Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Форма проведения обучения мимике и пантомимикеФормирование знаний, умений и навыков, обучение выразительным движениям проводится на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, один раз в неделю. Форма проведения занятий различна в зависимости от поставленных задач. Групповые занятия проводятся в процессе закрепления и совершенствования полученных умений и навыков (в игровой, свободной деятельности) Занятия проводятся учителем начальных классов или тифлопедагогом, владеющим программным материалом и являющимся своеобразным эталоном выразительных движений (мимики и пантомимики). Целесообразно проводить данный курс тифлопедагогу, ведущему коррекционный курс по ритмике. Начинать курс необходимо с выяснения имеющихся у слабовидящих знаний мимике и пантомимике, с определения уровня владения выразительными движениями. Восприятие учащимися выразительных движений, демонстрируемых тифлопедагогом, требуется в обязательном порядке сопровождать словесным описанием. На ряду с этим используются приемы обследования и сопряженных действий, которые помогают слабовидящему правильно выразить мимикой и пантомимикой предложенные задания. К началу занятий учащиеся должны подготовить лицо и руки (вымыть их) - развитие мелкой моторики: использование самомассажа рук и комплекса пальцевой гимнастики. Для занятий выразительными движениями требуются для каждого учащегося зеркальца (для мимики), настенные большие зеркала (для пантомимики). В качестве дидактического материала используются изображения выразительных движений, адаптированные тифлопедагогом с учетом слабовидения - муляжи, барельефы, рельефы, маски. Полученные знания, умения и навыки требуют систематического подкрепления, которое целесообразно осуществлять как на предметных уроках, так и на воспитательских занятиях при их совместном планировании работы по обучению мимике и пантомимике. Содержание программы по развитию мимики и пантомимики
Программа, состоящая из четырех этапов обучения, включает от 7 до 10 разделов, сложность и объем которых возрастает при переходе на следующий этап. Переход учащегося с этапа на этап осуществляется в зависимости от достигнутого уровня овладения выразительными средствами, который оценивается с помощью контрольных заданий.
I этап
Обучению мимике и пантомимике предшествует обследование готовности мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, и уровня сформированности простейших движений и жестов. Основной акцент в коррекции недостатков развития делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, а также на формирование умения правильно воспринимать и воспроизводить несложные мимические и жестовые движения. Формирующееся новое движение сначала выполняется ребенком вместе с педагогом (сопряженно), затем вслед за педагогом (отраженно) и затем самостоятельно. После усвоения детьми определенных умений и навыков, в работе используются несложные этюды с адаптированным наглядным материалом, в котором участвуют 1-2 ребенка Педагог направляет и уточняет действия детей, стараясь добиться самостоятельности в использовании сформированных средств. I раздел. Развитие мышечного аппарата экспрессивных (выразительных) зон лица и обучение элементам мимических движений: - развитие зоны бровей (учить: поднимать, опускать, хмурить и сдвигать брови); - развитие мышц глаз (учить: широко раскрывать глаза, щурить их; мигать глазами вместе и попеременно, закрывать и открывать глаза поочередно); - развитие мышц губ (учить: вытягивать губы вперед - растягивание в улыбку при раскрытых челюстях, показывать передние зубы, приподнимать уголки губ вверх и низ; прикусывать нижнюю губу верхними зубами, приподнимать правый уголок губ вверх, а левый уголок опустить вниз, менять положение; втягивать нижнюю губу под верхнюю; делать вращательные движения губ, вытянутых хоботком; втягивать губы внутрь рта с - развитие мышц щек (учить: втягивать и надувать щеки); - развитие мышц носа (учить: втягивать и раздувать крылья носа, морщить нос); - развитие мышц языка (учить: умению укладывать широкий и узкий язык, поднимать кончик языка вверх на верхние зубы, на верхнюю губу, укладывать на нижнюю губу; покачивать "маятником", играть в "болтушку", поднимать язык за верхние и занижние зубы), II раздел. Развитие мышечного аппарата, участвующего э жестовых и пантомимических движениях: - развитие мышц шеи (учить: делать медленные круговые движения головы справа налево и слева направо; класть голову на правое и левое плечо, грудь, откидывать голову назад, опускать голову вниз); - развитие мышц плеч (учить: поднимать плечи вверх и опускать их вместе и попеременно); отводить назад; выдвигать вперед и приподнимать плечи; Ш раздел. Формирование последовательности восприятия схемы лица (на себе, на другом человеке, на живом объекте - животном, на чучеле, на барельефе). IV раздел. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на живом объекте - на себе, на другом человеке - Мимика: улыбка, спокойное состояние, плач. - Жесты: да, нет, до свидания, здравствуйте, это мое, тихо, можно я отвечу, это я. - Интонация: в соответствии с мимикой и жестами. - Этюды на развитие выразительности жеста: "Это моя тетрадка, игрушка",
V раздел. Обучение умению воспроизводить эмоциональные состояния окружающих: - Мимика (горе, радость, страх, спокойное состояние); - Жесты (не покажу, уходи, я не знаю); - Этюды на развитие выразительности жеста: "Отдай!", "Уходи!", "Я не знаю", "Игра в снежки", "Игра в камушки"); - Поза (мама качает ребенка, подметает пол, поза маляра, поза водителя автобуса, поза идущего старого человека, поза идущего человека).
VI раздел. Формирование умения владения выразительными движениями на практике (адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их); в игровой, трудовой, свободной деятельности. Пантомима: - что я делаю (чищу зубы, мою лицо и руки, ем суп, качаю маленького ребенка, глажу пушистого котенка); - что я чувствую (светит солнышко, идет дождь, болит зуб, живот), потерялся, когда пошел с мамой в магазин; ем вкусную конфету); - какому животному я подражаю (заяц, медведь, петух и др.); - различные походки (солдата, спешащего человека и др.); - чью работу я делаю (маляра, водителя, землекопа и др.); - этюды (по изучению поз, походок и других выразительных движений; "Кто лучше покажет позу", "Кто лучше пройдет", "Живая" игрушка, книга).
VII раздел. Упражнения на закрепление выразительных движений в игровой деятельности. Игры на развитие умения выражать эмоциональные состояния. - радости ("Золотые капельки", "Вкусные конфеты", "Ласка"). При этом используются позы (наклон головы, характерные движения рук и ног) и мимика (закрытые глаза, улыбка); - страха ("Гроза", "Лисенок боится"). Используются позы (голова запрокинута и втянута в плечи) и мимика (глаза широко раскрыты, рот открыт); - боли (Ой, ой, живот болит", "Зубная боль"). Используется поза (туловище согнуто) и мимика (брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены).
VIII раздел. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на барельефе: - эмоции (радость, горе, боль, страх); - позы (мама качает ребенка, подметает пол, поза маляра, поза водителя автобуса, поза идущего старого человека, поза идущего солдата).
IX раздел. Формирование умения управлять своими эмоциями: - расслабление отдельных групп мышц (рук, ног, туловища, лица, шеи). Предлагаются игры: ("Кулачки", "Олени", "Штанга", "Каждый спит", "Пружинки", "Пчелка мешает спать", "Лицо загорает", "Солнышко и тучка"; "Любопытная Варвара"); - развитие внимания: Предлагаются следующие игры: «Что слышно9», «Слушай звуки», «Зеваки», «Пишущие машинки».
X раздел. Культура общения: как знакомиться с детьми, как здороваться, как прощаться, как благодарить, как попросить у товарища тетрадь, игрушку, другой предмет, как вести себя за столом, как принимать гостей (все формируемые действия и движения характеризуются в речи). Игры: «У куклы день рождения», «День знакомств», «Званый обед» и другие.
По окончанию первого этапа обучения дети должны уметь: - совершать произвольно мимические и жестовые движения с небольшой помощью педагога, - ориентироваться по алгоритму в схеме лица человека и животного с помощью педагога; - воспринимать и самостоятельно воспроизводить жесты: да, нет, нельзя, до свидания, здравствуйте, не знаю, можно я отвечу, спасибо; - принимать предложенную позу и узнавать по позе совершаемое действие с помощью педагога; - в несложном сюжетном изображении самостоятельно воспринимать настроение персонажей; - самостоятельно воспроизводить пантомиму по словесной установке, данной педагогом в соответствии с программными требованиями; - произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; - в сюжетно-ролевой игре - вести себя за столом, принимать гостей - с небольшой помощью педагога; - с небольшой помощью педагога, используя неречевые и речевые средства общения, познакомиться с другими ребятами, попросить у товарища игрушку, другой предмет; - самостоятельно, пользуясь неречевыми и речевыми средствами общения, здороваться, благодарить, прощаться; - самостоятельно описывать в речи свои движения и действия в пределах сформированных навыков.
П этап
На втором этапе обучения закрепляются знания, умения и навыки, сформированные на первом; тренируется мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения. Постепенно происходит усложнение дидактического материала по формированию навыка использования средств общения. В работе над этюдами участвуют два действующих лица, педагог поощряет использование неречевых средств общения в практических жизненных ситуациях.
I раздел. Продолжать развивать мышечный аппарат для воспроизведения мимических движений. Усложнять задания за счет введения новых, более сложных движений и увеличения числа однотипных движений. Выполняются этюды: «Качели», «Кукушонок кланяется», «Винт» и др.
П раздел. Продолжать развивать мышцы, производящие жестовые движения, используя комплексы занятий по физическому и музыкальному воспитанию, а также комплексы пальчиковой гимнастики в соответствии с возрастом, особенностями соматического развития и характером зрительной патологии.
Ш раздел. Продолжать формировать последовательность восприятия схемы лица, тела человека и животного в сочетании с развитием ориентировки в макро- и микропространстве; на себе; на другом человеке, на животном (живой объект), на чучеле животного, на схеме -символе лица и тела/
IV раздел. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на себе и на другом человеке. Мимика: - закрепление предыдущего материала; обучение: гнев, удивление; выражение внимания, интереса, сосредоточенности. Жесты: - закрепление материала 1 этапа обучения; - обучение новым жестам (стой, иди, бранить кого-то, стучать в дверь, движение боксера, чуточку, капельку), Интонации в соответствии с мимикой и жестами.
V раздел. Формирование умения определять значение мимики, позы, жеста на муляже, на барельефе, рельефе, адаптированном рисунке. Эмоции: - закрепление предыдущего материала, - выражение различных состояний: гнева, удивления, интереса, сосредоточенности, внимания; Поза: Закрепление предыдущего материала; Формирование поз (когда моют посуду, чистят зубы, обувь, развешивают белье; поза дровосека, сапожника, плотника).
VI раздел. Упражнения на закрепление выразительных движений в игровой деятельности. Игры на развитие умения выражать эмоциональные состояния: - гнева («Сердитый дедушка», «Король Боровик не в духе», «Гневная гиена», «Разъяренная медведица», «Два сердитых мальчика»); - удивления («Учитель удивился», «Круглые глаза»), - внимания («Любопытный», «Что там происходит?»); - интереса («Лисичка подслушивает»); - сосредоточенности («Командир», «Раздумье», «Кузнечик» и др.).
VII раздел. Формирование умения пользоваться выразительными средствами общения на практике, адекватно понимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности (пантомима): - что я делаю (развешиваю белье, мою посуду, вытираю пыль); - что я чувствую (очень холодно, получил подарок, кто-то отнимает любимую игрушку); - чью работу я делаю (плотника, сапожника, дровосека); - различные походки (манекенщицы, спортсмена, когда не хочу идти к врачу, а мама говорит, что надо); - какому животному я подражаю (лошадка, лягушка, курица, утка, ежик, волк).
VIII раздел. Формирование умения управлять своими эмоциями. Формирование способов преодоления двигательного автоматизма, используя навык произвольного расслабления и сокращения мышц.
IX раздел. Культура общения. Ситуации первого этапа обучения закреплять в самостоятельной практической деятельности; обучать ситуациям: как читать стихи, как слушать чтение художественных произведений другим человеком. Все сформированные ранее и формируемые в данный момент действия и движения характеризуются в речи.
По окончанию второго этапа обучения учащиеся должны уметь: - ориентироваться самостоятельно по алгоритму в схеме лица и тела человека и животного; - воспроизводить и воспринимать эмоции в соответствии с программой двух этапов обучения самостоятельно; - выполнять позу и узнавать по позе совершаемое действие в соответствий с программой первого этапа обучения самостоятельно, второго - с помощью педагога; - определять настроение музыкального произведения (предъявляемый дидактический материал должен соответствовать специфике обучения слабовидящих детей); - самостоятельно в жизненных ситуациях использовать пантомимические навыки, полученные на первом этапе обучения; - с небольшой помощью педагога пользоваться навыками выразительных средств общения, сформированных на втором этапе обучения; - использовать с помощью педагога способы преодоления двигательного автоматизма; - самостоятельно знакомиться с другим учащимся, попросить у товарища любой предмет, используя способы общения; - слушать и читать стихи самостоятельно; - использовать эти навыки в жизненных ситуациях с помощь педагога; - самостоятельно характеризовать в речи свои действия и движения в пределах сформированных навыков.
Ш этап
Основная задача третьего этапа обучения - формирование умения правильно воспринимать и воспроизводить новые мимические и жестовые движения и уметь ими пользоваться в жизненных ситуациях. По эмоциональным и речевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его с использованием мимики и жестов, вокальной мимики. Моделирование ситуаций усложняется за счет увеличения количества действующих лиц до 3 участников.
I раздел. Продолжать совершенствовать мышечный аппарат, участвующий в выполнении мимических и жестовых движений.
П-Ш разделы. Закреплять умение правильно воспринимать схему лица и тела по алгоритму (человек и животное); на муляже, барельефе, рельефе, адаптированном рисунке.
IV раздел. Обучение восприятию и воспроизведению мимических и жестовых движений и соответствующей интонации (на живом объекте). Закрепление предыдущего материала на уровне самостоятельного пользования навыком. - Мимика (вина, обида, страдание, печаль, отчаянье); - Жесты (набираю телефонный номер, давай помиримся, жест упрямства, высокий, низкий, длинный, короткий).
V раздел. Формирование умения определять значение и воспроизводить мимику, жесты и позы на барельефе, горельефе, адаптированном рисунке. -Эмоции: - закрепление предыдущего материала на уровне самостоятельного использования навыка; - новый материал (вина, обида, страдание, печаль, отчаяние); - Жесты: - закрепление предыдущего материала; - новый материал (движения регулировщика, садовника, поливающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; подметающего пол человека).
VI раздел. Формирование умения пользоваться на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить выразительные средства общения. Формирование новых навыков в пантомиме: - что я делаю (играю с котенком, что-то попало в зуб, гуляю с собакой, собираю грибы, цветы, ягоды, листаю книжку с картинками); - что я чувствую (очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу, увидел радугу); - чью работу я делаю (регулировщика движения, садовника, скрипача, дворника); - различные походки (балерины, усталого человека, человека, что-то замышляющего, идущего вверх по ступенькам); - закрепление пантомимических навыков двух этапов обучения с использованием их в свободной деятельности.
VII раздел. Упражнения и закрепления выразительных движений в игровой деятельности. Игры на развитие умения выражать эмоциональные состояния: - вины, отчаянья. (Этюды «Провинившийся», «Момент отчаянья»), - страдания, печали (Этюды «Стрекоза замерзла», «Северный полюс», «Остров плакс»). - обиды (Этюды «Незаслуженное наказание»).
VIII раздел. Формирование умения управлять своими эмоциями: расслабляться и напрягаться произвольно. Продолжать формировать умение преодолевать двигательный автоматизм, застенчивость и робость.
IX раздел. Формирование навыка культурного общения на первых двух этапов обучения закреплять в самостоятельной практической деятельности. Обучать ситуациям: - как вести себя в магазине, разговаривать по телефону, войти в класс, если опоздал (все действия и движения обязательно характеризуются в речи).
По окончанию III этапа обучения учащиеся должны: - иметь сформированную мышечную систему, способную в полном объеме осуществлять мимические, жестовые, пантомимические движения; - уметь: самостоятельно воспринимать и правильно воспроизводить схему лица и тела человека и животного в усложненных условиях восприятия (барельеф, горельеф, схема-символ, фоторобот), - пользоваться навыком жестовых и мимических движений, сформированным на предыдущих этапах обучения: - в сюжетно-ролевой игре; - в театрализованной деятельности; - в жизненных ситуациях с небольшой помощью педагога; -пользоваться телефоном в сюжетно-ролевой игре и в жизненной ситуации; - с помощью педагога преодолевать двигательный автоматизм; - правильно вести себя в магазине в сюжетно-ролевой игре и в жизненной ситуации.
|