Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Революция и реформа как виды политических преобразований





Революция – это коренное, полное преобразование структуры в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-эконо-мических изменений. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.

Революция всегда служит выражением непреодоленных социальных антагонизмов, реализует социальные интересы в интенсивной и разнообразной политической борьбе, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и рассматривается сторонниками такого вида социальных преобразований как необходимый метод предотвращения катастрофы, в этот момент угрожающей обществу.

Из всех политических процессов революции в наибольшей степени присущи такие качества, как решительность и полнота наступающих в ходе нее изменений, которые традиционно способствуют формированию в обществе большого числа сторонников и приверженцев именно такого пути осуществления социальных перемен. Но у него же имеется целый ряд коренных недостатков, значительно снижающих созидательный потенциал данной формы общественно политических преобразований и ограничивающих сферу ее возможного использования.

Исторической практикой неоднократно подтверждалась непредсказуемость последствий, наступающих в результате длительной борьбы, гигантского напряжения общественных сил. Революция сопровождается жесткой борьбой в среде ее сторонников по программным, доктринальным вопросам намечаемых преобразований, всякого рода расколами, подавлением не только прямых противников революционных преобразований, но и различных отступников, соглашателей, ложных толкователей "единственного верного и выстраданного" курса. К тому же практически всегда общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта, а иногда вообще бывает его полной противоположностью.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, но на доведении этих преобразований до конца. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки переменам, достижению согласия в обществе относительно их проведения. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, могут быть такими, как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции – в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Смысл модернизации – в приближении различных фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний.

Политическая модернизация – это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность человечества, многообразие форм взаимозависимости различных его частей, оборачивающаяся в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживать их развитие.

Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.

Основные направления модернизации в современном мире:

– индустриализация и информатизация общества;

– формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;

– демократизация, расширение участия населения в управлении общественными делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед обществом;


– радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными;

– обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность активной деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;

– расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.

Формы модернизации в значительной степени зависят от типа политических систем и политической власти. Здесь могут выбираться драконовские, чисто репрессивные меры, когда общество буквально "загоняют" в новое состояние, или меры, стимулирующие и создающие возможность развития того человеческого материала, который "подлежит" модернизации, когда создаются условия и стимулы его ускоренного развития, приобретения качеств свобод, квалификации и открытости.

Если революция и реформа нацелены на целостное преобразование политической системы, к тому же охватывающей не отдельную область, регион, но всю страну, нацию, то такой часто встречающийся политический процесс, как восстание, имеет по сравнению с ними существенные отличия. В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием, различаются по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовными и психологическими импульсами, которые вдохновляют участников. Любому восстановлению присущ некоторый уровень организованности, большую роль играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя, как правило, весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определенной степени организованности, целенаправленности восстание отличается от бунта – массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной его вызвавшей. Бунт – это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Он носит вооруженный характер, ставка здесь делается на военную силу, и основное ядро мятежников обычно составляет армия. С присоединением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия, приобретает такие черты, как предельная широта предъявленных обществу обвинений, нетерпимость к цивилизации, какому бы то ни было руководству, встает на путь тотального оспаривания. Человек здесь всецело подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с условиями, реальными возможностями и потребностями сложившейся политической ситуации. Мятеж при такой логике своего развития быстро приобретает качества бунта, исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.


Если же массы не присоединяются к мятежникам, то он становится путчем, т.е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

Классический марксизм как западноевропейское политическое учение середины - второй половины ХIХ в. Различные интерпретации и толкования марксизма (К. Каутский, Э. Бернштейн, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Марксизм представляет собой систему экономических, социальных, философских, политических и правовых взглядов. Особое место среди них занимает политико-пра- вовое учение.
Карл Маркс (1818—1883) — немецкий политический философ, экономист, идеолог и пророк мировой пролетар ской революции.
Фридрих Энгельс (1820—1895) — немецкий мысли тель, сподвижник Маркса.
Эпоха. Капиталистический способ производства все бо лее обнаруживал присущие ему противоречия. Прогресс в сфере производства сопровождался усилением эксплуата ции трудящихся, безработицей и обнищанием народных масс. По оценке Ф. Энгельса, пролетариат был «страдаю щим» классом.
Биографии. К. Маркс родился в Трире (Рейнская Прус сия). Он был вторым ребенком из девяти детей адвоката Ген риха Маркса (отец Маркса происходил из семьи раввинов, однако в 1816 г. он принял протестантизм). С 1835 по 1836 г. изучал право в Боннском университете; с 1836 по 1841 г. изучал право, историю и историю искусств в Берлинском университете. В 23 года, в 1841 г. получил докторскую сте пень на философском факультете Иенского университета. С 1849 г. и до конца жизни Маркс жил в Лондоне.
Ф. Энгельс родился в Бармене (Рейнская Пруссия) в семье текстильного фабриканта (отец не дал сыну закон чить гимназию, Энгельс рано стал работать в конторе тор говой фирмы в Бремене). В 1841 г. жил в Берлине, отбывая воинскую повинность, одновременно был вольным слуша телем в Берлинском университете. В 1842—1844 гг. жил в Манчестере (Англия), работая в конторе бумагопрядильной фабрики, совладельцем которой был его отец. Подготовил «Наброски к критике политической экономии» (идея пе реходного характера капиталистической системы). После смерти Маркса Энгельс переработал его рукопись и опубли ковал работу «Происхождение семьи, частной собственнос ти и государства» (1884).
Логическое основание политико-правового учения. Ис точниками марксистского учения являются идеи, содержа щиеся в немецкой классической философии (Гегель, Люд-
виг Фейербах), английской политической экономии (Рикар- до, Смит), французской и английской социалистической те ории (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), французской историчес кой науке и др.
Основные работы: «Манифест коммунистической партии» (Маркс, Энгельс), «Нищета философии» (Маркс), «18 брюмера Луи Бонапарта» (Маркс), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (Маркс), «Капитал» (Маркс), «Гражданская война во Франции» (Маркс), «Кри тика Готской программы» (Маркс), «К критике политичес кой экономии. Предисловие» (Маркс), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Энгельс).
Содержание политико-правового учения. Марксист ское политико-правовое учение обусловлено представле ниями Маркса и Энгельса о том, что капитализм нельзя усовершенствовать и необходимо революционное переуст ройство капиталистического общества.
В «Манифесте коммунистической партии» (1847— 1848), опубликованном на многих европейских языках, со держатся анализ состояния современного общества и про грамма действий пролетариата в ходе революционного переустройства этого общества.
Современное буржуазное общество «все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга класса — буржуазию и пролетариат».
Капитализм разрушается через классовую борьбу: «Ис тория всех до сих пор существовавших обществ была ис торией борьбы классов». Эта борьба всегда заканчивалась «революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».
С развитием капитализма все больше средних, промежу точных слоев между капиталистами и пролетариями будет вливаться в ряды пролетариата, пролетариат рекрутируется «из всех слоев населения»: «Врача, юриста, священника, по эта, человека науки она (буржуазия, — И.М.) превратила в своих платных наемных работников».
С развитием капитализма будет проходить процесс все большего обнищания пролетариата. Благодаря машинному производству будет расти производительность труда, что вызовет рост резервной армии труда, которая будет влиять


на рынок труда и будет препятствовать росту заработной платы.
Кроме того, с развитием капитализма будут нарастать противоречия:
—> между производительными силами и буржуазными производственными отношениями;
— > между общественным характером производства и ча стнокапиталистическим характером присвоения.
«Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство». В такой ситуации про летариату терять нечего: «У пролетариев нет ничего свое го, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную соб ственность».
Пролетарское движение есть движение «огромного большинства в интересах огромного большинства».
Программа действий пролетариата. «...Пролетариат ос новывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии», в ходе «открытой револю ции», «коммунистической революции». Произойдет отожде ствление государства с «пролетариатом, организованным как господствующий класс», «завоевание пролетариатом поли тической власти». Таким образом была высказана идея дик-татуры пролетариата, хотя термина «диктатура пролетариа та» в «Манифесте коммунистической партии» еще нет.
Задачи пролетариата как политически господствующе го класса:
«вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал»;
«централизовать все орудия производства в руках го-сударства»;
отменить право наследования;
конфисковать имущество эмигрантов и мятежников;
централизовать кредит в руках государства посред ством создания национального банка с государственным капиталом;
централизовать весь транспорт в руках государства;
увеличить число государственных фабрик;
ввести одинаковую обязательность труда для всех;
создать промышленные армии;
соединить земледелие с промышленностью, содей-ствовать постепенному устранению различия между горо дом и деревней;

• обеспечить общественное и бесплатное воспитание всех детей.
В итоге «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого являет ся условием свободного развития всех».
«Манифест коммунистической партии» — не только программа действий пролетариата в ходе совершения ком-мунистической революции, но и основа марксистской те ории государства и права. В этой работе даны марксист ские определения политической и государственной влас ти, права, закона.
«Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого». После ликвидации классов «публичная власть потеряет свой политический характер».
«Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами класса буржуазии».
«...Ваше право (буржуазное. — И.М.) есть лишь воз веденная в закон воля вашего класса, воля, содержание ко торой определяется материальными условиями жизни ва шего класса».
«Законы, мораль, религия — все это для него (проле тариата. — И.М.) не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».
В работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» впервые используется термин «классовая диктатура проле тариата» и содержится характеристика задач пролетариата.
«Пролетариат все более объединяется вокруг революци онного социализма, вокруг коммунизма... Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая дик татура пролетариата как необходимая переходная сту пень к уничтожению классовых различий вообще, к унич тожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным от ношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений».
В работе «Критика Готской программы» Маркс вновь обратился к теме переходного периода и диктатуры проле тариата: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения
первого во второе. Этому периоду соответствует и полити ческий переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной дикта турой пролетариата».

В работе Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» на смену идее отмирания государства, провозглашенной в «Манифе сте коммунистической партии», приходит идея слома. Он критикует французское государство — ужасный «орга- низм-паразит» на теле общества: полмиллиона чиновников и полмиллиона военных. Маркс предлагает сломать ста рую государственную машину: «Все перевороты усовер шенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господ ство, рассматривали захват этого огромного государствен ного здания как главную добычу при своей победе».
Это важное положение вошло в предисловие к немецко му изданию «Манифеста» 1872 г.: в особенности Коммуна доказала, что «рабочий класс не может просто овладеть го товой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей».
В работе «К критике политической экономии. Предис-ловие» дается экономическая интерпретация истории и формируются концепции экономического базиса и полити- ко- правовой надстройки.
Базис — это совокупность производственных отноше ний. Это отношения, в которые вступают люди в процессе производства, — «определенные, необходимые, от их воли не зависящие».
Надстройка — это совокупность таких явлений, как го сударство, право, формы общественного сознания, возвы шающихся над базисом, но зависящих от него. «С измене нием экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке», — писал Маркс.
После смерти Маркса в 1883 г. Энгельс пишет работу «Происхождение семьи, частной собственности и государ ства» (1884). В этой работе он провел анализ экономичес ких предпосылок перехода от родовой организации обще ства к государственной.
Государство возникло для того, чтобы «классы с проти воречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе».

Во введении к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции» (1891) Энгельс определяет государство и гово рит о его отмирании в будущем: «В действительности же государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, — и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии; в лучшем случае госу дарство есть зло, которое по наследству передается проле тариату, одержавшему победу в борьбе за классовое гос подство; победивший пролетариат по примеру Коммуны вынужден будет как можно скорее отсечь худшие стороны этого зла, пока поколение, выросшее в новых, свободных общественных условиях, не окажется в состоянии выки нуть вон весь этот хлам государственности».
Во введении к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Энгельс дал высокую оценку всеобщего избирательного права как легального средства борьбы рабочих за свои права: «И вышло так, что буржуа зия и правительство стали гораздо больше бояться легаль ной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успе хов на выборах, чем успехов восстания».
Тем не менее Энгельс принципиально не отказывается от признания за народом права на революцию: «Ведь право на революцию является единственным действительно «ис торическим правом» — единственным, на котором основа ны все без исключения современные государства».
Распространению политико-правовой идеологии марк-сизма способствовало участие Маркса и Энгельса в работе Международного товарищества рабочих (Интернациона ла). Через эту организацию они получили возможность оказывать влияние на развитие рабочего движения в Запад ной Европе.
Марксистское политико-правовое учение построено на признании антагонизма между классами, который выступа ет движущей силой истории.
Призыв к насильственной революции скрывал цену этой революции — гражданскую войну.
В отличие от основателей марксизма французский соци олог Огюст Конт (современник Маркса и Энгельса) счи тал, что индустриальное общество — это не антагонисти ческое общество: необходимо лишь найти консенсус между буржуазией и пролетариатом.

Политический процесс: понятие, сущность, типология.

Политическая культура: понятие, сущность, типология.







Date: 2015-09-22; view: 1226; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию