Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль нервной системы в развитии патологического процесса





Для изучения данного вопроса необходимо провести опыт № 2. Методика опыта №2: провести такое же наблюдение, как в опыте № 1, но для выключения нервной системы мышку предварительно наркотизировать путём подкожного введения 0,2 мл гексенала. Полученные результаты занести в таблицу №1 и сделать вывод.

Примерный план вывода по опыту № 2: У наркотизированной мышки в первый период асфиксии учащения частоты дыхания ………. Значит – выключение нервной системы приводит к …….. приспособительных реакций и поэтому наркотизированная мышка посинела ………. У неё стала короче фаза ………. патологического процесса. Значит, на первом этапе действия патогенного агента, нервная система включает …… реакции и …….. сохранению гомеостаза.

Резкое урежение частоты дыхания (……… реакция при гипоксии) у наркотизированной мышки возникло позже и она позже погибла. Значит, на высоте болезни, нервная система способствует появлению …….. реакций и ………. гибели организма.

 

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Письменно дать ответы на тестовые задания.

1. Патогенез изучает:

1.причины болезни

2.условия болезни

3.механизмы развития, течения и исхода болезни

4.механизмы повреждения

5.изменения обмена веществ

2. Компенсаторные реакции направлены:

1.на восстановление нарушенного гомеостаза

2.на устранение раздражителя

3.на понижение чувствительности к раздражителю

4.на отклонение гомеостаза

5.на сохранение гомеостаза

3. Теория патогенеза болезни:

1.кондиционализм

2.индетерминизм

3.мальтузианство

4.конституционализм

5.целлюлярная патология

4.Основоположник теории болезней адаптации:

1.Р.Вирхов

2.З.Фрейд

3.А.Д.Сперанский

4.Г.Селье

5.А.Б.Фохт

5. Болезнь – это:

1.сумма патологических процессов

2.совокупность приспособительных реакций

3.комплекс повреждения и изменения обмена веществ

4.это лезогенез

5.комплекс защитных реакций

6. Саногенез – это:

1.совокупность повреждения и патологических реакций

2.совокупность приспособительных реакций

3.совокупность компенсаторных реакций

4.совокупность защитных реакций

5. «атомы болезни»

7. Гормоны, имеющие основное значение для развития ОАС:

1.адреналин, норадреналин

2.соматостатины, либерины

3.глюкокортикоиды, минералокортикоиды

4.тироксин, трийодтиронин

5.тирокальцитонин, статины

8.Вторая стадия ОАС:

1.резистентности

2.шока

3.контршока

4.тревоги

5.компенсации

9.Механизм защитного действия кортикоидных гормонов:

1.снижение проницаемости сосудов и клеток

2.активация гиалуронидазы

3.снижение активности гистаминазы

4.снижение содержания глюкозы в крови

5.снижение чувствительности сосудов к действию катехоламинов

10.Неспецифическая устойчивость организма в стадию резистентности ОАС:

1.снижена

2.находится на высоком уровне

3.не изменена

4.резко снижена

 

10. ЛИТЕРАТУРА:

1. Линденбратен В.Д. Лекции по общей нозологии.- Хабаровск, «Риотип», 2000. С.5-33.

2. Зайко Н.Н.

Патологическая физиология [Текст]: учебник / Зайко Н.Н. – М.:МЕДпрессинформ, 2007. - 635.

3. Литвицкий П.Ф.

Патофизиология [Текст]: учебник в 2 Т/ П.Ф.Литвицкий. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т 1. – 731.

4. Литвицкий П.Ф.

Патофизиология [Текст]: учебник в 2 Т/ П.Ф.Литвицкий. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т 2. - 784.

5. Дубинина Г.Н.

Учебное пособие по патологии (Часть 1). Для самостоятельной внеаудиторной работы студентов фармацевтического факультета очной и заочной формы обучения. Хабаровск, 2009. – 203.

 

 

1. ТЕМА 3: ПОВРЕЖДЕНИЕ, КАК НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО

ПАТОГЕНЕЗА

 

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Причины, вызывающие нарушение внутриклеточного гомеостаза, многообразны. Их воздействия, как правило, приводят к нарушению как структурной целостности клетки, так и её функциональных возможностей. При действии большинства патогенных агентов повреждение клеток является одним из первых этапов развития заболевания, что обусловливает актуальность изучения данной темы.

3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

3.1.Общая цель: изучить механизмы развития и последствия повреждения клеток.

3.2.Конкретные цели:

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Виды повреждения клеток. 2. Механизм развития повреждения клеток. 3. Степени повреждения клеток.   Предупреждать развитие и уметь ликвидировать основные последствия повреждения клеток.

 

 

4.ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1. Строение клеток. Роль наружной клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, лизосом, ядра. 2. Механизм развития СПОЛ.   Кафедра физиологии с основами анатомии Кафедра биологической химии

 

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

 

 
 

 

     
 
 
 

 

 


6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

 

1. Виды повреждения клеток. Приведите примеры специфического повреждения клеток.

2. Причины вызывающие неспецифическое повреждение клеток, механизм их действия.

3. Что происходит при лёгкой степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

4. Что происходит при средней степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

5. Что происходит при тяжёлой степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

6. Принципы профилактики и лечения неспецифического повреждения клеток.

2. Выполнить письменно задание по ориентировочной карте.

Ориентировочная карта для работы

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Изучить повреждающее влияние физических, химических и биологических факторов. 1. Привести примеры факторов, вызывающих повреждение: а) физических б) химических в) биологических
2. Изучить принципы защиты мембран и ферментов клеток от повреждения. 1. Объяснить механизмы действия при повреждении: а) антиоксидантов б) антагонистов кальция в) мембран стабилизирующих препаратов

 

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Тестовый входной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Цель работы: Изучить механизмы развития повреждения клеток.

Задания:

1. Привести примеры причин и механизмов развития специфического повреждения клеток.

2. Задача:

В организме животного после радиоактивного облучения происходит повреждение клеток. Ответьте, какие факторы будут способствовать (А), какие тормозить (Б) развитие повреждения? Почему?

1. Оубаин – ингибитор Nа / К – АТФ – азы.

2. Ионол – антиоксидант.

3. Верапамил – блокатор кальциевых каналов.

4. Актиномицин Д – нарушает процессы транскрипции.

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ

При решении ситуационной задачи определите характер описанной патологии и механизм её развития. Ответьте на вопросы, поставленные в задаче.

Задача № 1.

Больной систематически злоупотребляет приёмом большого количества алкоголя. В последнее время появилось подташнивание, снизился аппетит, не может есть жирную пищу. При обследовании выявлено увеличение печени, в крови снижено содержание белков, вырабатываемых в печени (альбуминов, фибриногена и др.). Снижена способность печени окислять уробилиноген и другие вещества, нарушена её способность депонировать и расщеплять гликоген. Что произошло с клетками печени, механизм этих изменений, какова степень повреждения клеток печени?

 

10. ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека.- М.: «Медицина», 1983, С. 47 - 63.

2.Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 1 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.1.- 752 с.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.2.- 808 с.

4.Николаев А.Я. Биологическая химия.- М.: «Высшая школа», 1989, С.222-227.

5.Патофизиология / Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.: «Медицина», 1995, С.43 - 95, С.111 - 118.

6.Патологическая физиология / Под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. 3-е изд.перераб. и доп.- К.: «Логос», 1996, С.138 - 147, С. 187 - 192.

7.Патофизиология. Учебник / Под ред. А.Д.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Владимирова. – М.: Триада – Х, 2000. – 574 с.

 

1. Тема 4: ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

 

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Нозология – это учение о болезни. Имея представление о понятии «болезнь», следует знать, что такое «норма», «здоровье» и «предболезнь». Определяя различные параметры функционирования органов и систем человека и сравнивая их с нормативным, только тогда можно говорить о том, что человек здоров или болен. Поэтому изучение общей нозологии актуально.

3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

3.1.Общая цель: изучение наиболее общих закономерностей развития болезни.

3.2.Конкретные цели:

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Основные критерии здоровья. 2. Основные критерии болезни. 3.Отличие болезни от здоровья. 4.Характерные особенности патологических процессов.   Определять основные понятия: «норма», «здоровье», «предболезнь», «болезнь». Анализировать патологические и защитно-компенсаторные механизмы выздоровления.

 

4.ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1.Научные представления о причинно-следственных связях. 2.Роль социальных и биологических факторов в возникновении болезни человека. 3.Понятие о регулирующих системах организма.   Кафедра философии и истории Отечества Кафедра патофизиологии Кафедра физиологии с основами анатомии

 

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

               
 
 
 
 
   
 
   
Полное
 
 
   
Неполное
 

 

 

 

 


6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1. Общая нозология, её содержание.

2. Понимание болезни на разных этапах развития медицины.

3. Современные представления о болезни.

4. Определение понятий: «норма», «здоровье», «предболезнь», «болезнь».

5. Патологический процесс. Патологическое состояние.

6. Формы течения заболеваний.

7. Исходы болезни.

 

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1.Тестовый входной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

 

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Цель работы: изучить основные критерии «здоровья», «болезни». Отличие болезни от патологической реакции, патологического процесса и патологического состояния. Для этого выполнить письменно задание по ориентировочной карте.

Ориентировочная карта для работы

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Основные критерии здоровья. 1. Если человек здоров, что будет: а) с уравновешенностью организма с внешней средой? б) с соответствием структуры и функции органов и систем? в) со способностью организма поддерживать гомеостаз? г) с полноценным участием в трудовой деятельности?  
2. Основные критерии болезни. 1. Если человек болен, что будет: а) с приспособительными реакциями организма и возможно ли поддержание равновесия организма с окружающей средой? б) с полноценным участием в трудовой деятельности и социальной полезности человека?  
3.Отличие «болезни»: а) от патологической реакции, б) от патологического процесса, в) от патологического состояния. Дать определение понятиям: патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Привести примеры.

 

9. ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 1 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.1.- 752 с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.2.- 808 с.

3.Патофизиология / Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.: «Медицина», 1995, С.43 - 95, С.111 - 118.

4. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. 3-е изд.перераб. и доп.- К.: «Логос», 1996, С.138 - 147, С. 187 - 192.

5. Общая патофизиология (лекции для студентов и врачей) / Под ред. В.Т.Долгих. 2-е изд.перераб. и доп. – Н.Новгород.: Издательство НГМА, 1997, 108 с.

 

 

1.ТЕМА 5: ДЕЙСТВИЕ ТЕРМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Несмотря на колебания температуры окружающей среды, человек способен поддерживать температуру тела на постоянном уровне, что является необходимым условием для нормального течения обмена веществ, выполнения различных функций и устойчивости клеточных структур, то есть жизнедеятельности.

Поддержание нормальной температуры тела возможно благодаря двум основным процессам терморегуляции: регуляции образования (химическая терморегуляция) и регуляции отдачи (физическая терморегуляция) тепла.

Под влиянием патогенных воздействий работа системы терморегуляции может нарушаться и проявляться в виде перегревания

(гипертермии) и переохлаждения (гипотермии). Местное действие высоких и низких температур может привести к возникновению ожогов и отморожений. Поэтому знание механизмов гипотермии и гипертермии необходимо для профилактики, терапии и оказания первой медицинской помощи при нарушении этих процессов.

3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

3.1.Общая цель: Изучить патогенное действие термических факторов на организм.

3.2.Конкретные цели:

З Н А Т Ь У М Е Т Ь
1. Общие закономерности возникновения и развития перегревания, теплового удара, ожоговой болезни, отморожения. 2. Значение перегревания и охлаждения для детей раннего возраста и в период новорожденности. 3. Гигиенические требования к одежде, жилищу, соблюдению питьевого режима при работе в горячих цехах. 4. Профилактику нарушений при местном и общем воздействии на организм холода и тепла. 1. Анализировать механизмы развития патологических процессов при общем и местном воздействии низкой и высокой температуры на организм. 2. Анализировать соотношение теплоотдачи и теплопродукции в разные стадии перегревания, лихорадки и охлаждения организма. 3.Оказать первую помощь при ожоге и отморожении.

4. ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

В О П Р О С Ы Г Д Е П Р О Х О Д И Л И  
1. Основные механизмы терморегуляции. 2. Механизмы теплопродукции: (химическая терморегуляция – сократительный и не сократительный термогенез). 3. Пути теплоотдачи: (физическая терморегуляция – теплопроведение, теплоизлучение, конвекция, испарение жидкости с поверхности кожи, дыхательных путей). Каф. физиологии с основами анатомии

 

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

 
 

 

 

         
   
 
   
 
   
 
 

 


6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1. Что такое перегревание организма?

2. Чем характеризуется стадия компенсации при перегревании?

3. Чем характеризуется стадия декомпенсации при перегревании?

4. Что такое тепловой и солнечный удар?

5. Клинические проявления теплового удара.

6. Причина смерти при тепловом ударе.

7. Отморожение. Степени отморожения. Их характеристика.

8. Что такое переохлаждение организма?

 

2. Выполнить письменно задание по ориентировочной карте.

 

Ориентировочная карта для работы

ЗАДАНИЯ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЮ
1. Письменно проанализировать изменение терморегуляция при общем действии на организм: а) тепла в фазу компенсации и декомпенсации б) холода в фазу компенсации и декомпенсации 2. Проанализировать основные механизмы развития теплового удара. 1. Показать соотношение механизмов теплопродукции и теплоотдачи.   2. Письменно перечислить необходимые мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

 

 

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1.Тестовый входной и выходной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

 

 

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Ориентировочная карта для работы

ЗАДАНИЯ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЮ
1.Клинические симптомы лихорадки. 1. У всех студентов группы измерить температуру тела. Выявить студентов с повышенной температурой тела. Сосчитать у них частоту пульса и дыхания. Отметить общее самочувствие. Данные занести в табл. 3. В выводах дать рекомендации по оказанию первой помощи при лихорадке.  
2. Перегревание и лихорадоподобное состояние. 3. Общее охлаждение организма. 1.Разобрать причины повышения или понижения температуры тела. Что происходит с функцией терморегуляторного центра при следующих ситуациях: а) тепловой удар б) эмоциональное напряжение в) общее охлаждение организма Данные занести в табл. 4. В выводах дать рекомендации по оказанию первой помощи при тепловом ударе и охлаждении.
     

 

Таблица 3

Клинические симптомы лихорадки

Температура тела Частота пульса Частота дыхания Аппетит Общее самочувствие
         
         

Таблица 4

Клинические симптомы теплового удара и общего охлаждения организма

Температура тела Частота дыхания Частота пульса Величина артериального давления Сознание
         

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Решите ситуационные задачи и ответьте на поставленные в них вопросы.

Date: 2015-09-27; view: 900; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию