Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятия формы и содержания в современном языкознании
Категории «форма» и «содержание» в языкознании понимаются неоднозначно. Формой в языке называется: 1) внешняя, воспринимаемая органами чувств (слуха и зрения), наблюдаемая сторона языка. Употребляясь по отношению к языку вообще, термин «форма» соответствует терминам «выражение» у Ф. де Соссюра или «план выражения» у Луи Ельмслева и обозначает материальные средства, служащие для передачи языковых сообщений. В этом смысле форма противопоставляется содержанию, семантике, смысловой стороне языка. Употребляясь по отношению к отдельной языковой единице, термин «форма» обозначает внешнюю сторону языкового знака, его материальную, физическую сущность, звуковую или графическую оболочку. Она противопоставляется значению, смыслу, понятию, функции. Противопоставление формы и значения как двух сторон языкового знака сопоставимо с противопоставлением означающего и означаемого у Ф. де Соссюра. 2) способ языкового членения экстралингвистической действительности. 3) видоизменение, разновидность языкового знака. При таком понимании формой считаются словоформы и грамматические формы слова. Таким образом, форма в языке - это и наблюдаемая, и представляемая, и модифицируемая часть языковых явлений. Содержание в языке является понятием высшего порядка. Форма подчинена содержанию, которое требует своей реализации, своего воплощения в той или иной форме. В практическом лингвистическом анализе содержание языковой единицы нередко отождествляется с ее значением. Для теоретической же лингвистики вопрос соотношения понятий «содержание - значение» остается проблемным.
Существует много толкований этих понятий. Большинство лингвистов придерживается концепции Ф. де Соссюра, который выделял в знаке означающее и означаемое. Означаемое - содержательная сторона знака. Понятие означаемое впервые появилось в учении стоиков, где оно противопоставлялось понятию означающего. Означаемое - это то, что понимается, подразумевается. В концепции Ф.де Соссюра означаемое понимается как ориентированная на содержание сторона языкового знака, как элемент кода. Она противопоставляется «сообщению», то есть реальному смыслу, передаваемому в тексте данным языковым выражением. Соответственно означаемое определяется как абстрактная единица, представляющая собой класс конкретных сообщений. Означаемое является обобщенным отражением предметов, явлений, ситуаций в сознании человека. Оно фиксирует результат абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Содержание, охватываемое означаемым языковых знаков, в принципе безгранично, что является отличительным свойством естественного языка. Означаемое включает информацию не только о внешнем мире, но и сведения об отношениях знаков друг с другом, различные аспекты речевого акта и его компонентов. Некоторые лингвисты рассматривают содержание как родовое понятие, а значение - как видовое. Значение языкового знака считается лишь одной из сторон его содержания. Другой стороной содержания являются звуковые или графические экспоненты знака. Иными словами, содержание рассматривается как единство означаемого и означающего знака, а значение соотносится только с его означаемым. Значение знака - это вербализованное отражение предмета знакообозначения в понятиях и представлениях (лексическое, грамматическое, словообразовательное). Одному и тому же знаку могут быть присущи разные типы языковых значений. Например, у слова «писатель» есть лексическое значение 'человек, занимающийся литературным трудом', грамматические - значения муж. рода, ед. числа, им. падежа, и словообразовательное - 'тот, кто производит действие, названное производящей основой'. Все эти значения входят в содержание слова «писатель». Содержание единиц разных структурных уровней языка имеет общие и специфические признаки.Общие признаки - это наличие у разных единиц одного и того же набора значений: денотативного, сигнификативного, коннотативного, лексического, грамматического. Этот набор значений есть и в содержании слова, и в содержании фразеологизма, и в содержании словосочетания, и в содержании предложения. Специфика же содержания языковых единиц зависит 1) от значимости того или иного значения в составе содержания знака, 2) от его «активности», то есть эксплицитности/имплицитности, актуальности/неактуальности, нахождения в ядре или на периферии содержания, 3) от характера комбинаторики этих значений в составе единицы. Так, для содержания общеупотребительного слова доминирующим является денотативное значение, для термина - сигнификативное, для фразеологизма -коннотативное, для словосочетания и предложения - релятивное грамматическое значение. Содержанию единиц каждого уровня языка присущи те свойства, которые необходимы им для обеспечения успешной речемыслительной деятельности.
Date: 2015-09-22; view: 1954; Нарушение авторских прав |