Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели инновационного процесса
Различают три формы инновационного процесса: · простой внутриорганизациоиный (натуральный) · простой межорганизационный (товарный) · расширенный.
Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя, к примеру, завод-изготовитель купил патент у научно-исследовательского института. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
Слайд из лекции:
а) создание и распространение; 6) диффузия нововведения. Первая фаза, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно- конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й.Шумпетера, диффузия нововведений является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Й.Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений.
Новаторы и имитаторы – основные субъекты инновационного процесса (слайд из лекции):
Слайд из лекции:
Й.Шумпетером сформулированы основные положения теории инноваций и теории предпринимательства, раскрывающие сущность инноваций и новую роль предпринимателя в инновационном процессе. «Инновации – это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса» [8]. Когда изменение происходит только на уровне технологии, Й.Шумпетер называет его изобретением, а когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями. Образно говоря, с точки зрения Й.Шумпетера, инновация –это встреча идеи и предпринимателя.
Й. Шумпетер существенно развил теорию предпринимательства, уделяя значительное место роли предпринимателя в инновационном процессе. Он впервые в теории экономического анализа дифференцировал экономических субъектов (предпринимателей) на два вида: o инноваторов, проектирующих, разрабатывающих и внедряющих новые технологии, продукты и рынки, создающих новые или модернизирующих старые фирмы, влияющих на изменение в институциональной структуре; o консерваторов, эксплуатирующих наличные технологии, производящих старые виды продукции, действующих в рамках сложившихся фирм, стремящихся к неизменности институтов. Слайд из лекции: В соответствии со взглядами Й.Шумпетера, предприниматель-инноватор является связующим звеном между изобретением и нововведением, а его деятельность способствует качественному изменению развития экономики[9]. Функциональная роль инноватора-предпринимателя в экономике сводится к нарушению равновесия, созданию неравновесного состояния на рынках вследствие инноваций, что и приносит ему, помимо предпринимательской прибыли, дополнительные сверхдоходы, получившие в современной науке название «инновационной ренты» и «инновационной квазиренты»[10]. Слайд из лекции: Этим своим открытием, а также исследованиями мотивов их деятельности и различного конкурентного поведения на рынке Й. Шумпетер внес существенный вклад в развитие эволюционной экономической теории, которая в корне отличается от неоклассической теории в объяснении причин экономического роста, в частности, трактовке роли предпринимательства в экономическом росте. Деление экономических субъектов на новаторов и консерваторов — исходный пункт эволюционной теории[11]. В контексте неоклассической теории экономический рост обеспечивают не предприниматели, а эффективные механизмы государственного регулирования совокупного спроса и предложения; все экономические субъекты однородны, поэтому фактор новаторства в них отсутствует априори.
Вопрос 5. Классификация инноваций. Виды инноваций в зависимости от глубины вносимых изменений, технологических параметров, по типу новизны для рынка, по преемственности, по охвату, по времени выхода на рынок. (лектор Иващенко Н.П.)
Различные типы и виды инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения и, соответственно, требуют специфических подходов к управлению инновационной деятельностью. Следовательно, вопрос о классификации инноваций носит не только теоретический, но и значительной мере – практический характер. Именно поэтому в основе управления инновациями должна лежать типология инноваций, их классификация по различным существенным основаниям, критериям, параметрам. Исходя из принципа всеобщности инновации в самом общем виде делятся на технологические и нетехнологические (Г.Менш). Слайд из лекции:
Существует множество различных вариантов классификаций инноваций. Слайд из лекции:
Охарактеризуем наиболее существенные из них. Прежде всего, необходимо различать инновации по уровню новизны.
К таким эпохальным нововведениям можно отнести промышленную революцию, развернувшуюся с конца XVIII века, и ее сердцевину, новый источник роста – появление современной науки, которая «создала потенциал для развития технологии во много раз больший, чем существовавший до этого»[13]. Примерами эпохальных инноваций являются освоение скотоводства и земледелия, появление письменности, изобретение огнестрельного и термоядерного оружия, создание государства, распространение глобализации и др. Именно эпохальные нововведения и реализующие их потенциал волны базисных инноваций лежат в основе происходящих на стыке исторических эпох трансформаций общества, перехода его с одной ступени на другую.
Базисные инновации [14] – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо известными, но значительно улучшенными по производительности или по цене свойствами. Эти радикальные инновации создают такие значительные изменения в процессах, продуктах или услугах, что приводят к трансформации существующих рынков или отраслей или же создают новые рынки и отрасли, к примеру, сферу электронного бизнеса благодаря Интернет. Волны базисных инноваций в последние столетия наблюдаются примерно раз в полвека при переходе к очередному технологическому укладу (см.ниже), Кондратьевскому циклу и радикальным преобразованиям в других сферах общества в рамках преобладающей мировой цивилизации (или ее этапа), технологического и экономического способа производства, политического и социокультурного строя и т.п.[15].
Улучшающие инновации направлены на развитие и модификацию базисных инноваций, они намного многочисленнее их, но отличаются значительно меньшей новизной и более коротким жизненным циклом. Улучшающие инновации представляют собой незначительные, не революционные изменения, во многом предсказуемые и предопределенные существующими знаниями, продуктами, технологиями. В рыночной экономике, по мнению Г.Менша, предпочтение всегда отдается улучшающим инновациям – как наименее рискованным и, как правило, более дешевым. Именно через реализацию улучшающих инноваций развивается дух предпринимательства и новаторства в разных сферах общества. К несущественным видоизменениям (псевдоинновациям) можно, например, отнести: · незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнени е и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; · расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Псевдоинновации распространены, как правило, на заключительной стадии жизненного цикла системы, когда она уже в основном исчерпала свой потенциал, но всячески сопротивляется замене более прогрессивной системой. Важной характеристикой инноваций является их разделение в зависимости от технологических параметров на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии Руководства Осло - инкрементальная продуктовая инновация) - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).
Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
Date: 2015-09-27; view: 2711; Нарушение авторских прав |