Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие ребенка. Часть 4





Мы познакомились с основными типами мышления человека (наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное), рассмотрели как происходит умственное развитие ребенка и предложили некоторые занятия и упражнения, которые помогут в развитии интеллекта малыша. Завершает серию публикаций статья о логическом мышлении.

 

Предпосылки для развития логического мышления закладываются в конце раннего детства (к 3-4 годам). В это время малыш понимает, что предмет можно обозначить, т. е. его можно назвать, нарисовать, показать при помощи другого предмета. Как мы уже говорили, и наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Взрослые при помощи речи не только ставят практические и познавательные задачи, но и учат малыша способам их решения. При этом высказывания самого ребенка способствуют осознанию им хода и результата действия, помогают поиску путей решения поставленных задач. Постепенно речь малыша «взрослеет», хотя обдумывая что-либо, ребенок все еще пользуется не словами, а образами. Вы, наверное, обращали внимание, что дети, справившись с задачами, требующими мыслительный действий, зачастую не могут выразить свою мысль словами.


Для того, чтобы слово стало употребляться для обозначения образов, ребенок должен постоянно расширять словарный запас, узнавать новые слова, обозначающие признаки предметов и явлений действительности. Постепенно знания складываются в системы понятий, позволяющие решать мыслительные задачи, не обращаясь к предметам или образам. Например, зная общее правило, что все дикие животные живут в лесу, и, выяснив, что медведь живет в лесу, малыш сразу сделает вывод о том, что он дикое животное.


Помочь научить ребенка обобщать и классифицировать понятия и предметы поможет игра «Четвертый лишний». Для этой игры вам понадобятся карточки или бланки с изображениями предметов, животных, растений, явлений природы, геометрических фигур. Эту игру вы можете сделать сами и постепенно пополнять ее новыми изображениями (см. рисунок 1) Предложите ребенку рассмотреть четыре картинки, потом спросите: «Как ты думаешь, какой рисунок здесь лишний?» Не спешите сразу хвалить ребенка, услышав правильный ответ. Задайте вопрос «Почему?», чтобы убедиться, что ребенок действительно правильно думает. Вот некоторые ответы детей еще не знакомых с обобщением понятий: «Здесь лишняя рыбка, потому что ее жарят, а слона, жирафа и льва нет», «Рыбка маленькая, а все звери большие, значит рыбка лишняя». Ребенок, научившийся обобщать, ответит приблизительно следующее: «Лишняя рыбка, потому что она живет в воде, а все остальные животные на суше».


Психологами доказано, что взрослые, общаясь с детьми, часто ошибаются предполагая, что слова имеют для взрослых и малышей один и тот же смысл. Поэтому, хотя дети сравнительно быстро овладевают умением правильно относить слова к определенным предметам, ситуациям и событиям, но между словами-представлениями ребенка и словами-понятиями взрослого существуют значительные различия. Представления малыша более живо, ярко отображают действительность, но не обладают четкостью, определенностью и систематичностью, свойственной понятиям взрослых.


Таким образом, имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях сами собой не могут превратиться в понятия и перерасти в закономерности, им нужно помогать. Научить ребенка определять закономерности поможет игра логические квадраты (рис. 2). Их также можно делать самостоятельно. Предложите малышу внимательно рассмотреть один квадрат: «Смотри, в первом ряду три фигуры — квадрат, треугольник и круг. Во втором ряду фигуры поменялись местами, но не изменились. А в третьем ряду одна из фигур спряталась. Как ты думаешь, какая?» В дальнейшем, усвоив принцип игры, ребенок уже не нуждается в столь подробной инструкции, достаточно спросить: «Чего не хватает?».


Другая игра, «Логические цепочки» (рис. 3). Посмотрев на картинку слева, ребенок должен по аналогии придумать пару картинке справа. На картинке слева нарисован скворец и скворечник, из чего ребенок делает вывод, что птица живет в скворечнике. На картинке справа нарисована собака и знак вопроса. Если ход рассуждений ребенка верен, то он будет приблизительно таким: «Скворец живет в скворечнике, а собака в будке».


Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Но психологами доказано, что некоторые понятия могут быть усвоены и детьми дошкольного возраста. Но усвоение логических форм мышления будет неполноценным, если у ребенка не развито наглядно-схематическое мышление, которое помогает понимать обобщенные схематические изображения и формировать понятия. Развитое образное мышление дает возможность ребенку соотнести и повторить за взрослым какое-либо действие. Возьмем, к примеру, кубики Никитина (рис.4). Попросите ребенка в точности повторить вашу постройку (не только расположение кубиков, но и их цвета). То, насколько легко (или нелегко) ребенок выполнит эти действия, покажет вам, достаточно ли внимания вы уделяли развитию образного и схематического мышления.


Очень важно помнить, что после овладения логическим мышлением, образное нисколько не теряет своего значения. Ведь образное мышление необходимо для всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности ребенка-дошкольника, тем задачам, которые он решает в игре, рисовании, конструировании, общении с окружающими. Знание этих моментов и заставляет с особым вниманием отнестись к развитию образного мышления малыша. Что же касается логического мышления, то возможности его формирования и развития следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с окружающим миром, не стремясь к тому, чтобы обязательно сделать логическим весь строй его мышления.


Множество простейших игр поможет вам подвести ребенка к формированию основ логического мышления, а, кроме того, будет способствовать развитию творческого, креативного мышления. Играйте с ребенком в головоломки из спичек или счетных палочек (например, изменить фигуру с помощью только 2 (3) палочек). Возьмите цветной картон, сделайте квадрат и разрежьте его на множество частей. Предложите ребенку собрать именно квадрат, любая другая фигура — не в счет! Поверьте, не каждый взрослый с первого раза справиться с этой задачей! Очень полезны и интересны для детей логические задачи. Сейчас много детских книжек с такими задачками, но кроме этого, используйте любые ситуации, чтобы развивать малыша. Задавайте вопросы, которые заставят малыша мыслить логически (выстраивать цепь закономерностей): «Почему компот сладкий?», «Почему селедка соленая?», «Почему на переезде, когда приближается поезд, опускается шлагбаум?», «Почему надо выносить мусор?» и т.д. И пусть вам, уважаемые взрослые, эти вопросы кажутся слишком простыми и даже смешными, но вашему ребенку понадобиться произвести в уме массу мыслительных действий, чтобы дать ответ. И если ответ правильный, то поздравляем вас, вы на правильном пути!
Желаем успехов в сложном, но таком интересном процессе — интеллектуальном развития вашего малыша!

Шах М.А., кандидат психологических наук, практический психолог, Водомерова И.В., воспитатель

 

Date: 2015-09-22; view: 1456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию