Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель рынка монополистической конкуренции





В условиях рынка монополистической конкуренциимножество фирм продают неоднородный продукт на одном рынке. Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся достаточно свободным входом и выходом с него. Ключевой характеристикой этого типа рынка является дифференциация продукции, которая создаёт возможность ограниченного влияния на рыночные цены, поскольку многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако это влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Данная рыночная структура распространена в производстве предметов потребления, лёгкой и пищевой промышленности, сфере услуг.

Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон (рис. 9.5.1, а), в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции (рис. 9.5.1, б).

Высокоэластичной кривую спроса отдельной фирмы делает наличие большого количества товаров-заменителей. Дифференциация продукта также резко повышает роль неценовой конкуренции, в частности, рекламы, которая расширяет спрос и снижает эластичность спроса по цене. Большое число продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объёма выпуска и повышения цен и не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены. Вход на рынок монополистической конкуренции является достаточно свободным, что связано с относительно небольшими размерами уже действующих предприятий и небольшими перво­начальными инвестициями. Однако из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к определённой марке вхождение на рынок гораздо сложнее, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и иметь возможность привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, что требует дополнительных издержек.

а) монополистического конкурента б) совершенного конкурента

Рис. 9.5.1. Спрос на продукцию фирмы

 

Как и при чистой монополии, определяя оптимальный объём производства, монополистический конкурент со­поставляет свои предельные издержки и предельный доход. Если в точке равновесия (МС = MR) рыночная цена выше средних издержек (Р > АТС), то фирма получает положительную экономическую прибыль (на рис. 9.5.2, а – это площадь прямоугольника РЕMNL). В условиях низких барьеров для входа на рынок эта прибыль будет стимулировать приток в отрасль новых компаний. Дополнительное рыночное предложение приведёт к усилению конкуренции, росту затрат на рекламу и снижению рыночной цены. Рыночная цена устанавливается на уровне средних издержек (Р = АТС). Вследствие этого фирмы - монополистические конкуренты в долгосрочном периоде получают нулевую экономическую прибыль, довольствуясь финансовым результатом на уровне нормальной прибыли (рис. 9.5.2, б).

Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС = АС, то при монополистической конкуренции Р > МС и Р > min АТС. В силу этого при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей, в связи с чем объём выпуска фирм оказывается ниже оптимального. Избыточные мощности фирм - монополистических конкурентов являются платой за дифференциацию продукции. Однако чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные вкусы потребителей.

а) в краткосрочном периоде б) в длительном периоде

Рис. 9.5.2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента

 

Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценивать монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей. Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции). Возникающие же при прекращении производства большие безвозвратные издержки выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточного производства.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие четыре базовые модели рыночных структур выделяют в экономической теории?

2. Как оценивается тип продукции с точки зрения потребительского восприятия?

3. С помощью какого показателя оценивается степень влияния фирмы на рыночные цены?

4. На какие группы условно подразделяются барьеры входа-выхода?

5. Какие отличительные черты характерны для рынка совершенной конкуренции?

6. Каковы особенности формирования спроса на продукцию конкурентной фирмы? Как графически отображается кривая индивидуального спроса конкурентной фирмы?

7. Ваша фирма действует на рынке совершенной конкуренции, являясь ценополучателем. Если рыночная цена на Вашу продукцию установилась на уровне 50 ДЕ, то каков будет ваш предельный доход при объёме продаж 100 тыс. шт., 10 тыс. шт., 20 тыс. шт.? Каким при этом будет Ваш средний доход?

8. Объясните, почему предельный доход может быть заменён на цену, когда рынок является совершенно конкурентным?

9. Как формулируется правило максимизации прибыли для фирмы – совершенного конкурента?

10. Что понимается под терминами «чистая монополия», «открытая монополия», «закрытая монополия», «естественная монополия»?

11. Почему в условиях чистой монополии линия спроса и линия предельного дохода не совпадают, как в условиях совершенной конкуренции? Как формируется равновесие фирмы-монополиста? Какова его графическая интерпретация?

12. Каковы особенности формирования спроса и предложения на монопсоническом рынке? Каковы особенности рыночного равновесия монопсонии?

13. Что представляет собой двусторонняя монополия? Каковы особенности рыночного равновесия в данном случае?

14. Каковы отличительные черты олигополистического рынка? В чём суть модели ломаной кривой спроса олигополии? Каковы особенности рыночного равновесия олигополии?

15. Каковы отличительные черты рыночной структуры в форме монополистической конкуренции? Как формируется равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном и длительном периодах?

 


 

 

Date: 2015-09-22; view: 755; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию