Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие ребенка. Часть 1





Жили-были в одной семье два брата, и были они очень не похожи друг на друга. Вроде мама одно и то же говорит, но один ребенок ее слушает, а другой – нет. Папа задумал с детьми задачки порешать: одному интересно и нравится, а второй скучает и старается поскорее к игрушкам сбежать. В чем же дело? И возраст один, и в семье одной растут… «Дело в типе мышления, – решили родители, — у Лени он логический, а у Леши – абстрактный», — и оба ошиблись.

 

Как же понять какой тип мышления у вашего ребенка, как его определить и самое главное, развить? Прежде всего, отметим, что основы мышления (умственного или интеллектуального развития) закладываются в самом раннем детстве. Внимательные мамы могут заметить, что крошке нет еще и 6 месяцев, а он, посмотрев на яркую игрушку, опять возвращает свой взгляд в то место, куда смотрел раньше. Этот пример показывает наличие у 6 месячных малышей такого сложного психологического процесса, как мышление. В возрасте 1 года ребенок может:

· играть в «прятки». Ищет, либо прячется, ожидая реакции взрослого; реагирует, когда нашел он или его нашли;

· доставать предметы из коробки;

· смотреть на предмет, на который указывает или смотрит взрослый;

· пользоваться указательным жестом;

· долго наблюдать за бытовыми действиями взрослых;

· находить спрятанную игрушку под одним покрывалом из трех (если она была спрятана у него на глазах);

· запоминать местонахождение предметов, которые на несколько минут были выпущены из поля зрения.


Все эти умения и создают предпосылки для дальнейшего умственного развития малыша. Итак, сначала ребенок знакомится с различными предметами и с тем, что «умеют» эти предметы, затем – с элементарными формами игры и рисования, далее – начинает говорить.


Психологи выделяют три уровня развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (или словесно-логическое). Также следует отметить, что все эти уровни развиваются последовательно, начиная с определенного возраста ребенка, и при условии, что предыдущий тип мышления уже освоен.


Наглядно-действенное мышление складывается, когда малыш берет предметы, трогает их, переставляет руками или с помощью других предметов. Например, ребенок, подражая взрослому, запоминает как папа или мама собирают пирамидку, составляют кубики и повторяет за ними. Овладение этими навыками происходит не сразу и зависит от того, какие предметы берет ребенок и в какой мере ему помогают взрослые. Поэтому родителям стоит учесть, что значительная часть игрушек для детей до 3-х лет должна побуждать ребенка примеривать части друг к другу.


При этом, далеко не каждый малыш сразу зрительно усвоит соотношения форм и размеров. И если ребенок вначале пытается силой добиться результата (втиснуть, неподходящие детали), то скоро сам или при небольшой помощи взрослых переходит к примериванию.
Игрушки, которые хорошо развивают малыша на этом этапе – знакомые всем пирамидки, матрешки, а также рамки Монтессори, логические квадраты (кубы, шары и т.д.), пазлы-вкладыши. Пирамидку, например, можно собирать в любом порядке, вариантов – множество. Помогите ребенку, покажите последовательность сбора: по размеру (например, от большего к меньшему) или по цвету.


Даже мамина посуда может пригодиться для развития ребенка: если у вас есть набор кастрюль, с которых снимаются ручки, или набор судочков – предложите малышу их собрать, и он будет в восторге. Кстати, этот прием хорошо работает, когда вам нужно срочно что-то сделать на кухне, а малыш хочет активно в этом участвовать: «Давай я буду готовить кушать, а ты мне помогай!».


Вообще надо сказать, что кухня – это огромное поле деятельности для развития ребенка, в частности – мелкой моторики, которая очень важна для развития мышления и речи. Если вы работаете с тестом, предложите и ребенку полепить. Можно предложить малышу перебрать фасоль и горох – разложить их в разную посуду, или разобрать фасоль по цвету и т.д. Думайте, фантазируйте, и ваш малыш будет радовать вас своими успехами.


От соотнесения и сравнения свойств предметов с помощью действий, ребенок переходит к их зрительному соотнесению. Например, пытаясь достать закатившийся под шкаф мяч, малыш может взять слишком короткую палку и, убедившись, что она не годится, заменить ее более длинной.


С 2,5–3-х лет становится доступным выбор по образцу. К примеру, ставим перед ребенком два кубика желтого и красного цвета, в руке держим еще один кубик (желтый) и говорим: «Найди такой же». Зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, чем простое узнавание знакомых вещей, ведь малыш уже понимает, что существует множество предметов, имеющих одинаковые свойства.


Для развития этой способности на помощь взрослому придут различные предметные картинки или не очень крупные игрушки. При этом, некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами для сравнения. Например, определяя круглые предметы, малыш думает: «это как мячик», треугольные – «как крыша», «как домик»; красные, «как вишенка» и т.д.


Очень важно отметить, что такое «предметное мышление» служит основой для действий, выполняемых в уме. Так, усвоив, что предметы-орудия (палка, ложка, совочек, карандаш и т.д.) могут помочь, ребенок пытается использовать их в разнообразных ситуациях. Например, научившись доставать удаленный предмет при помощи палки, малыш пользуется для этой цели любым удлиненным предметом: линейкой, зонтиком, ложкой. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. В этом случае ребенок имеет дело уже не с реальным предметом, а с его образом и использует свои знания о свойствах этого предмета и способах его применения. Эти простейшие действия с образами предметов и свидетельствуют о начале развития наглядно-образного мышления, о котором мы расскажем в следующей статье.

 

Шах М.А., кандидат психологических наук, практический психолог,

Водомерова И.В., воспитатель

 

 

Date: 2015-09-22; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию