Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К-т сч. 99 определена прибыль

По кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба») отражается разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей. По мере погашения задолженности, принятой на учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», соответствующие суммы разницы списываются со счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-1 «Прочие доходы».

На счете 46 «Реализации продукции (работ, услуг)» сопоставляются доходы и расходы по реализованным продуктам, работам, услугам. Поэтому на счет 99 «Прибылей и убытков» зачисляется ежемесячно сумма прибыли, полученная от реализации, и делается запись:

Д-т сч. 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”

К-т сч. 99 “Прибыли и убытки”.

На производственных предприятиях на счете 46 сопоставление выручки от реализации с себестоимостью реализованной продукции может показать убыток, когда дебетовый оборот за месяц по счету реализации превышает кредитовый оборот по этому счету. Убыточный результат в конце месяца переносится на счет Прибылей и убытков:

Д-т сч. 99 “Прибыли и убытки”

К-т сч. 46 “ Реализация продукции (работ, услуг).

Дебетовое (убыток) или кредитовое (прибыль) сальдо по счету 47 в текущем отчетном периоде списывается на счет 99 “Прибыли и убытки”.

При выполнении данных операций выполняются следующие проводки:

Д-т сч. 47

К-т сч. 01; отражается выбытие основных средств

Д-т сч. 02

К-т сч. 47 начислена амортизация

Д-т сч. 47

К-т сч. 99 определена прибыль

Счет 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств” закрывается.[12]

 

 

1.3 Порядок формирования и распределение прибыли предприятия

 

 

Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности.

Теоретической базой результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли. Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшим среди них является показатель прибыли. Конечным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает балансовая прибыль.

Балансовая прибыль является основой для определения величины налогооблагаемой прибыли.

Для целей налогообложения прибыли предприятий в соответствии с законом Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” рассчитывается показатель валовой прибыли, которая определяется на базе балансовой прибыли, но с учетом двух обстоятельств: при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества для целей налогообложения в сумму валовой прибыли включается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, причем эта стоимость увеличивается на индекс инфляции, официально утверждаемый в установленном порядке на данный период.

Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» вводит понятие валовая прибыль – как объект налогообложения. Валовая прибыль комплексно характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. От правильности и достоверности отражения этих показателей в бухгалтерском учете и отчетности непосредственно зависят размеры налогообложения прибыли, и величина поступающей в полное распоряжение предприятия чистой прибыли. [11]

Для целей исчисления облагаемой прибыли валовая прибыль корректируется:

- увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной;

- уменьшается на сумму:

а) рентных платежей, вносимых в бюджет в установленном порядке;

б) доходов, полученным по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

в) дохода долевого участия в деятельности других предприятий;

г) прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

д) прибыли от страховой деятельности и осуществления банковских операций и сделок;

е) доходов от видеосалонов, проведения концертных мероприятий, от посреднической деятельности.

По мере получения прибыли предприятие использует ее в соответствии с действующим законодательством государства и учредительными документами предприятия. В настоящее время прибыль (доход) предприятия используется в следующем порядке:

1) уплачивается в бюджет налог на прибыль (доход);

2) производятся отчисления в резервный фонд;

3) образуются фонды и резервы, предусмотренные учредительными документами предприятия.

Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли. (Коммерческие расходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо).

Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, определен разделом II «Положения о составе затрат». Поскольку при формировании финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и, как следствие, налогооблагаемой базы, существенное влияние может оказать определение себестоимости, и поэтому требующие наиболее тщательного исполнения, является определение себестоимости продукции для целей налогообложения.[5]

Для обобщения информации о процессе реализации продукции (работ, услуг), а также определения финансовых результатов от этой операции предназначен счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». По кредиту этого счета отражается - суммы, предъявленные покупателю для оплаты по отпускным ценам (выручка), а по дебету счета 46 отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, налоги и отчисления.

Путем сопоставления оборотов кредита и дебета счета 46 получают финансовый результат от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Если кредит счета 46 окажется выше, чем дебет, то предприятием получена прибыль, которая в конце месяца полностью списывается на синтетический счет 99 «Прибыли и убытки».

Если кредит счета 46 окажется меньше, чем дебет, это означает, что получен убыток.

Прибыль от прочей реализации представляет собой прибыль, полученную от реализации основных фондов и другого имущества, нематериальных активов. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально.

После формирование прибыли предприятие распределяет полученную прибыли - эта роль обусловлена следующими основными положениями:

- распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления – повышение уровня благосостояния собственников предприятия.

- распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия.

Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей миссии акций.

- распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия.

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли (рисунок 1.4).

 

Сальдо внереализационных финансовых результатов
Экономические санкции по платежам в бюджет
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг Налог на прибыль    
Общая сумма прибыли до налогообложения  
Чистая прибыль
Доля чистой прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения
Процентные доходы от инвестиционной и финансовой деятельности  
Налог на прибыль

 

 

Проценты к уплате за привлеченный капитал

 

 


Рисунок 1.4 - Структурно-логическая модель факторного анализа

формирования чистой прибыли

 

На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы. Но часть налоговых платежей, таких, как отчисления в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, оказывают посредственное влияние на чистую прибыль – через себестоимость продукции и прибыль от реализации – и являются факторами второго порядка по отношению к чистой прибыли. Другая часть налогов, таких, как налог на имущество, налог на содержание жилищного фонда (ЖКХ), сбор на содержание милиции, являются прямыми налогами, которые отчисляются от прибыли.

Таким образом, изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы и изменения налоговой ставки.

На величину чистой прибыли оказывает влияние фактор первого уровня, влияющий на величину чистой прибыли, - налогооблагаемая прибыль и ставка налога на прибыль.

Изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы и изменения налоговой ставки, взятой с обратным знаком, т.е.:

(1)

Пч - чистая прибыль;

НБ - налогооблагаемая база;

СН – ставка налога в %;

Н – размер налоговых платежей.

Для расчета налога на прибыль определяется налогооблагаемая прибыль.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на:

• доходы, полученные по акциям и другим ценным бума­гам;

• доходы от долевого участия в деятельности других пред­приятий, кроме доходов, получаемых за пределами РФ;

• прибыль от страховой деятельности;

• прибыль от посреднической деятельности;

• доходы казино, игорных домов;

• предоставляемые по налоговому законодательству льготы.

Исчисление и уплата налогов по этим видам доходов произво­дятся отдельно по специально установленным ставкам.

При расчете налогооблагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд и другие фонды, создаваемые в соответствии с законодательством пред­приятиями, для которых создание таких фондов предусмотрено. При этом сумма отчислений в фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли.

На величину чистой прибыли оказывают также влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Это факторы второго уровня, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли:

- доходы, облагаемые по ставкам, отличным от налога на прибыль;

- размер отчислений в резервный фонд;

- размер льготируемых отчислений из прибыли.

Влияние факторов второго и последующих порядков на величину налога на прибыль рассчитывается по формуле:

 

(2)

где - приращение налога на прибыль за счет i-го фактора;

- приращение налогооблагаемой прибыли за счет i-го фактора.

Размер влияния доходов на величину прибыли определяется по формуле:

(3)

где - изменение чистой прибыли за счет доходов, облагаемых по другим ставкам;

СНД - ставка налога на доходы;

Д – размер дохода, облагаемого по другой ставке.

Кроме рассмотренных факторов, на величину чистой прибыли оказывают влияние факторы, формирующие валовую прибыль (факторы второго порядка).

Уровень влияния факторов второго порядка на чистую прибыль рассчитывается по формуле:

(4)

где - изменение чистой прибыли за счет i-го фактора;

- изменение суммы валовой прибыли за счет i-го фактора;

- удельный вес чистой прибыли в валовой прибыли.[2]

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той же части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально - бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая харак­теризует долю прибыли, используемой на потребление.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости пред­приятия, о наличии источника для последующего развития.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию.

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике (рисунок.1.5).

Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:

- дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом;

- проводится факторный анализ образования фондов;

- дается оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала. [10]

 

Прибыль после налогообложения  
Отчисления на благотворительные цели  
Погашение целевого кредита
Оплата штрафных санкций  
Формирование и использование резервного фонда  
Фонды специального назначения  
Фонд накопления  
Фонд выплаты дивидендов  
Фонд потребления  
Фонд социальной сферы
Фонд материального поощрения
Фонд накопления образованный
Фонд накопления использованный

 


Рисунок 1.5 - Схема распределения чистой прибыли.

 

Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является

1) чистая прибыль,

2) коэффициент отчислений прибыли.

Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

 

ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0 (5)

 

где ΔФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли;

ΔПч – приращение суммы чистой прибыли;

К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на базисный коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

На размер отчислений в фонды оказывают влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле:

 

ΔФн (К) = (К1 – К0)· Пч1 (6)

 

ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений;

К1, К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления);

Пч1 – чистая прибыль за отчетный период.

Анализ социальных выплат проводится в сопоставлении с оценкой таких показателей оценки эффективности труда, как:

- коэффициент текучести кадров;

- уровень производительности труда;

- уровень квалификации и образования работников;

- динамика этих коэффициентов.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов держателям акций предприятия, самофинансирование предприятия, фонд социальной сферы, материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях или выше нормативных для данной отрасли производства, то существуют перспективы для развития предприятия.

Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

Фонд потребления может использоваться на коллективные нужды и индивидуальные.

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.[1]

 

 

Глава II. Учет и анализ формирования и распределение прибыли

на примере ООО «Логус – агро»

 

 

2.1 Организационно – правовая и экономическая характеристика

предприятия ООО «Логус – Агро»

Компания «Логус - Агро» - это крупнейшие агропромышленное объединение Черноземья, основанный в 2003 году, в котором работают высококвалифицированные специалисты с большим производственным стажем и многолетним опытом. Число работников предприятия более 1000 сотрудников. На сегодняшней день «Логус» - это ведущий многопрофильных сельско – хозяйственный комплекс обладающей хорошим материально - техническим и кадровым потенциалом. Основными направлениями деятельности предприятия является растениеводство, хранение и переработка овощей, складские и консалтинговые услуги.

«Логус – Агро» занимается выращиванием овощей и зерновых культур. На посевных площадях 3600 га., в т.ч. 1800 га. орошаемые. Традиционное выращивание для этого района ЦЦР, вида продукции: картофеля, капусты, свеклы, лука, зерновых. Осуществляется предпродажная подготовка: сортировка, мойка и фасовка. Также у предприятия имеются несколько парников где выращиваются овощи в любое время года. Ежегодно «Логус – Агро» приносит большой сбор урожая, даже в засушливое лето, поскольку у предприятия имеется несколько собственных водоемов, где и берется вода для орошения земель.

Летом 2010 года президент РФ Д.А. Медведев после визита на предприятия отметил: «Предприятием используется высококачественная техника и предприятие соответствует всем европейским стандартам».

Структура управления ООО «Логус – Агро» изображена на рисунке 2.1

 

Генеральный директор
Бухгалтерия
Коммерческий директор
Зам. ген. директора по производ-ству
Зам. ген. директора по МТС, быту и охране
Зам. ген. директора по перспективному развитию
Зам. ген. директор
Главный агарном
Главный инженер - теплотехник
Главный инженер- электрик
Главный инженер-механик
Главный инженер-строитель
Главный инженер АСУ
Главный специалист по экологии
Нач. отдела внешне-экон. связей
Экономист

 


Рисунок 2.1 – Структура управления ООО «Логус - Агро»

 

Основной целью ООО «Логус - Агро» является получение прибыли и на ее основе удовлетворение социальных и экономических интересов.

 

 

Видами деятельности являются:

· Выращивание, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

· Производство товаров народного потребления;

· Эксплуатация и ремонт технологического оборудования;

· Торгово-закупочная и посредническая деятельность;

· Производство и реализация научно-технической продукции;

· Авторский надзор;

· Консультационные услуги, обучение;

· Внешнеэкономическая деятельность;

· Рекламно - выставочная деятельность;

Общество в праве осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на достижение уставных целей.

Сведения показывают, что ООО «Логус - Агро» является крупным предприятием, использующим в производстве земельные площади по состоянию на 01.01.11 г. объемом 3600 га.

Основной задачей сельско – хозяйственного предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.

Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия.

По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Информационной базой для анализа объемов производства и реализации продукции может быть:

- Статистические показатели (приложение к балансу – форма № 4, «движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» – форма №16);

- Оперативные отчеты;

- Планы-графики производства;

- Планы экономического и социального развития предприятия;

- Различные виды сопроводительной документации.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. [10]

 

Таблица 2.1 - Объем продаж по видам продукции, робот, услуг

ООО «Логус –Агро» за 2007 – 2010 гг.

Год Зерновые Овощи Работы, услуги Товары Прочая сельхозпродукция
  тн.          
т.руб. 46683,67 81948,8 933,913 1013,042 13213,943
  тн.          
т.руб. 73433,08 90569,6 2080,730 1825,058 17055,064
  тн.          
т.руб. 116727,4 85006,9 2906,8 1411,7 33383,2
  тн.          
т.руб. 185363,8 94263,9 4589,85 1946,45 51952,47

 

Рисунок 2.2 - Динамика реализации продукции предприятия

 

Из представленной таблицы и диаграммы видно, что объемы реализации продукции, работ, оказанных услуг ООО «Логус - Агро» по всем видам продукции, работам, услугам возрастают. Так, например, объем реализации зерновых возрос в период с 2007 по 2010 гг. на 56,4 %, а производство овощей на 61,8 %.

 

Таблица 2.2 Доля основных объемов продаже предприятия

ООО «Логус - агро»

Год Зерновые Овощи Прочая с/х продукция
тн. % тн. % тн. %
    35,75   53,46   10,77
    42,9   46,6   10,48
        36,9   15,11
    49,93   32,93   17,14

 

Очевидно, что общий объем в 2007 году составлял 117 4930 тн., в 2008 году – 137 7590 тн., в 2009 году – 163 132 тн., в 2010 году - 193 0120 тн. то есть объем увеличился. [6]

 

2.2 Анализ финансового состояния предприятия

 

Оценка финансового состояния является частью финансового анализа. Она характеризуется определенной совокупностью показателей, отраженных в балансе по состоянию на определенную дату. Финансовое положение характеризует в самом общем виде изменения в размещении средств и источников их покрытия.

Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех производственно-хозяйственных факторов.

Финансовое состояние проявляется в платежеспособности организации, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков, возвращать кредиты, выплачивать зарплату, вносить платежи в бюджет.

Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности.

Цель анализа определяет его задачи. Основными задачами анализа финансового состояния являются:

- оценка динамики, состава и структуры активов, их состояния и движения;

- оценка динамики, состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;

- анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости организации и оценка изменения ее уровня;

- анализ платежеспособности организации и ликвидности активов ее баланса.

Анализ начинается с изучения динамики производства и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет.

 

Таблица 2.3 - Динамика производства и реализации продукции

в сопоставимых ценах

Годы Объем производства продукции, тн. Темпы роста, % Объем реализации, тн. Темпы роста, %
базисный цепной Базисный цепной
  117 6000     117 4930    
  135 9000 115,6 115,6 137 7591 117,2 117,2
  165 3000 140,6 121,6 163 1327 138,8 118,4
  190 5000   115,3 193 0123 164,3 118,3

 

Из таблицы видно, что за четыре года объем производства вырос на 62 %, а объем реализации продукции увеличился на 64,3 %. То, что за 2010 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что произведенная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями за предыдущий период реализована в 2010 году полностью.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной:

(8)
(7)

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

Рисунок 2.3 – Динамика производства и реализации продукции

ООО «Логус – Агро» за период с 2007 по 2010 год

 

Также стоит рассмотреть изменение объемов продаж отдельных видов продукции по годам.

Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния предприятия. Итого баланса носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Для общей оценки финансового состояния предприятия составляют уплотненный баланс, в котором объединяют в группы однородные статьи. При этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность и позволяет сравнивать с балансами других предприятий.

Задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности находятся в тесной взаимосвязи с экономическим содержанием понятий дебиторской и кредиторской задолженности.

Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) и пр.

Таким образом, дебиторская задолженность фактически представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств.[10]

Уплотненный баланс можно выполнять различными способами. Допустимо объединение статей различных разделов. Занесем показатели для анализа структуры кредиторской и дебиторской задолженности в табл. 2.4.

 

Таблица 2.4 - Показатели для анализа структуры кредиторской

и дебиторской задолженности ООО «Логус - Агро»

Показатель На конец 2007 года На конец 2008 года 2008 в % На конец 2009 года 2009 В % На конец 2010 года 2010 в %
Кредиторская задолженность     104,6        
В том числе:              
поставщики и подрядчики     114,8       94,7
по социальному страхованию и обеспечению         201,7   127,4
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами     96,9   145,8   80,5
задолженность перед бюджетом     62,8   90,5   53,5
авансы полученные     591,9   27,8    
прочие кредиторы         101,8   85,9
Дебиторская задолженность (в течение 12 месяц.)     156,9   120,6    
В том числе:              
покупатели и заказчики     85,7   141,9   96,8
прочие дебиторы     429,6   111,1   93,4

На основании данных табл. 2.4 строим диаграмму структуры кредиторской задолженности.

Рисунок 2.4 – Кредиторская задолженность

 

Из приведенных таблицы диаграммы видно, что львиную долю в составе кредиторской задолженности занимает статья «Поставщики и подрядчики.

Динамика и состав дебиторской задолженности свидетельствует о том, что поставщики предприятия, получая вовремя его продукцию, задерживают ее оплату, причем объем просроченной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности на начало года позволяет сделать вывод о том, что предприятие в значительной мере кредитует деятельность своих контрагентов. Это создает препятствия для погашения его собственных обязательств.

Важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия – это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.

Увеличение доли кредиторской задолженности в краткосрочных пассивах говорит о снижении источников формирования оборотных активов, а также о снижении текущей ликвидности предприятия. Дальнейшее увеличение доли кредиторской задолженности будет уменьшать текущую ликвидность предприятия.

Можно рекомендовать предприятию использование механизма взаимозачетов, чтобы снизить объемы как кредиторской, так и дебиторской задолженности. Кроме того, это позволит ускорить оборот ресурсов предприятия.

Ликвидность предприятия – это способность предприятия превращать свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Предприятие, оборотный капитал которого состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, обычно считается более ликвидным, чем предприятие, оборотный капитал которого состоит преимущественно из запасов.[9]

Все активы предприятия в зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы:

1. Наиболее ликвидные активы (А1) – суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения.

2. Быстрореализуемые активы (А2) – активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы.

3. Медленнореализуемые активы (А3) – наименее ликвидные активы – это запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

4. Труднореализуемые активы (А4) – активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу можно включить статьи I раздела актива баланса «Внеоборотные активы».

Таблица 2.5 - Структура актива баланса ООО «Логус – Агро»

по степени ликвидности

         
А1        
А2        
А3        
А4        

 

Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия. Текущие активы более ликвидные, чем остальное имущество предприятия.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

1. Наиболее срочные обязательства (П1) – кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок.

2. Краткосрочные пассивы (П2) – краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

3. Долгосрочные пассивы (П3) – долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы – статьи V раздела баланса «Долгосрочные пассивы».

4. Постоянные пассивы (П4) – статьи IV раздела баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи VI раздела баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления» и «Резервы предстоящих расходов и платежей». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» и «Убытки».

Таблица 2.6 - Структура пассива баланса ООО «Логус – Агро»

по степени погашения обязательств

         
П1        
П2        
П3        
П4        

 

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:

А1 >> П1

А2 >> П2

А3 >> П3

А4 << П4

Если выполняются первые три неравенства, то есть текущие активы превышают внешние обязательства предприятия, то обязательно выполняется последнее неравенство, которое имеет глубокий экономический смысл: наличие у предприятия собственных оборотных средств - соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.

Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их убытком по другой группе, хоть компенсация может быть лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

 

Таблица 2.7 - Анализ ликвидности баланса ООО «Логус – Агро» за период 2007 – 2010 гг.

Абсолютно ликвидный баланс        
  А1 ³ П1 А2 ³ П2 А3 ³ П3 А4 £ П4   А11 А22 А33 А44   А11 А22 А33 А44   А11 А22 А33 А44   А11 А22 А33 А44  

 

Из таблицы 2.7 видно, что баланс анализируемого предприятия не является абсолютно ликвидным не в один год анализируемого периода.

Итак, на предприятии имеются быстрореализуемые активы для погашения краткосрочных обязательств, медленнореализуемые активы покрывают долгосрочные пассивы, труднореализуемые активы значительно меньше постоянных пассивов т.е. соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости. Отрицательным моментом является недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств.

Показатели ликвидности применяются для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление не только о платежеспособности предприятия на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий. Различные показатели ликвидности важны не только для руководства и финансовых работников предприятия, но и представляют интерес для различных потребителей аналитической информации: коэффициент абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент покрытия – для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия.

Рассчитанные показатели оформим в таблицу.

 

Таблица 2.8 - Коэффициенты ликвидности ООО «Логус – Агро»

за 2007 – 2010 гг.

Показатель         норма
Маневренность собственных оборотных средств 0,037 0,191 0,176 0,019 рост
Коэффициент текущей ликвидности 1,369 1,45 1,194 1,365 >2
Коэффициент быстрой ликвидности 0,254 0,478 0,396 0,604 >1
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,014 0,086 0,034 0,007 >0.2
Доля оборотных средств в активах 0,663 0,633 0,524 0,526 -
Доля собственных оборотных средств в их общей сумме 0,27 0,31 0,162 0,268 >0.5
Доля запасов в оборотных активах 0,815 0,67 0,668 0,558 -
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов 0,331 0,463 0,243 0,48 >0.5
Коэффициент покрытия запасов 0,677 0,99 0,93 1,295 >1

 

На анализируемом предприятии на начало периода коэффициент покрытия ниже рекомендуемого – 1,3 (в среднем), но это вероятней всего связано с увеличением оборачиваемости средств, вложенных в запасы; коэффициент быстрой ликвидности – 0,4 (в среднем), значительно ниже норматива, так же как и коэффициент абсолютной ликвидности.

На конец анализируемого периода коэффициент быстрой ликвидности вырос и стал 0,604 - близким к нормативному значению, рост этого показателя произошел за счет увеличения дебиторской задолженности и суммы прочих оборотных активов; коэффициент абсолютной ликвидности – 0,007, что не соответствует нормативному значению, и это произошло за счет не эффективного использования краткосрочных финансовых вложений.

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Для определения деловой активности нашего предприятия рассчитаем следующие основные показатели, представленные в табл. 2.9

Таблица 2.9 - Основные показатели для определения деловой

активности ООО «Логус – Агро»

Показатель         Норма
Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) 20,42 16,4 17,16 14,4 Рост
Оборачиваемость запасов (в оборотах) 3,659 5,442 6,156 9,425 Рост
Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) 0,095 0,097 0,112 0,087 Снижение
Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности 0,05 0,061 0,058 0,069 Рост
Оборачиваемость собственного капитала 4,61 4,99 4,87 5,39 Рост
Оборачиваемость совокупного капитала 2,376 2,81 2,73 3,31 Рост

 

Анализируя рассчитанные показатели можно сделать вывод о неплохой деловой активности ООО «Логус - Агро». Об этом говорит динамика следующих показателей:

- Возросла оборачиваемость запасов с 3,659 об. В 2007 г. до 9,425 об. в 2010 г.;

- Упала оборачиваемость кредиторской задолженности с 0,095 до 0,087 за исследуемый период;

- Увеличился коэффициент погашаемости дебиторской задолженности с 0,05 до 0,069;

- Возросла оборачиваемость собственного капитала с 4,61 до 5,39;

- Возросла оборачиваемость совокупного капитала с 2,376 до 3,31.

И наряду с этим, лишь единственный, из рассматриваемых показателей деловой активности, имеет отрицательную динамику:

- Упала оборачиваемость средств в расчетах с 20,42 об. до 14,4 об.

Таким образом, основные показатели деловой активности являются неплохими, но отрицательная динамика вышеуказанного показателя ставит вопрос о необходимости принятия мер по улучшению ситуации в данной области.

 

 

2.3 Анализ прибыли и рентабельности

На первом этапе рассмотрим динамику прибыли за период 2007 – 2010 год. Имея данные, характеризующие величины приведенных выше показателей, анализ прибыли предприятия следует осуществлять согласно следующим пунктам:

- оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;

- изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;

- выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;

- анализ показателей рентабельности;

- выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.[3]

Приведенная ниже таблица отражает необходимые для оценки прибыли показатели.

 

 

Таблица 2.10 - Анализ динамики прибыли ООО «Логус – Агро»

за 2007 - 2010 год

Показатель     2008/2007 %   2009/2007 %   2010/ %  
 
Доходы и расходы по обычным видам деятельности                
Прибыль от продаж     134,9       177,6  
Прибыль до налогообложения     120,2   227,8   153,6  
Чистая прибыль     111,6   186,8   155,7  

 

Как видно из таблице 2.3 в период с 2007 по 2010 год прибыль увеличилась на 201% более чем в два раза. По данным таблицы построим график (рисунок 2.5).

 

Рисунок 2.5 - Динамики прибыли ООО «Логус – Агро» за 2007 - 2010 год

 

Очевидно, что в рассматриваемый период наблюдался устойчивый рост прибыли, а 2010 году наблюдается небольшой спад, вероятно это связано с некоторыми перестановками на предприятии организационного плана.

Прибыль как абсолютный показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности не всегда в полной мере отражает реальное положение дел. Рентабельность как относительный показатель эффективности делает это более точно.

Расчет данных показателей по ООО «Логус - Агро» представлен в таблице 2.11.

Таблица 2.11 - Показатели рентабельности продукции

ООО «Логус - Агро» (тыс. руб.)

Показатели        
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)        
Прибыль от реализации        
Балансовая прибыль        
Чистая прибыль        
Рентабельность всей реализованной продукции 0,068 0,073 0,089 0,059
Общая рентабельность 0,053 0,051 0,076 0,04
Рентабельность продаж по чистой прибыли 0,04 0,035 0,046 0,03

 

На основе расчётов можно сделать следующие выводы:

- Показатель общей рентабельности с каждым годом падает с 0,053 в 2007 году до 0,04 в 2010 году. Это говорит о том, что в 2010 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 0,04 копейки балансовой прибыли;

- Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также падает с 0,04 в 2007 году до 0,03 на конец 2010 года. Это говорит о том, что спрос на продукцию падает. Таким образом, в 2010 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,03 копейки чистой прибыли;

- Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 0,9 % и составила к концу 2010 года 5,9 %.

Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции остаются на довольно низком уровне.

- Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером при­были, полученной от их использования;

- Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций;

- Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность ис­пользования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на дли­тельный срок.

Различают следующие показатели рентабельности:

- Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);

- Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

- Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

- Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реа­лизации данного вида продукта к его продажной цене. [9]

Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12 - Показатели для расчёта рентабельности

ООО «Логус – Агро» за период 2007 – 2010 гг.

Показатели        
1. Прибыль балансовая        
2. Прибыль чистая        
3. Среднегодовая стоимость имущества        
4. Собственные средства        
5. Доходы от участия в других организациях        
6. Долгосрочные финансовые вложения        
7. Долгосрочные заёмные средства        

 

На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 2.13.

 

Таблица 2.13 - Показатели рентабельности вложения

ООО «Логус - Агро» за 2007 – 2010 гг.

Показатели        
Общая рентабельность вложений (с.1/с.3) 0,1269 0,1431 0,2088 0,1337
Рентабельность вложений по чистой прибыли (с.2/с.3) 0,0942 0,0986 0,1242 0,1006
Рентабельность собственных средств (с.2/с.4) 0,1827 0,1751 0,2215 0,1637
Рентабельность долгосрочных финансовых вложений (с.5/с.1)        
Рентабельность перманентного капитала (с.2/(с.4+с.7)) 0,1827 0,1751 0,2215 0,1637

 

На основе данных таблицы построим диаграмму.

 

Рисунок 2.4 – Показатели рентабельности вложений

 

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что в целом показатели рентабельности вложений за 2007 – 2009 год росли, но за 2010 год наметился спад.

В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на среднем уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств.

 

 

2.4 Факторный анализ прибыли

 

Прибыли от продаж рассчитывается рассчитывается как разница между выручкой от продаже товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами влияющими на сумму прибыли являются:

- Изменение объема продаж;

- Изменение ассортимента реализуемой продукции;

- Изменение себестоимости продукции;

- Изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки повышения эффективнос


<== предыдущая | следующая ==>
Первый этап. Тело | По С. А. Карпову

Date: 2015-09-22; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию