Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены





 

Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха [1].

В действующем Трудовом кодексе РФ (раздел C «Охрана труда») сказано, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии (организации, учреждении) возлагается на работодателя, т. е. на первого руководителя [2, 3].

На железнодорожном транспорте указанные требования закона нашли воплощение в Отраслевом тарифном соглашении.

Вопросы дальнейшего улучшения условий труда железнодорожников, в том числе и работников локомотивного и путевого хозяйств, находятся в центре внимания хозяйственных и профсоюзных организаций и предприятий ОАО «РЖД».

Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев с тяжелым исходом происходит из-за наезда подвижного состава на работающих, причем более половины из них допущено вследствие несвоевременного прекращения работ и схода работников с пути при приближении поезда. Основными организационными причинами травматизма на железнодорожном транспорте являются неудовлетворительная организация работ, нарушение действующих правил (невыдача предупреждений локомотивным бригадам, неподача оповестительных сигналов и т. д.) и технологических процессов, а также серьезные недостатки в обучении работающих безопасным приемам труда.

Обобщенный анализ производственного травматизма позволяет сделать вывод о том, что основой предупреждения травматизма на железнодорожном транспорте является постоянное совершенствование организации труда и производства, четкость и слаженность в работе внутри хозяйств и с представителями других служб, укрепление трудовой и производственной дисциплины, строгое соблюдение требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), государственных стандартов безопасности труда, правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений, инструкций по охране труда для основных железнодорожных профессий [5].

Учебное пособие дает представление о системе управления охраной труда на всех уровнях, а также о направлениях работы по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного и непроизводственного травматизма.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
(ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации.

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда, и правовых средств по обеспечению их соблюдения, т. е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает: федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях.

Социально-экономические мероприятия – меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защита отдельных наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплата компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травм и т. д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в создании служб и комиссий по охране труда в организациях в целях планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда и т. д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение вредных и опасных производственных факторов в целях предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия – организация первичных и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактического питания и т. д.


Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателя) переводить работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т. д.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. № 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) в ред. федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

 

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАЗРАБОТКИ

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, наряду с Трудовым кодексом Российской Федерации относятся Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), федеральные законы «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О техническом регулировании» и др. [2–5].

Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, распоряжения и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ [3].


Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

· межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

· строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по охране труда;

· правила устройства и безопасной эксплуатации различных установок;

· свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы, санитарные нормы и государственные стандарты безопасности труда.

Федеральный закон «О техническом регулировании»,вступивший в силу 1 июля 2003 г., устанавливает три основных вида нормативных правовых актов:

· технический регламент – документ, принятый международным договором РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и подразумевающий обязательное выполнение указанных в данном документе требований;

· национальный стандарт – документ, подразумевающий добровольное исполнение, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации;

· стандарт организации – документ, подразумевающий добровольное выполнение только организацией, принявшей его.

Регламент – новый вид технического законодательства, который устанавливает минимально необходимые требования к безопасности продукции и связанным с ней процессам.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

· разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в установленном порядке;

· наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Организацию разработки нормативных актов по охране труда в ОАО «РЖД» осуществляют службы, дирекции, отделения, центры, структурные и другие подразделения дороги. Разработка положений, инструкций и других нормативных документов по охране труда в отделениях, дирекциях, службах, центрах и структурных подразделениях дороги осуществляется на основании приказа (распоряжения) соответствующего руководителя.

В приказе (распоряжении) назначается ответственный за организацию разработки положений, инструкций и других нормативных документов по охране труда в целом по соответствующему подразделению, утверждается состав рабочей группы по проведению данной работы, в которую входят руководители и специалисты подразделения, утверждается перечень положений, инструкций и других нормативных документов по охране труда, утверждается перечень (график) разработки положений, инструкций и других нормативных документов по охране труда на соответствующий год, назначаются ответственные за разработку положений, инструкций, программ, ответственные за учет, тиражирование и выдачу положений и инструкций в подразделения. Перечень положений, инструкций и других нормативных документов подразделения согласовывается с председателем соответствующей профсоюзной организации и утверждается руководителем данного подразделения. Положения (стандарты) в данный перечень вносятся на основании необходимости их разработки для соответствующего подразделения.


Инструкции по охране труда для работников вносятся в перечень и разрабатываются исходя из их профессии, конкретного рабочего места или видов выполняемой работы. Профессии, должности вносятся согласно штатному расписанию подразделения. В исключительных случаях, когда требования мер безопасности для ряда профессий (должностей) абсолютно одинаковы, допускается вносить в перечень и разрабатывать одну инструкцию по охране труда для нескольких профессий (должностей). Отдельные виды выполняемых работ, на которые необходимо разрабатывать инструкции по охране труда, определяются рабочей группой структурного подразделения исходя из проводимых работ в данном подразделении, использования оборудования и механизмов (общего пользования).

После издания основного перечня положений, инструкций и других нормативных документов разрабатываются и издаются в аналогичном порядке перечни (или выписки из основного перечня) положений, инструкций и других нормативных документов для производственных подразделений (цехов, участков). Положения, программы вводного инструктажа, инструкции и другие нормативные документы, содержащие требования охраны труда, согласовываются с соответствующим органом профсоюзной организации, руководителями и специалистами подразделения (в том числе с инженером по охране труда подразделения), а также при необходимости с органами государственного надзора, органами контроля за состоянием охраны труда дороги и другими организациями, деятельность которых взаимосвязана с требованиями разрабатываемых нормативных документов по охране труда, и утверждаются руководителем (работодателем) данного подразделения.

В случае если положения (стандарты), инструкции и другие нормативные документы, содержащие требования охраны труда, оговаривают меры безопасности, порядок взаимодействия работников разных структурных подразделений, они в обязательном порядке согласовываются с руководителями структурных подразделений, а в отдельных случаях (в установленном порядке) утверждаются руководителем вышестоящего подразделения (дирекции, отделения, дороги).

Согласованные и утвержденные положения, программы вводного инструктажа, инструкции и другие нормативные документы, содержащие требования охраны труда, вводятся в действие приказом (распоряжением) руководителя соответствующего подразделения дороги, в котором должен быть определен срок введения в действие нормативного документа по охране труда, установлен срок для тиражирования, рассылки, изучения, проведения внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний с работниками, разработаны другие мероприятия по введению их в действие, кроме того, должны быть отменены ранее действующие нормативные документы, взамен которых вводятся новые. Проверку и пересмотр нормативных документов организует руководитель (работодатель) либо лицо, им уполномоченное. Проверка и пересмотр положений (стандартов), программ вводного инструктажа, инструкций и других нормативных документов, содержащих требования охраны труда, должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, а нормативных документов по охране труда, связанных с эксплуатацией электроустановок (электробезопасностью), – не реже одного раза в 3 года (если иные сроки не оговорены соответствующими правилами и другими локальными нормативными актами).

Нормативные документы досрочно пересматриваются: при пересмотре аналогичных нормативных документов по охране труда вышестоящего уровня; при изменении межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологии; по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или федеральных органов надзора.

Инструкция по охране труда для работника (по профессии или отдельному виду выполняемой работы) разрабатывается на основе отраслевой типовой инструкции по охране труда, содержащей государственные нормативные требования охраны труда, а при ее отсутствии – на базе правил по охране труда и других нормативных правовых актов, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, технической и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства. Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих производственных подразделений (цехов, участков) и специалистами организации. При необходимости организация может привлекать для разработки инструкций другие организации или отдельных специалистов, имеющих опыт работы в области охраны труда.

Тиражирование инструкций по охране труда для работников организует руководитель (работодатель) либо лицо, им уполномоченное. Инструкции могут быть размножены в виде брошюр, сборников или односторонних листов для вывешивания на рабочих местах или производственных участках. Если в течение срока действия инструкции по охране труда условия труда работников в организации не изменились, то приказом (распоряжением) руководителя (работодателя) или лица, им уполномоченного, ее действие продлевается на следующий срок.

У руководителя производственного подразделения должен постоянно храниться полный комплект инструкций по охране труда для работников данного подразделения. Выдача нормативных документов руководителям производственных подразделений организации производится инженером по охране труда с регистрацией в журнале учета. Инструкции могут быть выданы работникам на руки при первичном инструктаже, вывешены на рабочих местах или участках либо храниться в ином месте, доступном для работников. Местонахождение инструкций по охране труда для работников определяет руководитель производственного подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкция по охране труда для работников должна содержать следующие разделы.

1. Общие требования безопасности.

2. Требования безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности во время работы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5. Требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в инструкцию можно включать другие разделы.

Согласно распоряжению (от 22.06.2004 г. № 2635р) типовая технологическая документация в ОАО «РЖД» разрабатывается с учетом требований ГОСТ 3.1120–83, согласовывается с Управлением охраны труда и промышленной безопасности и утверждается в установленном порядке руководством ОАО «РЖД», т. е. разрабатывается на уровне департаментов и управлений ОАО «РЖД». Вместе с тем в ГОСТ 3.1120–83 указано, что порядок разработки, согласования и утверждения технологических документов, содержащих требования безопасности, устанавливается на отраслевом уровне или предприятием (организацией). Согласно ГОСТ 3.1120–83 требования безопасности труда отражаются во всех основных технологических документах независимо от их наименований. Требования безопасности излагают в документах перед описанием операций или в технологической инструкции (ТИ) в случае ее разработки. При разработке ТИ в ней излагают требования безопасности (технологическую инструкцию допускается разрабатывать как приложение или раздел в основном технологическом документе), а в соответствующих документах вместо изложения этих требований делается ссылка на обозначение ТИ.

Требования безопасности в технологических документах следует отражать с применением ссылок на обозначение действующих на данном предприятии (в организации) инструкций по охране труда (ИОТ). Допускается текстовое изложение требований безопасности в указанных документах. Необходимость текстового изложения требований безопасности определяет разработчик документов. В технологических документах допускается общая ссылка на обозначение ИОТ для группы однотипных операций, выполняемых на одном и том же или однотипном оборудовании [5, 13].

 

 







Date: 2015-09-27; view: 880; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию