Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральное Собрание РФ: статус, структура, функции, полномочия





Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным собранием РФ и законодательными представительными органами субъектов Федерации (законодательное собрание, городская дума, законодательный совет и пр.). Главная государственная функция законодательной власти - разработка и принятие законов, в которых выражаются важнейшие решения в области государственной и общественной жизни. Высший законодательный орган власти в демократическом государстве с республиканской формой правления - это избираемый народом коллегиальный и периодически сменяемый парламент.

По Конституции РФ (статья 94), Парламентом Российской Федерации является Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации и, согласно ч.1 ст. 95 Конституции, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Представительство - очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (п.1 ст.97) Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности. Такая разница подчеркивается определением должности в обеих структурах: "депутат Государственной Думы", и "член Совета Федерации". Согласно ст.97, одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат, депутат Государственной Думы не может быть депутатом других представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, в том числе преподавательской или научной.

В отношении понятия "законодательный орган" в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

Как уже отмечалось, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти субъекта. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства - Государственная Дума, а в другой палате - Совет Федерации - реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч.З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

К компетенции Федерального собрания, в той или иной степени, относятся все вопросы, связанные с жизнью государства. Так, в законодательной области в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено


  • правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104),
  • правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

В сфере защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны, осуществлять деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов. Так,

  • принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. (ст.106)
  • принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов.
  • "Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом" (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).

В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направлений осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся

  • утверждение Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения (пп. "б", "в" п.1 ст. 102),
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ (пп."г" п.1 ст. 102)
  • обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106).

Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России, нормального функционирования аппарата управления, урегулирования общественных отношений к компетенции Федерального Собрания отнесено

  • назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента (пп."е" п.1 ст. 102, пп. "ж" п.1 ст.103)
  • право принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти. В ведении Совета Федерации: судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. В введении Государственной Думы: назначение и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ и должности Уполномоченного по правам человека (пп. "ж", "з" п.1 ст.102; пп. "а", "в", "д" п.1 ст.103)
  • К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. "а" п. 1 ст. 103). Решение вопроса о доверии Правительству РФ (пп. "б" п.1 ст. 103)

Согласно п.1 ст.96, Государственная Дума избирается сроком на четыре года, по окончании которого, проводятся новые выборы депутатов в Государственную Думу.


Вместе с тем, Государственная Дума может досрочно прекратить свою работу в случае роспуска ее Президентом в соответствие с правом, предоставленным ему Конституцией. Так, государственная Дума может быть распущена:

 В ходе рассмотрения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. К ведению Государственной Думы относится рассмотрение и утверждение кандидатуры, предложенной Президентом РФ, на должность Председателя Правительства РФ. В случае, если Государственная Дума трижды отклонит представленные кандидатуры, Президент назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (пп. "а" п.1 ст. 103, п.4 ст.111).

 В ходе решения вопроса о доверии Правительству РФ (п. 3,4 ст.117). Данный вопрос может быть предложен к рассмотрению:

  • по инициативе Государственной Думы. В данном случае, Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ либо соглашается с решением Государственной Думы и объявляет об отставке Правительства РФ, либо распускает Государственную Думу.
  • по инициативе Председателя Правительства РФ, который может поставить данный вопрос перед государственной Думой. Если Государственная Дума поддерживает предложение Председателя Правительства, то Президент в течение семи дней принимает решение либо об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Обратим внимание на тот факт, что Государственная Дума не может быть распущена по основаниям указанным в ст. 117, в течение года после ее избрания (п.3 ст.109). То есть, у Президента в этот период нет альтернативы выбора, - отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.

В то же время, Государственная Дума, как один из важных органов государственной власти, защищена рядом конституционных положений от проявлений властного произвола. Так, ст.109 Конституции РФ закрепляет положения о том, что Государственная Дума не может быть распущена

  • во-первых, как уже отмечалось, в ходе решения вопроса о доверии Правительству РФ (п. 3,4 ст.117), если работает первый год после ее избрания (п.3)
  • во-вторых, с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации (п.4)
  • в-третьих, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения (п.5)
  • в-четвертых, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (п.5)






Date: 2015-09-22; view: 872; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию