Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знаковая ситуация
Для того, чтобы чувственно воспринимаемая вещь могла служить знаком чего-то отсутствующего или не воспринимаемого, необходима знаковая ситуация. Осмысление знаковой ситуации в истории науки шло постепенно. Античные и средневековые мыслители обсуждали вопрос об отношении слова и обозначаемого им предмета. Те, кто считал слово ИМЕНЕМ предмета, данным людьми, по сути дела уже нащупывали знаковую ситуацию. Она складывалась из двух компонентов: знак (имя) — обозначаемый предмет. Философы XVII-XVIII вв. открыли третий компонент знаковой ситуации — понятие. Признав слово знаком понятия о предмете, они фактически представили знаковую ситуацию как трехкомпонентную: знак — понятие — обозначаемый предмет. Под разными названиями эти же три компонента присутствуют в трудах многих логиков, семиотиков, лингвистов. Одно из первых развернутых описаний знаковой ситуации как важной категории в семиотике предложил выдающийся немецкий логик и математик Готлоб Фреге в его знаменитой статье Sinn und Bedeutung, впервые опубликованной в 1892 году. Фреге предложил различать ИМЯ (знак), ДЕНОТАТ (предмет, называемый именем) и СМЫСЛ имени (концепт денотата) Знаковая ситуация из этих трех компонентов получила название семантического треугольника Фреге. Под смыслом имени Фреге понимал то, что отражает способ представления обозначаемого денотата. Иллюстрацией служит пример, ставший теперь уже классическим: денотат выражений утренняя звезда и вечерняя звезда один и тот же (планета Венера), но смысл этих выражений различается. Одному денотату может соответствовать несколько смыслов. Один и тот же смысл может выражаться разными знаками. У знака (имени) всегда есть смысл, но не у всякого смысла есть денотат. Например, у вы- Знаковый аспект языка_________________________ _____ 171 ражения наиболее удаленное от Земли небесное тело смысл есть, но денотата нет. Фреге выделяет еще и ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о денотате — расплывчатое, пропитанное эмоциями, глубоко субъективное, индивидуальное. Смысл он помещает между денотатом и представлением. Создатель фундаментальной теории языкового знака (первая публикация — 1916 год) Фердинанд де Соссюр определял языковой знак как двустороннюю психическую сущность, состоящую из акустического образа (означающего) и понятия (означаемого). И важным моментом для дальнейшего осмысления знаковой ситуации стала разработка Соссю-ром категории ЗНАЧИМОСТИ языкового знака, предполагающая обязательное наличие многих знаков, так как только при сопоставлении и противопоставлении каждого знака каждому другому знаку данного множества выявляется значимость, благодаря которой знак выполняет Свою функцию. Иными словами Соссюр ввел в знаковую ситуацию компонент ДРУГИЕ ЗНАКИ. Крупнейший американский семиотик XX века Чарльз Моррис рассматривает знаковый процесс (семиозис) как пяти-членное отношение, одним из членов которого он называет интерпретатора, то есть ЧЕЛОВЕКА. Как видим, в знаковой ситуации появился ЧЕЛОВЕК и отношение знака к ДРУГИМ ЗНАКАМ. Таким образом, знаковая ситуация в общей семиотике приняла вид: 172___________________________________________ Тема 5 Вещь может стать знаком, только попав в знаковую ситуацию, так как БЫТЬ ЗНАКОМ — это функция, а не природа вещи. Вне знаковой ситуации эта же самая вещь знаком служить не будет. Для общей семиотики, которая занимается всеми видами знаков, такое представление знаковой ситуации, видимо, достаточно. Но для лингвосемиотики, изучающей знаки естественного языка, такая знаковая ситуация является неполной. Карл Бюлер, известный немецкий психолог и лингвист, рассматривал знаковую ситуацию именно для языкового знака (первое издание его книги — 1934 год). Бюлер исходил из утверждения Платана о том, что язык — это organon, служащий для того, чтобы один человек мог сообщить нечто о вещи другому человеку. В модели Карла Бюлера языковой знак графически изображен в виде треугольника, наложенного на круг так, что углы треугольника выходят за пределы круга, а за пределами треугольника остаются сегменты круга. Автор хотел этим показать, что языковое явление (круг) и его знаковое содержание (треугольник) не вполне совпадают. Стороны треугольника символизируют три фактора, которые делают языковое явление знаком. Это предметы и ситуации, по отношению к которым языковой знак выступает как СИМВОЛ; это отправитель, у которого языковое явление становится СИМПТОМОМ; это получатель, который воспринимает языковое явление как СИГНАЛ. Линии, соединяющие треугольник с каждым из трех факторов знаковой ситуации, символизируют семантические функции (сложного) языкового знака. С тремя отношениями языкового знака Бюлер связывает осуществление трех функций языка: репрезентации, экспрессии (выражения) и апелляции (обращения). Приведем схему К. Бюлера.
В этой схеме в отличие от общесемиотической модели знаковой ситуации фактор ЧЕЛОВЕК представлен в двух ипостасях как ОТПРАВИТЕЛЬ и как ПОЛУЧАТЕЛЬ. В настоящее время по результатам трудов семиотиков и лингвосемиотиков стало ясно, что уже явно недостаточно иллюстрировать знаковую ситуацию на примере одного знака, нужно включить в нее систему языковых знаков. В следующей схеме на пересечении линий, идущих от обозначений трех основных участников ситуации (предметы и ситуации, отправитель, получатель) представлен не один языковой знак, а вся система языковых знаков, находящаяся в сфере речемыслительной деятельности человека. Тема 5
Отправитель и получатель акустического знака одинаково подключены к системе языковых знаков, хранящейся в их мозге. Именно здесь запечатлены образы акустических знаков (лексемы), образы предметов и ситуаций внешнего мира (концепты, смыслы), в том числе и те, которые получили наименования, имеют свои способы выражения посредством языковых знаков (денотаты). Здесь же находятся и означаемые акустических знаков (семемы). Образы предметов и ситуаций образуют концептосферу человека, а та часть концептосферы, которая получила языковое выражение и вошла в сферу означаемых акустических знаков, с добавлением коннотатов образует семантическое пространство языка, открытое как в сторону концептосферы, так и в сторону образов акустических знаков. Семантическое пространство языка тесно связывает образы акустических знаков с образами предметов и ситуаций внешнего мира. Эта открытость объясняет постоянное перетекание образов из концептосферы в семантическое пространство языка. Date: 2015-09-22; view: 3963; Нарушение авторских прав |