Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ишварапранидхана





 

Важнейший метод устранения препятствий на пути к большей ясности понима­ния — это ишварапранидхана (смирение перед Ишварой)*. Концепция «Ишварапранидхана» основана на представлении, что существует духовное существо, которое выше нас. Мы вручаем себя этому высшему существу, рассчитывая на его помощь, и отдаем ему плоды всех наших трудов.

 

Что есть Ишвара? Прежде всего, это имя, идея, которая, как я уже говорил, описывает высшее божественное существо. Ишвара не относится к материальному миру (пракрита), и это не тот видящий (пуруша), который находится внутри нас. Ишвару характеризует ряд качеств: он видит все вещи такими, какие они есть; его действия совершенны; он всеведущий первый учитель, источник помощи и поддержки. В отличие от нас, Ишвара не подвержен влиянию авидьи. Хотя он знает, что такое авидья, она его не касается, поэтому он никогда не совершал, не совершает и не совершит неправильных действий. В отличие от людей, он никогда не был окутан туманом авидьи, поэтому он может видеть то, что от нас скрыто. Таким образом, он может вести нас и указывать нам путь.

Ишвара не делает ничего, что могло бы иметь негативные или вызывающие со­жаление последствия. Он находится за пределами порочного круга, где действия приводят к дурным последствиям, а те обусловливают новые действия, которые, в свою очередь, снова порождают негативные последствия. Ишвара, как и пуруша, видит, и это одно из его основных качеств. Поэтому «Йога-сутры» тоже называют его Пурушей, но это особый пуруша — вишеша-пуруша.

* «Йога-сутры» 1.39.

** «Йога-сутры» 1.23.

 

Слово вишеша означает «исключительный». Исключительность Ишвары в том, что он не подвержен влиянию авидьи, не совершает негативных действий, способных вызвать раскаяние, и не испытывает духкхи (страдания). Благодаря этому он облада­ет исключительной способностью знать и понимать все. Для описания этого особого качества йога использует слово сарваджня — «всеведущий». Сарва означает «всё», а джня переводится как «знать». Ишвара всеведущ — он знает все, всегда и на любом уровне. Он единственный, кто обладает этим качеством; у нас, людей, этого качества нет. Поэтому он является великим учителем, которого почитают как гуру. Патанд-жали называет Ишвару Первым Гуру. Это высший учитель. Почтение, оказываемое ему, основано на том факте, что он знает все. Человек обращается к нему со словами: «О Знающий, поделись со мной своим знанием!»

Йога не приписывает Ишваре конкретной формы. Если вы хотите вступить в связь с этим существом, то следует использовать его особый символ. Этим символом является звук Ом. В «Йога-сутрах» Патанджали Ом не упоминается. Вместо этого используется термин «пранава», имеющий то же самое значение.

 

Вступить в контакт с Ишварой можно с помощью повторения звука Ом. Чем больше мы повторяем Ом с мыслью, что Ом символизирует Ишвару, тем лучше мы Его узнаем. Во время повторения Ом ум растворяется в этом звуковом символе кон­цепции Ишвары. Затем приходит момент, когда мы достигаем состояния тишины и делаем новый шаг на пути йоги.

Каковы наши отношения с Ишварой? Мы признаем его как великого учителя, мы просим у него помощи, потому что знаем, что он может помочь. Обращение за помощью к Ишваре — это ишварапранидхана. Вручение себя Ишваре — один из способов, предлагаемых Патанджали для преодоления препятствий, которые могут встретиться на нашем пути*.

 

К сожалению, я не могу подобрать английского эквивалента слова «Ишвара»**.

 

Может быть, это Бог, или Божественная Сила. Важно, что предание себя высшей силе — это выражение веры в существование чего-то, что выше нас, чему мы можем доверять. Веря в это существо, мы посвящаем ему все свои труды и, благодаря этому, продвигаемся вперед. Для многих людей ишварапранидхана не имеет смысла. Для них важно найти другие методы преодоления препятствий. Всегда следует помнить, что ни в коем случае нельзя применять силу, если на первый взгляд кажется, что двигаться некуда. Все, что нужно, — это дать себе, своему уму немного свободы. Есть множество возможностей выбраться из затруднительной ситуации. Если на на­шем пути возникает препятствие, всегда можно найти способ и средства его преодолеть. Существуют самые разнообразные подходы, и йога допускает любой из них.

 

* «Иога-сутры» 1.23-29.

** Этимологически ближе всего такие русские слова, как «Владыка», «Господь». — Прим. ред.

 

 

Ишвара и звук «Ом»

 

Поистине интересно узнать, почему для обозначения Ишвары был выбран звук Ом. Когда мы произносим Ом, этим сказано все.

 

Если мы проанализируем санскритское написание слога Ом, то увидим, что оно состоит из «а», «у», «м» и знака, обозначающего резонанс. То есть у Ом есть четыре аспекта. Первый аспект — звук «а». Он исходит из живота, горло и губы раскрыты. В санскритском алфавите, как и во многих других, «а» — первая буква. Второй аспект — «У» — звук, формирующийся в середине рта, рот открыт не так широко, как при произнесении звука «а». На третьем звуке («м») рот закрывается. Звук поднимается к носовой полости, создавая резонанс — четвертый аспект Ом.

 

«У» означает непрерывность и соединение, а «м» — последний согласный звук в санскритском алфавите. Поэтому путь от «а» до «м» через «у» символизирует все, что может быть выражено буквами и словами. А все, что может быть выражено словами, есть Ишвара. Произнося «а», я открываю рот, что означает процесс творения. «У» символизирует продолжение существования сотворенного, предполага­ющее постоянное обновление. «М» обозначает конец и разрушение. После «м» звук продолжается еще некоторое время. Для этого звука нет алфавитного сим­вола.

Следовательно, можно сказать, что Ишвара — это не только то, что может быть выражено словами, но и то, что не может быть выражено. Таково полное значение Ом.

 

Упанишады говорят, что «а» символизирует состояние бодрствования, «у» указы­вает на сон, а «м» — символ глубокого сна без сновидений. Четвертое состояние, которое озвучено резонансом после «м», — это самадхи. Данный образ указывает на того, кто стоит за всеми четырьмя состояниями, на единственного, кто поистине бодрствует, — на Ишвару. Он присутствует во всех этих состояниях. Он никогда не спит и не видит снов. Он всегда бодрствует и всегда наблюдает. Он знает обо всем и в то же время находится за пределами всего. Если я буду повторять Ом, помня об этих иде­ях, я буду постепенно растворяться в Ишваре, и мой ум настолько пропитается Ишварой, что во мне воцарится тишина. Затем я смогу продолжать двигаться своим путем. Поэтому ишварапранидхана — один из мощнейших способов устранения пре­пятствий с пути жизни.

 

Date: 2015-09-22; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию