Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие ребенка. Часть 2





Основы мышления (умственного или интеллектуального развития) ребенка закладываются в самом раннем детстве. В части I мы начали знакомство с основными типами мышления человека и рассмотрели первый уровень — наглядно-действенное мышление. Сейчас переходим к следующему уровню — наглядно-образному.

 

Как же понять, какой тип мышления у вашего ребенка, как его определить и самое главное — развить? Психологи выделяют три уровня развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (или словесно-логическое). Причем все эти уровни развиваются последовательно, начиная с определенного возраста ребенка, и при условии, что предыдущий тип мышления уже освоен.


Наглядно-действенное мышление складывается, когда малыш берет предметы, трогает их, переставляет руками или с помощью других предметов. Этот уровень ребенок обычно «проходит» до 3 лет. Очень важно отметить, что такое предметное мышление служит основой для размышлений, выполняемых в уме, без внешних проб. Эти простейшие действия с образами предметов и свидетельствуют о начале развития наглядно-образного мышления.


Для его активизации используйте как можно больше игр, содержащих проблемные ситуации. Предоставляйте ребенку свободу действий для решения проблемы. Например, малыш построил дом из кубиков. Взрослый (не забыв восхититься его творением) предлагает поселить в этот дом игрушечную собачку. Но собачка слишком велика для домика. «Ой, — спрашивает взрослый, — что же делать?» Дайте ребенку возможность найти несколько вариантов выхода из создавшейся ситуации, если он затрудняется — подскажите ему, но не прямо, а с помощью наводящих вопросов. Не забудьте похвалить малыша, когда проблема будет решена! Таких ситуаций на протяжении дня может быть множество, старайтесь их использовать с пользой для ребенка.


Наглядно-образное мышление пока ограничено кругом решения простейших задач, и основную роль в развитии этого типа мышления играет речь. Понимать и употреблять слова, которые содержат обобщения, учат взрослые, а обобщенное значение слов помогает ребенку усваивать речь. Например, слово «часы»: взрослые учат соотносить и с ручными, и с настенными часами, и с будильником.


Предложите малышу такую игру: «Я буду называть слово, а ты расскажи, каким это бывает». Например, «дом»: одноэтажный, многоэтажный, каменный, деревянный, большой, маленький, игрушечный, сказочный и так далее. Потом поменяйтесь ролями: пусть ребенок называет слово, а вы расскажите ему о нем. Это служит предпосылкой для формирования знаковой функции сознания, т. е. возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Например, если ребенок «пьет» из кубика, то это уже не питье, а обозначение питья.


О периоде зарождения знаковой функции говорит то, что буквально во всем дети склонны усматривать обозначения знакомых им предметов: в нарисованных каракулях — жучков, в разлитой капле воды или молока — тучку, в брызгах воды — колючки ежика или дождик. Помогайте ребенку развивать эти качества. Предложите рассмотреть геометрические фигуры и сказать, на что они похожи. Займитесь с малышом кляксографией и ниткографией и вы увидите, сколько всего интересного может жить в одной кляксе или в непонятных каракулях, оставленных ниткой!


В этот период придут на помощь игрушки и игры, которых сейчас множество. Выбирайте те, которые помогут малышу создать образы предметов, животных, явлений – это всевозможные конструкторы, мозаики, сенсорные коврики. Но совсем не обязательно покупать все, что продается! Возьмите цветной картон или старый глянцевый журнал, вырежьте из него геометрические фигуры. Соберите из них несложную узнаваемую картинку и спросите ребенка: «На что это похоже?». Помогите ребенку самостоятельно создать другие образы, а потом и целые картины. Не забывайте о природном материале: аппликации и из всевозможных круп, фасоли, листьев и семян, конструирование из каштанов, шишек, желудей, ракушек помогут развить не только этот вид мышления, но и воображение вашего ребенка!


Находясь на улице, не забывайте рассматривать облака — вот уж где раздолье для воображения! А еще можно увидеть сказочных персонажей, различных животных или птиц в очертаниях деревьев и кустов, но делать это лучше всего под вечер, когда уже почти стемнело.


Однако развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений с одной стороны и усвоение знаковой системы с другой у малышей все еще не связаны между собой. Но позже, сливаясь, они создают основу для овладения более сложными формами мышления, о которых вы узнаете из следующих публикаций.

 

Шах М.А., кандидат психологических наук, практический психолог, Водомерова И.В., воспитатель

Date: 2015-09-22; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию