Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философская антропология XX века
Исходным положением философской антропологии ХХ века является то, что она ставит человека в центр мироздания. Человек рассматривается в качестве своеобразного «ключа» ко всем проблемам, даже к тем, которые, на первый взгляд, не предполагают необходимость решения вопроса С философско-антропологической точки зрения человеческая духовность превосходит все природное бытие, принципиально не сводима к нему. Поэтому философская антропология в известном смысле считает С другой стороны, человек, поставленный в центр мироздания, предстает как малая вселенная, включающая в себя все качества вселенной большой. Одновременно он — объединяющее начало; человек способен объединить все многообразие живых и неживых существ. Поэтому велика ответственность человека перед природой, живой и неживой. Философская антропология учитывает научные данные из самых разнообразных сфер знания. Вместе с тем к ней применимо прямое приложение научных законов. Антропологические проблемы — это проблемы чисто человеческие, поэтому от них нельзя отстраниться, как от чуждого явления. Действительно ли человек воплотил в себе совершенство природного замысла? Разумеется, человек обладает рядом необычных свойств. Он отражает в своем сознании бесконечное многообразие окружающего. Говоря об уникальности того или иного животного, мы можем указать на особенности его биологической организации. Рассматривая человека как неповторимое существо, мы теряемся в перечислениях. Едва ли не каждое его качество претендует на исключительность. У человека есть разум, долг, совесть, дар общения и т. д. Чему отдать предпочтение при описании сущности человека? Если задать вопрос: верно ли, что человек обладает сложной и относительно совершенной биологической организацией, то современная философская мысль и научные открытия оспаривают многие из этих утверждений. Эволюция живого вовсе не завершилась появлением человека. Уже после его воцарения возникли и другие биологические виды. Можно привести массу примеров, когда многие растения и животные исчезли, хотя Мы знаем, что в человеке заложены две программы — инстинктуальная и социально-культурная. По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к природному миру. Существование животных направляется инстинктами — наследственными структурами. Животные не способны выйти за пределы инстинктов, предписанных поведенческими моделями. Но человек во многом утратил свою природную изначальность. Социальные, культурные стандарты в противовес инстинктам диктуют ему иные правила поведения. Две программы, точно демоны, растаскивают человека в различные стороны. Идея о том, что человек плохо оснащен инстинктами, что формы его поведения мучительно произвольны, произвела огромное впечатление Философия, как совершенно справедливо считает А. Гелен, должна дать представление о целостности человека. Всю его организацию можно понять, исходя прежде всего из действия. Под действием А. Гелен понимает совокупность фактов изменения действительности с необходимыми для этого средствами. Такова культура. На таком основании, по мнению А. Гелена, можно построить совокупную науку о человеке. Человек есть «сам себе предназначение и цель обработки». То, что человек — существо, создающее культуру, отличает его от любого животного и, одновременно, его определяет. Культура относится к физическим условиям существования человека, и это не применимо ни к одному из животных. «Человек, — отмечает А. Гелен, — органически неспециализированный и открытый для раздражений, не приспособлен ни к какой специфической природной констелляции, но в любой констелляции удерживается благодаря планирующему изменению преднайденного и благодаря достижениям ориентации (истолкованиям, интерпретации, новым комбинациям представлений и т. д.). Поэтому субъективно у человека есть мир, Это, в свою очередь, делает человека «рискованным» существом. Человек должен отвоевать у мира условия своего существования, и мир определяется Геленом как «поле неожиданностей». Человек все время встречается с собой и постигает себя как задачу и проблему, будучи для себя самого «целью и предназначением обработки». Все духовные свершения человека можно понять, исходя из его способности к действию. Человек биологически беспомощен; процесс его созревания замедлен, но во время этого созревания человек «делает как самого себя, так и мир темой опыта, открытия и овладения». Это очень глубокая мысль. Ведь действительно, в столкновении с вещами человек «построил» свои движения, развил их до широчайшего многообразия, возможности которого Все сказанное означает, что человек развивает свои движения в соответствии с опытом. Человеческие движения становятся руководимыми движениями, они планируются. Это доказывается и тем обстоятельством, что наш язык способствует «освобождению от ситуации»: адресуясь при помощи слова, нами самими созданного символа, к некоторой вещи, Власть языка простирается настолько, что в известном смысле язык творит реальность. Власть слова такова, что, используя те или иные слова, мы создаем или исключаем из жизни те или иные предметы. Один из тезисов современной философии языка можно сформулировать так: сказать — значит, в определенном смысле создать, сотворить. Однако этот тезис нуждается в правильном истолковании. Справедлива поговорка: «Сколько Слово не обладает магической силой превращать «камни в хлеба». Однако если, например, в стране, взявшейся строить капитализм, под словом «капитализм» молчаливо подразумевается состояние, в котором за норму приняты алчность, стремление к наживе, пренебрежение к жизни и достоинству человека, то будет построено именно такое общество. И оно будет разительно отличаться от того, где в слово «капитализм» вкладывается совсем иной смысл, например тот, который придал ему известный немецкий философ Макс Вебер. Согласно последнему, капитализм подразумевает этику аскетизма, верность избранной профессии, чувство долга и т. д. В то же время, современная философия (в лице Э. Гуссерля) подчеркивает, что общий объем языка любого субъекта (индивида, группы людей, принадлежащих к данной национальной культуре и т. д.) распадается Особенности современного мира таковы, что часть, находящаяся Еще один аспект соотношения языка и реальности отразила структурная лингвистика. Ее основателем стал Фердинанд де Соссюр. Предложенный им подход к языку позволил во многом переосмыслить роль языка Открытие бессознательных структур означало, что сознание человека подчинено действию не зависящих от воли людей безличных начал, поскольку связано с языком и не может функционировать иначе, как посредством языка. Язык же всегда определенным образом организован, структурирован, задан. Следовательно, сознание оказывается целиком запрограммировано языком той или иной культуры, к которой оно принадлежит, становится своего рода пленником языка. В массовом обществе, например, процесс социализации индивида сопряжен с «фактурой языка». Общество «входит» в человека посредством стандартизированного схематичного языка массовых коммуникаций. Вместе с освоением такого языка человек невольно становится пленником ходячих мнений, представлений, оценок, предрассудков. Тиранию языка невозможно победить, но с ней можно бороться. Победить тиранию языка можно, ссылаясь на знаменитый афоризм Л. Витгенштейна: «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно; о чем нельзя говорить, о том следует молчать». Философия языка — отдельная интересная тема, в нашу задачу не входит ее подробное изложение. Можно в связи с этим рекомендовать учебник В. Ф. Шаповалова «Основы философии современности. К итогам Такая осознанность сферы побуждений является основанием того, Наши фантазии, побуждения могут быть подвержены заблуждениям, которых лишены животные, живущие инстинктами. Отсюда следует, С другой стороны, происходит «наполнение» души, идущее от внешнего мира. Оно происходит через опыт. У нас нет оснований полагать, считает А. Гелен, что голод, например, дан маленькому ребенку как-то иначе, чем в качестве болезненного ощущения неудовольствия. Только ориентация чувства на повторяющиеся впечатления и картины избавления от него создает со временем направленную, конкретную, т. е. слитную, потребность, которая становится ощутимой и дает о себе знать в фантазиях исполнения как жажда чего-то определенного. Эта ориентированность, или, по выражению А. Гелена, открытость миру, имеет и более широкое значение. Потребности могут меняться вместе Итак, все характерные особенности интересов, потребностей, побуждений человека вытекают из его биологической природы. Они требуют определенной дисциплины, без которой не может существовать ни одно сообщество. Дисциплина — это своего рода «вынужденное торможение» потребностей, побуждений. Дисциплинарные структуры реализуются в нравах, культах, религиях, мировоззрениях и т. д. Различные трансформации наших побуждений (заканчивающиеся Итак, общий вывод, который следует из размышлений А. Гелена, сводится к тому, что все свершения человека (в том числе и духовные) можно понять, исходя из его биологической природы и, как следствие, из способности к действию. Еще один представитель философской антропологии, М. Шелер, в своих размышлениях о сущности человека замечает, что «слово и понятие «человек» содержит коварную двусмысленность». Во-первых, понятие «человек» должно указывать на особые морфологические признаки, которыми обладает человек как подгруппа позвоночных и млекопитающих; М. Шелер в начале своих размышлений выделяет основные критерии живого существа. Любое живое существо обладает психикой. Сутью психического (которым движется все в мире, в том числе и человеческая духовность) является бессознательный, лишенный ощущения и представления «чувственный порыв», который обладает специфической целенаправленностью «на что-то», например, на пищу, на свет и т. д. Первую ступень «душевного» становления М. Шелер отводит растениям. У растений нет ощущений, нет памяти, нет способности к научению. «Порыв» растения — это порыв к росту и размножению. Второй сущностной формой души М. Шелер называет инстинкт. Инстинкт присущ животному, в то же время животному присущи и подлинно разумные действия. Возникает вопрос: чем человек отличается тогда Что же такое дух? Дух, как один из атрибутов бытия, можно было Чтобы реализовать божество со всей заложенной в нем полнотой идей и ценностей, мировая причина должна «растормозить» порыв и тем самым задать ход мировому процессу. Однако дух, лишенный обиталища, не имеет собственной энергии; его воздействие на мировой процесс ограничивается тем, что он поставляет первоначальным силам и жизненным импульсам сублимирующие их идеи и образы. Это происходит до тех пор, пока Сфера духа и сфера инстинкта у человека разделены М. Шелером. Отделенному духу угрожает бесплодное отчуждение от жизни, а подавленные и вытесненные инстинкты могут сокрушить дух. Главная забота М. Шелера — поиск единства и способов выражения этого единства. Единство М. Шелер усматривает в том, что оценивает человека как животное. Он поясняет: «Здесь отсутствует сущностное различение человека и животного; они различаются лишь по степени присутствия признаков: человек — это только особый вид животного. В человеке функционируют те же самые элементы, силы и законы, которые свойственны всем живым существам, но проявляются они в более сложных следствиях». Сущность человека не в том, что он в первую очередь существо разумное, а в том, что он существо биологическое, инстинктивное. Человек — это всего лишь высокоразвитое живое существо. «Все, что относится к духу, разуму, не имеет самостоятельного, особого, метафизического происхождения и в то же время не подчиняется простейшим законам бытия, а является исключительным продолжением высших психических способностей, которые мы обнаруживаем уже у человекообразных обезьян». Это верно по отношению к природному человеку, архетипы которого имеют реальное концептуальное содержание. Но является ли способность человека к деятельности органическим природным свойством? М. Шелер говорит, что между homo faber и животным нет никакой сущностной разницы, ибо разум и способность к выбору следует признать и у животных. Особый статус человека может быть выведен лишь из принципа духа, который в абсолютной степени превосходит всякий разум и находится С таких позиций человек оказывается, по М. Шелеру, жителем духовного царства: «…как духовная сущность он подчиняется новому порядку Изучая человека в этих аспектах (как исполнителя внемировых ценностей), М. Шелер дает ответ на вопрос о том, что есть абсолютно сущее бытие. Акт философствования он определяет как смирение, готовность служить вещам, миру и богу. Итак, центром личности, считает М. Шелер, выступает дух, бессильный и свободный относительно телесных и витальных аффектов, зато способный направлять волю на осуществление тех или иных поступков. Благодаря духу человек возвышается до божественных ценностей и таким образом впервые становится человеком. Вместе с тем он не отбрасывает, Вечно струящийся от бога поток любви и ответная человеческая любовь задают динамику личности. Благодаря порядку любви человек приобщается к богу, к другим людям, ценностям, миру. М. Шелер раскрывает любовь как спокойное обладание полнотой бытия. Ее динамический аспект определен стремлением к сущности и высшим ценностям. Поэтому любовь имеет творческую природу, всегда и везде созидательна, продуктивна Человек, полагал М. Шелер, должен быть понят как независимый «Личность» по своему происхождению, как известно, понятие религиозное, а не философское и применялось первоначально по отношению Личность не сводима, полагает М. Шелер, к предмету или субстанции, она — центр исполнения и переживания духовных актов. Она не сводима В своих работах М. Шелер вводит понятие психического, телесного Война напомнила нам, отмечает М. Шелер, что наш мир был и остается единым и неделимым целым, в котором мы существуем не поодиночке, Если главным в понятии духа признать особую познавательную функцию, «род занятия, которое может дать только он», то главным в определении духовного существа будет его «экзистенциальная независимость» У животного всякая реакция, в том числе и «разумная», исходит из физиологической определенности его нервной системы. Что не интересно Эта формула говорит об «открытости» человека миру. Человек постигает мир «предметно». И потому предметное бытие есть характеристика духовной сущности человека. Для человека свойственно сосредоточение, самосознание и способность опредмечивания. Поэтому личность человека следует мыслить как центр, возвышающийся над окружающим миром Исходя из такой структуры бытия человека, М. Шелер выводит ряд человеческих особенностей. Во-первых, только человек «имеет вполне выраженную конкретную категорию вещи и субстанции». Как это понять? Дело в том, что животное не в состоянии свести свои ощущения к единому центру (обезьяна, которой дают полуочищенный банан, бежит от него, Во-вторых, с самого начала своего существования человек имеет «единое» пространство. Собака может годами жить в саду, бывать во всех его уголках, но она не может составить себе цельный образ сада, независимого от положения ее тела относительно деревьев, кустов. У нее есть лишь меняющиеся с ее движениями окружающие пространства, которые она Отсюда третье важное определение человека: дух есть единственное бытие, которое не может само стать предметом, он есть «чистая актуальность». Это значит, что духовное, личностное есть «постоянно самоосуществляющееся в себе самом упорядоченное строение актов» (т. е. душевное является рядом событий во времени, отождествляющее себя, например, Для доказательства самобытности духа как чисто человеческого достояния — в отличие от технического интеллекта, которым человек обладает наряду с животными, — М. Шелер ссылается на акт формирования понятий. Он предлагает следующий пример. У человека болит рука; интеллект спрашивает, откуда эта боль взялась, как от нее избавиться, и отвечает на этот вопрос с помощью науки. Дух же усматривает в этой боли пример того глубоко бытийственного факта, что мир пронизан болью; его занимает сущность этой боли и, сверх того, сама причина вещей, вследствие которой возможна боль как таковая. Однако, ссылаясь на М. Бубера и его работу «Я и Ты», можно возразить М. Шелеру: сущность боли постигается не тем, что дух как бы отстраняется от нее, она познается лишь в фактическом ее раскрытии. Это значит, что дух не пребывает где-то вовне и не снимает реальность боли. Постижение совершается не в акте снятия реальности, а через проникновение в конкретную действительность. Сущность постигается в самой глубине реального. Такое проникновение мы называем «духовным». Именно та боль, которую я испытываю, и открывает мне сущность боли как таковой. Дух переводит на язык идей то, что он узнал, соприкасаясь с болью. Именно так можно понимать отстранение духа от предмета. М. Бубер, полемизируя с М. Шелером, утверждает, что дух в своей сущности есть чистая способность, человеческая способность, основанная на причастности человека миру, способность соучаствовать в мире, проявляясь в согласии и в борьбе с ним. Дух возникает лишь при деятельном стремлении не только почувствовать мир в борьбе или игре с ним, но и познать его, свести переживаемый хаос в единство космоса. В то же время, человек, говорит М. Шелер, — это единственное живое существо, которое может сказать «нет» действительному бытию; это «аскет жизни», «вечный протестант» против всякой действительности, всегда стремящийся прорвать пределы «окружающего мира», в том числе и действительность собственного «я». Еще одним представителем философской антропологии является немецкий философ Г. Плеснер. Он стремится обосновать философскую антропологию как специальную научно-философскую дисциплину. В его концепции утверждается центральное, исключительное положение человека в мире; на место божественного порядка приходит порядок, ориентированный на человека. Г. Плеснер отмечает, что если должна быть наука, постигающая опытное восприятие человеком самого себя, как он живет В центре научного познания должен находиться человек, но не в качестве объекта науки, не как субъект своего сознания, а как объект и субъект своей жизни, когда он сам для себя есть предмет и центр. Не как тело (если под телом понимается слой, объективированный естественными науками), Вместе с тем, человек трактуется как непостижимая тайна, существо, которое в своей деятельности постоянно выходит за пределы реально данного к неким трансцендентным далям. Выступая против метафизического пренебрежения биологической стороной человеческого существа, Г. Плеснер критикует биологизаторские тенденции бихевиористов, некритически использующих данные поведенческих наук для объяснения сущности человека. По его мнению, для объяснения человека не могут быть использованы и понятия «биологически недостаточное существо», «разгрузка», употребляемые А. Геленом. Природу человека Г. Плеснер определяет на основе анализа биофизических аспектов его существа, а также в свете тех данных, которые дают науки о духе и культуре. Сохраняя верность картезианскому (декартовскому) принципу, согласно которому человеческая сущность реализует себя По мысли Г. Плеснера, если рассматривать человека через бытие «внутри собственной плоти» и бытие вне тела, то неизбежна двойственность человеческого существования. Происходит разрыв природы человека. Человек же — цельное существо, и цельность его обнаруживается через тело, в теле. Человек является субъектом своего переживания, своих восприятий, своих действий, своей инициативы. Универсальное значение основной черты, сказывающейся и в интеллектуально-нравственных, и в непосредственно эмоциональных актах, При этом он полагает, что возможность объективации и самого себя, Так как по типу своего существования человек вынужден вести жизнь, которой он живет, т. е. делать то, что он есть, — именно потому, Процесс жизнедеятельности человека — процесс непрерывных событий. В этом и состоит историческая динамика человеческой жизни. Благодаря тому, что человек создает, он приобретает отказанное ему природой равновесие. В то же время, человек снова и снова продолжает делать попытки, чтобы вырваться из него. «Поскольку человек вечно стремится к одному и тому же, — пишет Оценивая современный антропологический ренессанс, нельзя не упомянуть достижения русской философской мысли. Именно отечественная философия с предельным радикализмом поставила антропологический вопрос еще в XIX в. Многие идеи возвращаются к нам с Запада, но уже При всех поворотах русской философской мысли антропологизм Русская антропология окрашена в религиозные, этические тона, она обосновывала приоритет личности, «пределы» ее существования, отвечала на вопрос о том, где черпает человек свои нравственные основы, что питает его волевые импульсы. Русская философия, в частности, в лице Ф. М. Достоевского, сделала великие открытия о человеке; с него начинается новая эра в истории культуры. Н. А. Бердяев совершенно справедливо отмечал, что «после него человек уже не тот, что до него». Все творчество Ф. М. Достоевского — это «философия духа». Для него нет ничего дороже и значительнее человека, хотя нет ничего и страшнее его. Человек загадочен, соткан из противоречий, но в то же время даже самый ничтожный человек — абсолютная Ф. М. Достоевский показывает, что представление о человеке как существе рассудочном и благоразумном — чистая фикция. Человеческая натура действует вся целиком. Рассудок удовлетворяет только одной рассудочной способности. Человек же — иррационален, он глубже его совести, сознания, разума. Это, по словам Ф. М. Достоевского, подполье в человеке. Но оно — следствие свободы, жажды быть «самим собой». Свобода — сокровенная суть человека. Ф. М. Достоевский, как никто другой, заглянул В подполье человека обнаруживается внутренний хаос, злые, ничтожные, преступные движения. Человек у Ф. М. Достоевского — индетерминист, духовный максималист, у которого всегда жажда иного мира, он духовный странник, устремленный в бесконечность. Вот где кроются корни трагической широты Ф. М. Достоевского, вот почему его трудно читать, так как вообще трудно жить всем существом, а не только его сознательной частью. Основная тайна человека в том и состоит, что он неизбежно оказывается перед дилеммой добра и зла. Кто не идет по пути добра, тот обязательно выбирает зло. В этом — сущность человека. В целом глава, посвященная философской антропологии, не дает полное и всеобъемлющее представление по проблеме человека. В ней представлены лишь некоторые основные аспекты исследования феномена человека. В то же время, они раскрывают идею человеческой природы Литература 1. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 2. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 16 т. – М., 1957. 3. Марков Б. В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб., 1997. 4. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 5. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. 6. Феномен человека: Антология. М., 1993. 7. Шаповалов В. Ф. Основы философии современности. К итогам ХХ века. М., 1998. Date: 2015-09-22; view: 1712; Нарушение авторских прав |