Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовный мир личности и становление индивидуальности





Основными параметрами духовного мира личности являются интеллект, характер и направленность. Рассмотрим последовательно их содержание и роль в развитии личности, способ становления и изменения.

Интеллект ― это способность субъекта к накоплению, хранению, переработке и применению информации. Он является основным «орудием» мыслительной деятельности человека. В его понимании особенно сильны биологизаторские традиции: считается даже, что интеллектуальный уровень индивида определяется «генами интеллектуальности». Подобные утверждения не имеют под собой реальной почвы, они выдержаны в духе натурализма и элитаризма. Верно, однако, что успешность прижизненного развития интеллекта существенно зависит от природных задатков.

Измерения «коэффициента интеллектуальности» свидетельствуют
о значительных его колебаниях у различных индивидов. 80% ныне живущих людей имеют примерно одинаковый, средний коэффициент интеллектуальности; у 6% он несколько понижен, 2–3% являются умственно отсталыми; 9–12% имеют повышенное развитие интеллекта. На зависимость этих показателей от природных предпосылок указывают случаи ранней одаренности, различия в динамике мужского и женского интеллекта и некоторые другие жизненные факты; наука же свидетельствует об особенностях интеллекта, обусловленных структурой головного мозга индивидов.

Вместе с тем несомненно, что уровень интеллекта определяется
не только задатками. Интеллект развивается в процессе деятельности индивида. От ее содержания зависит, будут ли развиты природные задатки
в соответствующие способности или они так и останутся задатками.
Развитие интеллекта есть функция собственной интеллектуально-деятельностной активности индивида. Психологические исследования свидетельствуют, что интеллект непрерывно развивается и сохраняется
до глубокой старости, если его носитель не прекращает интенсивных интеллектуальных занятий. Тогда человек в 60 лет мыслит так же продуктивно, как и в 30 лет. К примеру, умственные способности 86-летнего
И. П. Павлова оценивались выше, чем у большинства его молодых сотрудников. В случае же прекращения интеллектуальной деятельности умственные способности резко понижаются.

Другая составляющая духовного мира ― характер человека.
Характер ― это совокупность типичных реакций человека на воздействия внутренней и внешней среды. Врожденной основой характера выступает тип высшей нервной деятельности индивида. Различные комбинации силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов являются физиологической основой темперамента, который накладывает свою печать на все поведение человека. Структурно-функциональные особенности мозга влияют и на такие психические свойства индивида, как экстра- и интроверсивность. Экстраверсивность определяется преобладанием «информационной» подсистемы мозга. Преимущественное развитие «мотивационной» подсистемы порождает интроверсию.

И все-таки характер уже в меньшей степени зависит от природных особенностей индивида, нежели интеллект. Исследованиями в области генетики человека и психологии личности установлено, что наибольшее влияние гены оказывают на первичные умственные способности и другие простейшие проявления психики. Но чем сложнее психические функции, тем больше их зависимость от воздействия внешних, главным образом, социальных факторов. В свое время И.-В. Гете констатировал: «Талант рождается в тиши, характер ― лишь в потоке жизни».

Так, индивидуально варьируемая сила воли ― одна из основных черт характера. Она обусловливает самостоятельность мышления, способность к преодолению препятствий, настойчивость в достижении поставленной цели, завершении начатого дела и т. п. Свойством психики, противоположным воле, является внушаемость ― склонность к подчинению чужой воле. Соотношение этих черт характера изменяется на протяжении жизни посредством воспитания и самовоспитания, хотя темперамент, например, остается при этом неизменным. Иными словами, характер можно, в полном смысле слова, «сделать»; от характера же существенно зависит формирование и всех других черт личности. Об этом в свое время размышлял И. Кант: «главное не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя». Именно в таких случаях мы говорим, что у человека «есть характер».

Наконец, третья из основных составляющих духовного мира ― направленность сознания личности. В психологии направленность связывается прежде всего с системой мотивов поведения человека, в которой
те или иные мотивы выдвигаются в качестве системообразующих, доминантных. В основе этой системы лежат потребности и интересы личности. Кроме того, побудительными силами активности человека выступают установки, намерения, цели, ценностные ориентации и идеалы. Во всех этих свойствах и функциях личности проявляется социальная природа человека. По мысли С. Л. Рубинштейна, направленность личности наиболее ярко проявляется в идеалах, интегрирующих различные побуждения ее активности. При этом он подчеркивал решающую роль социальной среды, общественных отношений в конституировании идеалов и всей мотивационной сферы личности.


Направленность ― доминанта духовного мира личности, определяющая ее поведение. Ни интеллектуальные, ни волевые качества индивида сами по себе еще не гарантируют социальной ценности его поступков
и всех других проявлений его личностной активности. Эта ценность решающим образом определяется «социальным качеством» тех побуждений, которые с их помощью реализуются. Умный негодяй остается негодяем; преступник с волевым характером ― особо опасный преступник.

В то же время социально ценная направленность побуждений личности тоже не является самодовлеющей: ее реализация, в свою очередь, обеспечивается. Как известно, «услужливый дурак опаснее врага». Если
же в личности сочетаются высота интеллекта, сила характера и благородство побуждений, ― ее человеческое достоинство приобретает высочайший градиент. Такие личности играют выдающуюся роль в истории, их называют великими личностями, на их примере воспитываются все последующие поколения людей.

Итак, высшие функции мозга и поведение человека решающим образом обусловлены социальной средой, хотя, по-видимому, и испытывают определенное влияние наследственности. Сознание, поведение, деятельность личности ― предметы психологии и социологии, а не биологии. Генетика человеческого поведения ― это нонсенс. В мотивационной сфере индивида генетически определяемые особенности его психики (темперамент, эмоции, инстинкты и т. п.) всегда представлены уже в виде социальных чувств, в которых выражены воздействие социальных факторов и собственный личностный опыт.

Отсюда следует, что выводить содержательную сторону психики индивида из наследственных задатков неправомерно. Однако столь же неправомерно и отрицать их роль в усвоении субъектом социального опыта. Нет особых «генов совести», но есть генетически унаследованные свойства психики, сочетание которых делает возможным воспитание человека
с развитым чувством совести. Все многообразные свойства личности, образующие ее духовный мир и систему ее поведения, формируются в общественной жизни посредством двух сопряженных друг с другом
процессов ― социализации индивида и индивидуализации личности.

Социализация ― это интеграция, включение индивида в систему общественных отношений, это осознание им своего места в обществе, усвоение социальных ценностей, овладение социальным опытом. Индивид обретает свою социальную сущность, развивает в себе личностные качества, становясь причастным всеобщему, осваивая социальное наследие. Социальная программа ― основа всех свойств личности, ее сущностных сил.
В виде социальной программы существует духовная культура общества. Социальная программа аккумулирует в себе исторический опыт человеческого развития, который передается от поколения к поколению посредством воспитания. Ее содержание определяет направленность и другие стороны поведения и деятельности личности. Индивид в процессе жизни
и деятельности усваивает эту программу, «интериоризирует» ее, т. е. делает собственным достоянием. В таком аспекте личность предстает как субъект ― носитель форм социальной деятельности, культуры, идеалов и ценностей общества. Процесс усвоения индивидом форм социальной деятельности, позволяющих ему адекватно действовать в определенных общественных условиях, и есть его социализация.


При этом социальная сущность человека всегда имеет индивидуальный способ существования. Индивидуализация ― понятие, обозначающее обособление индивида в обществе, в социальной среде, обретение им относительной самостоятельности от общественного бытия. Мера индивидуализации выражается такими понятиями, как конформизм, индивидуальность и индивидуализм. Если конформизм означает безусловное подчинение сознания и поведения личности влиянию социальной среды, то индивидуализм ― это позиция противопоставления индивидуального общественному. В европейской философии это соотношение было выражено в понятиях единичного и общего. Как выявление противоположности единичного и общего, так и обоснование их гармонии имеют глубокую философскую традицию.

Идея индивидуализации возникла в атомистическом учении Левкиппа и Демокрита как признание «отдельности» существования. Эпикур и Лукреций ее развивают: атом обладает внутренней активностью, самодвижением, и только в этом случае он может отклоняться от прямолинейного движения, обретая автономность бытия. Индивидуальное бытие, в понимании древних атомистов, замкнуто в себе (состояние атараксии), оно представляет собой независимость от окружающего мира, а не свободу действия в мире. С бытием человека эти размышления более определенно были соединены позднее, в эпоху эллинизма (стоики, эпикурейцы, скептики), когда индивидуальное бытие стало осознаваться как самодовлеющее, автономное. В подобном ключе идея индивидуализации развивалась
и средневековой философией номинализма.

Иной взгляд на проблему индивидуализации зарождается в философии Платона: бытие отдельных вещей предопределено общим, идеей; многообразие вещей ― способ существования общего. Платон отрицал самостоятельность отдельного лица и обосновывал гармонию отдельного
и общего. В учении Аристотеля основу бытия составляет не общее, а индивидуальные субстанции, однако они находятся в связи с общим:
индивидуальное ― часть целого. В средневековую эпоху Фома Аквинский связывает индивидуальность существования с материальным началом,
но материя сводится им, в конечном счете, к божественной субстанции.


В.-Г. Лейбниц, утверждая гармонию мира, представил его как совокупность целостных, замкнутых в себе духовных сущностей ― монад, каждая из которых обладает внутренним источником активности. Каждая монада неповторима, уникальна и в то же время органически связана с мировым целым. Она не просто часть Вселенной, а ее живое зеркало, ― в ней заключена вся ее целостность. В свою очередь, Г. Гегель рассматривал индивидуальное в единстве с абсолютной идеей, в которой выражено общее. Индивидуальное ― это слияние единичного и общего. Вне этого индивидуальное бытие ограничено. Индивидуализация есть универсальная форма бытия общего. В связи с общим рассматривал индивидуальное и К. Маркс: основа индивидуализации ― собственная деятельность субъекта.

Вместе с тем, еще в XIX веке учение о единстве индивидуального
и общего было подвергнуто радикальной критике С. Кьеркегором, который противопоставил человека обществу. В центре его философии ― бытие «абсолюта» как отдельного индивида. Только наедине с собой, путем собственного выбора, независимого от общества, человек обретает индивидуальность, находит подлинный смысл бытия и соединяется с богом.

Ф. Ницше утверждает приоритет индивидуального над общим в философии «сверхчеловека», одержимого «волей к власти». Он отвергает христианскую мораль, которая мешает человеку возвыситься над другими. Устремленность к господству выше всех соображений морали и культурных запретов. Ницшеанский «сверхчеловек» ― представитель новой человеческой генерации, призванной господствовать над миром. По словам
М. Хайдеггера, «для Ницше всякое устойчивое бытие иллюзорно, и подлинная суть сущего ― воля к власти, коренящаяся в аффективной жизни телесного субъекта».

В ХХ веке позиция независимости индивидуального бытия от общественных влияний отстаивалась экзистенциализмом. К. Ясперс понимал индивидуальное бытие как замкнутую в себе сущность, чуждую и природе,
и обществу: «Внутренняя душевная жизнь индивида принадлежит ему одному, и никакая история не может коснуться этой области».

Экзистенциализм наиболее концентрированно выразил собой специфически западный путь индивидуализации личности, утвердившийся начиная с эпохи Возрождения. Это путь «обожествления» человеческой природы, уподобления человека богу: в процессе индивидуализации каждый индивид приобретает особое достоинство, выходящее за пределы его природных качеств. Человек стал гордиться своей природой как проявлением высшего, божественного начала ― бог «спустился с небес» к человеку. Однако движение по этому пути не могло не приобрести гедонистический характер. Личное было отождествлено не с общим, а с частным, частное же ― с владением собственностью, которое и стало тождественным природе человека: собственность так же неприкосновенна, как и личность. Отождествление «индивидуального» и «личного» с «частным» есть прямой путь к индивидуализму, к противопоставлению личного и общественного.

Другой тип индивидуализации и соединения человека с богом имеет
и другое культурное основание: не обожествление человеческой природы и отдельности каждого индивида, а преодоление этой отдельности за счет движения человека к богу как всеобщему благу. Человек понимается
при этом как существо, способное жить в соответствии с нравственными нормами Христа, способное повторить его нравственный подвиг. Человек здесь уподобляется богу не путем обожествления проявлений его природы, а в силу способности преодолеть их, преодолеть себя, раскрыть и развить
в себе божественное начало. Это начало выражается красотой человеческого духа, способностью человека жить в гармонии с самим собой и с миром, в любви к людям.

Этот тип индивидуализации проявил себя на Руси в XIV–XV вв.
На древнерусских иконах того периода индивидуализирующее начало выражено во взгляде святого человека, в эмоциональной насыщенности его радостью и добротой. Земная жизнь наполняется там светом, добром, любовью, красотой. Мораль рассматривается как путь к обретению полноты земного счастья. Мерой индивидуальности является отношение к другому, поэтому индивидуальное и частное не совпадают. Индивидуальность проявляет себя на пути духовного единения с другими людьми, на основе которого преодолевается и физическая отдельность людей.

Здесь социализация (приобщение к ценностям общества) и индивидуализация (преломление общего через уникальность личности) представляют собой две стороны одного процесса. Индивидуализация выступает формой социализации, а социализация составляет глубинное содержание индивидуализации. Взаимодействие человека и общества ― это единый процесс присвоения индивидом общественно-исторического опыта человечества
и созидания им самого себя, ― именно в этом процессе человек «выделывается» (Ф. М. Достоевский), «учится быть человеком» (А. Н. Леонтьев). Индивидуализация есть способ бытия личности. Это «синергетический» процесс становления уникальной и самостоятельно функционирующей структуры личности. В нем формируется такой личностный феномен,
как индивидуальность.

Понятие индивидуальности является дополнительным к понятию личности. В нем выражена мысль о том, что социальная сущность личности всегда имеет индивидуальный способ существования. Это понятие обозначает ценность самостоятельного бытия личности, ее способность к самоопределению и саморегулированию; оно включает в себя своеобразие, единичность, уникальность и неповторимость личности. Но индивидуальность не сводится к ним, а характеризует степень индивидуальной выраженности всеобщего. Не все неповторимое одинаково интересно с точки зрения общего. Интерес для других людей, «ближнего» и «дальнего» окружения представляет как раз то, насколько в индивидуальном своеобразии выражено общее. В конечном счете, тот, кто обладает подлинной индивидуальностью, всегда устремлен к реализации общего интереса. Индивидуальность социально значима, когда в ней представлено общее во всей его полноте. Общее, следовательно, существует посредством индивидуального.

Индивидуальность личности выражается в совокупности ее способностей и потребностей, их структурировании и развитии. Личность обретает самостоятельность бытия и проявляет свою индивидуальность в творчестве, в том числе ― в самотворчестве, самоопределении и саморегулировании. Во всех этих процессах происходит реализация сущностных сил человека. В социальных условиях, более или менее однотипных, один человек располагает развитой системой сущностных сил, включающей в себя способности и потребности высшего уровня, другой же «застревает»
в этом развитии на примитивном уровне, обладая лишь непомерно разрастающимися биогенными и престижно-статусными потребностями. И такое неравенство определяется уже не столько природными особенностями
или внешними социальными условиями, сколько внутренними субъективно-личностными факторами.

Субъективное выражение индивидуальности ― самосознание. Внешне оно проявляет себя в самостоятельности мыслей и оценок. Главное же содержание самосознания есть осознание своего социального статуса и сознательно выраженная соотнесенность индивидуального с общим. Поэтому именно на основе самосознания развивается чувство чести, собственного достоинства, ответственности, формируется мировоззрение ― определение себя в мире, вызревают ценностные ориентации и идеалы, формируются жизненные цели. Индивидуальность в подобном понимании есть форма проявления социальной сущности человека.

Самостоятельная активность личности наиболее ярко выражается
в ее поступках, т. е. совокупности действий, выводящих ее за пределы достигнутого и имеющих поэтому этическую ценность. Поступки свидетельствуют о наличии в субъекте способностей к внутренней мобилизации, собранности, самодисциплине. В них обнаруживаются требовательность
к себе («подвижничество»), добровольное служение авторитету или самостоятельно выработанному принципу. Поступок ― это всегда «флуктуация», «возмущение», отклонение от установившегося, следовательно, первенство, пионерность.

По словам Х. Ортеги-и-Гассета, для человека с ярко выраженной индивидуальностью жизнь имеет смысл, если он может посвятить ее чему-то высшему. Его служение ― не внешнее принуждение, не гнет, а внутренняя потребность. Люди, обладающие индивидуальностью, способны на спонтанное, собственной волей рожденное усилие. «Это ― избранники, элита, благородные люди, активные, а не только пассивные: для них жизнь ― вечное напряжение».

Индивидуальность такого рода необходимым образом сопряжена
с коллективностью (общностью) и образует противоречивое единство
с нею. В реальности индивидуальное может быть растворено в коллективном, а может, наоборот, противостоять ему. Нарушение гармонии между ними наносит ущерб развитию того и другого. По словам В. С. Соловьева, противодействие между индивидом и коллективом «неизбежно
разрешается гибелью каждого».Индивидуализм ― это отрицание
индивидуальности.

Коллективность ― необходимая предпосылка развития личности, ― без нее общество утратило бы системность и целостность. Но и общность тем прочнее и совершеннее, чем ярче проявляются индивидуальности. Коллективность обеспечивает стабильность и преемственность, отдельные флуктуирующие индивидуальности ― динамику и новизну.Если самореализация личности предполагает направленность ее активности на коллектив, можно говорить о выработке личностью той уникальности внутреннего мира, которая и характеризуется как индивидуальность.

Индивидуальность, по В. С. Соловьеву, творится в божественной любви. В одной из своих «программных» работ «Смысл любви» он пишет: «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма». Божественная любовь имеет абсолютное значение для человеческой индивидуальности, ― это путь к богочеловеку. Такая любовь нуждается в индивидуальности и в то же время утверждает ее. В индивидуальности человека заключено единство сущего
и должного. Путь раскрытия индивидуальности ― это богочеловеческий путь, отрицающий индивидуализм и утверждающий братскую солидарность и любовь.

Подобные идеи выражал и Н. А. Бердяев. Высшим типом общества
он считал «персоналистический социализм», где «объединены принцип личности и принцип общности», где за каждой личностью признается абсолютная ценность, господствуют же общинность и соборность. Здесь осуществляется синтез аристократического принципа личности и демократического принципа справедливости и братского сотрудничества людей.

Таким образом, духовный мир личности, образуемый интеллектом, характером и направленностью, формируется двуединым процессом социализации индивида и индивидуализации личности. Личность тем значительнее, чем более богатый социокультурный опыт она в себе аккумулирует и чем больший индивидуальный вклад в его развитие она вносит. Субъективным результатом совокупного воздействия того и другого становится индивидуальность как персонифицированное единство индивидуального
и общего в развитии личности. При этом способами становления индивидуальности выступают самореализация и самоактуализация личности.







Date: 2015-09-22; view: 801; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию