Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 3





Представьте в виде блок-схемы (см. прил. 1) процесс принятия федеральных законов РФ. При выполнении задания необходимо использовать текст Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 105, 107 Конституции 1993 г. принятие федерального закона регламентируется следующими положениями:

1) в принятии закона участвуют Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ;

2) закон принимает Государственная Дума;

3) затем закон передается в Совет Федерации, который либо одобряет закон, либо отклоняет его (налагает вето);

4) если Совет Федерации одобрил закон, закон направляется Президенту;

5) если Совет Федерации отклонил закон, закон возвращается в Государственную Думу;

6) если Государственная Дума соглашается изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала;

7) если Государственная Дума не соглашается изменить закон, она проводит по нему повторное голосование;

8) если при повторном голосовании в Государственной Думе закон получал менее двух третей голосов, то Государственная Дума обязана внести в закон изменения и повторить все действия по принятию закона;

9) если при повторном голосовании в Государственной Думе закон получил не менее двух третей голосов, он считается принятым несмотря на вето Совета Федерации (Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации);

10) в этом случае закон направляется Президенту РФ;

11) Президент рассматривает полученный закон и может одобрить его или отклонить (наложить вето);

12) в случае одобрения Президент подписывает и обнародует закон, после чего он вступает в силу;

13) в случае отклонения Президентом закон возвращается в Государственную Думу;

14) если Государственная Дума согласна изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала;

15) если Государственная Дума не согласна изменить закон, она проводить повторное голосование;

16) если при повторном голосовании в Государственной Думе закон получил менее двух третей голосов, то Государственная Дума обязана внести в закон изменения и повторить все действия по принятию закона;

17) если при повторном голосовании в Государственной Думе закон получил не менее двух третей голосов, он направляется в Совет Федерации (Государственная Дума преодолела вето Президента);

18) в этом случае Совет Федерации проводит повторное голосование по закону;

19) если при повторном голосовании в Совете Федерации закон получил менее двух третей, он возвращается в Государственную Думу;

20) если при повторном голосовании в Совете Федерации закон получил не менее двух третей голосов (Совет Федерации преодолел вето Президента) закон направляется Президенту. В этом случае Президент обязан подписать и обнародовать закон.

 


Тема 3. Классификация информационных систем

 

Информационные системы можно классифицировать по различным основаниям.

 

1. Классификация по структурированности задач

При создании информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формально-математическим и алгоритмическим описанием задач. От степени формализации зависит уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

По данному основанию различают три типа задач: структурированные (формализуемые), частично структурированные, неструктурированные (неформализуемые).

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Например, задача расчета заработной платы.

В частично структурированной задаче информационные процессы могут быть автоматизированы, но получаемая из системы информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Например, подборка соответствующих правовых актов, применение которых позволит решить конкретную правовую задачу учебной или практической деятельности.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма производится человеком из эвристических соображений на основе своих знаний, опыта, интуиции. Под эвристическими методами понимают методы, правильность которых строго не доказывается. Они выглядят правдоподобными, кажется, что в большинстве случаев они должны давать верные решения. Если эти эвристические методы решения удается запрограммировать, то такие программы называются эвристическими. Эвристики часто используются при программировании игр, имитации творческих процессов и т. п. В экспертных системах при формализации профессиональных знаний человека, касающихся способов решения задач в той или иной предметной области, широко используются те эвристики, которыми руководствуются профессионалы в данной области (эксперты). Например, задача формализации отношений в вашей студенческой группе невозможна, так как существенны психологические и социальные факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.

 

2. Классификация в зависимости от характера и объемов обрабатываемой информации

По данному основанию все информационные системы можно разделить на две группы: персональные и профессиональные.

Персональные системы предназначены для обработки небольших объемов информации и в основном служат для создания пользователю удобств и комфорта в работе. С их помощью можно, например, создать небольшую собственную картотеку, рационально спланировать рабочую наделю и т.д. Объем хранимой информации в персональных ИС обычно не велик, и ее обновление выполняется по мере необходимости самим пользователем.

Профессиональные системы значительно сложнее и дороже персональных, они позволяют хранить большие объемы информации и имеют развитые возможности по ее обработке.

 

3. Классификация по функциональному признаку

Функциональный признак определяет назначение системы, ее основные цели, задачи и функции. По данному признаку различают правовые, библиографические, медицинские и др. В рамках одной сферы применения информационные системы можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же ИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

 

4. Классификация по степени автоматизации

В зависимости от степени автоматизации выделяют ручные, автоматизированные, автоматические информационные системы.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации. Например, система поиска информации с помощью традиционного библиотечного каталога.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека и технических средств, причем определяющую роль играет ЭВМ. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается, как правило, понятие автоматизированной системы. Например, АИПС «КонсультантПлюс».

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Например, автоматическая система управления движением летательного аппарата (Автопилот).

5. Классификация по уровню обработки информации

По уровню происходящей в системе обработки информации различают информационные системы с синтаксической обработкой и семантической обработкой информации.

Синтаксическая обработка информации предполагает обработку на уровне информационных сигналов (знаков, символов и т.п.). Синтаксическая обработка производится относительно информации, циркулирующей в системе, приводит к преобразованию ее сигналов, но при ней отсутствует изменение содержания хранимой или передаваемой информации, в том числе появление содержательно новой информации. К информационным системам с данным видом обработки относятся информационно-поисковые системы, системы связи и др.

Семантическая обработка информации предполагает обработку на уровне информационных кодов, имеющих смысловую нагрузку и приводит к содержательному преобразованию хранимой или передаваемой информации, и следовательно, к созданию новой информации. Примером систем данного вида могут служить информационно-решающие системы, экспертные системы, системы принятия управленческих решений и другие.

Основой создания последних систем является семантический анализ, позволяющий изучить информацию с точки зрения смыслового содержания отдельных ее элементов, нахо-
дить способы языкового соответствия (язык человека, язык ЭВМ) при однозначном распознавании вводимых в систему сообщений.

 

6. Классификация в зависимости от технологии хранения и обработки информации

По данному признаку можно выделить следующие виды ИС.

Системы управления базами данных представляют собой пакет прикладных программ и совокупность языковых средств, предназначенных для создания, сопровождения и манипулирования данными. База данных обеспечивает хранение информации и представляет собой поименованную совокупность данных, организованных по определенным правилам, включающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными.

Банк данных – автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В ее состав входят одна или несколько баз данных, справочник баз данных, система управления базами данных, а также библиотеки запросов и прикладных программ.

Банк данных предназначен для хранения больших массивов информации. Но даже самый крупный банк ограничен в своих возможностях. Поэтому банки в сети специализируются, собирая информацию в определенных областях науки, технологии, продукции. Ядром банка являются базы данных (БД) и базы знаний (БЗ). В различных странах создано большое число банков данных. Одним из крупнейших в мире является расположенный в США банк данных корпорации LEXIS-NEXIS.

Автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) – системы, обеспечивающие отбор и вывод информации по заданному в запросе условию. АИПС производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. К данным ИС относятся, например, правовые АИПС «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», а также криминалистические учеты[1] в форме АИПС.

Автоматизированные системы обработки статистических данных (АСОСД) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки. Как самостоятельные информационные системы АСОСД редко используются, но вместе с тем часто являются элементами сложных ИС. Примером может служить автоматизированная ИС «Охрана» для сбора и обработки отчетных данных Управления государственной службы охраны, которая позволяет вводить, хранить и редактировать отчетно-статистические данные об объектах охраны, системах связи и сигнализации, численности охраны и технической службы, о допущенных и предотвращенных кражах и т.д.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, печатающее устройство, графопостроитель, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, как, например, текстовые редакторы, электронные таблицы, средства деловой графики и т.п. АРМ являются основным средством автоматизации профессиональной деятельности. Обычно различают три способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения – индивидуального пользования, группового пользования и сетевой. В юридической деятельности используются автоматизированные рабочие места следующих специализаций: нотариуса, юрисконсульта предприятия, системы делопроизводства суда, следователя, оперативного назначения и др. Примером автоматизированного рабочего места оперативного назначения может служить АРМ «ГРОВД», которая создана для совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных ОВД.

Автоматизированные системы управления (АСУ) – комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами. Основная функция АСУ – обеспечение руководства информацией. Примером автоматизированной системы управления, используемой в ОВД, является АСУ «Дежурная часть», которая предназначена для автоматизации управления силами и средствами служб ОВД в процессе оперативного реагирования на преступления и правонарушения.

Информационно-решающие системы – системы, осуществляющие все операции переработки информации по определенному алгоритму.

Экспертные системы (ЭС) – это системы искусственного интеллекта, включающие базу знаний, набор правил и механизм вывода, позволяющие на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

Советующие (экспертные) ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Экспертная система – программа, которая ведет себя подобно эксперту в некоторой узкой предметной области. Экспертные системы призваны решать задачи с неопределенностью и неполными исходными данными, требующие для своего решения экспертных знаний. Кроме того, эти системы должны уметь объяснять свое поведение и свое решение.

Экспертные системы, являющиеся основой искусственного интеллекта, получили широкое распространение в науке (классификация животных и растений по видам, химический анализ), в медицине (постановка диагноза, анализ электрокардиограммы, определение методов лечения), в технике (поиск неисправностей в технических устройствах, слежение за полетом космических кораблей и спутников), в криминалистике, лингвистике и т.д.

Создание ЭС в области права предполагает попытку смоделировать на ЭВМ процесс принятия решения высококвалифицированным юристом по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Например, в США в 1984 г. существовали 10 экспертных систем в области права. Это ЭС TAXMAN, дающая рекомендации по вопросам налогообложения частных фирм, ЭС LDC - по вопросам взаимных юридических обязательств фирм; LEGAL Analusis Program и LEGAL Rec Systems – по вопросам заключения контрактов, ЭС юридической фирмы Lubrand позволяет малоопытным консультантам давать клиентам квалифицированные консультации и др.

В нашей стране создание экспертных систем в области права сталкивается с большими затруднениями. Создание экпертно-правовых систем в современных условиях позволило бы активизировать решение задач укрепления законности, правопорядка, упрочнения правовой основы государственной и общественной жизни.

Помимо экспертных систем, существуют иные системы поддержки принятия решения. Данные системы обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решения: менеджеры, юристы, аналитики и пр. В последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач такие информационные системы, как ситуационные центры. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Геоинформационные системы (ГИС) - это совокупность аппаратно-программных средств и алгоритмических процедур, предназначенных для сбора, ввода, хранения, математико-картографического моделирования и образного представления геопространственной информации. Геопространственная информация - это данные, которые идентифицируют географическое местоположение и свойства естественных или искусственно созданных объектов, а также их границ на земле. Эта информация может быть получена с помощью (помимо иных путей) дистанционного зондирования, картографирования и различных видов съемок.

Географические данные содержат четыре интегрированных компонента: местоположение объекта; свойства и характеристики объекта; пространственные отношения между объектами; время.

По территориальному охвату различают:

· глобальные, или планетарные ГИС (global GIS);

· субконтинентальные ГИС;

· национальные ГИС (зачастую имеющие статус государственных);

· региональные ГИС (regional GIS);

· субрегиональные ГИС;

· локальные, или местные ГИС (local GIS).

ГИС различаются предметной областью информационного моделирования, к примеру, городские ГИС, или муниципальные ГИС (urban GIS), природоохранные ГИС (environmental GIS) и т.п. Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми в ней задачами (научными и прикладными), среди них инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений.

Основой геоинформационной системы являются графические и тематические базы данных. В графических базах данных хранится то, что принято называть топографической основой. Тематические базы содержат в себе так называемую нагрузку: карты и дополнительные данные, которые относятся к пространственным, однако не могут быть прямо нанесены на карту, — это описание территорий или информация, содержащаяся в отчетах. Кроме них любая ГИС имеет систему визуализации данных, выводящую на экран имеющуюся информацию в виде карт, таблиц, схем и т. п., и систему управления данными, при помощи которой происходят поиск, сортировка, добавление, удаление, исправление и анализ информации.

К потенциальным потребителям геоинформации могут быть отнесены городские структуры распорядительной и исполнительной власти, правоохранительные органы (в частности, для решения задач административной и оперативно-розыскной деятельности). На базе городских ГИС, по мнению ученых и специалистов, могут быть реализованы все информационно-справочные и криминалистические учеты, используемая в городе система охранной сигнализации (как централизованная, так и децентрализованная) и другая информация.

 

Тема 4. Информационное обеспечение юридической деятельности

 

Главное место в общенациональной системе правовой информации призваны занять системы, удовлетворяющие основные потребности широкого круга юристов в данной информации. Ведущую роль среди таких систем занимают правовые информационно-поисковые системы. Содержание, характеристика и особенности использования данных систем будет рассмотрено в последующих темах (см. разд. II).

Помимо вышеуказанных систем, разрабатываются и используются системы, ориентированные на автоматизацию по основным направлениям юридической деятельности: избирательной системы, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной.

1. Государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»)

В ходе подготовки и проведения избирательных кампаний на всех уровнях собирается и обрабатывается значительный объем информации: данные об избирателях, о подготовке избирательных кампаний, о ходе и результатах голосования и др. Массивы такой информации столь велики, что ее сбор и аналитическая обработка невозможны без технологического обеспечения. В этих целях Указом Президента РФ от 23.08.94 учреждена ГАС «Выборы».

С начала голосования и до подписания протокола Центральной избирательной комиссией АИС используется исключительно для наблюдения за результатами, ходом голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий к вышестоящим. ГАС «Выборы» также используется для автоматизированной подготовки избирательных документов (протоколов избирательных комиссий, сводных таблиц). «Сканер избирательных бюллетеней» обеспечивает считывание и суммирование голосов избирателей с избирательных бюллетеней, проверяя их соответствие установленной форме.

 

2. Информатизация правотворческой деятельности

Информатизация правотворческой деятельности предполагает создание совокупности информационных систем и технологий, обеспечивающих деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Информационный фонд, представленный в компьютерной сети Государственной Думы, распределен по следующим рубрикам и базам данных: информация о деятельности Федерального Собрания РФ, информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ, информация по законодательству, экономическая и статистическая информация, справочная информация, сводки российских информационных агентств.

В развитие информационно-правового обеспечения законодательной деятельности проведена разработка серии прикладных программ, которые объединены под общим заголовком «Интеллектуальные инструменты юридической деятельности»: шестиязычный юридический словарь, тезаурус EUROVOC, алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ, сборник образцов документов Государственной Думы, база данных «Законопроекты» и т.д.

Разработан ряд информационных подсистем по обеспечению деятельности Совета Федерации. Среди них следующие: «Парламентские процедуры и регламент», «Планирование», «Заседания Совета Федерации», «Законопроект», «Законодательство», «Контроль», «Статистика», «Регион», «Общественно-политические партии и движения», «Электронные справочники», «Аналитика» и др.

 

3. Информатизация правоприменительной деятельности

Информатизация деятельности органов юстиции и судов предполагает создание совокупностей автоматизированных рабочих мест, соединенных между собой и дополненных пакетами прикладных программ для судьи, консультанта суда, секретарей канцелярии, судебного пристава, специалистов органов юстиции, нотариуса и др.

Следует учитывать то принципиальное обстоятельство, что возможности применеиия компьютерных технологий в сфере анализа и оценки судебных доказательств серьезно ограничены. Установление истинности юридических фактов – сложная и неформализуемая процедура. Фактические данные содержатся в различных источниках: объяснениях (заявлениях) лиц, в отношении которых выносятся решения; различного рода документах; показаниях свидетелей; заключениях экспертов и т.д.

Данная проблема была исследована в 1967 г. известным криминалистом А.А.Эйсманом. Он сделал попытку построить алгоритмы судебного доказывания, в основе которых были использованы средства и методы системного подхода, теории вероятностей и теории информации.

29 октября 1999 г. Советом судей Российской Федерации была одобрена Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, которая должна обеспечить единство подходов к разработке методов и средств информатизации по двум основным направлениям:

· информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества и мировых судей. Для этого должны быть созданы унифицированные компьютерные технологии автоматизации процессов судопроизводства и деятельности органов судебного сообщества;

· информатизация деятельности органов и учреждений судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Это направление призвано сформировать автоматизированную технологию функционирования системы Судебного департамента, осуществляющей организационное, правовое и ресурсное обеспечение деятельности судов, сбор и обработку судебной статистики.

Состояние средств информатизации судов общей юрисдикции определяется, прежде всего, результатами работ, выполненных по заказам Министерства юстиции России в соответствии с Концепцией правовой информатизации России, а также работ в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 гг., одобренной Постановлением Совета судей 27 марта 1996 г.

Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного делопроизводства и судебной статистики направлено на создание типовой информационной системы для судов. Помимо повышения качества процессов судопроизводства, эта система позволяет руководителям судов получать объективную информацию о состоянии рассмотрения уголовных и гражданских дел, о нагрузке судей, о календарных планах работы судей, о качестве рассмотрения дел в судах первой инстанции и другую справочную информацию.

В органах юстиции в настоящее время используются, например, следующее прикладное программное обеспечение: «Регистрация религиозных и общественных организаций», «Статистическая отчетность», «Нотариат» и др. Центральным звеном автоматизации системы является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ (НЦПИ). С 1975 г. НЦПИ ведет госучет нормативных актов. В НЦПИ создана АИПС «Эталон», которая содержит все правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции с момента его создания (с 1922 г.).

 

4. Информатизация правоохранительной деятельности

Информатизация органов внутренних дел призвана оптимизировать деятельность этих органов на основе научной организации сведений о состоянии преступности и общественного порядка, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах.

Деятельность органов внутренних дел включает в себя несколько самостоятельных направлений, и все эти виды деятельности нуждаются в информационно-аналитическом обеспечении.

Автоматизация правоохранительной деятельности возможна путем решения следующих задач:

· создание систем документооборота и документоучета;

· составление планов и графиков расследования;

· использование оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов;

· сбор данных статистического учета и анализа по установленным формам;

· сбор и анализ информации по уголовным делам.

Решение указанных задач возможно:

· интеграцией достижений математических, технических и других естественных наук в процесс информатизации правоохранительной деятельности;

· изучением закономерностей предметной области (самой правоохранительной деятельности и взаимодействующих с ней видов деятельности), построением модели, формализацией и разработкой на их основе информационных систем и средств автоматизации.

В информационных центрах МВД РФ на разных уровнях ведется сбор и регистрация оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, статистической информации. Под криминалистической регистрацией подразумевают как определенную систему материальных объектов (коллекции, картотеки, базы данных, иные хранилища информации), так и практическую регистрационную деятельность.

В настоящее время в рамках криминалистической регистрации насчитывается около трех десятков различных учетов. В зависимости от особенностей учитываемых объектов и характеризующих их признаков (по назначению и особенностям учитываемых объектов, способам выявления и фиксации признаков, особенностям организации учетов) учеты бывают:

· оперативно-справочные (объекты, как правило, имеют причинно-следственную связь с событием преступления; обладают внешне очевидными, зрительно воспринимаемыми регистрационными признаками). Например, алфавитно-дактилоскопический учет лиц (система «Папилон»), учет лиц по признакам внешности и др.;

· криминалистические (обязательно имеют причинно-следственную связь с событием преступления, регистрационные признаки объектов выявляются путем исследования с использованием криминалистической техники и специальных познаний). Например, учет по способу совершения преступлений (система «MODUS OPERANDI»), учет поддельных денежных знаков (система «Девиза-М»), учет похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия (АИПС «Оружие»);

· справочно-вспомогательные (не имеют причинно-следственной связи с событием преступления; регистрационные признаки объекта выявляются с помощью специальных исследований).

Целями криминалистической регистрации являются:

· накопление данных, которые могут быть использованы для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений;

· обеспечение условий идентификации объектов с помощью учетных данных;

· содействие розыску объектов, данные о которых содержатся в криминалистических учетах;

· предоставление в распоряжение оперативно-розыскных, следственных и судебных органов справочной и ориентирующей информации.

Криминалистические учеты обычно именуются по видам регистрируемых объектов, например, учет похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного огнестрельного оружия, дактилоскопический учет и др. Различают две категории объектов регистрации: носители криминалистической информации и ее источники. Эти объекты могут регистрироваться отдельно, например: учет неизвестных преступников по отпечаткам пальцев рук (объект – источник информации) и учет следов рук, изымаемых с мест нераскрытых преступлений (объект – носитель информации), или, будучи одновременно и источниками, и носителями информации, составлять единый учет, как, например, учеты неопознанных трупов, похищенных вещей, поддельных денежных знаков.

Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов.

В ходе раскрытия и расследования преступлений, а также в гражданском и арбитражном процессах важное место занимает проведение судебной экспертизы. В практике судебной экспертизы сложились следующие формы применения ЭВМ при проведении исследований:

· автоматизация традиционной экспертной методики;

· автоматизация исследования на базе специально разработанной методики, реализуемой с помощью ЭВМ;

· автоматизация исследований с применением специализированных ИПС.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Предметная область: понятие, примеры.

2. Понятие информационного объекта (модели). Реквизиты объекта.

3. Иерархическая система классификации информации.

4. Фасетная система классификации информации.

5. Дескрипторная система классификации информации.

6. Понятие системы. Примеры систем.

7. Содержание системного подхода.

8. Понятие информационной системы.

9. Виды информационных процессов.

10. Назначение и функции информационных систем.

11. Понятие информационной технологии. Соотношение понятий информационная технология и система.

12. Компонентный состав информационной системы.

13. Понятия базы данных, базы знаний, банка данных.

14. Построение модели предметной области при создании информационной системы.

15. Этапы создания информационной системы.

16. Классификация информационных систем по структурированности задач.

17. Классификация информационных систем в зависимости от характера и объемов обрабатываемой информации.

18. Классификация информационных систем по функциональному признаку.

19. Классификация информационных систем по степени автоматизации.

20. Классификация информационных систем по уровню обработки информации.

21. Классификация информационных систем в зависимости от технологии хранения и обработки информации.

22. Понятие автоматизированной информационно-поисковой системы. Роль информационно-поисковых систем в правовой сфере.

23. Автоматизированные рабочие места. Примеры.

24. Экспертная система: понятие, примеры использования.

25. Геоинформационные системы: понятие, виды, особенности использования.

26. Информационное обеспечение юридической деятельности.

27. Государственная автоматизированная система «Выборы».

28. Основные направления использования информационных систем в правотворческой деятельности. Примеры.

29. Информатизации правоприменительной деятельности.

30. Информатизация правоохранительной деятельности. Криминалистические учеты: понятие, примеры.

 


Список рекомендуемой литературы

 

1. Абдеев А. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Автоматизированные рабочие места и компьютерные системы в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.

3. Андреев Б.В. Правовая информатика. М.: ИМП, 1998.

4. Андреев Б.В., Бушуев Г.И. Моделирование при решении уголовно-правовых и криминологических задач. М., 1997.

5. Баранов А.К., Корпычев В.Ю., Минаев В.А. Компьютерные экспертные технологии в органах внутренних дел: Учеб. пособие / Акад. МВД РФ. М., 1992.

6. Волчинская Е., Карелина М. Общие проблемы создания и функционирования в России автоматизированных баз правовой информации // Российские системы правовой информации. М., 1999.

7. Гаврилов О.А. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. М., 1999.

8. Гаврилов О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере // НТИ. Сер. 1. 1993, № 11.

9. Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ // НТИ. Сер.1. 1999. №1. C.l-2.

10. Информатика: Задачник–практикум: В 2 т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М., 1998.

11. Информатика: Учебник/Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1999.

12. Информатика и вычислительная техника в деятельности органов внутренних дел: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Минаева / ГУК МВД РФ. М., 1996.

13. Информатика и математика для юристов: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Х.А. Андриашина, С.Я. Казанцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001.

14. Информатика и математика для юристов (информационные системы) / Под ред. В.Д. Элькина. М.: Профобразование, 2003.

15. Информатизация судов общей юрисдикции Российской Федерации / Под ред. В.С. Чернявского. М., 2000.

16. Информационное обеспечение деятельности по выявлению и раскрытию преступлений и защите информации в этом виде деятельности: Комлект метод. материалов/ Сост. М.К.Каминский, Г.Г.Камалова. Ижевск: Детектив-информ, 2003.

17. Исаков С.А. Информационно-техническое обеспечение органов внутренних дел: Учеб. пособие / ЮИ МВД РФ. М., 1994.

18. Казанцев С.Я., Мазуренко П.И. Использование ЭВМ в деятельности правоохранительных органов. Казань, 1997.

19. Компьютерные технологии в юридической деятельности. М., 1999.

20. Морозов А.В. Системы правовой информации Минюста России. М., 1999.

21. Москвин Е.П., Рогалев А.Н., Щедрин Н.В. Анализ преступности на основе геоинформационных технологий // Правовые и организационно-тактические проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сб. материалов науч.-практ. конф. Ч. 2 / Краснояр. высш. шк. МВД России. Красноярск, 1998. С. 46-50.

22. Новые информационные технологии в правовой сфере / Под ред. В.А. Копылова. М., 1990.

23. Основы современных компьютерных технологий: Учеб. пособие/Под ред. А.Д. Хомоненко. СПб.: КОРОНА принт, 1998.

24. Пашин С.А., Косовец А.А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы // НТИ. Сер 1.1992. №10-11.

25. Полевой Н.С. Криминалистическая кибернетика. М., 1989.

26. Право и информатика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

27. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательств. М., 1996.

28. Саскинд Р. Экспертные системы в праве. М., 1990.

29. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в правовую информатику. М., 1995.

30. Черный А.И. Введение в теорию информационного поиска. М., 1975.

31. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ», 2004.

32. Шаршатов И. Я., Гетманцев Л. Ю. Возможности использования ГИС-технологий в административной и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Теоретические, прикладные и исторические аспекты функционирования правового государства в России: Межвуз. сб. научн. тр. / Смоленский филиал ЮИ МВД РФ. Смоленск, 1998. С. 99—100.

 

 


Раздел II. Правовые автоматизированные информационно-поисковые системы

Тема 1. Общая характеристика и особенности использования правовых информационно-поисковых систем

1. Характеристики правовых информационно-поисковых систем

В последнее время все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации. Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей: компактно хранить большие объемы информации, быстрый поиск нужных документов или их фрагментов в огромных массивах данных, с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния. Это и определяет популярность рассматриваемых систем среди широкого круга пользователей.

Правовая АИПС – система информационных, математических, программных, лингвистических, организационных и технических средств, предназначенная для накопления и коллективного использования правовой информации. Правовые информационно-поисковые системы хранят самую разную правовую информацию: нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, комментарии, законопроекты, финансовые консультации, формы документов и др.

Создание правовых АИПС опирается на решение следующих задач:

· определение качественных и количественных характеристик правовой информации;

· разработка наиболее эффективных способов сбора и распространения правовой информации;

· определение критерия отбора источников информации для введения в поисковую систему;

· разработка информационных алгоритмов;

· набор процедур автоматизированного поиска правовых актов;

· проведение социологических исследований деятельности различных государственных учреждений, ведомств и организаций в целях выявления тенденций, определяющих развитие правовой информационной практики.

В настоящее время важнейшими характеристиками правовых АИПС принято считать следующие:

  • полнота информации, то есть объем банка данных, измеряемых в количестве документов. Большой объем правовой информации и качество юридической обработки – основа надежности правовой автоматизированной информационно-поисковой системы;
  • достоверность и аутентичность информации. Критерием достоверности и аутентичности является степень надежности источника получения оригинала документа и степень соответствия информации в базе данных оригиналу;
  • качество юридической обработки информационного массива. Данная характеристика предопределяет уровень юридического информационного сервиса, который получит пользователь. Под юридической обработкой документов понимается совокупность юридических информационных и технологических процедур по определению места документа в системе российского законодательства (классификация, юридическая сила, действие во времени и пространстве и т.д.), выявление взаимосвязей между документами и фиксация этих связей при помощи специальных средств (гиперссылки, редакции документов и т.п.);
  • оперативность передачи документов пользователям. Оперативность поступления документов в ИПС обычно рассматривается как совокупность двух составляющих: оперативность включения документа в эталонный базу данных разработчика, оперативность передачи документов пользователям;
  • возможность программных технологий по работе с информацией.

 

В настоящее время наиболее известны в России следующие программные продукты и разработавшие их компании:

  • КонсультантПлюс (ЗАО «КонсультантПлюс»);
  • Гарант (НПП «Гарант-Сервис»);
  • Кодекс (Центр компьютерных разработок);
  • Эталон (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
  • ЮСИС (Юридическое агентство «Интралекс»);
  • Референт (ЗАО «Референт-Сервис»);
  • Юридический Мир (издательство «Дело и право»);
  • Системы «1С:Кодекс», «1С:Гарант», «1С:Эталон» (компания «1С»);
  • Законодательство России (Ассоциация развития банковских технологий);

и другие.

 

2. Поиск информации

Основы современной теории информационного поиска были разработаны в 50 - первой половине 60-х гг.

Виды поиска, используемые в информационно-поисковых системах:

  • по иерархическому классификатору;
  • по реквизитам документов;
  • по ключевым словам;
  • по контексту;

и иные виды.

В основе различных видов поиска лежит, как правило, использование информационно-поискового языка. Информационно-поисковый язык – это формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов для их последующего хранения и поиска.

Теория информационного поиска различает следующие типы информационно-поисковых языков.

Языки предметного типа – алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрикаторы. При использовании языка этого типа основная тема (предмет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами – рубриками.

Язык классификационного типа представляет собой иерархический классификатор отраслей законодательства. Классификатор – это систематизированный свод наименований кодов классификационных групп. При классификации желательно соблюдать следующие требования: полнота охвата объекта, возможность включения новых объектов, многоуровневая структура.

Язык дескрипторного типа – язык, характеризующийся способностью передавать смысл нормативно-правового акта, выражать комбинацией дескрипторов любое понятие. Данные языки, в свою очередь, можно подразделить на два вида: языки, в которых различаются логико-смысловые отношения между ключевыми словами, и языки, которые не содержат в своем составе логико-смысловых отношений. Важнейшее место среди языков дескрипторного типа занимает правовой тезаурус. Правовой тезаурус – это собрание ключевых слов и понятий, применяемых в качестве лингвистического обеспечения правовой АИПС.


Тезаурус включает ряд основных понятий:

· ключевые слова – наиболее полно описывают содержание правовых норм (актов), их существенные черты. В качестве ключевого слова используется слово или словосочетание естественного языка, выбираемое из текста документа. Не относятся к ключевым слова, не имеющие смысловой нагрузки, например общеупотребительные слова, которые можно опустить без ущерба для смысла правовой нормы и информационного поиска;

· дескриптор – выбранное ключевое слово, представляющее группу ключевых слов. Дескрипторы могут отражать взаимосвязь ключевых слов по признакам: подчиненности, ассоциативности понятий, эквивалентности.

 

Процедура составления поискового образа правовой нормы или нормативно-правового акта называется индексированием. Индексирование преобразует содержание и текст правовой нормы в набор соответствующих ключевых слов и дескрипторов. Индексирование – процесс описания содержания документов и запросов в терминах информационно-поискового языка, а также сопоставление документу набора ключевых слов, отражающих его содержание.

Поиск информации с помощью ЭВМ основан в конечном итоге на информационно-познавательном отождествлении терминов запроса и терминов документа.

Реквизит – логически неделимый элемент документа, описывающий определенное свойство отображаемого объекта.

Контекст – последовательность символов, являющихся частью слова, словом, словосочетанием.

Ссылка - указатель на какой-либо объект.

В информационно-поисковых системах отслеживаются информационно-логические связи между документами (редакции документа, бланкетные и отсылочные нормы и т.д.). В том числе для каждого документа формируются списки респондентов и корреспондентов.

Корреспонденты – это документы, ссылающиеся на текущий документ.

Респонденты – это документы, упоминаемые в текущем документе.

В последнее время особое значение приобретает гипертекстовая технология – механизм мгновенного перехода между частями текста как в пределах одного документа, так и между различными документами.

 

3. Особенности и границы использования информационно-поисковых систем

Правовые информационно-поисковые системы позволяют эффективно осуществлять повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся правовой информации. В то же время следует четко представлять себе границы реальных возможностей и область применения данных систем. Несмотря на то, что данные системы и предоставляют возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании текста в тех или иных правовых актах при обращении, например, в суд необходимо ссылаться не на поисковые системы, а на официальный источник публикации. Также следует отметить, что нельзя ожидать от информационно-поисковых систем услуг, которые могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. В информационные включен большой объем консультаций, комментариев, рекомендаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, но следует четко понимать, что эти материалы не могут во всех деталях повторять конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решения. Пользователю необходимо самому тщательно анализировать проблему, постараться найти другие материалы на эту тему, сопоставить их между собой, проверить, действует ли найденный акт или даже его фрагмент в конкретное время и т.д. Уникальные возможности ИПС позволяют пользователю найти различные правовые акты и другие документы по интересующей проблеме в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными оригиналами.

Нормативно-правовые акты в рассматриваемые системы включаются по истечении некоторого периода после их официального опубликования (который составляет, как правило, около месяца). Поэтому, если специалисту требуется документ, не содержащийся в базе, следует обращаться к печатным изданиям – источникам официального опубликования.

 

Тема 2. Автоматизированная информационная поисковая система «КонсультантПлюс»

§ 1. Особенности поиска документов в АИПС «КонсультантПлюс»

1. Начало работы в системе

Большой объем правовой информации и качество ее юридической обработки — основа надежности правовой АИПС. Чем большим количеством документов располагает система, тем выше вероятность, что в любой момент времени найдется необходимая информация. Данное утверждение справедливо для любой правовой автоматизированной информационно-поисковой системы.

Документы, хранящиеся в базе АИПС «КонсультантПлюс», физически содержатся в Едином информационном массиве. Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие разделы информационного массива.

Таблица 1

Разделы информационного массива АИПС «КонсультантПлюс»

Законодательство Нормативные и иные официальные акты федеральных и региональных органов государственной власти
Судебная практика Судебные акты. Материалы по вопросам правоприменительной практики
Финансовые консультации Консультационные материалы по бухгалтерскому учету, налогообложению, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, вопросам валютного регулирования
Комментарии законодательства Комментарии к нормативным актам федерального законодательства
Формы документов Типовые формы, бланки, образцы деловой документации
Законопроекты Проекты федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ
Международные правовые акты Многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, документы о ратификации
Правовые акты по здравоохранению Нормативные документы по медицине и фармацевтике, консультации по данным видам деятельности

 

При запуске системы появляется главное меню АИПС «КонсультантПлюс» (см. рис. 1).

Выбор вкладки Разделы позволяет перейти к поиску документов в системе. После выбора необходимого раздела открывается окно поиска.

 

Рис. 1. Главное меню системы «КонсультантПлюс»

 

Окно поиска содержит ряд вкладок: карточку поиска, правовой навигатор, справочную информацию, новости и обзоры, папки, закладки, историю.

Поиск документов производится с помощью Карточки поиска. Для нахождения документа необходимо указать известную о нем информацию в полях карточки поиска.

 

Рис. 2. Карточка поиска в окне поиска АИПС «КонсультантПлюс»

 

Перед началом поиска необходимо произвести выбор разделов и информационных банков, среди которых будет производиться поиск. Окно выбора разделов и информационных банков находится в нижней части Карточки поиска.

Для подключения дополнительных информационных банков следует активизировать опцию Дополнительно искать в других Разделах. Обобщенный поиск из других разделов, кроме Законодательства, не производится.

Структурной единицей информационного банка системы является документ. Любой документ, кроме непосредственно текста, имеет определенные идентификационные характеристики (реквизиты): название, дата принятия, вид документа и т.д., которые отличают данный документ от других. Поэтому, чтобы найти необходимый документ, нужно тем или иным способом указать реквизиты документа или иные характеристики.

В Карточке поиска представлены общие и специальные поля. Общие поля помечены знаком (в форме кружочка) и позволяют проводить обобщенный поиск по данному реквизиту по всем разделам и информационным банкам единого информационного массива, выбранным в нижнем окне карточки реквизитов. Специальные поля Карточки поиска позволяют проводить локальный поиск (среди документов данного, открытого раздела).

По указанным в карточке поиска реквизитам формируется список документов, удовлетворяющих заданным условиям. Список формируется при нажатии кнопки Построить список либо клавиши F9. Если какое-либо поле не заполнено, то система считает, что интересуют документы с любым способом его заполнения.

После заполнения любого поля карточки реквизитов система сообщает о количестве документов, удовлетворяющих запросу пользователя. Эта информация поможет принять решение: уточнять карточку реквизитов (заполнить еще какое-нибудь поле) или нет.

Для того чтобы удалить содержимое текущего поля карточки реквизитов, необходимо нажать клавишу Delete или воспользоваться командой контекстного меню Правка ® Удалить или кнопкой на панели инструментов - .

Полностью очистить Карточку поиска можно, воспользовавшись комбинацией клавиш Ctrl+Delete или командой контекстного меню Правка ® Удалить все, или кнопкой на панели инструментов - .

 

2. Поиск документов с использованием поля Вид документа, Принявший орган, Номер, Название документа, Поиск по статусу [2].

Заполнение указанных в заголовке полей проводится по следующему алгоритму:

1) выделить выбранное поле;

2) вызвать словарь всех возможных значений этого поля (двойной щелчок мыши либо нажатие клавиши Enter);

3) найти в словаре необходимый элемент. Перемещение по словарю может производиться либо набором начальных символов искомого значения на клавиатуре, либо с использованием полосы прокрутки или клавиш управления курсором;

4) если искомый элемент найден и требуется только один элемент из словаря, тогда для занесения значения в поле Карточки поиска нужно либо щелкнуть мышью по кнопке Выбрать либо нажать клавишу Enter. Если же требуется указать несколько элементов из словаря, то они помечаются либо нажатием клавиши Insert либо используя команду контекстного меню Отметить/разотметить, а также соединением выбранных значений логическим условием (ИЛИ/ И / КРОМЕ).

Если название документа приблизительно известно, то для поиска удобно использовать поле Название документа. Здесь важно выделить именно те слова, которые являются определяющими, характерными для данного документа и обязательно присутствуют в его названии (как правило, не более двух-трех слов). Словарь не содержит элементы, не имеющие поискового значения (союзы, предлоги, местоимения и т.д.).

В словаре поля Название документа в конце слова может быть указан символ * («звездочка»). Выбор такого слова из словаря обеспечивает поиск документов, в названии которых есть последовательность символов, совпадающая со «словом» из словаря только до символа *.

 

Примеры:

1) найти письма Минтруда РФ.

Технология выполнения:

очистить Карточку поиска ® используя поле Вид документа, выбрать из словаря слово Письмо ®используя поле Принявший орган, выбрать словосочетание Минтруд РФ ®нажать кнопку Построить список ®просмотреть полученный список документов;

2) найти документы, которые приняты органами, осуществлявшими управление в сфере высшего образования в стране.

Очистить Карточку поиска ®используя поле Принявший орган, выбрать словосочетание Гособразование СССР ®нажать клавишу Insert ®найти и аналогично отметить Госкомвуз РФ и Минобразование РФ ®указать логическое условие ИЛИ ®нажать кнопку Выбрать либо клавишу Enter ® в карточке поиска нажать кнопку Построить список ®просмотреть полученный список документов;

3) найти Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в действующей редакции.

Очистить Карточку поиска ® заполнить поле Вид документа, указав элемент Закон ® используя поле Название документа, выбрать слова СУДЕБН*, СИСТ* ® указать логическое условие И ®нажать кнопку Выбрать либо клавишу Enter ® в Карточке поиска нажать кнопку Построить список ® просмотреть полученный список документов® выбрать из списка действующую редакцию искомого закона.

 

3. Поиск документов с использованием поля Дата принятия

При выборе поля Дата принятия открывается диалоговое окно, имеющее две вкладки: Словарь и Диапазон. Вкладка Словарь используется в случае, если известна точная дата, иначе используется вкладка Диапазон. Выбор элемента во вкладке Словарь производится аналогично вышеописанным полям. Во вкладке Диапазон чаще всего используется условие «С…по…». После выбора этого условия оно заполняется одним из двух способов: первый состоит в непосредственном наборе нужных дат с клавиатуры, при другом способе используется встроенный календарь, который вызывается щелчком мышью по кнопке .

В появившемся календаре выбирается год, месяц и день.

 

Пример. Найти Указы Президенты за первую половину 1998 г.

Технология выполнения:

очистить Карточку поиска ® заполнить нужным образом поля Вид документа и Принявший орган ® выбрать поле Дата принятия ® выбрать вкладку Диапазон ® указать диапазон с 01.01.1998 по 30.06.1998 ® нажать кнопку Выбрать либо клавишу Enter ® в Карточке поиска нажать кнопку Построить список ® просмотреть полученный список документов.

 

4. Поиск документов с использованием поля Тематика

Словарь поля Тематика содержит многоуровневый рубрикатор, базирующийся на Общеправовом классификаторе отраслей законодательства. Тематический рубрикатор является иерархической структурой. Наличие у рубрики подрубрик показано специальным символом (изображение папки со знаком «+», стоящим слева от названия рубрики). Для раскрытия (закрытия) рубрики используется клавиша Пробел или щелчок мышью.

Для того чтобы раскрыть (закрыть) весь рубрикатор, используются клавиши Ctrl+Серый плюс (Ctrl+Серый минус).

Для быстрого поиска в рубрикаторе используется поле Фильтр. В этом поле набирается интересующее слово или выражение. В нижней части окна отражаются соответствующие заданному значению рубрики.

Выбор соответствующей рубрики/рубрик производится аналогично выбору в полях Вид документа и др.

 

Пример. Найти законы, принятые после 1 января 2002 г., регулирующие налогообложение физических лиц.

Технология выполнения:

очистить Карточку поиска ® заполнить нужным образом поля Вид документа и Дата ® выбрать поле Тематика ® найти и открыть Финансы ® открыть подрубрику Налоги и сборы ® открыть подрубрику Федеральные налоги и сборы ® выбрать и пометить подрубрику Налог на доходы физических лиц ® найти и открыть подрубрику Местные налоги и сборы ® выбрать и пометить Налог на имущество физических лиц ® нажать кнопку Выбрать либо клавишу Enter ® в карточке поиска нажать кнопку Построить список ® просмотреть полученный список документов.

 

5. Поиск документов с использованием поля Текст документа

Для пользователей, мало знакомых с тематическим классификатором, при отсутствии информации о реквизитах документа удобен поиск по тексту документа.

Диалоговое окно Текст документа содержит две вкладки: Словарь и Расширенный поиск. Поиск документов с использованием вкладки Словарь, содержащей все слова, имеющиеся в текстах документов информационного банка, производится аналогично поиску документа с использованием поля Название документа.

Расширенный поиск по тексту позволяет найти документы, содержащие нужные слова и словосочетания, связанные необходимыми логическими условиями. Слова, словосочетания и условия заносятся в специальное поисковое поле путем непосредственного набора их на клавиатуре. При этом условия могут быть заданы либо словесно (РЯДОМ, И, ИЛИ, КРОМЕ), либо с помощью специальных символов (+, &, |,! – соответственно).

Следует заметить, что при данном способе поиска лучше задавать не полные слова, а только их начала (можно и без символа * в конце), чтобы учесть все возможные окончания этих слов.

Расширенный поиск по тексту допускает широкое использование логических условий, что позволяет формировать расширенные поисковые запросы. При использовании разных логических условий необходимо использовать скобки (), задающие порядок выполнения логических условий. Регистр, используемый при наборе слов (логических условий), при поиске документов не принимается во внимание. Если слова или словосочетания, вводимые в качестве поискового выражения, заключены в кавычки, то отыскивается точно заданный контекст полностью совпадающий с введенной последовательностью символов.

Условие РЯДОМ означает, что выбранные слова располагаются в тексте документа в пределах установленного количества строк. По умолчанию количество строк равно 20. Обращаем ваше внимание на то, что поиск документов с таким логическим условием требует несколько больше времени.

Условие И означает, что в тексте документа встречаются оба выбранных слова одновременно. Обращаем ваше внимание, что условие И не гарантирует, что выбранные слова будут располагаться в тексте документа рядом друг с другом.

Условие ИЛИ означает, что в тексте документа встречается либо первое, либо второе слово, либо оба этих слова.

Условие КРОМЕ означает отсутствие указанного элемента в искомом тексте.

При просмотре текстов документов, найденных с использованием поля Текст документа, в верхней части окна документа появляется поле локального контекстного поиска, позволяющее быстро перейти к искомому контексту.

 

Примеры:

1) найти документы, принятые в 2002 г., в которых встречается словосочетание «Информационная безопасность» в различных падежах, а не просто данные слова, расположенные поблизости.

Технология выполнения:

очистить Карточку поиска ® заполнить нужным образом поле Дата ® выбрать поле Текст документа ® открыть вкладку Расширенный поиск ® ввести поисковое выражение информационн безопасност ® нажать кнопку Выбрать либо клавишу Enter ® в карточке поиска нажать кнопку Построить список ® просмотреть полученный список документов;

2) найти документы, принятые в 2003 г. и не утратившие силу к настоящему времени, в которых говорится о несовершеннолетних либо лицах, не достигших … лет.

Очистить Карточку поиска ® заполнить нужным образом поля Дата и Поиск по статусу ® выбрать поле Текст документа ® открыть вкладку Расширенный поиск ® ввести поисковое выражение несовершеннолетн ИЛИ (лиц+не+достигш+лет) ® нажать кнопку Выбрать либо клавишу Enter ® в карточке поиска нажать кнопку Построить список ® просмотреть полученный список документов.

 

6. Поиск документов с помощью правового навигатора

Для использования данной возможности необходимо выбрать в окне поиска вкладку Правовой навигатор.

Правовой навигатор представляет собой алфавитно-предметный указатель, состоящий из Ключевых понятий (правый столбец). Близкие ключевые понятия объединены в Группы (левый столбец). Такая двухуровневая структура облегчает выбор ключевых понятий, когда вы указываете их для поиска документов.

Алгоритм работы с Правовым навигатором:

выбрать нужную группу понятий в левом столбце (в это время в правом столбце появляется список ключевых понятий этой группы) ® отметить необходимые ключевые понятия (одно или несколько) в правом столбце ® выбрать кнопку Построить список или нажать клавишу F9.

Поскольку список ключевых понятий очень велик, быстро найти необходимые понятия возможно с помощью уже знакомого вам фильтра.

 

Примеры:

Date: 2015-09-22; view: 2256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию