Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития экономической науки





 

Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономики возникло в древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», состоящего из двух слов: «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, так что в буквальном смысле экономию следует трактовать как «искусство ведения домашнего хозяйства» или «домоводство» [7,11].

Как самостоятельная наука экономика начала складываться в 16-17 вв. н.э. во Франции и имела название «политическая экономия». Впервые этот термин ввел Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг), представитель первой экономической школы «меркантилизм».

В основе меркантилизма лежат монетарные представления, суть которых сводится к тому, что надо привлекать в страну как можно больше денег, золота из-за рубежа и сохранять, накапливать их в стране. Т.о. меркантилисты все внимание уделяли сфере товарного и денежного обращения, а не сфере производства.

Идейно близкой к меркантилизму в настоящее время является политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других стран путем введения различных таможенных барьеров и ограничений.

Следующей школой, внесшей весомый вклад в развитие экономической науки стала буржуазная классическая политэкономия.

Впервые внимание сфере производства уделила школа физиократов и ее основатель французский экономист Франсуа Кенэ (1694 - 1774 гг). Они считали, что богатство нации в сельскохозяйственном производстве и его основном средстве труда – земле [13, 14].

У истоков классической экономической теории стоял шотландский экономист и философ, современник физиократов Адам Смит(1723 - 1790 гг.), открытия которого в экономике, пожалуй, сравнимы с изобретением колеса. Он жил в экономически более развитой стране и смог правильно указать, что источником богатства является труд не только земледельцев, но и всех других классов, всей нации в целом. Предметом экономического анализа стали отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Продолжателем учения А. Смита был другой выдающийся представитель английской классической политэкономии Давид Рикардо(1772 - 1823 гг.). Он жил в эпоху промышленного переворота и его взгляды отражали новые экономические реалии. В разработке теории трудовой стоимости он пошел дальше А. Смита и показал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Научные взгляды Д. Рикардо легли в основу английского утопического социализма, который критиковал капитализм и обосновывал требования отмены частной собственности, реорганизации производства, распределения и потребления, обосновывал социалистическое учение. Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс(1818 – 1883 гг.) - немецкий мыслитель-экономист создал теоретическую концепцию, получившую название марксизм или теория научного социализма (коммунизма). Эта теория явилась важным этапом в развитии политической экономии. Главные открытия Маркса заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения – противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал исторически преходящий характер капитализма как формации. Ухудшение экономического положения в западных странах в конце 20-х годов XX века привело к самому разрушительному экономическому кризису в истории капиталистических стран, получившему название «Великая депрессия» (1929 - 1933 гг.), а также к кризису неоклассического направления экономической теории [14, 16]. На авансцену экономической мысли вышло новое направление экономического анализа – кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики, изучающей экономику как единое целое, как крупную систему. Название этой новой экономической теории связано с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса(1883 -1946 гг.). Его книга «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в 1936 г., произвела подлинную революцию в экономической науке и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть получены в рамках микроэкономического анализа. Кейнс констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного (потребительского и инвестиционного) спроса и факторов, влияющих на его изменение. Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 40-х и до 60-х годов, когда его стали критиковать сначала монетаристы, а затем и представители новой классической экономической теории.

Монетаризм – это школа экономической мысли, сторонники которой утверждают, что нарушения функционирования денежного сектора являются главной причиной нестабильности экономики. Монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего, к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента по кредитам. Признанный глава монетаристской школы – лауреат Нобелевской премии, профессор Чикагского университета (США) Милтон Фридмен [25].

Date: 2015-09-22; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию