Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17: Патология гипоталамуса и гипофиза





 

2. МОТИВАЦИЯ: Обмен веществ в клетках организма регулируется гормонами. Гормоны влияют на функциональные свойства всех клеток организма, на их рост и структуру. Гипоталамус через гипофиз осуществляет связь между нервной системой и эндокринными железами и регулирует вегетативные функции организма.

3.ЦЕЛЬ РАБОТЫ

3.1. Общая цель: Изучить причины и последствия избытка и недостатка гормонов гипоталамуса и гипофиза.

3.2. Конкретные цели:

ЗНАТЬ УМЕТЬ
Возможные причины и механизмы развития патологии гипоталамуса и гипофиза. С научных позиций подвергать анализу различные виды патологии гипоталамуса, гипофиза и при необходимости участвовать в оказании помощи больным.

 

4.ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

 

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1.Гормоны, механизмы их действия. 2.Какие гормоны образуются в гипоталамусе и куда они поступают? 3.Что такое рилизинг – факторы? Функция статинов и либеринов. 4.Какие доли имеет гипофиз, гормоны, выделяемые каждой из долей гипофиза, механизм их действия? Каф. физиологии с основами анатомии Каф. биологической химии

 

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

       
 
 
 
 
 
 
 

 

 


6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

 

1.Основные центры гипоталамуса.

2.Основные синдромы, возникающие при патологии гипоталамуса.

3.Механизмы связи между функциями гипоталамуса, передней и задней долями гипофиза.

4.Возможные причины возникновения гипофункции и гиперфункции эндокринных желёз.

5.Причины и последствия гиперфункции задней доли гипофиза.

6.Причины и последствия недостатка соматотропного гормона (СТГ). Механизмы развития изменений в организме.

7. Причины и последствия избытка соматотропного гормона (СТГ). Механизмы развития изменений в организме.

8.Отличия гигантизма от акромегалии. Причины этих отличий.

9.Изменения углеводного и жирового обменов при гигантизме. Механизмы этих изменений.

10.Перечислите возможные последствия избытка гормонов передней доли гипофиза.

11.Перечислите возможные последствия недостатка гормонов передней доли гипофиза.

 

2.Письменно выполните работу по ориентировочной карте.

 

Ориентировочная карта дл работы

  ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ     ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
При выполнении работы ответить на вопросы, соответствующие каждому заданию (с 1 -3).
1.Патология гипоталамуса. Название центров, локализующихся в гипоталамусе: 1.Центр терморегуляции Последствия повреждения:   1.
  2.Пищевой центр 2.
  3.Высшие вегетативные центры 3.
  4.Клетки супраоптического ядра, выделяющие АДГ 4.
  5.Нейросекреторные клетки, выделяющие рилизинг –факторы 5.
2.Гормоны передней доли гипофиза. Название гормона Последствия избытка Последствия недостатка
1.      
2.      
3. и т.д.      
3.Последст-вия избытка СТГ Количество гликогена в печени Количество сахара в крови Количе-ство жирных кислот в крови Рост тела в длину Рост костей в ширину и размеры органов Название болезни
У ребёнка            
У взрослого            

 

 

 

7.ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

7.1.Тестовый входной контроль

7.2.Разбор возникших вопросов при подготовке к занятию

7.3.Ориентировочная основа действия

7.4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения.

7.5.Проверка и подписание протоколов

 

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

 

Цель работы: изучить механизм развития изменений в организме при избытке и недостатке гормонов гипоталамуса и гипофиза.

Задание 1:

В виде схем покажите роль разных отделов гипоталамуса. Напишите, что выделяют нейросекреторные клетки гипоталамуса, куда поступает секрет, на что влияет. Для объяснения механизма действия АДГ и последствий его избытка или недостатка нарисуйте нефрон.

Задание 2:

Нарисуйте доли гипофиза, подпишите название каждой доли и выделяемые гормоны. Объясните механизмы действия гормонов гипофиза.

 

 

9. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ

Решите ситуационные задачи и объясните:

1.Где локализуется поражение - в гипоталамусе или в гипофизе?

2. Предположительный диагноз заболевания.

3.Механизм развития каждого симптома.

Задача № 1.

После перенесенной респираторной вирусной инфекции у больного появились сильные головные боли и постоянная мучительная жажда, резко увеличился диурез. Содержание сахара в крови в пределах нормы.

 

Задача № 2.

У ребёнка после рождения была выраженная желтуха в результате гемолиза эритроцитов. Рост и вес ребёнка при рождении были нормальными. Вскоре родители стали замечать отставание ребёнка в росте. В результате в 15 лет мальчик имеет рост 95 см, умственное развитие нормальное, в крови уровень сахара понижен, имеется склонность к полноте.

Задача № 3.

В 5 лет ребёнок начал чрезмерно быстро расти, и уже к 12 годам рост его достиг 212 см. Жалуется на слабость, жажду, диурез увеличен, в крови много сахара, кетоновых тел, упитанность понижена.

Задача № 4.

У молодой красивой женщины в 25 лет стали увеличиваться размеры конечностей - кистей рук, стоп, надбровных дуг, носа, нижней челюсти. Черты лица стали грубыми. Больная жалуется на слабость, повышенный диурез, жажду. В крови содержание глюкозы, жирных кислот и кетоновых тел увеличено.

 

10.ЛИТЕРАТУРА:

2.Патофизиология / Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.: «Медицина», 1995, С.593-622.

3.Патологическая физиология / Под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. 3-е изд.перераб.и доп. - К.: «Логос», 1996, С. 546-560.

5.Патофизиология. Учебник / Под ред. А.Д.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Владимирова. – М.: Триада – Х, 2000. – 574 с.

6.Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 1 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2000. – Т.1.- 752 с.

7. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2000. – Т.2.- 808 с.

 

1. ТЕМА 18: ПАТОЛОГИЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ

2.МОТИВАЦИЯ: При действии любого патогенного агента происходит выделение гормонов надпочечников. Эти гормоны регулируют все виды обмена веществ. Патология этих желёз может привести к нарушениям различных функций организма.

3. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

3.1. Общая цель: изучить причины и последствия избытка и недостатка гормонов надпочечников.

3.2. Конкретные цели:

ЗНАТЬ УМЕТЬ
Причины, механизмы и последствия различной патологии надпочечников При необходимости с научных позиций принимать участие в оказании квалифицированной помощи больным

 

4.ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

 

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1.Расположение и строение надпочечников (слои, зоны коры надпочечников). 2.Гормоны, выделяемые мозговым слоем и каждой из зон коркового слоя надпочечников. 3. Действие каждого из гормонов надпочечников на обмен веществ и функции организма. Каф. Физиологии с основами анатомии Каф. Биологической химии

 

 

5.ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

       
 
   
Феохрома-цитома
 

 


       
   
Болезнь Конна
 
 

 

 

 
 

 

 


                   
   
Повышение синтеза жира и понижение липолиза
     
Увеличение ОЦК
   
Катаболизм белка в лимфоидной, соединительной тканях
 
 
 
   

 

 


6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1.Причины развития первичного, вторичного гиперальдостеронизма.

2.Механизмы развития болезни Конна и её симптомы.

3.Почему при болезни Конна не увеличивается ОЦК?

4.Причины развития болезни и синдрома Иценко-Кушинга.

5.Нарушение белкового обмена при болезни Иценко-Кушинга, последствия этих изменений.

6. Нарушение углеводного обмена при болезни Иценко-Кушинга, последствия этих изменений.

7. Нарушение жирового обмена при болезни Иценко-Кушинга, последствия этих изменений.

8.Механизм повышения артериального давления при болезни Иценко-Кушинга.

9.Механизм развития врождённого кортикогенитального синдрома. Его клиника.

10. Механизм развития приобретённого кортикогенитального синдрома. Его клиника.

11.Механизмы развития клинических проявлений опухоли мозгового слоя надпочечников.

12.Причины и последствия развития гипофункции надпочечников.

 

2.Выполните работу по ориентировочной карте.

 

Ориентировочная карта для работы

 

1. Нарисуйте надпочечник, подпишите название каждой зоны коры надпочечника и укажите какие гормоны там выделяются. Чем стимулируется выделение каждого гормона.

2. Объяснить механизм действия альдостерона. Данные оформить в виде табл. 17.

Таблица 17

Механизм действия альдостерона

Название гормона На обмен каких веществ влияет гормон Характер влияния гормона
Альдостерон    

 

3. Объяснить механизмы действия глюкокортикоидов. Данные оформить в виде табл. 18.

 

 

Таблица 18

Механизмы действия глюкокортикоидов

 

МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ГЛЮКОКОРТИКОИДОВ НА:
Содер-жание сахара в крови Число эритро-цитов в крови Количество альбуминов в крови   Величину А/Д Количество нейтро-филов,эози-нофилов, лимфоцитов   Устойчивость организма

 

 

7.ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

7.1.Тестовый входной контроль

7.2.Разбор возникших вопросов при подготовке к занятию

7.3.Ориентировочная основа действия

7.4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения.

7.5.Проверка и подписание протоколов

 

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Правильно ответить на вопросы в соответствии с планом оформления работы. Сделать выводы.

1.Последствия избытка гормонов надпочечников: а) при болезни и синдроме Иценко-Кушинга;   б) при болезни Конна;   в) при приобретённом кортикогенитальном синдроме;     г) при врождённом кортикогенитальном синдроме.     а) Изобразите в виде схем механизмы развития симптомов заболевания: появление стрий, снижения иммунитета, повышения А/Д, покраснения кожи, ожирения, развития сахарного диабета.
б) Изобразите в виде схем механизмы развития симптомов заболевания: повышения А/Д, полиурии, периодических мышечных параличей. в) Объясните механизмы: атрофии гонад, появления у женщин мужских вторичных половых признаков (появление бороды, оволосение кожи, чрезмерное развитие мускулатуры). г) Объясните причины развития у ребёнка ложного гермафродитизма.
2.Последствия недостатка гормонов надпочечников. а) недостаток альдостерона.   Объяснить причины, механизмы развития и последствия: снижения содержания натрия в крови и увеличения содержания в крови калия.

 

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ

 

При решении ситуационных задач устно ответьте на вопросы:

1. Диагноз заболевания.

2. Содержание какого гормона изменено и почему?

3.Механизмы развития симптомов.

Задача № 1.

Женщина стала быстро полнеть, лицо стало красным, на коже бёдер и живота появились красные полосы (стрии), повысилось АД. В крови увеличено содержание сахара, альбуминов, эритроцитов. Содержание лимфоцитов и эозинофилов снижено. На коже появилась гнойничковая сыпь. Женщина часто болеет простудными заболеваниями.

Задача № 2.

У женщины в 30 лет начали расти борода и усы, мускулатура стала более развитой, по всей поверхности тела появились волосы.

Задача № 3.

Родился ребёнок. Мать поздравили с рождением сына, но дальнейшее наблюдение показало, что у ребёнка нет яичек, внутренние половые органы женские, женский набор хромосом.

Задача № 4.

У больного АД- 200/100 мм. рт.ст. Периодически появляется резкая мышечная слабость вплоть до появления мышечного паралича. Диурез увеличен, отёков нет. В крови содержится много натрия и мало калия.

Задача № 5.

У больного без видимых причин периодически повышается АД - до 230/120 мм.рт.ст.. При этом пульс становится очень частым и в крови увеличивается содержание сахара. Через 2 -3 часа состояние нормализуется.

 

10. ЛИТЕРАТУРА:

1.Патологическая физиология / Пд ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. 3- изд. перераб. и доп. - К.: «Логос», 1996, С.566-571.

2.Патофизиология. Учебник / Под ред. А.Д.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Владимирова. – М.: Триада – Х, 2000. – 574 с.

3.Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 1 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2000. – Т.1.- 752 с.

4..Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2000. – Т.2.- 808 с.

 

 

1.ТЕМА 19: ПАТОЛОГИЯ ЩИТОВИДНОЙ, ПАРАЩИТОВИДНЫХ И ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ

 

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Эндокринная система совместно с нервной системой участвует в регуляции основных физиологических процессов в организме. Нарушение центральных механизмов регуляции функциональной активности эндокринных желез, патологические процессы в самих железах или нарушения периферического механизма действия гормонов могут привести к нарушению метаболизма, роста, развития и размножения организма. Участие гормонов в патогенезе не только эндокринных, но и не эндокринных заболеваний обусловливает актуальность изучения патологии эндокринной системы.

 

3. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

3.1.Общая цель: изучить причины и последствия избытка и недостатка гормонов щитовидной, паращитовидных и половых желез.

3.2.Конкретные цели:

Знать Уметь
1.Основные механизмы нарушения функциональной активности щитовидной, паращитовидных, половых желез. 2.Последствия гипо- и гиперфункции щитовидной, паращитовидных и половых желез.   Объяснить нарушения центральной регуляции функционирования щитовидной, паращитовидных и половых желез и периферических механизмов действия гормонов этих желез.

 

4.ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

Вопросы Где изучали

1.Внутренняя секреция щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы. 2.Внутренняя секреция околощитовидных желез. 3.Внутренняя секреция половых желез. 4.Место образования гормонов половых желез, регуляция деятельности половых желез. Половое созревание человека. 5.Изменения, возникающие в организме при недостаточной внутрисекреторной функции половых желез. Каф. Физиологии с основами анатомии Каф. Биологической химии
   

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТУКТУРЫ ТЕМЫ

       
 
 
 
 
 

 

 


 

 
 

 

 


 
 
Остео-пороз

       
   
Поли-урия
 
 

 


6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1.Возможные причины гипер – гипофункции щитовидной железы.

2.Механизм повышения температуры тела при тиреотоксикозе.

3. Механизм снижения температуры тела при гипофункции щитовидной железы.

4.Механизм изменения работы сердца и артериального давления при тиреотоксикозе.

5.Изменения углеводного и жирового обмена при тиреотоксикозе.

6. Механизм изменения работы сердца и артериального давления при гипофункции щитовидной железы.

7.Механизм развития экзофтальма при тиреотоксикозе.

8.Изменения функции нервной системы при тиреотоксикозе. Механизм развития этих изменений.

9. Изменения функции нервной системы при гипофункции щитовидной железы.

10.Микседема. Механизм развития изменений в организме при микседеме.

11.Перечислите основные симптомы кретинизма.

12.Причины нарушения роста при кретинизме. Механизм развития слабоумия при кретинизме.

13.Возможные причины гипер – гипофункции паращитовидных желёз.

14.Основные клинические проявления гиперпаратиреоза. Механизм их развития.

15.Механизм развития судорог при гипофункции паращитовидных желёз.

16.Виды патологии половых желёз.

17.Евнухоидизм, причины развития, клинические проявления.

18.Евнухизм, причины развития, клинические проявления.

19.Причины и последствия гиперфункции половых желёз.

20.Извращение функции половых желёз, причины и последствия.

 

 

2.Письменно выполните работу по ориентировочной карте.

Date: 2015-09-27; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию