![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Рынок научно-технической продукции. Его формирование и особенности развития
Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине XX в. нового мирового рынка — технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Составной частью данного рынка является рынок научно-технической продукции. Его особенностью является то, что он по своей природе является рынком покупателя, для которого из всех других свойств научно-технической продукции наиболее важна уникальность, реализуемая в различных областях. Исходя из специфики предлагаемого товара можно выделить ряд особенностей рынка научно-технической продукции: 1. рынок научно-технической продукции характеризуется большим разнообразием товаров; 2. такой рынок имеет глобальный характер; 3. специфика формирования спроса и предложения на научно-техническую продукцию определяет направления потоков обмена (купли-продажи) этим товаром в рамках развитых стран (США, страны Европейского Союза, Япония), а также выход на данный рынок новых субъектов в лице наиболее динамично развивающихся стран (Южная Корея, Китай, Индия и др.); 4. по своей природе рынок НТП – это «рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия; 5. жесткий характер конкуренции на данном рынке, приводит не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения; 6. покупателями НТП являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности организации, приобретающей новшество; 7. рынок научно-технической продукции вторичен по отношению к товарному рынку, т.е. спрос на НТП определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций. Поэтому емкость рынка существенно зависит от инновационной активности экономики на макро- и микроуровнях; 8. характерной особенностью рынка НТП является отсутствие определенного «места», где предоставляются новейшие разработки, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвижению НТП на рынок, а также важность развития инфраструктуры данного рынка; На рынке НТП используются специфические формы и методы продажи
19. Софтизация, хайтеграция и сервизация экономики: их сущность и влияние на экономическое развитие. Доминирование в процессе производства информационных потоков над непосредственным воздействием на материальный предмет труда получило название «софтизации» экономики. Софтизация развивается как по горизонтали, что выражается в изменениях в отраслевой структуре занятости населения, так и по вертикали, то есть увеличение в персонале организации лиц, непосредственно не занятых в основном производстве. Процесс обмена высоких технологий на высокие технологии (high-tech) называется процессом хайтеграции. Повышение услугоемкости, информационноемкости экономики можно рассматривать как формирование новой модели экономического роста (информационной модели) и средство адаптации к изменившимся условиям воспроизводства. Одной из отличительных особенностей современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной, в центре которой находятся услуги. Этот процесс получил название сервизации. В первую очередь сервизация связана с тем, что сфера услуг превращается в движущую силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей организаций и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики.
20. Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности во всех отраслях и регионах. В соответствии с белорусским законодательством объектами государственного регулирования являются: научная, техническая и инновационная деятельность; отношения между участниками научной, технической и инновационной деятельности; отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности. В качестве субъектов государственного регулирования научной и инновационной деятельности выступают: органы государственной власти и управления Республики Беларусь; юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь. В лице органов государственной власти и управления государство оказывает прямое или косвенное воздействие на всю цепочку связей в сфере научной и инновационной деятельности, включая все основные стадии от фундаментальных и прикладных исследований до внедрения разработок в массовый производственный процесс. Государственное регулирование и управление научно-технической и инновационной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Правительством Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями. Президент РБ утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности, основные направления инновационной политики, важнейшие инновационные проекты, принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров, регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой. Парламент Республики Беларусь: 1. законодательно регулирует научно-техническую и инновационную политику, 2. утверждает приоритетные направления, 3. устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета, 4. формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот; 5. ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок международного научно-технического сотрудничества. Национальное собрание Республики Беларусь при принятии закона о бюджете на очередной год: 1. устанавливает нижнюю границу общих затрат на науку в процентах от расходной части бюджета, 2. устанавливает норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на науку; 3. определяет направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые должны использоваться предусмотренные в бюджете средства. Совет Министров Республики Беларусь: 1. утверждает: приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований, приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий, перечни государственных программ: комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых), 2. обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики, 3. создает правовой, экономический и организационный механизмы, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности; 4. организует разработку прогнозов развития науки и техники; 5. обеспечивает разработку прогнозов социально-экономического развития РБ, в составе которых выделяется раздел, отражающий развитие научной и инновационной деятельности.. В систему органов государственного управления, которые обеспечивают непосредственное регулирование научной и инновационной деятельности в рамках возложенных на них прав и обязанностей, входит: • Государственный комитет по науке и технологиям; • Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси); • Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Основными задачами Государственного комитета по науке и технологиям являются: • проведение государственной политики, координация деятельности государственных организаций и организационно-экономическое регулирование вопросов в сфере научной, инновационной деятельности, в том числе научно-технической и международной, в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; • совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования; • обеспечение контроля за использованием законодательства РБ по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также за использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, международного научно-технического сотрудничества. Государственный комитет по науке и технологиям осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, научными и другими организациями. Национальная академия наук (НАН) Беларуси является высшей государственной научной организацией РБ, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок. В системе НАН Беларуси объединены естественные, технические и аграрные исследования, результаты которых содействуют развитию производительных сил; социальные и гуманитарные исследования, вносящие существенный вклад в государственной строительство, развитие культуры и образования. Главная задача НАН Беларуси как высшей государственной научной организации республики – обеспечить реализацию одного из основных приоритетов развития страны в 2007-2010 годах – технологическую модернизацию экономики, ее перевод на инновационный путь развития на основе качественного роста результативности научной и научно-технической деятельности, существенного повышения эффективности инновационной деятельности. Академия обеспечивает: повышение эффективности использования научных достижений; подготовку научных кадров высшей квалификации; усиление влияния науки на развитие образования, повышение духовного и интеллектуального потенциала нации. Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации. Основными задачами ВАК являются: • обеспечение функционирования национальной системы аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации; • содействие повышению эффективности подготовки научных работников с учетом потребностей в них научно-производственной и социальной сфер; • руководство работой научных организаций и высших учебных заведений независимо от форм собственности в области аттестации научных работников и др.
21. Наукоемкие отрасли: понятие, характерные особенности. К наукоемким отраслям принято относить совокупность организаций и производств, характеризующихся высоким динамизмом развития, уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, являющихся носителями прогрессивных технологий и оказывающих комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы услуг, уровня жизни и сферы обитания, но, в свою очередь, зависящих от степени использования результатов разработок, проведенных в сопряженных научных исследованиях, и фазы цикла развития отрасли. Наукоемким отраслям присущи следующие характерные особенности: 1. создают основу для использования новых технологий и прогрессивного оборудования в традиционных отраслях, используя электронное оборудование, телекоммуникации, компьютеры, новые конструкционные материалы и др. элементы; как следствие, наукоемкие отрасли качественно формируют предпосылки для создания нового технологического уклада во всей экономике; 2. являясь носителями новых форм организации производства, менеджмента и маркетинга, влияют на развитие традиционных отраслей; новые технологии принятия решений возникают, апробируются в наукоемких отраслях и передаются в традиционные; 3. обеспечивают развитие гибких, технологически прогрессивных отраслей, которые развиваются в соответствии со стратегическими направлениями развития экономики; комплекс таких стратегических отраслей становится двигателем экономического роста и формирует новый тип экономики; 4. не имеют постоянного состава – перечень наукоемких отраслей меняется в зависимости от степени зрелости применяемых технологий; 5. оказывают влияние на занятость населения – небольшое увеличение численности занятых в наукоемких отраслях вызывает кратное увеличение численности занятых в сопряженных отраслях, производствах и сфере услуг. Этот эффект получил название «круги на воде»; 6. отличаются от традиционных отраслей своей зависимостью от ресурсного обеспечения научных исследований, степенью использования накопленного научного потенциала.
Date: 2015-09-22; view: 1762; Нарушение авторских прав |