Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Деятельность субъектов политического процесса





Цель: раскрыть понятия субъектов политического процесса, выделить функции и типы их.

План:

1. Группы интересов: понятие, структура, функции. Типы. Лоббизм.

2. Элита, понятие, типы, структура, функции.

3. Политическое лидерство, сущность, функции, типы.

Основные понятия: группы интересов, лоббизм, корпоративизм, элита, виды элит, контрэлита, политическое лидерство, виды политического лидерства; функции элит, лидера, групп интересов.

Литература:

Основная:

1. Божанов В.А. Политология: мир современной политики. – М, 2008. – с.219-233.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с.410-416, 429-443.

3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с. 286-306.

Дополнительная:

1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 319-356.

2. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с 452-502, 163-189, 272-291.

3. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 457-568.

4. Приложение 9.

 

Политический процесс - сложное многосоставное явление, в ходе которого происходит взаимодействие различных субъектов. Главная составляющая политического процесса – активность людей, их политические действия, связанные с воздействием на власти. При изучении их деятельности важно учитывать их потенциал и статус, вид их действий, способ интеракций между ними, что определяет расстановку, позицию и соотношение сил различных субъектов политического процесса.

Мы рассмотрим деятельность лишь трех субъектов.

1. Группы интересов – это объединения индивидов на основе общих интересов, стремящееся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

 

Теория групп впервые была сформулирована А.Бентли, затем развита Р.Далем, Д.Истоном, Г.Ласки.

Основными функциями групп интересов являются артикуляция и агрегирование интересов, информация своих сторонников и власти, формирование политической элиты.

 

Типологизация групп интересов:

а.) Алмонд Г. и Пауэлл выделяют:

- аномичные и институциональные группы;

- ассоциативные и неассоциативные группы.

б.) Ж.Блондель различает:

- группы, возникающие на основе общинных, кастовых и клановых общностей;

- институциональные группы (лобби);

- группы защиты;

- группы поддержки.

 

Термин «лобби» (кулуары) возник еще в XVII в., сначала в монастырях, затем в английском парламенте.

 

Способы влияния лоббистов на власть:

§ выступления в комиссиях и комитетах парламента;

§ разработка законопроектов, документов, привлечение экспертов;

§ личные встречи, контакты, переговоры;

§ формирование общественного мнения;

§ организация кампании «давления» с мест;

§ подготовка и распространение результатов научных, социологических исследований;

§ организация действий «своих людей»;

§ финансирование;

§ прямой подкуп должностных лиц.

 

Существуют 2 подхода к лоббизму:

- запретительный;

- регулятивно-правовой.

 

Лоббизм делится на:

- политический, экономический, социальный, социокультурный;

- отраслевой и региональный;

- парламентский, президентский, правительственный;

- внешний и внутренний.

 

В разных странах (США, Германия, Франция) лоббизм регулируется законодательными актами.

Разновидностью лоббизма является корпоративизм, термин возникает в XIV-XV вв.

Корпорация – это замкнутая институциональная группа, монопольно распоряжающаяся определенными ресурсами, выполняющая определенные функции (хозяйственные, военные, административные, политические) и защищающая специфические коллективные интересы.

Корпоративизм – это ограниченное число принудительных иерархически ранжированных и функционально дифференцированных групп интересов, которые монополизируют представительство соответствующих сфер общественной жизни перед государством.

 

2. Термин «элита» появляется в древности, но в политике он употребляется с XVIII в., а в научный оборот введен в конце XIX начале ХХ в. Теория элитизма развивалась Карлейлом, Шопенгауэром, Ницше, Парсонсом, Моска, Парето.

В современной политологии существует несколько подходов к изучению элит в целом их можно свести к двум.

- меритократическому;

- властному.

 

Меритократический подход заключается в том, что:

- элита наиболее ценный элемент общества;

- она занимает господствующее положение в силу исключительности;

- это следствие естественного отбора;

- это связано равенством возможностей, но не результатов.

 

Властный подход заключается в определении элиты как группы, осуществляющей власть и влияющую на общество.

Властный подход делится на 2 направления: структурный и функциональный. Сторонники властного подхода включают в ее состав: экономических лидеров, политических лидеров, профессоров и учителей, духовенство, выдающихся журналистов, военных, судей и адвокатов.

 

Правящая элита – это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.

Сегодня общими усилиями ученых создана теория демократического господства элит (демократического элитизма).

Ее суть:

§ элита не монолитна, состоит из конкурирующих групп;

§ открытый доступ для способных членов общества, динамичный характер ее;

§ наличие контрэлиты (оппозиционной элиты);

§ конкуренция элиты и контрэлиты;

§ влияние элиты на массы больше, чем массы на нее;

§ осуществление контроля, общества за элитой с помощью выборов;

§ ненасильственная смена элит;

§ власть элит носит ненасильственный характер.

Функции элит:

· стратегическая (определение целей программ, тактики, принятие решений);

· представительская;

· интегрирующая;

· мобилизационная.

Структура элит:

· селекторат (активисты, потенциально готовые к профессиональной деятельности), потенциальные элиты, оппозиционная, сторонники правящих сил, правящая элита.

 

Типология элит:

§ по функциональному признаку – политическая, экономическая, культурно-информационная;

§ по месту в политической системе – правящая и оппозиционная (контрэлита);

§ по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования – открытая и закрытая;

§ по структуре – элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и низкой степенью интеграции (разъединенные);

§ по степени представительности – с высокой и низкой степенью представительства.

 

Существует смешанная типология, объединяющая все предыдущие типы.

 

Выделяют 2 системы рекрутирования элит: гильдии и антрепренерская.

 

для гильдии характерно:

§ закрытость;

§ наличие институциональных фильтров;

§ небольшой резерв;

§ тенденция к воспроизводству существующего типа лидерства.

 

для антрепренерской системы присуще:

§ открытость;

§ небольшое число формальных требований;

§ широкий резерв;

§ высокая конкурентоспособность;

§ большое значение личностных качеств лидера.

 

Иногда выделяют номенклатурную систему, сложившуюся в тоталитарных обществах (бюрократия).

 

3. Политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого оказывается влияние на массы

Особенности лидерства как явления:

§ между общенациональным лидером и обществом не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, лобби, СМИ;

§ оно носит многоролевой характер, лидер нацелен на согласование интересов;

§ лидерство корпоративно;

§ оно институционализировано.

 

Существует несколько подходов к определению лидерства:

- П.лидерство – это постоянное приобретенное влияние со стороны определенного лица на общество, группу, власть.

- П.лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, руководящая должность.

- П.лидерство – это символ общности, образец политического поведения.

 

Функции:

§ определение и формулирование интересов групп целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов (программная функция);

§ выработка и принятие политических решений (управленческая);

§ мобилизационная;

§ коммуникативная;

§ легитимация власти;

§ защитная;

§ координационная.

 

Существует несколько теорий политического лидерства:

- теория личностных черт;

- ситуативная;

- личностно-ситуативная;

- теория конституентов (решающая роль последователей лидера);

- психологические концепции: психоаналитическая, мотивационная, прикладная.

 

Типология:

- по М.Веберу – традиционное, харизматическое, рационально-бюрократическое.

- по М.Херманн – знаменосцы, служители, торговцы, пожарные.

- по С.Джиббу – лидер-патриарх, тиран, идеальный лидер.

- по Ж.Блонделю – спасатель, успокоитель, менеджер; патериалисты, пересмотрщики, улучшатели; идеологи, реформаторы, новаторы.

- М.Бернс делит лидеров на преобразователей и дельцов.

-Е.Вятр – лидер-идеолог, лидер-практик; лидер-харизматик, представитель; соглашатель – фанатик; догматик и открытый лидер.

 

В политическом лидерстве большую роль играет стиль лидерства – совокупность приемов и методов деятельности П.Л., характер его взаимодействия с членами группы и последователями.

Различают:

- авторитарный стиль (жесткий);

- демократический;

- невмешивающийся (отстраненный);

-американский политолог Барбер Р. предлагает такое определение стиля – политический стиль – это набор образцов привычных действий личности в ответ на ролевые требования. Он предлагает оценивать стиль с помощью шкалы.

Активность – пассивность (выполнение функций и позитивное - негативное) (отношение к своим обязанностям). В итоге он составляет 4 типа стилей:

- активно-позитивный (ориентированный на достижения);

- активно-негативный (ориентированный на личное благополучие);

- пассивно-позитивный (привязанность к должности);

- пассивно-негативный (ориентированный на минимальное исполнение долга).

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности действий лоббистских групп?

2. Каковы особенности действий элит?

3. Каковы особенности действий лидеров?

Date: 2015-09-22; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию