Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Англ. personalityСтр 1 из 19Следующая ⇒
То, что вы думаете о себе, не является индивидуальностью, это только личность. Это было культивировано в вас, в вашей природе - вашими родителями, обществом, священником, политиком, учителем. Учителя, от детского садика до университета, служат определенным интересам, они находятся на службе у общества. Их цель - уничтожить каждого ребенка таким образом, так изуродовать ребенка, чтобы он вписывался в данное общество. Общество опасается. Оно боится того, что если ребенка не опутать общественным сознанием с самого детства, то он станет настолько разумным, настолько сознающим, что его стиль жизни будет похож на бунт. Никому не нужны бунтари, всем нужны послушные люди. Родители любят послушных детей. Знайте, что послушные дети - самые глупые. Непослушный ребенок - самый толковый, но его не любят, не уважают. Учителя его не любят, общество не дает ему уважения, его проклинают. Ему остается либо пойти на компромисс с обществом, либо жить с чувством какой-то вины. Естественно, он будет чувствовать, что не принес счастья родителям, не принес им радости. Хорошенько запомните, что родители Иисуса не были рады ему, родители Гаутамы Будды не были рады Гаутаме Будде. Эти люди были такими понятливыми, такими независимыми - как таких можно было любить? Каждый ребенок рождается с такими великими возможностями и потенциалом, что, если не мешать и помогать развивать их индивидуальность без помех, у нас будет прекрасный мир, у нас будет невероятное число гениев. Гениев мало, но не потому, что гении редко рождаются, вовсе нет, а потому, что очень трудно избежать сетей общественного сознания. Лишь один раз в века кому-то удастся избежать его когтей. Каждого ребенка обволакивают родители, общество, учителя, священники, любые заинтересованные лица - обволакивают толстым слоем предрассудков. Ребенку насаждают определенную религиозную идеологию. Когда вы кого-то заставляете, не даете самостоятельно решать свою судьбу, вы делаете из человека инвалида, вы разрушаете его интеллект, лишаете его права выбора, не даете действовать разумно, заставляете его вести себя механически, бездумно. Он станет христианином, но это не будет его собственным выбором. А что значит, быть христианином против своей воли? Те немногие, кто шел за Иисусом, были смелыми людьми. Они были единственными христианами: они рисковали своими жизнями, шли против течения, жили в опасности, они были готовы умереть, но не пойти на компромисс. Те немногие, кто шел за Гаутамой Буддой, были настоящими буддистами. Однако в мире сегодня миллионы христиан и миллионы буддистов, но все они ненастоящие, псевдо-последователи. Они вынуждены притворяться - их к этому принудили. Они окутаны определенной религиозной идеологией, затем их окутывают определенной политической идеологией: им говорят, что они индусы, что они иранцы, что они китайцы, что они немцы; им навязывается определенная национальность. А человечество едино, и Земля одна. Однако политики не хотят единения - еще бы, ведь в объединенном мире им придется исчезнуть вместе со своими взглядами. Куда же им податься тогда - всем этим президентам и премьер-министрам? Они могут существовать только в разделенном мире. Религия одна, но что тогда произойдет с Папой, со всеми этими глупыми религиозными учителями, с Аятоллой Хомейни? Что с ними случится? Они могут существовать только при условии многочисленных религий, церквей, культов, убеждений. На земле триста религий и, по меньшей мере, три тысячи сект этих религий. Тогда, естественно, могут существовать священники, епископы, архиепископы, высшее духовенство, религиозные учителя. Этой возможности больше не будет. И я говорю вам: религиозность едина! Она не имеет никакого отношения к Библии, Ведам, Гите. Она связана с любящим сердцем, с разумным существованием. Она имеет отношение к осознанности, медитативности. Но в этом случае будет нанесен удар по корыстным интересам очень многих. Вот поэтому родители, принадлежащие к какой-то общине, нации, церкви, вероисповеданию, не могут не насаждать своих взглядов своим детям. Может показаться странным, но дети разумнее своих родителей, ибо родители принадлежат прошлому, а дети - будущему. Родители уже обусловлены, полны предрассудков, окутаны ложью. Их зеркала покрыты таким слоем пыли, что уже не в состоянии что-нибудь отражать, они слепы. Только слепой может быть индуистом или мусульманином, или джайнистом, или христианином. Зрячий человек всего лишь религиозен. Он не ходит в церковь, или мечеть, или храм; он не будет обожествлять все эти глупые образы. Всех этих богов, все эти суеверия! А родители все это несут в себе. Ребенок рождается чистой пластинкой, табула раса, на ней ничего не написано. В этом его красота, его зеркало не покрыто пылью. Он может хорошо видеть.
Мать: - Джимми, ты упал в своих новых брюках? Джимми: - Да, мама, у меня не было времени снять их.
Учительница начальных классов рассказывает классу о природе, тема называется "Мир вокруг нас". Она спрашивает маленькую Элен в первом ряду: - А ну-ка, Элен, скажи нам всем, ты - животное, растение или минерал? - Я ни то, ни другое, ни третье, - быстро отвечает ребенок. - Я - живая девочка!
Малыш ловил рыбу в конце пирса и, пытаясь схватить рыбу, потерял равновесие и полетел в воду. Находившиеся рядом другие рыбаки поспешили ему на помощь. - Ты что, пришел сюда падать? - спросил один. - Нет, - ответил мальчик. - Я пришел ловить рыбу.
Большая семья, наконец, смогла переселиться в просторный дом. Некоторое время спустя дядя спрашивает своего племянника: - Как тебе твой новый дом? - Нормально, - ответил мальчик. - У нас с братом отдельные комнаты. А вот бедной маме придется ютиться в одной комнате с папой!
Каждый ребенок рождается разумным, чистым, искренним, а мы начинаем заваливать его всяким мусором. У него есть больше прав, чем у его родителей, ведь он только начинает свою жизнь. Разум родителей уже затуманен, они уже стали калеками, они уже не могут без костылей. У него есть право оставаться самим собой. Ему нужно уединение, но родители не позволяют ему этого, они очень боятся детского уединения. Они постоянно суют свой нос в его дела, им хочется во все вставить свое слово. Ребенок нуждается в уединении, ибо все прекрасное растет в уединении. Запомните это самый фундаментальный закон жизни. Корни находятся под землей, и, если вы их вытащите на поверхность, они начнут сохнуть. Ему нужно уединение, полное уединение. Ребенок развивается в утробе матери в темноте, в уединении. Все растущее нуждается в уединении. Взрослому уже не так нужно уединение, потому что он уже вырос, а вот ребенку оно очень нужно. Но его никогда не оставляют наедине с собой. Родители обеспокоены тем, что ребенок скучает или одинок, они немедленно начинают волноваться. Они боятся, что наедине с собой ребенок начнет развивать свою индивидуальность. Его всегда нужно держать в рамках, чтобы родители могли наблюдать за ним, а это мешает расти индивидуальности, окутывает его предрассудками, развивает в нем личность. Личность - это не что иное, как конверт. Она происходит от прекрасного слова "персона", персона означает маску. В греческих театрах актеры пользовались масками. "Сона" означает звук, а "пер" - "сквозь". Им приходилось говорить сквозь маску; нельзя было увидеть их настоящие лица, и можно было слышать только их голоса. Маску назвали "персоной", потому что голос проходил через нее, а от "персоны" произошло слово "личность"*. Англ. personality. Ребенок вынужден быть всегда начеку, потому что за ним постоянно наблюдают. Судите сами: в ванной комнате вы становитесь абсолютно другим человеком, в ванной вы снимаете маску. Даже самые серьезные взрослые начинают там петь, напевать что-то. Даже взрослые начинают гримасничать перед зеркалом! Вы знаете, что одни, вы помните, что закрыли дверь, но если поймете, что за вами наблюдают в замочную скважину, с вами происходит немедленное изменение. Вы снова становитесь серьезными, уже не поете, не гримасничаете, ведете себя подобающим образом. Вот это - личность, вы возвращаетесь в конверт. Ребенку нужно много уединения, как можно больше, максимум свободы, чтобы он мог развивать свою индивидуальность без помех. Но мы постоянно врываемся в его жизнь. Родители спрашивают: "Чем ты занимаешься? О чем ты думаешь?" Их интересуют даже мысли. Они хотят заглянуть даже в ум. На Дальнем Востоке есть племена, где каждое утро ребенок должен рассказывать родителям о своих снах, его не оставляют в покое даже во снах. У него могут быть неправильные сны, ему может сниться то, что не должно ему сниться, и родители должны быть в курсе. Первым делом, перед завтраком, он должен рассказывать обо всем том, что он видел во сне. Психоанализ на Западе появился лишь недавно, тогда как на Востоке, на этом Дальнем Востоке, родители практиковали его на протяжении тысяч лет. Конечно, ребенок не догадывается о причинах этого и просто рассказывает о своих снах. Он не знает их истинного значения, родители знают. Но это заходит слишком далеко. Это посягательство на самое тайное, это бесчеловечно, это вторжение на чужую территорию. Почему вы думаете, что у вас есть право на это? Только потому, что ребенок зависит от вас? Потому что вы кормите, одеваете его, предоставляете ему крышу? Если ребенок сообщит, что он летал во сне, то родители немедленно сочтут это за сексуальные фантазии. Значит, надо добавить строгости, еще больше дисциплинировать. Они предоставят ему утром холодный душ! Они еще больше будут ему говорить о целибате, будут учить о том, что нарушающий целибат будет страдать. Сообщат, что тот, кто думает о сексе, станет глупцом, ослепнет и другую подобную чепуху. Ребенку необходима огромная свобода. Родители могут только помогать ему, но не вмешиваться. Пусть делает то, что хочет. Нужно лишь следить за тем, чтобы он не повредил себя или других, этого вполне достаточно. Излишек этого всего будет отвратительным.
Турист заехал в маленький городок, и спрашивает мальчика, сидящего на лавке перед почтой: - Ты здесь давно живешь? - Двенадцать лет. - Это заброшенное место, не правда ли? - Точно. - Тут так скучно, не вижу, чем бы ты тут мог заняться. - И я не вижу, поэтому оно мне нравится.
Детям нравится, когда их оставляют в покое, для их роста необходимо пространство. Да, родители должны быть начеку, должны быть внимательными, чтобы ребенок не поранил себя, но то вмешательство, о котором мы вели речь, негативно, родителям нельзя во все совать свой нос. Они должны привить ребенку стремление к истине, но не свое трактование этой истины. Нельзя ребенка учить правде, но нужно учить искать ее. Нужно учить поиску, нужно учить стремлению к исследовательству, нужно учить приключениям. Детей надо научить задавать вопросы, и родители не должны отвечать на них, если они точно не знают ответ. И даже если они знают ответ, им нужно говорить так, как Будда говорил своим ученикам: "Не верьте мне! Это мой опыт, и, как только я говорю что-то, для вас это становится ложью, потому что это не ваш опыт. Слушайте меня, но не верьте. Экспериментируйте, интересуйтесь, ищите. Если сами вы не знаете, то ваше знание бесполезно, оно опасно. Позаимствованное знание - это помеха". Однако этим занимаются родители, они пичкают ребенка предрассудками. Детям не нужны предрассудки, им не нужно руководство. Они сами себе помогут, сами себя поддержат, напитают и станут сильными. Настоящий отец, настоящая мать, настоящие родители будут для ребенка счастьем. Ребенок будет чувствовать их помощь в становлении самого себя, он станет уверенным в себе, целостным, будет любить себя, а не испытывать вину, начнет уважать себя. Пока человек не полюбит себя, он не сможет полюбить никого в мире, помните об этом: пока ребенок не научится уважать себя, он никого в мире не будет уважать. Поэтому вся ваша любовь фиктивна, ваше уважение лживо, фальшиво. Если вы себя не уважаете, как же вы можете уважать еще кого-нибудь? Пока любовь не родится в вас самих, она не сможет никого согреть. Сначала станьте светом для самого себя, тогда ваш свет начнет светить и другим.
Во время школьного экзамена учитель строго спрашивает первоклассника о растениях и цветах. Ни на один вопрос ребенок не дает правильный ответ. В гневе учитель просит своего помощника: - Иди и принеси мне охапку сена! Когда помощник уже собирался идти, малыш воскликнул: - А мне чашечку кофе, пожалуйста!
Поляк ехал куда-то, когда заглох мотор его машины. Когда он ремонтировал его, подошел малыш и спросил: - Что это? - Домкрат. - У моего папы таких два. Через минуту он спрашивает снова: - Что это? - Это фонарь. - У моего папы два таких. А это что? Разводной ключ? - Да, - последовал раздраженный ответ. - У моего папы два таких. Так и проходила беседа. Наконец ремонт был завершен, водитель поднялся и пошел к обочине справить нужду. Он показал на свой репродуктивный орган: - У твоего папы два таких? - Нет, конечно, но у него в два раза длиннее!
Дети чрезвычайно сообразительны, дайте им шанс! Им необходимы условия для роста, нужный климат. Каждый ребенок рождается незашоренным, с возможностью просветления, но мы все разрушаем. Во всей истории человечества это самая большая трагедия. Никакое рабство не было таким тяжелым, как рабство ребенка, и никакое другое рабство так не истощило человечество, как рабство ребенка, и самая трудная задача, стоящая перед всем человечеством, - избавить детей от рабства. Пока мы полностью не изменим ситуацию, пока не произойдут коренные изменения, пока не исчезнет семья и не уступит место коммуне, избавления от рабства не будет. Пока старый образец семьи не исчезнет, пока она не превратится в многомерное образование, у человечества не будет шанса заново возродиться. Нужен новый человек, и он принесет с собой тот рай, обрести который раньше люди мечтали лишь после своей смерти. Рай может быть здесь, но для этого нам нужно дать свободу ребенку. (Zen, Zest, Zip, Zap & Zing Chapter #14)
Почему люди добровольно себя подавляют и прибегают к уродливым защитным механизмам?
Для того чтобы выжить. Ребенок настолько беззащитен, что не может выжить сам. Можно заставить его выучить все, что вам угодно, - как раз этим и занимается в своей лаборатории бихевиорист Б.Ф. Скиннер. Он учит пингвинов играть в пинг-понг, но хитрость одна и та же - поощрение и наказание. Когда они играют, их поощряют; когда они не играют, когда им не хочется играть, их наказывают. Когда они делают движение правильно, их поощряют, дают им еду; когда они ошибаются - им дают заряд тока. Даже пингвины начинают играть в пинг-понг. Так всегда происходило в цирке. Сходите и посмотрите сами. Даже львы, прекрасные львы, сидят в клетке, а слоны двигаются, подчиняясь, плети дрессировщика. Их держали в голоде, а сейчас им дают еду - их наказывают и поощряют - вот и весь трюк. Свое отношение в цирке к животным вы переносите на отношения с детьми. Однако вы делаете это неосознанно, ведь с вами делали то же самое; для вас это единственный способ воспитания детей. Это вы называете "воспитанием". На самом же деле это насилие, вы опускаете их с высокого уровня сознания на низкий уровень. Это все штучки и методики Скиннера, из-за них мы начинаем себя подавлять, прибегать к уродливым защитным механизмам. Ребенок не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Мы учим его этому. Мы учим его по своим меркам. Одно и то же может быть правильным в Тибете и неправильным в Индии, одно и то же может быть хорошим у вас в доме и плохим в доме соседа. Но вы заставляете ребенка верить вам: это правильно, делай так. Ребенка хвалят, когда он делает это, и ругают, когда он этого не делает. Когда он ходит за вами, вы довольны, вы гладите его; когда он не ходит за вами, вы злитесь и мучаете его, бьете его, не кормите его, не любите его. Естественно, ребенок поймет, что его жизнь в опасности. Если он будет слушаться своих родителей, то все будет хорошо, они не убьют его. А что он может сделать? Как ему не согласиться с этими сильными людьми? Они такие большие. Они такие огромные, такие сильные, они могут все. К тому времени, когда ребенок подрастет, он уже становится обусловленным. Эта обусловленность проникла в него настолько глубоко, что родителям уже нет необходимости ходить за ним. Теперь его будет мучить внутренняя обусловленность, которую называют "сознанием". Например, если ребенок начнет играть со своими гениталиями, а это для него радость, настоящая радость, так как тело ребенка очень чувствительно, то это совсем не сексуальность в том значении, что вы называете сексуальностью. Ребенок по-настоящему очень чувствителен, а когда ребенок чувствителен, то его гениталии - самое чувствительное место тела. Там аккумулируется энергия жизни, это самое чувствительное место. Касание и игра с гениталиями приносит ребенку огромную радость, но вы боитесь. Это ваша проблема. Вы боитесь, что он мастурбирует. Глупости. Играть со своим телом так здорово. Это - любовь к своему телу, а не мастурбация. Это ваша вина, ваш страх. Если кто-то увидит, что ваш сын мастурбирует, что же они подумают о воспитании ребенка? Надо чему-то его научить, сделать из него культурного человека. Вы кричите на него, останавливаете его. Вы говорите: "Прекрати" снова, и снова, и снова. Постепенно пробуждается сознательность. "Прекрати", "прекрати", "прекрати" - это проникает все глубже и глубже, пока не станет бессознательной частью ребенка. Вы уже не нужны. Если он начнет играть с гениталиями, то что-то внутри прикажет: "Прекрати". Он пугается: может, отец смотрит или мать смотрит, и начинает испытывать вину. Потом мы учим его, что есть Бог Отец, который всегда следит, повсюду, даже в ванной. Бог следит везде. Это присутствие Бога коробит. Даже в ванной нельзя уединиться. Нигде нельзя. Всемогущий Бог следит за вами, как детектив. Когда вы любите женщину, он стоит рядом. Он не позволит вам. Он суперполицейский, вдобавок к тому сознанию, что создали в вас родители. Поэтому Будда говорит, что вы не освободитесь, пока не убьете своих родителей. Убить родителей - значит убить внутри родительский голос, убить обусловленность внутри вас, отбросить бредовые идеи и начать жить по своему усмотрению. Помните, что одной сознательности должно быть больше, а другой сознательности должно быть меньше. Постепенно старая сознательность исчезнет совсем, а с новой вы будете жить. Сознательность - это закон, пусть это будет единственный закон. Тогда о чем бы вы ни думали - это будет ваша жизнь. Нужно выбирать. Эта жизнь принадлежит только вам, никто не имеет право выбирать за вас. Я не утверждаю, что вы всегда будете совершать правильные поступки, иногда вы будете ошибаться. Но это тоже будет частью вашей свободы, частью вашего роста. Много раз вы будете заблуждаться, но ничего страшного нет, заблудиться - значит возвращаться домой. Кто не заблуждается, тот не возвращается домой, тот уже мертв. Тот, кто не ошибается, никогда не совершает и правильные поступки. Он просто раб. У него умственное рабство. Ребенок долго зависит от своих родителей, по меньшей мере, до двадцати одного - двадцати пяти лет. Это длинная дорога, почти треть жизни. Целую треть жизни его наполняют предрассудками. Подумать только - двадцать пять лет обусловленности! Ему можно навязать что угодно. Научившись этим трюкам, вы с трудом сможете отказаться от них. Поэтому так трудно прыгнуть в реальность и начать новую жизнь. Вначале будет нелегко, вы будете часто содрогаться, ибо вам придется идти против родителей, против общества. Родители выполняют четкий приказ общества, они - всего лишь его агенты. Это заговор, а родители, учителя, полицейские, правительство, президент - заговорщики, они все вместе. И у них в руках будущее всех детей. После того как вы привыкнете к чему-либо, вам будет нелегко разучиться, ибо двадцать лет вас постоянно гипнотизировали. Нужно найти противоядие, отказаться от обусловленности. Да, это просто выживаемость, необходимость выживать. Ребенок хочет жить, поэтому он идет на компромисс. Он торгуется. Каждый будет торговаться, когда речь идет о жизни и смерти. Когда вы в пустыне умираете от жажды, а у кого-то есть вода, то он может запросить любую цену. Он все может, он может вам навязать что угодно. Этим мы и занимаемся с нашими детьми.
Почему люди добровольно себя подавляют и прибегают к уродливым защитным механизмам?
Не добровольно. Это только кажется, что добровольно, потому что, пока вы повзрослеете, обусловленность уже проникла в вашу плоть. Все происходит не добровольно, дети ничему не учатся добровольно, им все навязывают, это насилие. Понаблюдайте за любым ребенком. Каждый сопротивляется, борется до конца, доставляет столько хлопот родителям, каждый ребенок очень старается избежать этого уродливого механизма. Но, в конце концов, родители побеждают, потому что они сильнее. Это просто вопрос силы и бессилия. Не удивительно, что, став взрослыми, дети начинают мстить родителям. Эта реакция естественна. Очень трудно простить ваших родителей, вот все общества и учат уважать их. Не можете простить их, то хотя бы уважайте их; не можете любить их, то хотя бы уважайте их. Однако это уважение фальшиво, формально. Глубоко внутри вы остаетесь недовольны. Если меня услышат, если то, о чем я говорю, станет когда-нибудь превалирующим в мире, то тогда дети действительно будут любить своих родителей, они будут на одной волне с родителями, ибо родители будут им не врагами, а друзьями. (Zen: The Path of Paradox, Vol. 1, Chapter #6)
Во всей Вселенной ребенок - самый слабый из детенышей, но его слабость - это замаскированное благословение. Однако его можно эксплуатировать, что и происходило веками. Родители всегда противились тому, чтобы слабость, зависимость и беззащитность ребенка превращались в независимость, силу, целостность, индивидуальность; они были довольны тем, что ребенок слушается их. Послушный ребенок не несет с собой никаких проблем. Непослушный ребенок - это постоянная проблема, но только непослушный ребенок является настоящим человеком. Послушный ребенок - все равно, что коровий навоз. Ребенок, который не может сказать "нет", не имеет целостности, даже "да" такого ребенка бессмысленно. "Да" обретает смысл только тогда, когда есть "нет". Тогда он решает своим разумом. Родителям легче, когда ребенок всегда говорит "да". Его поощряют за послушание, его наказывают за непослушание. То же самое происходит в школах. Учителя хотят, чтобы вы были послушными, так легче контролировать вас, доминировать над вами. Все мои учителя жаловались моему отцу, а отец отвечал: "А мне кому жаловаться? Думаете, у меня есть какая-то власть? Думаете, он будет слушаться меня? Делайте с ним что хотите: наказывайте, выгоняйте из школы, я буду со всем согласен. Только больше не отвлекайте меня, у меня много других дел. Что, мне только и ходить, слушать, что он сделал этому учителю, тому учителю, этому соседу, тому соседу?" А мне он сказал: - Делай, что хочешь, только не мешай моему бизнесу. Приходят люди, я думаю, что это мои клиенты, а это, оказывается, твои клиенты. Я сделал отцу одно предложение: - Сделай вот что. В своем большом магазине напиши где-то в углу "ЖАЛОБЫ ПРИНИМАЮТСЯ В КОНЦЕ МАГАЗИНА". Ты будешь спасен... я буду принимать клиентов. Пусть приходят. - Идея неплоха, но видел ли ты где-нибудь в магазине ящик для жалоб? Покупатели подумают, что эти жалобы связаны с товарами, никто не догадается, что они связаны с тобой. И ты еще больше будешь издеваться над теми несчастными, что будут приходить. - Я просто предложил свою помощь. Трудно родителям, трудно учителям, трудно священникам, всем трудно разрешить ребенку не слушаться их. Даже Бог, всемогущий, величайший деспот, величайший диктатор, не может позволить это, даже он не смог выдержать небольшое непослушание Адама и Евы. Их выбросили из Райского Сада, хотя они не совершали греха. Я бы наелся этих яблок вдоволь, если бы мне сказали, что это яблоня. Не вижу ничего греховного в поедании фруктов. Но дело было не в яблоне. Дело было в непослушании. Послушание нужно насаждать силой, для этого используется страх. Этот страх, говоря религиозным языком, становится адом. Для послушания в религии используется рай или небеса. Для того чтобы все контролировать, нужна фигура отца - так Бог становится отцом. Я знаю, почему мать не сделали Богом. Я знаю из своего личного опыта, что, когда отец злился на меня из-за моего непослушания и искал меня, мама всегда прятала меня где-нибудь в доме. Когда отец отказывался дать мне денег, если я делал что-то наперекор ему, то моя мама всегда мне давала. Я знаю, что мама не может быть такой строгой, как отец. Маму можно легко убедить, ибо она - чистая любовь, открытое сердце. Отец - глава, он руководствуется логикой, смыслом, он дисциплинирует. Отец - мужчина, а общество создано мужчиной. Моей маме даже нравилось, когда я приходил к ней и говорил: "Я натворил кое-что и мне срочно нужна помощь". Она говорила: "Скажи, что ты натворил. Я спасу тебя. Я все сделаю, но сначала расскажи мне все. Ты такие истории рассказываешь, что я не понимаю, почему отец злится. Они должны ему нравиться". Священники, отец на небе, родители здесь на земле, учителя, политические вожди - все хотят полного послушания от каждого, чтобы и намека не было на бунт, чтобы ничего не менялось, чтобы не пострадали их интересы. Мы все стали жертвами их интересов. Настало время изменить это. Послушный ребенок всегда посредственен; для того чтобы быть непослушным, нужно немного ума. Послушный ребенок становится хорошим гражданином, он ходит в церковь по воскресеньям. А непослушный ребенок ненадежен. Чем он будет заниматься в жизни? Он может стать художником, музыкантом, танцором - а эти профессии не очень солидные - или может стать никем, бродягой, наслаждающимся свободой. Прошу вас выпрыгнуть из этого круга. Отбросьте весь страх. Бояться нечего. Не надо беспокоиться о несуществующем аде и стремиться к несуществующему раю. Рай здесь. Если отбросить идею рая после смерти, то можно сделать этот рай в тысячу раз прекрасней. (Socrates Poisoned Again After 25 Centuries, Chapter #28)
Воспитание нового ребенка
Если посмотреть на детей, когда они появляются на свет, такие свежие, прямо из источника жизни, то можно увидеть некое присутствие того, что не передать словами, - нечто безымянное, неопределенное. Ребенок живет. Это нельзя определить как живость, но она есть, ее можно почувствовать. Ее так много, что даже слепой не сможет не увидеть. Свежесть. Ее можно почувствовать рядом с ребенком. Постепенно аромат исчезает. И если, к сожалению, ребенок добивается успеха, становится знаменитостью - президентом, премьер-министром, Папой, то тот же ребенок начинает смердеть. Он появился с чудесным ароматом, неизмеримым, неопределенным, безымянным. Посмотрите в глаза ребенку - вы не найдете ничего глубже. Глаза ребенка - это пропасть, у нее нет дна. К сожалению, после того, что с ним сделает общество, вскоре его глаза станут мелкими; из-за многочисленных слоев обусловленности эта глубина, эта невероятная глубина исчезла. А ведь то было его реальное лицо. У ребенка нет мыслей. О чем ему думать? Мыслям нужно прошлое, мысли требуют проблем. У него нет пока проблем, он беспроблемный. Нет никакой необходимости ему о чем-то думать. О чем? Ребенок находится в сознании, но без мыслей. Это реальное лицо ребенка. Такое же лицо было и у вас, и, хотя вы уже забыли его, оно у вас есть, ожидая, когда оно сможет к вам вернуться. Я говорю о возврате, потому что вам оно было хорошо известно в прошлых жизнях, но вы постоянно забываете о нем. Наверное, и в этой жизни бывали моменты, когда вы были близки к тому, чтобы узнать его, почувствовать его, быть им. Но мир огромен для нас. Его хватка велика - он тянет вас в тысячах направлений. Он тянет вас в тысячах направлений, и вы разваливаетесь на части. Просто невероятно, как людям удается сохранять себя. Видимо, давление со всех сторон такое сильное, что ваши руки, ноги и голова не могут улететь. На вас давят со всех сторон. Даже если вы случайно встретитесь со своим реальным лицом, вы не сможете узнать его, это будет незнакомец. Вероятно, вы иногда встречаетесь с ним, совершенно случайно, но вы даже не здороваетесь. Это незнакомец; и глубоко внутри у вас сидит страх, как при встрече с любым незнакомцем. Вы спрашиваете, как сохранить настоящее лицо ребенка. Вы ничего непосредственно не должны делать. Любое прямое действие станет помехой. Нужно научиться искусству пассивности. Это очень трудное искусство. Вам не нужно что-то делать, чтобы защитить и сохранить реальное лицо ребенка. Ваши действия только исказят его. Нужно научиться пассивности; нужно научиться не стоять на пути у ребенка, уйти с дороги. Нужно быть очень смелым, чтобы оставить ребенка наедине с собой. Тысячи лет нас учили, что если оставить ребенка одного, то он превратится в дикаря. Нонсенс. Я сижу перед вами - разве я похож на дикаря? А мне родители не мешали. Да, у них были неприятности, и у вас будут, но игра стоит свеч. Реальное лицо ребенка настолько ценно, что любая проблема - чепуха. Оно настолько бесценно, что, сколько бы вы за него ни заплатили, это по-прежнему дешево; вам оно достается бесплатно. И однажды вы увидите реальное лицо вашего ребенка, первозданное, такое же красивое, с каким он появился на этот свет, с той же невинностью, ясностью, радостью, весельем, живостью... Чего же вам еще нужно? Вам нечего дать ребенку, вы можете только взять. Если вы действительно хотите сделать ребенку подарок, то единственным подарком будет невмешательство. Рискните, разрешите ему познавать неизвестное, неизведанное. Это нелегко. Страх сковывает родителей - кто знает, что случится с ребенком? Из-за этого страха они начинают лепить для ребенка какую-то модель жизни. Из-за страха они начинают вести его определенным путем, к определенной цели, однако они не знают, что своим страхом они убивают ребенка. На него никогда не снизойдет благодать. Он никогда не будет вам благодарен; у него всегда будут к вам претензии. Зигмунд Фрейд глубоко разобрался в этом, он говорил: "В каждой культуре отца уважают. На свете нет культуры, и никогда не было, которая не пропагандировала бы, не выдвигала бы идею об уважении отца. Уважение к отцу появилось еще в доисторические времена, когда отца должны были убивать дети, спасая себя от уродства". Идея странная, но очень значительная. Он говорит о том, что отца уважали из-за чувства вины, и эту вину пронесли через века. Говорят... правда, это не исторический факт, а скорее разумный миф, что молодежь убивала своих отцов, а затем раскаивалась - ведь это был их отец, однако его методы воспитания унижали их. Сначала убивали, а затем раскаивались. Потом они стали поклоняться духам предков, отцов, праотцов, из-за страха, что духи начнут мстить. Постепенно уважение к старшим стало обычаем. Но почему? Я бы хотел уважать детей. Дети заслуживают всяческого уважения, они такие свежие, такие невинные, они так близки божественному духу. Настало время уважать их, а не заставлять их уважать всяких проходимцев, плутов, мошенников, полных дерьма, и только потому, что они пожилые. Я бы сделал все наоборот: уважайте детей, ибо они ближе к источнику, а вы дальше. Они все еще оригиналы, а вы - копии под копирку. Понимаете ли вы, куда может привести уважение к ребенку? Благодаря любви и уважению вы спасете их от неправильных поступков, не из-за страха, а благодаря любви и уважению. Мой дед... я не мог лгать ему, потому что он меня очень уважал. Когда вся моя семья восставала против меня, я мог, по крайней мере, рассчитывать на поддержку старика. Он не прислушивался к обвинениям против меня. Он бы сказал: "Мне все равно, что он там натворил. Если он это сделал, значит, так и должно было быть. Я его знаю, он не может ошибаться". А когда моя семья видела его поддержку, то все отступали. Я ему все рассказывал, а он отвечал: "Беспокоиться не о чем. Делай так, как чувствуешь. В твоей ситуации, в твоем положении только тебе решать. Делай то, что считаешь нужным, и помни, что я здесь, чтобы поддержать тебя, потому что я не только люблю, но и уважаю тебя". Его уважение было для меня главным сокровищем. Когда он умирал, я был за восемьдесят миль от него. Он попросил меня срочно приехать, времени было очень мало. Я примчался за два часа. А он как будто ждал меня. Открыл глаза и сказал: "Я пытался продолжать дышать, чтобы дождаться тебя. Хочу сказать только одно: я не смогу больше поддерживать тебя, а тебе нужна поддержка. Но помни, что, где бы я ни был, моя любовь и уважение останутся с тобой. Не бойся никого, не бойся мира". Это были его последние слова: " Не бойся мира ". Уважайте детей. Избавьте их от страха. Но если вы сами полны страха, то как вы сможете избавить от него их? Не заставляйте их уважать вас потому, что вы их отец, вы их папочка, их мамочка и так далее. Измените свое отношение и убедитесь, как уважение повлияет на ваших детей. Если вы их уважаете, то они будут вас слушать более внимательно. Они будут стараться понимать вас, если вы их уважаете. Они это будут делать. Ни в коем случае ничего не навязывайте им; понимая вас, они поймут, что вы правы, и потянутся к вам, они не потеряют своего настоящего лица. Настоящее лицо можно потерять одним путем. Оно теряется, если детей принуждать, заставлять против их воли. Любовь и уважение мягко помогут им понять мир, стать более осознающими, внимательными, ведь жизнь драгоценна, это подарок Вселенной. Нельзя прожигать ее. Умирая, мы должны сказать, что оставляем мир более красивый, добрый, изящный. Это станет возможным только в том случае, когда мы покинем мир с тем же настоящим лицом, с каким пришли сюда. (From Darkness to Light, Chapter #6)
Запомните, вы сможете детям дать лишь одно - разделить с ними свою жизнь. Скажите им, что вашу жизнь исказили ваши родители, вы жили по определенным меркам, с определенными идеалами, и из-за этих ограничений и идеалов вы пропустили мимо всю свою жизнь, и теперь вы не хотите поломать жизнь своих детей. Вы хотите, чтобы они были полностью свободны - свободны от вас, поскольку для них вы представляете прошлое. Отцу или матери требуется невероятное мужество и безграничная любовь, чтобы сказать: "Тебе нужно освободиться от нас. Не прислушивайся к нам, поступай по своему разумению. Даже если ты ошибешься, это будет лучше, чем оставаться рабом и всегда быть правым. Лучше делать ошибки самому и учиться на них, чем слушаться других и не делать ошибок. В этом случае ты никогда ничему не научишься, кроме следования за кем-то, а это яд, чистый яд". Все происходит легче, когда вы любите. Не спрашивайте "как", потому что тогда вы будете искать метод, методологию, технику, а любовь - это не техника. Любите своих детей, наслаждайтесь их свободой. Пусть они ошибаются, помогайте им разобраться, где они допустили ошибки. Скажите им: "Ошибаться не страшно, делайте побольше ошибок, потому что через ошибки мы учимся. Но не делайте одну и ту же ошибку, потому что это глупо". Вам нужно рассчитать все, живя с детьми, давая им свободу в мелочах. Например, меня в детстве учили... а этому учили детей веками: "Рано ложись и рано вставай. Будешь умным". Я ответил отцу: "Странно это, ты заставляешь меня спать рано вечером, когда я не хочу". В джайнских домах вечер приходит рано, потому что ужин начинается в пять часов, максимум в шесть. Поскольку после этого делать нечего, то дети должны идти спать. Я сказал ему: "Когда моя энергия не готова ко сну, ты отправляешь меня спать. А когда утром я хочу спать, ты вытягиваешь меня из кровати. Таким странным образом ты хочешь из меня сделать мудрого человека! Я не вижу связи, как можно стать мудрым от того, что тебя заставляют идти спать тогда, когда тебе не хочется? Часами я лежу в постели, в темноте. Когда я мог бы потратить время на что-то творческое, ты заставляешь меня идти спать. Сон не зависит от меня. Нельзя просто закрыть глаза и сразу заснуть. Сон приходит тогда, когда надо, он не подчиняется ни твоим приказам, ни моим; я просто зря трачу время. А утром, когда я хочу спать, ты насильно заставляешь меня проснуться в пять утра, в такую рань, ты тянешь меня на утреннюю прогулку в лес. Я хочу спать, а ты тянешь меня. Не понимаю, как от этого можно стать мудрым. Пожалуйста, объясни мне! Сколько человек стало мудрее благодаря этой методике? Покажи мне парочку таких мудрецов, я никого не вижу вокруг. Дедушка сказал, что все это чепуха. Из всей семьи дедушка - самый искренний. Он не прислушивается к тому, что говорят другие, а мне он сказал, что все это чепуха: мудрым не станешь от раннего засыпания. Я все свои семьдесят лет рано ложился, но мудрым я так и не стал, да и не стану уже! Скоро смерть придет, а не мудрость. Эти поговорки только дурачат тебя". Я сказал отцу: "Подумай и, пожалуйста, будь откровенным и честным. Дай мне свободу идти спать тогда, когда я хочу, и просыпаться тогда, когда я спать уже не хочу". Он думал целый день, а на другой день сообщил: "Хорошо, может быть, ты и прав. Поступай, как хочешь. Слушай свое тело, а не меня". Это должно стать принципом: детям нужно прислушиваться к своему телу, к своим нуждам. Для родителей главное проследить, чтобы ребенок не упал в канаву. Их метод воспитания - запрет. Вспомните слово "запрет"... Никакого позитивного побуждения, а только строгое наблюдение - это же дети, они могут поранить себя, покалечить себя. Не приказывайте им строго, а объясните. Не сводите все к послушанию, а дайте им выбирать самим. Просто объясните ситуацию. Дети очень сообразительны, и если вы уважаете их, то они будут слушать вас с готовностью, захотят понять вас. А затем оставьте их наедине с вашей информацией. Так нужно поступать лишь несколько лет в самом начале, вскоре они сами станут разбираться во всем, и ваши подсказки будут уже не нужны вообще. Вскоре они сами смогут идти дальше. Я понимаю озабоченность тех родителей, которые боятся, что их дитя пойдет не в ту сторону, куда бы им хотелось, но это ваши проблемы. Ваши дети появились на свет не для того, чтобы выполнять ваши прихоти. У них своя жизнь, и вам нужно радоваться, что они живут своей жизнью, какой бы она ни была. Когда человек использует свой собственный потенциал, он становится лучшим. Когда человек не использует свой потенциал, он становится посредственностью. Все общество состоит из серых людей, потому что никто не является тем, кем он был задуман, он вечно кто-то другой. И что бы он ни делал, он не будет лучшим, он не чувствует удовлетворения, не может радоваться. Работа родителей очень деликатна, она драгоценна, ведь вся жизнь ребенка зависит от нее. Не давайте никакой готовой программы, всячески помогайте ему в том, что он хочет. Например, я любил карабкаться на деревья. Есть деревья, безопасные для лазания: у них толстые ветви, крепкий ствол. Можно забраться на самый верх без страха свалиться вниз из-за хрустнувшей ветки. Но есть деревья неокрепшие. Так как я любил лазать на фруктовые деревья за манго или джамунами - еще одно прекрасное дерево, - то моя семья очень переживала и всегда посылала кого-нибудь, чтобы увести меня. Я сказал отцу: - Вместо того чтобы запрещать мне, лучше бы вы объяснили, какие деревья опасные, чтобы я на них не лез, и какие безопасны для меня. Если ты запретишь мне лазать, то я могу попасть в беду, залезть не на то дерево, и ты будешь отвечать за это. Я люблю лазать по деревьям и не брошу это. Одно из самых прекрасных удовольствий - это залезть на верхушку дерева в солнечную ветреную погоду, чтобы дерево танцевало, это очень сильное впечатление. - Я не брошу своего занятия. Ты должен точно мне сказать, какие деревья опасны, потому что я могу упасть с них, получить переломы, изувечить тело. Только не давай мне строгий приказ: не лазать по деревьям. Я все равно буду продолжать. И он был вынужден ходить со мной по городу и объяснять, какие деревья опасны. Тогда я задал второй вопрос: - Знаешь ли ты какого-нибудь опытного верхолаза, кто смог бы меня научить лазать? Он ответил: - Ну, это уж слишком. Это заходит очень далеко. Ты попросил меня, я согласился... - Я буду следовать этому, потому что сам предложил. Но твои опасные деревья безудержно тянут меня к себе, потому что на них растет индийский фрукт джамун. Он такой вкусный, что, когда он созреет, я не смогу избежать соблазна. Ты мой отец, ты должен позаботиться... ты знаешь, кто может мне помочь. - Если бы я знал, что быть отцом так трудно, я бы им никогда не стал, во всяком случае, твоим! Да, я знаю одного человека, - и он познакомил меня с одним стариком, который умел лазать лучше всех. Он был дровосеком, и он был таким старым, что с трудом верилось, что он может рубить деревья. Он выполнял только особые поручения, какие никто больше не мог делать, например, обрезать большие ветви над крышей дома. Он был специалистом, и никогда не вредил ни корням, ни домам. Сначала он стягивал веревкой ветки друг с другом. Затем он обрезал их, а потом оттягивал веревкой их подальше от дома и бросал на землю. А ведь он был так стар! В подобной ситуации, когда никто не соглашался, он был незаменим. Мой отец сказал ему: - Научи его чему-либо, особенно об опасных деревьях, которые могут обломиться. Ветви могут обломиться, я уже падал два-три раза - у меня на ноге остались следы. Старик посмотрел на меня и сказал: - Еще никто не приходил с такой просьбой, особенно отец с сыном! Это опасно, но если ему это нравится, я с удовольствием научу его. Он стал учить меня технике лазания по опасным деревьям. Он показал мне всевозможные стратегии защиты самого себя: если ты хочешь забраться на самую верхушку и не свалиться с нее вниз, то нужно привязать себя там, где ветка выдержит, затем карабкайся. Если ты упадешь, то повиснешь на веревке и не упадешь на землю. Это помогло мне, с тех пор я больше не падал! Функции матери или отца важны, потому что они способствуют появлению нового гостя на планете - гостя, который ничего не знает, но несет в себе потенциал. Он будет оставаться несчастным, если его потенциал не растет. Все родители хотят, чтобы их ребенок был счастлив, никто не хочет, чтобы он был несчастлив. Однако их мысли неправильны. Они думают, что если дети станут докторами, профессорами, инженерами, то они будут счастливы. Они не знают! Дети будут счастливы только тогда, когда они становятся тем, кем они были задуманы. Они могут стать только семенем, которое несут в себе. Всячески предоставляйте им свободу, возможности. Обычно на вопрос малыша мать отвечает отказом, даже не слыша его, не слыша, чего он хочет. "Нет" - это слово авторитета, а "Да" - нет. Никто, ни мать, ни отец, ни кто-либо еще, имеющий власть, не хочет говорить утвердительно относительно даже мелочей. Ребенку хочется поиграть на улице: "Нет!" Ребенку хочется пойти под дождь и потанцевать под дождем: "Нет!" Ты простудишься. Простуда - это не рак, но ребенок, которому не дали танцевать под дождем, которому не дали танцевать, потерял что-то великое, что-то действительно прекрасное. Может, это и стоит простуды, а может, ее и не было бы. Чем больше вы ему запрещаете, тем болезненнее он становится. Чем больше вы ему разрешаете, тем крепче он становится. Родителям нужно научиться говорить "Да". В девяноста девяти случаях, когда они говорят "Нет", за этим ничего не стоит, кроме желания поддержать авторитет. Не каждому суждено стать президентом страны, руководить миллионами граждан. Но каждый может стать мужем, иметь власть над женой, каждая жена может стать матерью и иметь власть над детьми, каждый ребенок может иметь плюшевого мишку и иметь власть над ним. Пни его из этого угла в тот, побей по его щекам; а как он хочет дать пощечины матери или отцу... а ниже бедного плюшевого мишки никого нет. Это общество власти. Я говорю о том, что авторитарное общество исчезнет, если давать детям свободу, чаще говорить "Да" и редко говорить "Нет". У нас будет более гуманное общество. Это касается не только детей. Эти дети станут завтрашним обществом: ребенок - отец человека. (Beyond Psychology, Chapter #23)
Семилетние циклы жизни
Вам нужно понять несколько важных ступеней роста. Жизнь состоит из семилетних циклов, она протекает в семилетних циклах подобно тому, как Земля делает полный оборот вокруг своей оси за двадцать четыре часа. Никто не знает, почему не за двадцать пять или за двадцать три. Ответа не может быть, это просто факт. Если вы поймете эти семилетние циклы, то вы многое узнаете о человеческом росте. Первые семь лет наиболее важны, ибо закладывается фундамент жизни. Поэтому все религии так заинтересованы в том, чтобы поскорее заграбастать ребенка. Евреи делают ему обрезание. Какая чепуха! Они ставят еврейскую печать очень примитивным образом. Здесь так метят рогатый скот, я видел похожие штампы. Каждый хозяин клеймит скот, чтобы отличить его от других. Это жестоко. Раскаленную сталь используют в качестве тавра, она обжигает шкуру. Но зато потом скот становится вашей собственностью, его нельзя украсть, нельзя потерять. Что такое обрезание? Это маркировка животных. Но эти животные - евреи. У индуистов есть свои метки. В каждой религии есть свои методы. Нужно знать, какого вида ты животное и кто ваш пастух: Иисус? Моисей? Мохаммед? Ты сам себе не хозяин. Первые семь лет жизни наполнены условностями, всякого рода идеями, которые будут с вами всю жизнь, будут мешать раскрыться вашему потенциалу, испортят вас, не позволят видеть без искажений. Они будут облаками перед вашими глазами, они будут все смешивать в кучу. Сквозь толстый слой пыли ваши глаза не видят природы вещей, самого существования. Вся эта пыль появилась в первые семь лет жизни, когда вы были таким невинным, таким доверчивым, что все, что вам говорили, вы принимали за истину. Вам потом будет нелегко обнаружить у себя чужеродное тело: оно стало частью вашей крови, костей, костного мозга. Вы будете задавать тысячи вопросов, но вы никогда не спросите о природе вашей веры. Проявлять любовь к ребенку - значит в первые семь лет его жизни, с самого начала помогать ему оставаться невинным, не пичкать его предрассудками; пусть он остается дикарем, язычником. Если в первые семь лет ребенок остается невинным, никто не навязывает ему чужие идеи, то он не может не раскрыть свой потенциал. Ребенок наиболее впечатлителен в первые семь лет жизни. В эти годы он зависит от учителей, родителей, священников... Ограждайте своего ребенка от самого себя. Ограждайте ребенка от влияния других, хотя бы в первые семь лет. Ребенок похож на маленькое, слабое, мягкое растение, сильного ветра достаточно, чтобы уничтожить его, его может съесть любое животное. Поставьте ограждение вокруг него - это не тюрьма, а защита. Когда растение подрастет, заграждение убирается. Ограждайте ребенка от любого влияния, чтобы он оставался самим собой, это вопрос всего лишь семи лет, ибо тогда заканчивается первая ступень. К семи годам он станет разумным, целостным, сильным. Вы не знаете, насколько сильным может быть семилетний ребенок, потому что вы не видели необусловленных детей, вы видели только испорченных детей. Они продолжают нести страхи и трусость своих отцов, матерей, семьи. Они себе не хозяева. Вы будете удивлены... если встретите неиспорченного ребенка. Он будет острым, как сабля. Его глаза будут ясными, его взгляд будет проницательным. Вы увидите в ребенке такую силу, которой позавидует даже семидесятилетний, потому что у старика шаткая основа. По сути дела, чем выше становится здание, тем больше оно шатается. Как родителю, вам придется набраться храбрости не мешать ребенку. Откройте двери неизвестному, чтобы ребенок занялся исследованием. Он не знает, что у него внутри, никто не знает. Он вынужден брести в темноте. Не пугайте его темнотой, не пугайте его неудачей, не пугайте его неизвестным. Поддержите его. Отправляйте его в неизвестное путешествие с любовью, поддержкой, благословением. Не навязывайте ему свои страхи. Держите свои страхи при себе. Не вываливайте эти страхи на ребенка, ибо это будет вмешательством. Следующие семь лет, от семи до четырнадцати, приносят новый опыт: у ребенка рождается первый сексуальный интерес. Но это только репетиция. Родители начинают мешать больше всего в это время, потому что им самим мешали когда-то. Они помнят, как их воспитывали, и занимаются тем же. Вплоть до этого века многие страны не разрешали совместное обучение разных полов. Это стали разрешать двадцать-тридцать лет назад, да и то в развитых странах. Сейчас дети учатся вместе. Но в такой стране, как Индия, совместное обучение начинается только в университете. Семилетний мальчик и семилетняя девочка не могут учиться в одной школе. А ведь это их время - риска беременности нет, у семей тоже проблем нет: в это время им нужно давать вдоволь наиграться. Да, сексуальный оттенок здесь будет, но ведь это репетиция, а не настоящая драма. Если не позволять им репетиции, то один раз занавес поднимется - и начнется настоящая драма... а люди не знают, что им делать, у них нет даже суфлера. Вы все спутали в их жизни. Эти семь лет, вторая ступень развития, важны в качестве репетиции. Дети встречаются, играют, общаются, знакомятся. Это поможет избавить человечество от девяноста процентов извращений. Если детям от семи до четырнадцати разрешают быть вместе: плавать вместе, обнажаться друг перед другом, то девяносто процентов извращений и девяносто процентов порнографии исчезнут. Но кому это нужно? Когда мальчик видел много обнаженных девочек, то разве его заинтересует такой журнал, как "Плейбой"? Когда девочка видела столько голых мальчиков, то я не думаю, что она будет одержима любопытством, оно просто исчезнет. Они будут расти вместе, а не как два разных вида животных. Сейчас они так и живут - как два разных вида животных. Они не принадлежат единому человечеству, их держат отдельно. Перед ними устанавливают тысячи барьеров, чтобы они не смогли репетировать свои сексуальные отношения, которые рано или поздно придут. Воспитание детей напоминает мучение. Семь лет сексуальных репетиций очень важны. Мальчики и девочки должны быть вместе в общежитиях, школах, бассейнах и постелях. Им нужно репетировать будущую жизнь, быть к ней готовыми. Нет никакого риска, никакой проблемы в том, чтобы предоставить детям полную сексуальную свободу, и не отвергать, не подавлять, как это делается сейчас. Мы живем в странном мире. Мы рождаемся от секса, живем для секса, наши дети рождаются от секса, и при этом секс проклинается больше всего, это - грех. И все религии продолжают забивать вам мозги этим дерьмом. Люди во всем мире накопили всякую гниль просто потому, что им не разрешали расти в естественной обстановке. Им запрещали принимать себя такими, какими они были. Они все стали духами. Это не настоящие люди, они лишь тени тех, кем они могли бы быть, всего лишь тени. Этот семилетний цикл очень важен, потому что он вас готовит к следующим семи годам. Если вы сделали домашнее задание, если вы играли со своей сексуальной энергией как спортсмен, а в это время только так и может быть, то вы не станете извращенцем или гомосексуалистом. Вам не будут приходить в голову странные вещи, потому что вы естественно двигались с противоположным полом, а противоположный пол двигался с вами; нет никаких помех, и вы никому не причиняете вреда. Ваше сознание чисто, ведь никто не влиял на ваше понимание зла и добра, вы просто были самим собой. С четырнадцати до двадцати одного вы становитесь половозрелым. Важно понять: если репетиция была успешной, то за семь лет сексуальной зрелости происходит то, о чем вы не могли подумать, потому что вам не дали шанса. Я говорил вам, что семь лет, с семи до четырнадцати, вы проходили сексуальную репетицию. Третья семилетка дает понятие благодарности. Вы по-прежнему вместе с девочками и мальчиками, но сейчас начинается новая фаза: вы влюбляетесь. Это все еще не биологический интерес. Вы не заинтересованы заводить потомство, не заинтересованы становиться мужьями и женами, нет. Это годы романтической игры. Вас больше интересует красота, любовь, поэзия, скульптура - различные аспекты романтизма. Без налета романтики человек никогда не узнает, что такое благодарность. Его удел - только усредненный секс. Чем длиннее игра, тем больше вероятность достигнуть кульминации, чем больше вероятность достичь кульминации, тем скорее наступит благодарность. Без этого пара никогда не познает всей радости секса. Сейчас сексологи учат прелюдии. Наученная прелюдия - это фикция, но ей все же учат; по крайней мере, они осознали, что без прелюдии в сексе невозможно достичь кульминации. Им трудно научить финальной стадии любовной игры, потому что при достижении кульминации человек теряет интерес, все работа сделана. Для этого нужен романтический, поэтический ум, ум, знающий как благодарить. Человек, мужчина или женщина, доставивший вам удовольствие, достоин благодарности, ваша благодарность - это финал действия. Без благодарности секс незавершен, а незавершенный секс является причиной всех бед человека. Секс становится оргазмическим только тогда, когда прелюдия и благодарность сбалансированы. В их гармонии кульминация превращается в оргазм. Нужно понимать, что кроется за оргазмом. Это означает, что вы отдаетесь весь - тело, ум, душа, все - все находится в органичном единении. Тогда это превращается в медитацию. Если в конце секс не стал медитацией, то вы не знаете, что такое секс. Вы слыхали о нем, вы читали о нем; но те, кто писал об этом, тоже не знают о нем ничего.
Я прочитал сотни книг по сексологии, которые написали люди, считающие себя большими экспертами, и они действительно эксперты, но они ничего не знают о сокровеннейшем состоянии, когда расцветает медитация. Подобно тому, как дети рождаются от обычного секса, медитация рождается от необычного секса. Животные заводят потомство, ничего необычного в этом нет. Только человек может получить опыт медитации на гребне оргазмического чувства. Это возможно лишь тогда, когда молодежи от четырнадцати до двадцати одного предоставляют романтическую свободу. С двадцати одного до двадцати восьми делают выбор. Можно выбрать партнера. Сейчас они могут выбрать, благодаря предыдущим двум фазам они могут сделать правильный выбор. За вас это никто не сделает. Здесь нужно чутье; ни арифметические расчеты, ни астрология, ни хиромантия, ни Ицзин здесь не помогут. Это интуиция: входишь в контакты со многими людьми и вдруг начинаешь что-то ощущать - то, чего никогда ранее не было. Выбор настолько очевиден, что не приходится сомневаться. Даже трудно пытаться сопротивляться, настолько сигнал сильный. Вот тогда вы и выбираете. Это происходит где-то между двадцатью одним и двадцатью восемью, если все шло хорошо, как я говорю, и никто не вторгался в вашу жизнь. Самое прекрасное время жизни наступает в период с двадцати восьми до тридцати пяти, самое веселое, самое гармоничное, потому что двое начинают погружаться друг в друга, двое становятся одним целым. (From Darkness To Light, Chapter #3)
В вашем детстве меня восхищает то, что с самого начала вы обнаружили в себе способность увидеть разницу между тем, как ваши родители интерпретировали действительность и как это делали вы. Прокомментируйте, пожалуйста, подробнее.
Каждый ребенок знает, что родители видят мир по-другому. Это абсолютно точно. У него другие ценности. Он собрал камешки на морском берегу, а родители говорят: "Выбрось. Почему ты зря тратишь время?" Для него они такие красивые. Он видит разницу. Он видит, что у них разные ценности. Родители гоняются за деньгами, а он хочет собирать бабочек. Он не понимает, почему вы так заинтересованы в деньгах. Что вы будете с ними делать? А родители не понимают, что он будет делать с бабочками или цветами. Каждому ребенку становится известна эта разница. Его нужно оставить в покое. Это вопрос некоторой смелости, присущей и детям. Но в обществе отвергается даже такое прекрасное качество, как детская смелость. Я не хотел кланяться в храме перед каменным идолом. Я сказал: "Вы можете заставить меня. Вы физически сильнее меня. Я маленький, и меня можно заставить. Но помните, вы совершаете ужасный поступок. Я не буду молиться, да и у вас ничего не получится, потому что вы проявляете насилие к маленькому ребенку, который не может себя защитить физически". Однажды, когда все молились в храме, я забрался на его крышу, что было очень опасно. Раз в году только художник поднимался сюда; я видел, как он взбирается. В качестве ступенек он пользовался гвоздями. Я последовал за ним и сидел на самом верху храма. Выйдя из храма, все увидели меня. "Что ты там делаешь? Ты что, хочешь покончить с собой?" - Нет, я просто хочу, чтобы вы осознали, что если вы будете подвергать меня насилию, то я сделаю все, что в моих силах. Запомните, что вы не сможете меня заставлять. - Успокойся, - умоляли меня родные, - мы пришлем кого-то, чтобы тебя сняли оттуда. - Не волнуйтесь, если я смог подняться, то смогу и спуститься. Они понятия не имели о тех гвоздях. А я внимательно следил за художником, как он справляется, и все интересовались - художник был великим. Он оформлял все храмы. Я спустился. "Мы никогда больше не будем тебя заставлять, но больше так не делай. Ты же мог убиться!" - Ответственность лежала бы на вас. Вопрос не в том, умны ли дети. Они просто не проявляют своей настойчивости, порицаемой взрослыми. Все стали проклинать нашу семью, потому что я забрался на крышу храма, то есть выше их Бога. Это было оскорблением их богу. Они пригласили всю семью: "Оставьте его в покое, он опасен. Это уже предел..." Семья хранила молчание, они не заставляли меня идти в храм. Я никогда не ходил в храм. Постепенно они поняли, что я не опасен, просто меня не надо заставлять стоять в углу. Каждому ребенку нужна уверенность, вот и все. А что терять? Но дети так зависимы, я не вижу причин такой их зависимости. Мне часто говорили: "Мы перестанем тебя кормить". - Пожалуйста, я начну попрошайничать в этом же городе. Я буду вынужден выживать, мне нужно заняться чем-то. Можете не давать мне еду, но вы не сможете запретить мне попрошайничать, это право каждого. У детей почти одинаковый потенциал, но разная уверенность, потому что любят тех, кто слушается. Однажды отец мне сказал: - Ты должен быть дома до девяти вечера. - А если не приду, что будет? - Двери будут закрыты. - Тогда закрой их. Я не буду стучать в двери, и не собираюсь приходить до девяти вечера. Я буду сидеть снаружи и всем расскажу! Любому прохожему. Меня спросят: "Почему ты тут сидишь в темноте и холоде?" Я отвечу: "Так случилось..." Он ответил: - Хочешь, чтобы у меня были неприятности? - Я их не создавал. Ты издал приказ. Я никогда не помышлял об этом, но, когда ты сказал, что девять часов - это предел, я понял, что не смогу прийти до девяти. Это просто выше моего разумения. Я ничего не буду делать, просто сидеть снаружи; и если кто-нибудь спросит: "Почему ты тут сидишь?", - а спросят обязательно. Если сидишь на дороге, каждый прохожий начнет интересоваться: "Почему ты сидишь на холоде?" Я им просто отвечу: "Так получилось". - Забудь о приказе. Приходи, когда захочешь. - Я не буду стучать. Двери должны быть открыты. В той части Индии, где мы жили, город не спал до двенадцати, потому что жара начинала спадать только после двенадцати. Люди не спали, продолжали трудиться. Днем так жарко, что они отдыхали днем, а работали ночью. - Нет смысла закрывать двери, если находишься внутри и работаешь. Пусть они будут открыты. Зачем стучать? - Хорошо, двери будут открыты. Не надо было говорить тебе, чтобы приходил до девяти. Так все делают. - А я не все. Если это им подходит, то пусть приходят до девяти. Если мне подходит, то и я приду. Только не забирай у меня свободу, не ломай мою индивидуальность. Разреши мне быть самим собой. Это вопрос утверждения себя с теми, кто имеет власть над тобой. Против них можно использовать скрытые силы. Например, я сказал: "Я буду просто сидеть на дороге". Я тоже использую силу. Сидя на крыше храма, я тоже использую силу. Если они угрожают мне, то я тоже буду угрожать им. Дети подчиняются потому, что хотят уважения, просто быть послушными, просто правильно все делать. А правильно делать означает делать то, чего требуют родители. Вы правы, я отличался от других. Я не был лучше других, я просто был другим. Познавая это, я стал лишь оттачивать грани. Понимая, как бороться с теми, у кого есть власть - а у тебя ее нет, - я стал оттачивать это искусство, и у меня хорошо получалось. Я всегда находил противоядие. Они всегда удивлялись этому, когда им казалось, что на это я уже не смогу ничем ответить, они всегда думали рационально. Логику я не уважал. Я уважал свободу. Не важно, какими средствами она достигалась. Каждое средство хорошо, если оно несет вам свободу, индивидуальность, сбрасывает оковы рабства. Дети просто не знают этого. Они думают, что родительские советы приносят им только пользу. Я им всегда говорил: "Я не сомневаюсь в ваших намерениях, и я надеюсь, что вы не сомневаетесь в моих. Но есть моменты, когда у нас разные точки зрения. Вы хотите, чтобы я всегда с вами соглашался, независимо от того, правы вы или нет? Вы точно уверены, что вы правы? Если вы не абсолютно уверены, то разрешите мне самому решать. По крайней мере, это будут мои собственные ошибки, и вам не придется испытывать чувство вины и нести за меня ответственность". Нужно осознавать одно: родители не могут сделать всего, о чем говорят. Они не могут навредить вам, не могут убить вас, они могут лишь угрожать вам. Когда вы поймете, что они могут только угрожать вам, их угрозы перестанут беспокоить вас; вы тоже можете им угрожать. Вы можете им угрожать таким образом, что им придется уважать ваше право на выбор того, что вы захотите делать. Итак, разница есть, но не в каком-то особенном превосходстве. Детей можно научить, они могут делать то же самое, я уже это испытал, даже в детстве. Ученики были удивлены: я изводил учителей, я изводил директора, но они ничего не могли со мной поделать. И они совершали необдуманные поступки, у них появлялись проблемы. У меня стали спрашивать: - Расскажи секрет. - Нет никако Date: 2015-09-27; view: 259; Нарушение авторских прав |