Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Евгений Васильевич Афонасин, д.филос.н, проф





Философия религии

Евгений Васильевич Афонасин, д.филос.н, проф.

занимается историей античной философии и науки (в особенности, раннее христианство, гностицизм, платонизм, античная медицина и мореплавание), а также историей и философией права

[email protected]

 

Анна Сергеевна Афонасина, выпускница факультета теологии Алтайского госуниверситета,

специалист в области античной религиозной философии (пифагорейская традиция, Эмпедокл, античная идея гармонии, античные оракулы, театр и искусство)

[email protected]

 

Центр изучения древней философии и классической традиции www.nsu.ru/classics/

 

Введение

 

Первые попытки осмысления религиозного опыта возникают в форме рационализированных мифов и богословских учений, выполняющих как «внутреннюю» функцию познания бога, так и идеологическую (пропаганда определенного типа религиозности). Философское осмысление религии, возникшее не ранее 5-4 вв. до н. э. (прежде всего древнегреческая, древнекитайская и буддийская философии), ставит перед собой совершенно иную цель: религия объясняется «извне». Философ (даже если он приверженец той или иной религии) старается объяснить религиозный опыт, найти для него основания в человеческом поведении и сознании. Так возникает сначала религиозная философия, а затем рациональная критика религии (что конечно же не прекращает развитие теологии). Научное (в собственном смысле этого слова) изучение религиозного мировоззрения – это явление относительно недавнее. По сути, оно возникает лишь в середине 19 в. (хотя первые основополагающие шаги были сделаны такими философами, как Локк, Руссо, Бентам, Юм и Кант). Так возникает наука о религии, ее социальной, психологической, политической роли в обществе, ее культурной значимости и т. д. Философия религии – составная часть этой науки. Она касается тех теоретических и исторических основ архаического сознания и религиозного мировоззрения, изучение которых затем продолжается в прикладных дисциплинах, таких как антропология, психология и социология религии. Особое и очень важное место занимает изучение религиозного искусства, теория которого – это также задача философии религии.

 

Религия не только объединяет людей, но и разъединяет их, она волнует души и вызывает жаркие дискуссии, нередко попытки утвердить ту или иную веру ведут к политическим репрессиям, наконец она – глубоко личное дело, поэтому, следуя совету Макса Вебера, университетский преподаватель (и вообще, ответственный ученый) не в праве превращать изучение религии в вариант собственной «религиозной философии»:

«Преподаватель не должен заниматься в аудитории политикой. Ипрежде всего в том случае, если он исследует сферу политики как ученый. Ибопрактически – политическая установка и научный анализ политическихобразований и партийной позиции – это разные вещи. Когда говорят одемократии в народном собрании, то из своей личной позиции не делают никакойтайны; ясно выразить свою позицию – здесь неприятная обязанность и долг.Слова, которые при этом употребляются, выступают в таком случае не каксредство научного анализа, а как средство завербовать политическихсторонников. Они здесь – не лемехи для взрыхления почвы созерцательногомышления, а мечи, направленные против противников, средство борьбы.Напротив, на лекции или в аудитории было бы преступлением пользоватьсясловами подобным образом. Здесь следует, если, например, речь идет о"демократии", представить ее различные формы, проанализировать, как онифункционируют, установить, какие последствия для жизненных отношений имеетта или иная из них, затем противопоставить им другие, недемократическиеформы политического порядка и по возможности стремиться к тому, чтобыслушатель нашел такой пункт, исходя из которого он мог бы занять позицию всоответствии со своими высшими идеалами. Но подлинный наставник будет оченьостерегаться навязывать с кафедры ту или иную позицию слушателю, будь тооткровенно или путем внушения, потому что, конечно, самый нечестный способ– когда "заставляют говорить факты".Я допускаю, что некоторые весьма уважаемые коллеги придерживаются того мнения, что такое самоограничение вообще невозможно. Конечно, никому нельзя научно доказать, в чем состоит его обязанность как академического преподавателя.Можно только требовать от него интеллектуальной честности – осознания того, что установление фактов, установление математического или логическогоположения вещей или внутренней структуры культурного достояния, с однойстороны, а с другой – ответ на вопрос о ценности культуры и ее отдельныхобразований и соответственно ответ на вопрос о том, как следует действоватьв рамках культурной общности и политических союзов, – две совершенно разныепроблемы.Как может, с одной стороны, верующий католик, с другой – масон, слушая лекцию о формах церкви и государства, как могут они когда-либо сойтись в своих оценках данных вещей? Это исключено. И тем не менее у академического преподавателя должно быть желание принести пользу своими знаниями и своим методом и тому и другому».(М. Вебер. Наука как призвание и профессия)

 

Итак: Что такое религия? Попробуйте дать как сущностное (основное свойство религии, позволяющее отличать ее от других явлений), так и функциональное (как она работает, для чего нужна) определение?

В чем ограниченность определения религии как веры в некие духовные существа?

В чем ограниченность определения религии как социального феномена, который делит жизнь на сакральную и профанную?

Можно ли различить религию и магию?

Как соотносятся между собой философия религии и религиозная философия?

Каковы задачи и метод философии религии как раздела философии и учебной дисциплины?

Что изучает философия религии, сущность, теорию и (или) практику религии?

В каком аспекте?

Какова роль традиционных религий в изменяющемся мире?

Отличаются ли западные и восточные религии? И вообще, в чем состоит проблема Востока и Запада?

Изменяется ли религиозность и место религиозного мировоззрения в современном мире по мере развития науки и философии?

Религия и проблема общечеловеческих ценностей. Как вы полагаете, должны ли этические ценности быть религиозными?

 

Date: 2015-09-22; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию