Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речемыслительная деятельность





Речемыслительная деятельность — это процессы мыш­ления и речи, выступающие как принадлежность сознания че­ловека. Термин указывает на ментальное единство механизмов мышления и речи, но не предполагает, что речь выступает в качестве обязательной основы мыслительных процессов в соз­нании человека.

У людей, говорящих на одном и том же языке, важнейшие элементы системы языка и правила их употребления одинако­вы, однако в устной и письменной речевой деятельности каж­дого отдельного человека всегда есть индивидуальные отли­чия: манера речи, способы выражения мысли, тембр голоса и темп речи, выразительность и громкость речи, индивидуаль­ные особенности артикуляции звуков, словотворчество, ого­ворки, ошибки и т. п.


Аспекты языка



Разные стороны использования языка людьми изучают­ся разными науками и отделами наук. Физиологи изучают органы речи. Психологи и психолингвисты исследуют про­цессы порождения и восприятия речи. Нейролингвисты изу­чают речевые зоны мозга. Врачи и логопеды устраняют де­фекты речи. Учителя работают над развитием речи учащих­ся. А над развитием национального языка работают писатели, ученые, общественные деятели. Таким образом, речемыслительная деятельность — явление многостороннее и многоаспектное.

Разные лингвистические школы обращались то к одной,
то к другой стороне языка, при этом обозначая предмет сво­
его изучения разными терминами — речевая деятельность,
языковая деятельность, речь, процессы говорения и понима­
ния, говорение
и мн. др. Иногда эти термины оказываются
синонимичными, иногда в них вкладывается различное со­
держание. '

Так, основатель психологизма Г. Штейнталь различал:

• речь (говорение) — проявление языка в данный момент;

• способность говорить — наличие физиологической
способности артикулировать и психического содержания
внутреннего мира, которое предшествует языку и выражается
им;

• языковой материал — созданные речевой способностью в
процессе говорения элементы, которые употребляются в речи и
повторяются для выражения одного и того же содержания;

• язык — совокупность языкового материала одного на­
рода.

В трудах младограмматиков основное место занимает изучение речи как проявления индивидуальной психологии.

Ф. де Соссюр разграничил практически те же аспекты речемыслительной деятельности, что и Г. Штейнталь: ЯЗЫК (langue), речь (parole) и речевую деятельность (langage), но под ЯЗЫКОМ он понимал систему знаков, хранящуюся в мозге человека; под речью — индивидуальное говорение; под речевой деятельностью — использование физиологических возможностей и способностей человека, обеспечивающих


186___________________________________________ Тема 6

общение. Он считал главным делом лингвистов изучение ЯЗЫКА, т. е. той языковой информации, которая заключена в мозгу каждого человека, входящего в данный языковой кол­лектив.

Юрий Анатольевич Левицкий обратил внимание на то, что вопреки многочисленным комментаторам концепции Сос-сюра, утверждающим, будто Соссюр «отрывает язык от речи», в действительности он выводит как язык, так и речь из рече-мыслительной деятельности, показывая этим их единство (Ле­вицкий 1999, С.29). После появления книги Соссюра вопрос о разграничении ЯЗЫКА и речи как противопоставленных ас­пектов языковой деятельности человека стал одним из самых актуальных в языковедении.







Date: 2015-09-22; view: 3701; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию