной и гражданской истории не было, и он задумался ввести. По его мнению история делает человека просвещенным. В 1805 г. издана книга «Краткая церковная Российская история», доведена до 1700 г. в 2-х томах. Этот труд стал первым учебным пособием. Митр. Платон сам признает несовершенство и ошибочность, присущие его труду, но считает, что оно может принести пользу в училищах. Исследователи считают, что это произведение правдивым и беспристрастным. Труды: «Списки Московских и Киевских митрополитов до 1804 г.» «Житие прп. Сергия» «Автобиографические записки» «Катехизис для школьного учения»
Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) (1767-1837). В 1800 г. переселился в Петербург, стал преподавателем СПбДА. А с 1822 г. до конца жизни был митр. Киевским. Его келья была научным кабинетом, библиотекой. Лично собирал памятники истории по монастырям. Его произведения: «Словарь исторический о бывших в России писателей духовного чина». После смерти: «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев писавших о России», 1845 г., в 2-х томах. «Рассуждения или исторические исследования о Соборах Российской Церкви», 1808 г. «Описание Киево-Софийского собора и история киевской иерархии», 1825. В трудах были ошибки, но труды велики.
Архиеп. Черниговский Филарет (Гумилевский) (1805-1866). Окончил МДА, принял монашество, преподавал историю в Академии. В 1835 г. – инспектор МДА, 1836 г. – ректор. С 1849 г. епископ Черниговский. За его труды был избран почетным членом многих обществ, в частности Императорского исторического общества. Его труд – «История Русской Церкви» в 5 частях. В конце каждого тома-части составлен именной указатель, что не было учреждено. События, описанные в труде, оканчиваются 1826 г. Он впервые вводит периодизацию истории Русской Церкви, которая используется и поныне. В пределах каждого периода есть тематические части. «Обзор русской духовной литературы» в 2-х томах. Содержит 830 имен (с 862 по 1860 гг.). Основой послужил труд митр. Евгения. Имеются имена и светских писателей, писавших на церковные темы. «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно» «Жития святых, чтимых Православной Церковью» в 12-ти книгах «Описание Харьковской и Черниговской епархий» и многие др. статьи. БИЛЕТ 5. «История Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова). Митрополит Макарий (1816-1882). Родился в бедной семье сельского священника, в которой было шестеро детей. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец. Несмотря на нужду, мать старалась дать детям образование. Окончил Белгородское уездное духовное училище (1831), Курскую духовную семинарию (1837; в последние два года обучения занимался преподаванием в младших классах той же семинарии), Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия (1841). Доктор богословия (1847; за труд «Введение в православное богословие»). Почётный член Императорского Археологического общества и Санкт-Петербургской духовной академии. Премии митрополита Макария По словам митрополита Мануила, отличительными чертами его (митр. Макария) характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование еп. Макарий сделал в 1867 г. Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тыс. рублей). Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний. Премии митрополита Макария присуждались в 1884—1917 гг. Существовали четыре Макариевские премии. Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки), две — Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам), одна — Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы). В 1997 г. усилиями Русской Православной Церкви, московского правительства и Академии наук РФ Макариевская премия была возобновлена. Присуждается в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций. Труды: История Киевской духовной Академии. СПб, 1843. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб, 1855. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПб, 1868. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883. (переиздание — 1994—1996). Православно-догматическое богословие в 2-х томах. СПб, 1895. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М., 1913. Введение в православное богословие. СПб, 1913. Слова и речи, произнесенные в 1869—1878 гг. СПб, 1890. Слова и речи, произнесенные в Московской епархии в 1879—1882 гг. СПб, 1890. Слова и речи, произнесенные в 1841—1868 гг. СПб, 1891. 12-томная "История Русской Церкви" митрополита Макария была для науки русской церковной истории таким же капитальным и непревзойденным по своим размерам трудом, каким для гражданской русской истории был 29-томный труд С. М. Соловьева "История России с древнейших времен". Date: 2015-09-22; view: 571; Нарушение авторских прав |