Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ 1 page





 

1. «Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое-то явление; думаю, что не могу знать: потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений» (Л.Толстой. - 146, т.у. стр. 268).

«То, что мы называем вдохновением, есть развитие разума. Путь к интуиции ведет через разум. Истинное вдохновение никогда не противоречит разуму. Там, где оно противоречит, - это не вдохновение» (Дж. Неру. - 106, стр. 194).

«Стоит лишь высказать что-нибудь такое, что льстит самомнению, поощряет праздность, и большое количество приверженцев среди толпы посредственностей будет обеспечено!» (Гете. - 165, стр. 583).

2. Даже самые бесспорные, общепризнанные таланты и гении, проявившие себя в самых разных областях, придавали чрезвычайное значение мысли, труду, точности мастерства, иногда даже большее, чем своему гению или таланту.

Наполеон говорил: «Не гений мне внезапно открывает по секрету, что мне нужно сказать или сделать в каких-либо обстоятельствах, неожиданных для дру­гих, а рассуждение и размышление» (Е.Тарле. - 140, стр. 388).

В. Дорошевич - о Шаляпине: «Публика любит думать, что ее любимцы не работают совсем. - Вышел и поет... Потому - талант! Шаляпин работает только столько часов, сколько не спит» (56, стр. 37).

А. Блок писал Станиславскому (9 декабря 1908 г.): «Что касается Ваших ис­следований о «математической точности человеческой природы» (вообще это место Вашего письма), то тут, и по намекам Вашим, я догадываюсь о чрезвычай­ной ценности Ваших наблюдений. Понимаю Вас, понимаю это стремление ху­дожника к «математике» в высшей степени» (132, стр.26).

«Для таланта «система» не нужна, а бездарность никакая «система» не научит. Так для кого же «система»? Для таланта! «Система» его организует» (Л. Леонидов. - 78, стр.440).

«Наши актеры часто не понимают, в какой степени им необходимо освоение гамм. Что такое гамма? Самое элементарное поведение на сцене, но поведение, до конца осознанное» (С.М. Михоэлс. - 98, стр. 358).

3. «Из того, что происходит между людьми, получается все, о чем можно спорить, что можно критиковать и видоизменять» (Б. Брехт. - 19, стр. 204).

«Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается и «человек в человеке», как для других, так и для себя самого» (M. Бахтин. - 11, стр. 338).

«Говорят, что вы проявляетесь как личность только в общении с другими людьми. Если бы не было других людей, не было бы и вас, ибо то, что вы делаете - а это и есть вы, - приобретает смысл лишь в связи с другими людьми» (Р.П. Уоррен, Вся королевская рать. - 149, стр. 157). Еще Марк Аврелий заметил, что каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет (3, стр. 300).

4. «Практически бывает так, что постановщик спектакля и исполнители, увлекшись определением сквозного действия каждого в отдельности образа, забывают о соотношении этих образов в спектакле, о том, что всякое действие на сцене непременно должно встречать противодействие, сливаясь в конфликт.

Мне кажется неправомерным, что понятие конфликта почти никогда не рас­сматривается в кругу технологических и методологических проблем нашего искус­ства. О конфликте мы, постановщики, нередко вспоминаем в тот момент, когда работа над спектаклем близка уже к завершению и нужно выступать, скажем, на страницах прессы с краткой аннотацией предстоящей премьеры. Вот тогда мы очень четко формулируем существо заложенного в пьесе конфликта, но это уже не по­могает, если до того, в каждое мгновение репетиционной работы, коллектив участ­ников спектакля не имел этого конфликта в виду» (А.Д. Дикий. - 53, стр. 100).

5. «Если ты хочешь обладать знанием форм вещей, то начинай их изучение с отдельных частей и не переходи ко второй, пока не усвоил хорошо в памяти и на практике первую. Если же ты поступишь иначе, то только потеряешь время или, поистине, очень растянешь обучение. И я напоминаю тебе: научись прежде прилежанию, чем быстроте» (Леонардо да Винчи. - 26, стр. 86).

«Начало и конец учения - это познание природы, настойчивое, терпеливое изучение того, что изображают. Это равно необходимо как для больших дарова­ний, так и для малых» (М.В. Нестеров. - 107, стр. 339).

«Вполне овладеть своим предметом, удержать себя в узде и сосредоточиться только на безусловно необходимом - дело, требующее от поэта богатырских сил; это гораздо труднее, чем обыкновенно думают» (Гёте. - 165, стр. 818).


«Для начинающего, в какой бы области он ни творил, другого выхода нет: вначале он должен подчиниться дисциплине, взятой извне, но подчинение это для него только средство найти свой собственный способ выражения и в нем утвердиться» (И. Стравинский. - 137, стр. 58).

6. Совершенно бесцельные затраты усилий для человека невозможны, хотя, разумеется, мы совершаем множество усилий, не думая о их целях, когда усилия эти ничтожно малы. Чем больше усилия, тем нужнее цель, которая оправдывала бы их.

«Если бы захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, так что самый страшный убийца содрогнулся бы от этого наказания и путался его заранее, то стоило бы только придать работе ха­рактер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы» (Ф. Достоевский.-57, т.3, стр.410).

Если бесплодные затраты усилий мучительны для субъекта и неприятны для наблюдателя (ведь когда видишь их, хочется либо помочь, показать, либо уйти и не видеть), то, как пишет А. Кугель, «грация, в истинном смысле слова, есть легкость, отсутствие напряжения, наименьшая затрата энергии при усилии, наконец, просто отсутствие усилия» (74, стр. 136).

«Для того чтобы понимать, наблюдать, умозаключать, человек должен прежде сознавать себя живущим. Живущим человек знает себя не иначе, как хо­тящим, т.е. сознает свою волю» (Л.Толстой. - 146, т.7, стр.362).

«Моя сверх-сверхзадача поглощает сверхзадачу пьесы... Всякая большая задача вбирает в себя предыдущие, и тогда эти предыдущие становятся бессозна­тельными... Всякая большая задача забирает целиком все ваше внимание. У вас не хватает внимания на то, чтобы выполнить сознательно каждую ступеньку на пути к ней, и это делает сама ваша творческая природа. Это и есть настоящее творчество» (К.С. Станиславский. - 136, стр. 677).

Отбор действий и обнажение борьбы на сцене служат воплощению сверх­задачи. Но и в жизни, «чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л. Толстой. - 146, т. 19, стр. 139). Стефан Цвейг связы­вает это жизненное явление с творчеством Бальзака: «Человек велик лишь тогда, когда он неудержимо стремится к одной цели, не разбрасываясь, не растрачиваясь на отдельные желания, когда его страсть впитывает в себя все соки, предназна­ченные для других чувств, и хищнически, противоестественно крепнет, подобно той ветви, которая расцветает с удвоенной силой, когда садовник отрубает смеж­ные братские ветки» (158, стр.62).

Обнажение борьбы предусматривается и драматургией.

«В драме... содержанием является некий поступок: драма должна изобразить, как совершается этот поступок. Но люди делают много вещей: разговаривают друг с другом, а в промежутках - едят, спят, одеваются, произносят те или другие слова и т.д. Но все то из данных действий людей, что не находится в связи с тем опре­деленным поступком, который составляет настоящее содержание драмы, не должно входить в нее; таким образом, все, что входит в нее, не должно оставаться чем-то, не имеющим значения по отношению к этому поступку» (Гегель. - 34. стр. 19).


Между тем, в жизни, как говорит Философ у Б.Брехта, «мы лишь смутно ощу­щаем, что каждое наше решение зависит от очень многих обстоятельств. Мы чув­ствуем, что каким-то образом все связано между собой, но какова эта связь, мы не знаем» (Б. Брехт, Речь философа о невежестве. - 19, стр. 299). Обнажение борьбы эту связь и обнаруживает.

10. «Гамлет....Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке» (Шекспир, Гамлет).

«Гектор.

Достоинство и ценность всякой вещи

Внутри ее, равно как и в уме

Людей, ее ценящих...

Нередко люди наделять стремятся

Причудливыми свойствами предмет,

Которому те свойства не присущи»

(Шекспир, Троил и Крессида).

«Наверно, вещи, которые вам нужны, похожи на карты. Они вам нужны не сами по себе, хотя вы этого не понимаете. Карта нужна вам не потому, что вам нужна карта, а потому, что в совершенно условной системе правил и ценностей и в особой комбинации, часть которой уже у вас на руках, эта карта приобретает значение. Но, скажем, вы не участвуете в игре. Тогда, даже если вы знаете пра­вила, карта ничего не означает. Все они одинаковы» (Р.П. Уоррен. Вся королевская рать. - 149, стр. 121-122).

11. Не исследованием ли главной цели исторических лиц занимаются чуть ли не все историки и биографы от Плутарха и Светония до наших дней? В результате подробнейшего изучения материалов акад. Е.В.Тарле сопоставляет главные цели Талейрана и Наполеона: «Для одного все было в деньгах и наслаждениях, в сибаритстве, и даже внешний почет был уже делом второстепенным, для другого слава и власть, точнее, постоянное стремление к ним, были основной целью жизни» (141, стр.57).

Не этим же ли заняты, подобно историкам, и все величайшие писатели-психологи, от Бальзака, Толстого и Достоевского до наших современников?

«А что же делали Шекспир, Бальзак и Толстой? Они ставили крапинку на отдельном человеческом существе и уже не упускали его из виду, куда бы оно ни пряталось, как бы ни скрывалось от беспощадных, бестрепетных глаз иссле­дователя. Крапленое существо превращалось в личность» (131, стр. 261-262).

«Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом - вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам» (M. Булгаков. - 21, стр. 205).

12. Яркой иллюстрацией того, как главенствующая цель реализуется в подчиненных, с нею несходных, может служить такая целеустремленная личность, как Наполеон. Акад. Е.В. Тарле пишет: «Если конечной целью Наполеона во всех его политических предприятиях было установление и укрепление полного своего владычества, то средства к достижению этой цели он применял самые разнооб­разные, а к числу этих средств относились также дипломатия, умение идти до поры до времени на компромиссы, заключать перемирия, способность к выжида­нию и к терпению... «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заклю­чается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим», - говорил Наполеон» (140, стр. 77).


13. В.Б. Нижний приводит высказывание С.М. Эйзенштейна: «И если акт - действие драмы - делится на сцены, сцены - на мизансцены, то в кино деление идет дальше: мизансцена дробится еще на монтажные узлы, а монтажные узлы - на кадры. И каждый последующий элемент подчинен своему непосредственному «начальнику». Кадр - это рядовой солдат, монтажный узел - командир отделе­ния, мизансцена - взводный и так далее. Дисциплина железная!..» (108, стр.98).

«Всякое психическое влияние сводится в сущности на изменение на­правления внимания»,- писал еще в прошлом веке В. Манассеин (85, стр.115). А.Ф. Кони приводит много примеров и на их основании дает рекомендации лек­торам: «Чтобы лекция имела успех, надо: l) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи» (69, т.1, стр.136). «Начало должно быть в со­ответствии с аудиторией, знание ее необходимо» (69, тл, стр. 136).

«Действительно, везде в народе нашем, при какой бы то ни было обстановке, при каких бы то ни было условиях, всегда есть и будут существовать некоторые стран­ные личности, смирные и нередко очень неленивые, но которым уже так судьбой предназначено на веки вечные оставаться нищими... Всякий почин, всякая инициатива - для них горе и тягость. Они как будто и родились с тем условием, чтоб ничего не начинать самим и только прислуживать, жить не своей волей, плясать по чужой дудке; их назначение - исполнять одно чужое» (Ф.М.Достоевский. - 57, т.3, стр. 449).

16. Умел «распоряжаться инициативой» Ч. Диккенс. По описанию Пирсона, «он был повсюду желанным гостем, но сам предпочитал роль хозяина. Принимая гостей, он бывал в особенном ударе. Он любил всем распорядиться сам и устроить все по собственному вкусу... Вот он сидит на почетном месте в конце стола: хозяин! Ничто не укроется от его быстрого взгляда, ни одному гостю он не позволит остаться в стороне от общего разговора. Он сам говорил не слишком много, не сыпал остротами; зато обладал даром не менее редким: умел слушать, умел заставить даже самых молчаливых принять участие в беседе. За его столом никому не разрешалось пускаться в долгие и скучные рассуждения» (112, стр. 322-323).

А вот пример из другой области.

«Инициатива в общем ведении войны, в выборе места и времени битвы, в первых тактических действиях перед битвой и в начале битвы должна оставаться в руках главнокомандующего. Но, давая маршалам до сих пор восхищающие спе­циалистов своей ясностью приказы перед началом боя, Наполеон никогда не стес­нял их детальными мелочными указаниями» (140, стр. 385-386).

Примером демобилизации может служить то место в романе M. Булга­кова «Белая гвардия», где Турбин узнает от полковника Малышева о конце борьбы, хотя Турбин был готов к ней. Надо бы, как сам полковник, бежать, но «Турбин, несмотря на окрики Малышева, как-то вяло и медленно подошел к двери. Нашарил крючок, спустил его в петлю и вернулся к печке. Несмотря на окрики, Турбин действовал не спеша, на каких-то вялых ногах, с вялыми, ском­канными мыслями» (21, стр. 233).

«...Утех, кто охвачен тревогою, решения переменчивы...» (Тацит. - 142, тл, стр. 85).

Великое дело - принять твердое решение. Даже походка, несмотря на уста­лость, делается от этого другой...» (К.Симонов, Живые и мертвые.- 127, стр.261).

Акад. Е.В. Тарле пишет о Наполеоне: «Сам он ценил в себе основное, по его мнению, качество, которое, как он утверждал, важнее всего и незаменимее всего: железная воля, твердость духа и та особенная храбрость, которая состоит не в том, чтобы в критический миг броситься со знаменем в руке... а в том, чтобы взять на себя целиком самую страшную, самую тяжелую ответственность за решение» (140, стр. 391-392).

«Плотно сжатый рот сообщает лицу выражение решимости, или решительно­сти» (Ч. Дарвин. - 52, стр. 835).

Дж. Неру говорит о «стратегических принципах, указывающих на то, как важно постоянно иметь в виду определенную цель и применять для ее достижения средства, отвечающие обстоятельствам». Далее он делает вывод о том, как следует бороться за истину: «Избегай фронтального наступления на давно укрепленную пози­цию; вместо этого старайся обойти ее с фланга, с тем чтобы натиску истины подвер­глась более уязвимая сторона. Однако всякий раз, избирая подобный окольный путь, нужно следить за тем, чтобы не уклониться от истины, ибо ничто не может быть более губительным для ее утверждения, как скатиться ко лжи...» (юб, стр. 489-490).

В.Э.Мейерхольд повышение голоса называл «в горку», понижение - «с горки». Он говорил на репетиции «Бориса Годунова»: «Движение стиха у Пуш­кина обязывает каждую новую строчку подгонять в горку, а не с горки. Вы го­ворите: «Ошибся ты: и тех не наберешь» (читает). Это вы идете с горки. Это неправильно. Надо идти в горку, то есть должно быть стремление каждую сле­дующую строчку говорить выше...» (93, стр. 407).

К.С.Станиславский, по воспоминаниям В.О.Топоркова, говорил: «Всякое физическое действие неразрывно связано с ритмом и им характеризуется. Если вы всегда и все будете делать в одном и том же свойственном вам ритме, то каким же образом вы придете к перевоплощению?» (147, стр. 146).

22. Ко всему сказанному о технике наступления иллюстрацией могут служить слова М.П. Лилиной на репетиции «Дядюшкина сна» в 1929 году, обращенные к О.Л. Книппер-Чеховой: «Вам надо очень педантично разобраться и очень скупо, понемногу, с большим выбором выпускать то, что потрясает вас внутри. Выпустите один камушек, но направьте его полет, и пусть он упадет туда и только туда, куда вы его направите. Блесните огнем, но пусть этот огонь осветит того, кого вы хотите осветить в данный момент, а не всех и не всю окружающую картину. Пустите лаву вашего красноречия, но по тому руслу, которое вы строго сами определите, а не так, чтобы лава текла сама, куда ей вздумается.

Очевидно, лава вашего красноречия в первом действии направлена к Зине, но ведь не к Зине вообще, а к различным ее чувствам, и вот это вы должны строго обговорить и решить; один кусок должен действовать на ее женское са­молюбие, другой - на ее любящее сердце, третий - на ее гордость, четвертый - на ее любовь к самопожертвованию, к идее героизма и т. д.» (81, стр. 57).

23. У Гомера один из женихов Пенелопы, обращаясь к слугам Одиссея, говорит: «Вы, деревенщина грубая, только одним ежедневным занят ваш ум!» (43, стр.389).

В публицистике Пушкина содержится такая мысль: «Дикость, подлость и неве­жество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим» (117, стр. 337).

А.И. Герцен писал, имея в виду обывателей: «Нынче все опрощено, сокра­щено, все ближе к цели, как говорили встарь помещики, предпочитавшие водку вину» (36, т.2, стр. 561).

«Хитрость - все равно, что мелкая монета, на которую не купишь многого. Как мелкой монетой можно прожить час, два, так хитростью можно там прикрыть что-нибудь, тут обмануть, переиначить, а ее не хватит обозреть далекий горизонт, свести начало и конец крупного, главного события.

Хитрость близорука» (И.А. Гончаров, Обломов. - 44, стр. 270).

«Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспекти­вой, сегодняшним обедом, именно сегодняшним, есть человек самый слабый» (A.C. Макаренко, Педагогическая поэма. - 84, стр. 567).

Здесь уместно вспомнить различие между трагедией и комедией, отме­ченное Н.А.Добролюбовым: «Общее между трагедиею и комедиею то, что содер­жание обеих начерпывается из ненормального положения вещей и что цель их - выход из этого ненормального положения. Но трагедия отличается тем, что изоб­ражает положения, зависящие от обстоятельств внешних, от того, что у древних называлось судьбой и что не зависит от воли человека. Комедия, напротив, именно выставляет на посмеяние хлопоты человека для избежания затруднений, созданных и поддерживаемых его же собственной глупостью» (54, стр. 173).

«Когда с человеком случится несчастие, он непрестанно возвращается к одной и той же мучительной и бесполезной мысли: как и когда это началось? из чего все это слагалось, и как я мог не придавать тогда значения тому, что должно было предостеречь меня?» (И.А. Бунин, Жизнь Арсеньева. - 22, стр. 422).

Яркие примеры озабоченности прошлым приводит Дм. Мейснер из быта эмигрантов; озабоченность их выливалась в повторяющуюся формулу: «Что было бы, если бы ничего не было...» (94, стр. 173-175).

26. К мести, может быть, наиболее подходят слова Дж. Неру: «Наши желания выискивают подкрепляющие их доводы и имеют тенденцию игнорировать те факты и аргументы, которые не находятся в соответствии с ними» (106, стр. 576).

В рассказе Вл. Солоухина «Мститель» у подростка сорвался тщательно про­думанный план мести: при подготовке к его осуществлению «мститель» и предпо­лагаемая жертва занимались вместе разными делами, дела эти настолько увлекли их, что между ними возникла дружба и прошлое было забыто (131, стр. 395-400).

В «Трехгрошовом романе» Б. Брехта изображается жестокая и беспощадная борьба дельцов-конкурентов. Они не брезгают никакими средствами; принцип самого сильного и безжалостного хищника: «Никогда не оглядывайся назад!» (20, стр.384).

27. Любопытный пример находим в дневнике посла Додда.

В 1933 ГОДУ в США прибыл глава германского государственного банка Ялмар Шахт с угрозой прекратить выплату процентов и основных капиталовло­жений американским кредиторам. Рузвельт «посоветовал государственному сек­ретарю Корделлу Хэллу принять Шахта, но, когда тот войдет в кабинет, сделать вид, будто он поглощен поисками каких-то документов, и липгуты три не замечать присутствия немца, а секретарь Хэлла тем временем должен был наблюдать, какое впечатление это произведет на Шахта. Затем Хэллу надлежало обнаружить за­писку президента, содержащую резкий протест против попытки немцев укло­ниться от уплаты по своим долговым обязательствам. Вручая эту записку Шахту и здороваясь с ним, Хэлл получил прекрасную возможность увидеть, как Шахт менялся в лице. Подобная встреча, сказал президент, должна была до известной степени сбить спесь с заносчивого немца, но результат, как сообщил Хэлл, пре­взошел все ожидания» (55, стр. 35).

28. П. Медавар, биолог, лауреат Нобелевской премии, пишет: «Романтики полагали, что поэзия - полярная противоположность аналитическому рассуждению, нечто, лежащее далеко за пределами заурядных сделок рассудка с реальностью, и потому они упустили одно из величайших открытий - союз между воображением и рассуждением, между творческой и критической способностью. Я называю это открытие - важнейшим методологическим открытием современной мысли, - хотя оно никому не принадлежит» (92, стр. 12).

К.С. Станиславский: «Эта картина («Отелло», действие второе, сцена 2-я. - П.Е.) всецело принадлежит Яго... В этой картине его талант провокатора-ре­жиссера в полной мере вырисовывается. Вот почему эту картину я считаю актом Яго, а его центральной сценой признаю режиссерское выполнение им своего про­вокационного плана, т.е. напаивание Кассио, стравливание его с Родриго и под­нятие восстания на Кипре» (134, стр. 164-165).

Иными словами и в иных выражениях та же, по существу, мысль вы­сказана далеким от MXT замечательным артистом Н.М. Радиным: «Я приступаю к исканию образа. Мне нужно вскрыть его внутреннее существо, проанализировать мельчайшие подробности его желаний, тех волевых импульсов, которые толкают его по пути развития коллизии пьесы; мне важно не то, что и как он говорит, важны цели, поставленные им веред собой... Тогда мне станет ясной его целе­устремленность, а отсюда - его моральный вес, то есть его точка зрения на окру­жающих, на жизнь в целом...» (118, стр. 82-83).

В романе Т. Манна «Лотта в Веймаре» престарелый Гёте вспоминает Шиллера и мысленно спорит с ним: «Самое острое и духовное в драме - моти­вировка. Вы недолюбливали ее, любезнейший, воспринимали как нечто малоцен­ное, считали смелостью презирать ее. Однако, видите, существует смелость мотивировок, которую уже никак не упрекнешь в мелочности» (89, т.2, стр. 655).

«Кого бы ни играла Ермолова, - она защищала.

«Защитительным инстинктом» эта защитница, - от благоговения перед чуд­ным даром, чуть не сказал «заступница», - она находила оправдывающие об­стоятельства.

Находила…

Выдумывала иногда...

Всех персонажей, каких она играла, она играла всегда симпатичными.

Сходилось ли это всегда с намерениями автора? Я не думаю» (В.М. Доро­шевич. - 56, стр. 83).

По впечатлениям А. Кугеля, Сальвини и Муне-Сюлли по-разному мотиви­ровали наивность Отелло. У Сальвини он был доверчив, как ребенок, и наивность его была близка к первобытной простоте, а самоубийство - актом ярости, сти­хийным взрывом. Наивность Отелло Муне-Сюлли была отсутствием скептицизма, утонченной цивилизованностью рыцарства, верностью традиции, долгу, закону, а самоубийство - естественным самосудом (74, стр. 302-304).

33. Любопытную аналогию этим двум «рычагам» можно найти в далекой от театра области. Акад. Е.В.Тарле рассказывает: «Наполеон, со своей оригинальной манерой выражаться, уподоблял комплекс качеств хорошего полководца квадрату, где основание и высота всегда равны: под основанием он тут понимает характер, смелость, мужество, решимость, а под высотой - ум, интеллектуальные качества. Если характер сильнее ума, то полководец увлечется и пойдет дальше, чем нужно. Если ум сильнее характера, то у него, напротив, недостает мужества осуществить свой план» (140, стр. 384).

34. У Гомера Одиссей, вернувшись в Итаку, не знал, кого встретит:

«Вставши, с великим волненьем он начал кругом озираться;

Скорбь овладела душою его, по бедрам он могучим

Крепко ударив руками, в печали великой воскликнул:

- Горе! К какому народу зашел я! здесь, может быть, область

Диких, не знающих правды людей, иль, быть может, я встречу

Смертных приветливых, богобоязненных, гостеприимных!»

(43, стр. 256)

К.С. Станиславский, репетируя сцену встречи Чичикова с Плюшкиным, гово­рил, по воспоминаниям В.О.Топоркова: «Первые фразы обычно еще не звучат по-настоящему действенно, так как каждый из партнеров не сделал еще для себя хотя бы предварительной оценки своего собеседника. Они продолжают прощупывать друг друга для более успешного воздействия на партнера. Особенно это может от­носиться к такому подозрительному человеку, как Плюшкин. Ведь прежде чем он разгадал, кто такой Чичиков, и уверовал в то, что это не кто иной, как посланец неба, принесший ему благодеяние за величайшее добродушие и смирение, он при­нимал его то за разбойника, то за помещика, приехавшего в гости и желающего хорошо пообедать, то за разорившегося гусара, желающего занять денег, и т. д.» (147, стр. Ю2).

35. Именно таких представлений об окружающих держались столь не похожие один на другого во всем остальном Наполеон и Талейран. О Наполеоне Е.В. Тарле пишет: «В нем не было жестокости как страсти, но было полнейшее равнодушие к людям, в которых он видел лишь средства и орудия» (140, стр.397).

Почти гротесковый образ дан Р.П.Уорреном «В жилах у него (Гумми Лар-сена.- П.Е.) текла ледяная вода. Его ничем нельзя было пронять - ни оскорбле­ниями, ни гневом, ни рукоприкладством... Он был истинным дельцом. Он всему знал цену» (149, стр. 446).

36. Примеров тому множество. Можно начать с Гомера: причина несчастий ахейцев - распря между Агамемноном и Менелаем после того, как Троя уже пала (43, стр. 82-83).

В «Слове о полку Игореве»:

«Встала Дева-обида у древнего края Трояна,

Лебединые крылья над морем подняв из тумана.

Плеском крыльев она времена золотые прогнала, -

Уж князья на врагов сообща не идут, как бывало.

Стали ссорить они, кто постарше, а кто помоложе...»

(Стихотворный пересказ Н.И. Рыленкова).

37. Вот иллюстрация из Герцена:

«Наши споры и ссоры (с Кетчером. - П.Е.) в Покровском иногда бывали полнейшего комизма, а все-таки оставляли на целые дни длинную, серую тень.

- Отчего кофей так дурен? - спросил я у Матвея.

- Его не так варят, - отвечал Кетчер и предложил свою методу. Кофей вышел такой же.

- Давайте сюда спирт и кофейник, я сам сварю, - заметил Кетчер и при­нялся за дело. Кофей не поправился, я заметил это Кетчеру. Кетчер попробовал и, уже несколько взволнованным голосом и, устремив на меня свой взгляд из-под очков, спросил:

- Так, по твоему, этот кофей не лучше?.. Однако же это удивительно, что ты в едакой мелочи не хочешь отказаться от своего мнения.

- Не я, а кофей.

- Это, наконец, из рук вон, что за несчастное самолюбие!

- Помилуй, да ведь не я варил кофей и не я делал кофейник...

- Знаю я тебя... лишь бы поставить на своем. Какое ничтожество - из-за поганого кофея - адское самолюбие!

- Больше он не мог; удрученный моим деспотизмом и самолюбием во вкусе, он нахлобучил свой картуз, схватил лукошко и ушел в лес» (36, т1, стр. 524).

- Из мемуаров Екатерины II (в 1744 году Екатерина в качестве невесты Петра III с матерью совершала путешествие в Киев, сопровождая Елизавету Петровну):

«Мы остановились в Козельце... в доме графа Разумовского... Все, однако, были размещены весьма тесно. Мы с матушкою спали в одной и той же комнате... Как-то великий князь (будущий Петр III.- П.Е.) зашел к нам, когда матушка писала и около нее стояла ее открытая шкатулка. Великий князь хотел из любопытства порыться в шкатулке; матушка просила не трогать ее шкатулки - он, подпрыгивая, отскочил в другой угол комнаты. Но, прыгая, чтоб рассмешить меня, он задел за крышку шкатулки и уронил ее. Тогда моя мать рассердилась и они стали обмени­ваться крупными словами. Матушка упрекала великого князя, что он намеренно уронил шкатулку; великий князь кричал, что это несправедливо, и оба обращались ко мне как к свидетельнице. Зная нрав матушки, я боялась пощечин, если не приму ее сторону... и очутилась между двух огней... Великий князь... стал обвинять матушку в несправедливости и назвал ее гнев бешенством; она назвала его дурно воспитанным мальчишкой. Словом, трудно было без драки довести далее ссору. Великий князь возненавидел матушку и никогда не забыл этой ссоры. Матушка тоже продолжала дуться на него, и между ними стала проявляться принужденность, недоверчивость, вечные колкости» (цит. по 14, стр. 131-132).

38. Позиционную борьбу в самом широком смысле, - например войну, -можно вести вполне по-деловому. Наполеон писал Александру I из Москвы: «Я веду войну с Вашим величеством без всякого озлобления» (140, стр. 267). Вероятно, это был провокационный ход: попытка начать «сближение» через «деловые отношения».

39. Примером болезненной и настойчивой склонности «ставить на место» может служить Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании» Достоевского. Вот как описывает автор ее поведение у тела разбитого мужа: «Амалия Людви­говна! Прошу вас вспомнить о том, что вы говорите, - высокомерно начала было Катерина Ивановна (с хозяйкой она всегда говорила высокомерным тоном, чтобы та «помнила свое место», и даже теперь не могла отказать себе в этом удоволь­ствии), - Амалия Людвиговна...» Далее идет наступление «ставить на место» с одновременной борьбой за инициативу, поэтому «чрезвычайною скороговоркой, чем дальше, тем быстрее, но кашель разом прервал красноречие Катерины Ива­новны» (57, т.5, стр. 189). Скороговоркой она спешит «удержать инициативу», а удаляет партнера, не только «ставя его на место», но и «возвышая себя». Объ­яснение этой склонности Катерины Ивановны мы находим в словах Сони Мармеладовой: «Она справедливости ищет... Она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует...» (57, т.5, стр. 330).







Date: 2015-09-22; view: 309; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию