Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Основные этапы развития политической мысли
Цель семинара: раскрыть историю развития политической мысли, становление политологии как самостоятельной науки, убедить студентов в важности и необходимости ее освоения. Вопросы для обсуждения
1. Политические идеи античности и средневековья. 2. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и европейских буржуазных революций XVI – XVIII вв. 3. Политическая мысль в XIX в. 4. Развитие политических идей в России IX – XVIII в. 5. Основные направления политической мысли в России в XIX – XX вв. 6. Зарождение и развитие политических идей в Беларуси. 7. Значение изучения истории политической мысли для современной политической практики.
Темы рефератов, докладов, сообщений (по выбору студентов)
1. Политические воззрения Платона и Аристотеля. 2. «Государь» Н. Макиавелли: правила поведения власти или кодекс политического бесчестия? 3. Возникновение и развитие теории договорного происхождения государства. 4. К. Маркс и Ф. Энгельс о сущности государства и политики. 5. Идеи единства русской земли («Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве») и их значение для современности. 6. Принятие христианства и его роль в развитии политической мысли. 7. Политические идеи русских революционных демократов. 8. Славянофилы и западники о путях развития России. 9. Политические идеи русских марксистов (Г.В. Плеханов. А.А. Богданов. В.И. Ленин. И.В. Сталин). 10. Роль Ф. Скорины в становлении самосознания белорусов. 11. Проблемы политики в теориях белорусских революционеров-демократов.
Формы текущего контроля знаний - опрос в ходе семинарского занятия, оценка выступлений, докладов.
Вопросы для самостоятельной проверки знаний
1. Для какой восточной цивилизации более характерно внимание к политическим проблемам и вопросам государственного устройства? 2. Проведите сравнительный анализ воззрений Платона и Аристотеля на сущность и происхождение государства и раскройте их отношение к демократии. 3. Раскройте отношение Н. Макиавелли к государству, его правителю? В чём сущность термина «макиавеллизм»? Воззрения каких мыслителей оказались ближе к жизни Н. Макиавелли. Т. Мора. Т. Кампанеллы?Почему? 4. В чём суть теории «общественного договора» и кто её выдвинул? 5. Проведите сравнительный анализ теории разделения властей в интерпретации Дж. Локка и III. Монтескье. 6. Какую роль сыграла эпоха Просвещения в развитии политической мысли в Европе, Америке, России, Беларуси? 7. Сформулируйте смысл идеи И. Канта о либерализме и правовом государстве. 8. Как понимал Гегель взаимоотношение государства и гражданского общества? 9. Какие основные политические идеи характерны для политической мысли Древней Руси? 10. Чем объясняется развитие русской политической мысли XV- ХVI вв. в рамках церковной традиции? 11. Какие основные политические преобразования намечены в «Челобитных» И. Пересветова? 12. Какие западноевропейские политические идеи распространялись в России в ХVII - ХVIII вв.? 13. Какие либеральные реформы включал проект М. Сперанского? 14. Борьба между какими основными политико-мировоззренческими концепциями определяла развитие политических идей в России на протяжении большей части XIX в.? 15.Какой вклад в политическую концепцию марксизма внёс В.И. Ленин? 16.Объясните причины существования идей западничества, славянофильства и евразийства в России на протяжении длительного времени и в разные исторические эпохи (вплоть до наших дней). 17. С именами каких христианских просветителей ХП в. традиционно связывается возникновение белорусской государственности? Тесты для самостоятельной проверки знаний
1. Назовите 1 – 2 авторов теории «общественного договора», кратко определите ее суть. a) К. Маркс; b) Дж. Локк; c) Ф. Энгельс; d) В. Ленин; e) Б. Спиноза. 2. Кого относят к родоначальникам утопического (раннего) социализма? a) Т. Кампанелла: b) Ж. Мабли; c) Т. Мор; d) Г. Гегель; e) Л. Сен-Симон. 3. У Платона во главе государства должны стоять философы, поскольку они те люди, которые «созерцают благо», или «то. что тождественно самому себе». Как вы понимаете это положение и согласились бы вы, чтобы современное государство возглавлял философ? a) да; b) нет; c) безразлично. 4. Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы?» a) Т. Гоббсу; b) Дж. Локку; c) Ф. Ницше; d) Н. Макиавелли. 5. Какие основные идеи характерны для памятников древнерусской политической мысли (ХІ – ХІІ вв.)? a) укрепление великокняжеской власти; b) обоснование духовной и политической независимости Руси от Византии; c) подчинение великого князя Киевского митрополиту всея Руси, т.е. приоритет духовной власти перед светской; d) объединение Руси перед лицом внешней угрозы; e) обоснование неравенства людей в политических правах. 6. Какое церковно-политическое учение одержало верх в борьбе идей в начале XVI в. при поддержке великокняжеской власти? a) нестяжательство; b) теория «двух мечей»; c) иосифлянство; d) «жидовствующие»: e) теория «общественного договора». 7. Какие политические реформы входили в проект преобразований М.М.Сперанского? a) введение конституции; b) разделение властей; c) учреждение республики; d) учреждение Государственной Думы; e) ограничение самодержавия дворянским Верховным Советом; f) создание независимого Верховного суда. 8. Какие течения российской политической мысли возникли в XIX в.? a) западничество; b) славянофильство; c) евразийство; d) народничество; e) большевизм; f) меньшевизм. 9. Какой российский мыслитель выдвинул идею примирения католицизма и православия и создания в России теократической монархии - «царства Божия»? a) Екатерина II; b) В.Г. Белинский; c) К.II. Победоносцев; d) В.С. Соловьёв; e) П.Я.Чаадаев; f) М.А. Бакунин.
Форма контроля самостоятельной работы студентов - проверка ответов на тесты
Семинар (2 часа) Date: 2015-09-22; view: 839; Нарушение авторских прав |