Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пятимерное образование
До сих пор образование сводилось к следующему: все, что ты сейчас учишь, - неважно; а важен экзамен, который будет через год или два. Это делает будущее важным, важнее настоящего. Образование готово пожертвовать настоящим ради будущего. Это становится вашим стилем жизни, вы всегда жертвуете настоящим моментом ради будущего. Это порождает невероятную пустоту жизни. В моей коммуне будет пятимерное образование. Перед тем, как перейти к пятимерному образованию, необходимо сказать несколько слов. Во-первых, экзамен не должен быть частью обучения, вместо этого - каждодневный, ежечасный контроль учителя; их годовые оценки определят - переходить вам в следующий класс или еще остаться в этом. Никто не сдает экзамены, никто не проваливается на них, просто кто-то быстрее думает, а кто-то больше ленится; неудача на экзамене оставляет глубокий след неполноценности, а успех порождает другую болезнь - превосходство. Нет тех, кто стоит ниже; нет тех, кто стоит выше. Каждый является самим собой, он уникален. Итак, экзаменов не будет. Это устранит перспективу будущего в пользу настоящего. Решающим станет то, что вы делаете именно сейчас, а не пять вопросов в конце года. За это время вам предстоит пройти тысячи вопросов, и каждый из них будет решающим. Таким образом, образование станет независимым от итогов учебного года. В прошлом учитель был очень важной фигурой, потому что он знал, что он сдал все экзамены, получил знания. Однако ситуация изменилась, и это одна из проблем: ситуация изменилась, а наше отношение к ней - нет. Сейчас наблюдается такой взрыв знания, такой гигантский, такой невероятный, такой быстрый, что написать большой научный труд сегодня невозможно: ко времени его опубликования вся информация устареет; новые факты, новые открытия сделают книгу устаревшей. Сегодня наука опирается не на книги, а на статьи и периодические издания. Учитель получил образование тридцать лет назад. За тридцать лет все изменилось, а он продолжает повторять то, чему выучился. Он отстал от жизни и делает учеников такими же. Учителю нет места. Вместо учителей будут гиды, и нужно понять разницу: гид подскажет вам, где в библиотеке можно взять последнюю информацию по данному предмету. Обучение не должно проходить по устаревшим схемам; телевидение с этим справится лучше, оно без проблем предоставит вам самую последнюю информацию. Учителю необходимо задействовать ваш слух, телевизор же напрямую задействует зрение, и эффект от этого гораздо выше, потому что восемьдесят процентов информации передается через глаза, а глаза - самая подвижная часть тела. Если вы что-то видите, то нет смысла это запоминать; но если вы слышите что-нибудь, то запоминать придется. Почти девяносто восемь процентов обучения можно передать с помощью телевидения, а на вопросы студентов будет отвечать компьютер. Учитель станет всего лишь гидом, чтобы показать вам правильное направление, чтобы научить вас пользоваться компьютером, чтобы научить вас искать нужную книгу. Его функции будут совершенно другими. Он не будет делиться с вами знаниями, он сообщит вам о современном знании, самых последних достижениях науки. Он только гид. Исходя из этого я делю образование на пять измерений. Первое - информативное, это история, география и много других предметов, где будут использоваться вместе телевидение и компьютер. Второй частью будет наука. Знания здесь тоже можно передать с помощью телевидения и компьютера, но здесь понадобится помощь гида, потому что эта часть сложнее. В первую часть также попадают языки. Каждый человек в мире должен знать хотя бы два языка: родной и английский, в качестве средства международного общения. Телевизионными средствами их можно передать очень эффективно - акцент, грамматика, всему можно научить лучше, чем человек с этим справится. Можно создать атмосферу мирового братства: язык соединяет народы и также разъединяет их. Сегодня нет международного языка. Английский - самый распространенный язык, и людям надо отбросить предрассудки и взглянуть реальности в лицо. Немало попыток предпринималось для того, чтобы победить предрассудки - испанцы утверждают, что их язык нужно сделать международным, потому что на нем говорит больше людей, чем на любом другом. Чтобы преодолеть эти национальные распри создавались новые языки, эсперанто например. Но ни один искусственный язык не смог стать популярным. Есть нечто, что растет само, и его нельзя создать; язык - это результат тысячелетнего развития. Эсперанто выглядит очень искусственным, и все попытки сделать его средством общения провалились. Абсолютно важно говорить на двух языках: на родном, потому что чувства и некоторые нюансы можно передать только на родном языке. Один из моих профессоров, профессор философии, путешествовавший по многим странам, говорил, что в иностранном языке все можно передать, но когда дело доходит до драки или любви, то вы начинаете чувствовать, что вам не хватает искренности. Для чувств нужно использовать свой родной язык, который вы впитываете с молоком матери, который становится вашей плотью и кровью. Но этого недостаточно, это порождает маленькую группу людей, делая остальных чужими. Для одного мира, одного человечества крайне необходим один международный язык. Поэтому каждый должен знать два языка. Этому научат на первом этапе. Второй этап - это изучение научных дисциплин, что очень важно, потому что это - половина реальности, ее внешняя часть. Третьей ступенью будет то, что отсутствует сегодня в учебных планах, - искусство жизни. Люди полагают, что они знают, что такое любовь. Но они не знают... и к тому времени, когда они узнают, будет слишком поздно. Каждому ребенку нужно помочь переводить гнев, ненависть, зависть в любовь. Важной частью третьей ступени является и чувство юмора. Наше так называемое образование делает людей печальными и серьезными. И если одна треть вашей жизни потрачена зря в университете, сделавшем вас печальным и серьезным, то ваша жизнь становится тусклой. Вы забываете язык смеха - а человек, забывший смех, многое теряет в жизни. Итак, любовь, смех и знакомство с жизнью и ее чудесами, тайнами... нельзя не слышать пение птиц на деревьях. И деревья, и цветы, и звезды должны находить отзыв в вашем сердце. Восход и закат солнца не просто существуют вне вас, они должны быть частью вас самих. Основой третьей ступени должно стать поклонение жизни. Люди злоупотребляют своим положением в природе. Они продолжают убивать и поедать животных, называя это игрой; а если животное ест их, то они называют это бедствием. Странно... в игре все должны быть равны. У животных нет оружия, а у человека есть пушки или стрелы. Нужно научить уважать жизнь, потому что жизнь - это Бог, и нет другого Бога, кроме самой жизни, радости, смеха, чувства юмора - танцующего духа, в общем. На четвертом уровне стоит искусство и творчество: живопись, музыка, искусство гончарного дела, каменной кладки - все, что относится к творчеству. Необходимо ввести для учеников свободный выбор творческой деятельности. Лишь некоторые предметы должны быть обязательными: международный язык, умение зарабатывать на жизнь, творчество. Можно сделать выбор из широкого спектра видов искусств, так как пока человек не научится творить, он не сможет стать частью природы, находящейся в постоянном творческом процессе. Начиная творить, человек становится божественным; творчество - единственная молитва. Пятый уровень - это искусство смерти. Здесь будет проводиться курс медитации, чтобы вы знали, что смерти нет, чтобы вы осознали вечную жизнь внутри себя. Это очень важно, так как всем придется умереть; никто не избежит смерти. Под большим зонтом медитации вы приобщитесь к дзэн, Дао, йоге, хасидизму, ко всем существующим техникам, которые игнорировало образование. Здесь вы должны пройти курс боевого искусства: айкидо, джиу-джитсу, дзюдо - искусства самообороны без оружия, и не только самообороны, но одновременно и медитации. В новой коммуне будет полное образование, целостное образование. Все значимое должно стать обязательным к изучению, а все не очень значимое должно стать факультативным. У ученика должен быть широкий выбор. После изучения базовых дисциплин можно приступить к тому, от чего вы получаете удовольствие: музыка, танцы, живопись; нужно идти вглубь себя, стремиться познать себя. И всему этому можно научиться легко, без принуждения. Я сам был профессором и ушел из университета со словами: это не образование, это невообразимая глупость; здесь ничему значительному не учат. Но такое поверхностное образование преобладает во всем мире: от Советского Союза до США. Никто не занимался разработкой более целостного образования. В этом смысле почти все необразованны; и даже ученые с большим именем необразованны в большинстве сфер жизни. Одни необразованны больше, другие меньше, но все необразованны. Найти образованного человека просто невозможно, потому что целостного образования нет нигде. (The Golden Future, Chapter #23)
Получается так, что то, что называется образованием, почти противоречит медитации. Так быть не должно, но так есть. Первоначальное слово "образование" не противоречило медитации. Образовывать означает вытягивать из ученика его внутренний мир. Индивидуум должен распускаться как цветок - вот в чем первоначальное предназначение образования. Этим же занимается и медитация: вы должны распуститься как цветок. Вам неведомо, кем вы станете, каким именно цветком, какого цвета и запаха. Вы движетесь в неизведанное. Вы просто доверяетесь энергии жизни. Она породила вас, она - ваша основа, ваше сущее. Вы доверяете ему. Вы осознаете, что вы - дитя Вселенной, и если эта Вселенная породила вас, то она и позаботится о вас. Когда вы доверяете себе, вы доверяете и всей Вселенной. Вселенная прекрасна. Только взгляните... сколько цветов; разве можно этому не доверять. Такая потрясающая красота вокруг; можно ли ей не доверять? Такая грация, такое великолепие от пылинки до звезд; такая симметрия, гармония; как можно этому не доверять? Басё говорил, что если эта Вселенная дает жизнь цветам, то он ей верит. Верно? Это достаточно логично, сильный аргумент: "Если эта Вселенная дает жизнь многим прекрасным цветам, если существует роза, то я доверяю ей. Если лотос существует, то я доверяю ей". Образование - это вера в себя и во Вселенную, когда глубинное выходит на поверхность. Но никто о вас не беспокоится. Общество заботится о своих собственных идеях, идеологиях, предрассудках, технологиях; насилие над вами продолжается. Вас рассматривают как пустое место, а его необходимо заставить мебелью. Сегодняшнее образование или то, что называют образованием, просто пичкает вас знаниями, потому что эти знания можно использовать. Никто не заботится о вас, никто не думает о вашей судьбе. Им нужно больше врачей, инженеров, генералов, сантехников, электриков. Они им нужны; и они заставляют вас становиться сантехником, или врачом, или инженером. Я не хочу сказать, что плохо быть инженером или врачом, но плохо, если это навязывается извне. Врач по призванию демонстрирует чудеса исцеления. Он - врожденный целитель. Он будет врачом с большой буквы, его прикосновение уже исцеляет. Он рожден для этого. Но когда профессию навязывают, потому что необходимо выживать, зарабатывать себе на жизнь, то приходится соглашаться. Человек ломается под этим весом. Человек страдает, мучается и однажды умирает. В этой жизни никогда не было праздника. Конечно, он оставит много денег своим детям, чтобы они, в свою очередь, стали врачами, учились в том же университете, который погубил его. А его дети поступят так со своими детьми, и так это продолжается из поколения в поколение. Нет, я не могу назвать это образованием. Это преступление. И то, что несмотря на это в мире иногда появляется Будда, - настоящее чудо. Это - чудо. Просто невероятно, как кому-то удается избежать этого: это путь к смерти, так устроено образование. Маленькие дети попадают в эти сети, не ведая, куда это их приведет и что будет с ними. К тому времени, когда они осознают это, они уже будут совершенно испорченными и погубленными. К тому времени, когда они задумаются над своей жизнью, они уже будут практически неспособными сделать шаг в другую сторону. Когда вам двадцать пять или тридцать, половина жизни позади. Изменения теперь кажутся слишком рискованными. Вы стали врачом и успешно практикуете; но вдруг, в один прекрасный день вы осознаете, что это вовсе не ваше призвание. Это не для вас - но что же теперь делать? Остается притворяться врачом. А если врач несчастлив оттого, что он врач, он не поможет ни одному пациенту. Он может лечить пациента, прописывать лекарства, но он не сможет исцелять. Настоящий врач - врач от Бога... у каждого есть божье предназначение. Можно об этом даже не знать. Кто-то рождается поэтом; поэтом не становятся. Нельзя поэтов поставить на поток. Кто-то рождается художником. Нельзя художников поставить на поток. Но все в мире смешалось: художник лечит людей, а врач пишет картины. То же и с политиком: он мог бы быть хорошим сантехником, но он стал премьер-министром или президентом. А тот, кто мог бы быть премьер-министром, - сантехник. Вот почему в мире так много хаоса: каждый не на своем месте, делает не то, что ему следовало бы. Истинное образование ведет прямо к медитации. Ложное образование - барьер на пути к медитации, так как оно обучает вас тому, для чего вы не годитесь. До тех пор, пока вы не найдете своего призвания, вы не сможете быть здоровым и целостным. Вы обречены на страдание. Часто образованный человек, заинтересованный в медитации, забывает то, чему его учили. Ему нужно вернуться в детство и начинать оттуда, с алфавита. Вот почему я настаиваю на таких медитационных техниках, которые возвращают вас в детство. Когда вы танцуете, вы больше похожи на ребенка, чем на взрослого. Люди, добившиеся положения в обществе, попадают в трясину, так как они не могут ничего делать, они не могут рисковать своим положением. Они боятся. Они несчастны, они не знают, что такое блаженство, они даже точно не знают, что значит быть живым, но они почитаемы. Итак, они срастаются со своим положением, а затем умирают. Они никогда не живут; они умирают прежде, чем начнут жить. Многие умерли, не познав жизни. Мои медитации возвращают вас назад к жизни, когда у вас еще не было положения в обществе, когда вы могли совершать необдуманные поступки, когда вы были невинными, не испорченными обществом, когда вы еще не изучили хитрости мира, когда вы были из другого мира, из никакого мира. Я хотел бы вас вернуть в то время, чтобы вы оттуда начали опять. Это ваша жизнь. Положение в обществе или деньги - мыльные пузыри, это не настоящие ценности. Не обманывайтесь. Ни деньги, ни власть, ни престиж в рот не положишь. Это просто игра - бессмысленная, глупая, скучная игра. Если вы достаточно разумны, то вы поймете, что вам нужно просто жить и не заботиться ни о чем другом. Все другие доводы беспочвенны: это ваша жизнь. Ее нужно прожить по-настоящему, с любовью, страстью и состраданием, энергично. Станьте блаженной волной прилива. Делайте все, что для этого нужно. Необходимо будет переучиваться. Это значит, что нужно уйти с ложного пути, к которому вас принудило, соблазнило общество. Живите, как вам хочется, станьте себе хозяином. В этом предназначение санньясы. Настоящий санньясин не прислушивается к чужому мнению, а живет так, как хочет. Я не хочу сказать, чтобы вы стали безответственными. Когда вы живете с ответственностью, то вы не только заботитесь о себе, но также заботитесь и о других, но совершенно по-другому. Сейчас вам нужно будет постараться не вмешиваться в чужую жизнь, вот что такое ответственность. Вы не разрешаете другим вмешиваться в вашу жизнь, но и сами следите за тем, чтобы не вмешиваться в чужую. Вы не допускаете, чтобы кто-то руководил вашей жизнью, вы не хотите, чтобы ваша жизнь стала путешествием с гидом. Путешествие с гидом - это совсем не путешествие. Вы сами хотите найти дорогу. Вы хотите брести в лесу без карты, вам тоже хочется быть первооткрывателем, вам тоже хочется найти белые пятна. Имея карту, вы придете только туда, куда уже многие приходили до вас. Это место не новое, не оригинальное, не девственное. Оно уже отравлено, изгажено. Многие приезжали сюда и даже составили карту. В детстве, в храме, куда часто ходили мои родители, меня удивили карты рая, ада и мокши. Однажды я сказал отцу: - Если есть карта мокши, то мне это не интересно. - Почему? - Если есть карта, то там делать нечего. Там уже побывали многие, даже картографы. Все измерили, обследовали, проставили таблички и ярлыки. Это кажется просто продолжением старого мира. В этом нет ничего нового. Я бы хотел попасть в мир, где нет карт. Хочу быть первооткрывателем. С тех пор я перестал ходить в храм. - Почему ты не ходишь в храм? - спросит меня отец. - Уберите карты. Я терпеть их не могу. Они оскорбительны. Только подумай: даже мокшу можно измерить. Тогда нет ничего неизмеримого! Все Будды говорили о том, что истина неизмерима; все Будды говорили о том, что истина не только неизвестна, но и непостижима. Это неизведанное море, вы берете маленькую лодку и отравляетесь в неизведанное море. Вы пускаетесь в приключение. Это рискованно, это опасно. Но в риске и опасности душа расцветает, становится целостной. Если образование истинно, то оно будет лишь частью медитации, медитация будет ее последней точкой. Если образование истинно, то университеты не будут выступать против Вселенной. Они станут тренировочной базой, трамплином во Вселенную. Если образование истинно, то оно будет беспокоиться о вашем блаженстве, счастье, музыке, любви, поэзии, танце. Оно научит вас раскрывать внутренние резервы. Оно научит вас выйти за пределы бытия, распускаться как цветок, расти, расширяться. Образование религиозно, если оно учит вас принимать себя такими, какие вы есть, жить свою жизнь, стать проявлением Вселенной вашим неповторимым путем, уникальным образом. (The Discipline of Transcendence, Vol. 4, Chapter #6)
Прислушиваясь к птицам я вспомнил... Прямо за окнами нашего колледжа были прекрасные деревья манго. На них свили свои гнезда кукушки. Когда поет кукушка, то нет слаще звука. Я обычно сидел у окна, смотрел на птиц, на деревья, что выводило из себя моих учителей. Мне говорили: - Смотри на доску. - Это моя жизнь, и я имею право смотреть туда, куда мне хочется. На улице так хорошо: поют птицы, цветы, деревья, солнце, пробивающееся через кроны деревьев, разве может с этим сравниться ваша доска? Учитель очень разозлился и сказал мне: - Тогда иди во двор и стой там, пока не будешь готов посмотреть на доску, потому что я обучаю тебя математике, а ты смотришь на деревья и птиц. - Вы мне делаете большой подарок вместо наказания. Я попрощался с ним. - Что ты хочешь этим сказать? - Я никогда не вернусь, я буду ежедневно стоять за окном. - Ты, должно быть, сошел с ума. Я сообщу твоему отцу, твоей семье, что они зря тратят деньги на тебя, а ты стоишь во дворе школы. - Вы можете поступить как вам угодно. Я знаю, как договориться с моим отцом. А он прекрасно знает, что если я принял решение, то я останусь во дворе и ничто не повлияет на мое решение. Директор видел меня стоящим за окном, когда он делал обход. Он не мог понять, чем я там занимаюсь ежедневно. На третий или четвертый день он подошел ко мне и спросил: - Что ты тут делаешь? Зачем ты все время здесь стоишь? - Меня наградили. - Наградили? За что? - А вы просто станьте рядом и послушайте пение птиц. И красоту деревьев... Что же мне смотреть на доску и этого глупца?.. Ведь только глупцы становятся учителями; они не могут найти другой работы. В большинство случаев это третьесортные выпускники. Поэтому я не хочу смотреть ни на учителя, ни на доску. А что касается математики, не беспокойтесь - я справлюсь. Но я не могу упустить такую красоту. Он постоял со мной и сказал: - Конечно, это прекрасно. Двадцать лет я директор этой школы, но я никогда сюда не приходил. Согласен, что это награда. А что касается математики, то я доктор математических наук. Ты можешь приходить в мой дом, когда захочешь, и я научу тебя математике, но ты продолжай стоять здесь. Таким образом, я заполучил лучшего учителя, директора школы, который был лучшим математиком. А мой учитель математики был весьма удивлен. Он думал, что я быстро устану, но прошел месяц. Тогда он вышел и сказал: - Извини, мне трудно видеть, что я заставил тебя там стоять. А ты не сделал ничего дурного. Ты можешь зайти и смотреть куда захочешь. - Теперь уже слишком поздно. - То есть? - Мне нравится быть во дворе. Когда сидишь за окном, то видно только очень маленькую часть деревьев и птиц; а здесь взору открываются тысячи манговых деревьев. Что касается математики, то меня учит сам директор; я хожу к нему каждый вечер. - Что? - Да, потому что он согласен, что это - награда. Он пошел прямиком к директору и сказал: - Это нехорошо. Я наказал его, а вы поощряете его. Директор ответил: - Забудьте о наказаниях и поощрениях вам бы тоже не помешало иногда постоять за окном. Сейчас мне некогда; раньше мне было скучно делать обходы, а сейчас я спешу. Спешу на обход, чтобы постоять с тем учеником и посмотреть на деревья. - Впервые в жизни слышу, что есть что-то интереснее математики: голоса птиц, цветы, зеленые деревья, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь кроны деревьев, пение ветра в ветках деревьев. Иногда вам не мешало бы выходить и присоединяться к нему. Учитель вернулся огорченным и сказал: - Директор рассказал мне обо всем, так что же мне делать? Что, мне весь класс вывести? - Это было бы здорово. Мы можем сидеть под этими деревьями, а вы будете учить нас своей математике. Но я не собираюсь возвращаться в класс, даже если вы поставите мне неуд, но этого вы не сделаете, потому что теперь я знаю математику лучше, чем любой ученик из класса. И у меня лучший учитель. Вы третьесортный бакалавр наук, а он первоклассный доктор математических наук, золотой медалист. Несколько дней он думал над этим, и однажды утром я увидел целый класс под деревьями. Я сказал: - Ваше сердце все еще живо; математика не погубила его. (The Razor's Edge, Chapter #8)
Date: 2015-09-27; view: 319; Нарушение авторских прав |