Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т-55 Урок по плаванию, как основная форма организации и проведения учебно-тренировочных занятий
Урок — основная форма организации учебной работы. По своей структуре урок плавания делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть урока может проводиться только на суше или на суше и частично в воде, основная — только в воде, заключительная — в воде и на суше. Каждая часть урока имеет свои конкретные задачи, причем основная задача урока решается именно в основной его части. Урок строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи урока, подчинены ей. Например, основная задача урока — изучение скольжений. Следовательно, материал подготовительной части должен содержать упражнения, способствующие освоению этого важнейшего элемента техники, подготавливать занимающихся к освоению скольжений — координационно, функционально, физически и т. д. Основой работы с дошкольниками, если она осуществляется круглогодично, является урок именно такой структуры, его продолжительность — 45 мин. Подготовительная часть (10 мин). Построение занимающихся, перекличка, объяснение задач урока в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться и в воде), знакомство с подвижными играми. Основная часть (30 мин). Изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет. Заключительная часть (5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала урока. Подведение итогов урока. Первые уроки должны быть менее продолжительными — по 15—20 мин. Если температурный фактор не является помехой, то продолжительность урока зависит только от стажа занятий плаванием; после 4—5 уроков она стабилизируется и доводится до общепринятой нормы. Физическая нагрузка от урока к уроку должна постепенно увеличиваться; на каждом из них пик нагрузки приходится на вторую треть основной части, после чего происходит плавное ее снижение. Выполнение различных по сложности упражнений, их дозировка в равной мере доступны мальчикам и девочкам дошкольного возраста. Первый урок плавания проводится на глубине немного выше коленей для всех детей, второй и третий — на глубине до пояса, а на последующих уроках глубина зависит от степени освоения занимающимися учебного материала. Если занятия проводятся в бассейне с покатым дном или террасного типа, то эту проблему дети решат самостоятельно и довольно быстро — каждый расположится там, где ему наиболее удобно. Специфика плавания состоит в том, что все движения пловец выполняет в горизонтальном безопорном положении. Вот почему на выполнение упражнений, направленных на изучение и совершенствование этого положения, должно отводиться до 80% времени основной части урока (включая игры, эстафеты, другие развлечения). Бывают случаи целесообразного и вынужденного (по целому ряду причин) нарушения запланированной в уроке последовательности изучения материала. Опасаться тут нечего, нужно смело, обоснованно изменять и совершенствовать планирование. Что же может быть причиной таких изменений? Например, потеря интереса у детей к материалу данного урока. Как поступить в таком случае? Спросите у детей, что бы они хотели сегодня делать. Они ответят: то-то и то-то. Хорошо! Учтите их пожелания и постройте урок таким образом, чтобы решать его основные задачи (закаливание, физическое развитие, познание окружающего мира, формирование навыка плавания), используя новые, интересные нетрадиционные средства. Учебный урок. Посвящается изучению нового материала. Например, на одном из первых уроков дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными способами: в шеренгах, «змейкой», по диагонали; грудью и спиной вперед и т. д. На следующем уроке эти же передвижения усложняются (быстрым шагом, бегом), изучаются новые варианты ходьбы — левым (правым) плечом вперед и т. д. На каждом последующем уроке целесообразно повторять материал предыдущего для его закрепления. Урок сохраняет общепринятую структуру; его продолжительность в домашнем бассейне или естественных условиях определяется изложенными выше факторами. В первом случае, в начале курса обучения, он длится 2—3 мин на суше (подготовительная часть) и 3—5 мин в воде (основная часть). По мере адаптации ребенка время его пребывания в воде целесообразно увеличить до 40— 45 мин активных занятий. Для детей 1—2 лет упражнения подготовительной части, которые они будут выполнять под руководством домашнего педагога, пока неизвестны. В связи с этим рекомендуется поступить следующим образом: ребенок становится перед зеркалом, а за его спиной — домашний педагог. Начинается упражнение. «Правую руку в сторону», — говорит и выполняет педагог; то же должен сделать и ребенок. Если малыш самостоятельно не справляется с заданием, педагог берет его правую руку в свою и отводит ее в сторону, повторяя, что это правая рука и она отведена в сторону. Ребенок видит в зеркале движения педагога и свои движения и подчиняется словесным указаниям. Хорошо развитый рефлекс подражания поможет малышу освоить такие движения за несколько уроков и выполнять их самостоятельно под команды педагога. Количество упражнений и их дозировка вначале незначительны: 3—5 упражнений повторяются по 3—4 раза каждое. Во время занятий в воде каждое упражнение должно сопровождаться речевым сигналом (командой): для начала большинства упражнений — «МАРШ!», для окончания — «СТОЙ!». К команде «МАРШ!» необходимо добавить конкретно исполняемое движение, действие или направление: «В воду — МАРШ!», «Шагом — МАРШ!», «Левым боком — МАРШ!», «Спиной вперед — МАРШ!», «Прыжками — МАРШ!», и т. д. Сигнал «СТОЙ!» означает прекращение любых движений и принятие вертикального положения. Есть и другие команды: «ОТДЫХ!», «СЕСТЬ!», «ВСТАТЬ!», «ВЫДОХ!», «НЫРЯТЬ!», «ПЛЫВИ!», «УПОР ЛЕЖА!», и т. д. На первый взгляд, эти сигналы сложны, но через несколько уроков ребенок может выполнять их без подсказки жестами. Обязательно следует (особенно в условиях домашнего бассейна) вести дневник учебного процесса, где фиксируются: четкий план каждого урока с учетом освоения материала; изучаемые упражнения и их поурочная дозировка; степень и длительность освоения упражнений; используемые методические приемы, игрушки и вспомогательные средства, их воздействие на детей в процессе освоения материала. Все это очень важно для правильной организации занятий плаванием с малышами и дошкольниками. Контрольный урок. На нем анализируются результаты текущей и итоговой успеваемости. Под текущей успеваемостью подразумевается освоение отдельных групп упражнений плавательного курса или подготовительных упражнений (для освоения с водой и т.д.). Итоговая успеваемость (в условиях детских садов) отражает, как правило, итоги работы за год. Анализ текущей успеваемости целесообразно проводить в тестовой или соревновательной форме, итоговой — в соревновательной, однако при этом дети не должны выполнять какие-либо произвольно установленные, но введенные в ранг обязательных нормативы. Наиболее успешно учебный материал осваивается в том случае, если он изучается комплексно почти на каждом уроке. Представим себе, что на уроке будут выполняться только упражнения для изучения движений ногами. Дети быстро устанут физически и психологически и, если подобное однообразие будет продолжаться в течение нескольких уроков, могут потерять интерес к занятиям плаванием. Вот почему урок необходимо насыщать разнообразными упражнениями, играми, содержащими как новый, так и пройденный материал, способствующими решению задач технической, функциональной, качественной, специальной подготовки. Кроме того, большинство упражнений должно оказывать и эмоциональное воздействие. Каждый урок имеет основную задачу, связанную, как правило, с изучением нового материала. На успешное ее решение направлено большинство упражнений урока. Например, основная задача урока — изучение движений ногами. Для ее решения упражнения для освоения движений ногами целесообразно чередовать с упражнениями для изучения и совершенствования движений руками, играми, эстафетами, ранее освоенными упражнениями, а изучение движений руками будет дополнительной задачей урока. Напомню, что после упражнений с задержкой дыхания (а именно такими и являются приведенные выше) обязательно выполняются упражнения на дыхание. Перед началом нового учебного года руководители детских садов вносят необходимые коррективы в программу, составляют график освоения учебного материала для всех возрастных групп. На каждый урок составляется план-конспект, куда заносятся все упражнения данного урока, игры, развлечения, эстафеты, организационные и методические указания (построения, перестроения, передвижения, порядок и последовательность выполнения упражнений, их дозировка и т. д.). Если в процессе занятий руководитель совершенствует какие-то упражнения, систематизирует их в новой, обоснованной последовательности, апробирует новый методический прием, то все эти нововведения необходимо фиксировать в конспектах предстоящих уроков и в перспективных планах. Правила поведения в плавательном бассейне для занимающихся любого возраста едины и предусматривают строжайшее их соблюдение, беспрекословное подчинение руководителям. Date: 2015-09-27; view: 511; Нарушение авторских прав |