Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тактическая подготовка
Несмотря на то, что тактическая подготовка фехтовальщика пронизывает почти все фехтовальные упражнения, не говоря уже о соревнованиях, о ней все же следует иметь представление как об определенной, вполне обозримой стороне тренировки. Необходимость такого представления становится особенно ощутимой для тренера в тех многочисленных случаях, когда ученик, хорошо осваивая технику, достигает в ней уровня фехтовальщика высокого разряда, оставаясь при этом совершенно беспомощным в условиях боя. Изучающие фехтование обыкновенно впервые получают начальные знания о тактике в беседах или лекциях. В дальнейшем они при изучении фехтовальной техники начинают уже на практике понимать ее содержание, так как выполнению каждого приема предшествует осознание пригодности данной боевой ситуации к его применению. Этот процесс освоения тактики ускоряется тактическими обоснованиями преподавателя при обучении каждому новому приему. Наилучшей практической школой тактики является, конечно, сам бой. Однако было бы неверным пускать освоение тактического искусства на самотек, т. е. предоставлять ученикам возможность тренироваться в ведении боя, не направляя при этом их внимания и усилий на разрешение отдельных тактических вопросов и не обогащая их соответствующими знаниями. От активного педагогического вмешательства тренера в освоение учениками тактики ведения боя в большой степени зависит уровень спортивного мастерства, которого они достигнут. Тренер должен воспитать любовь и вкус к фехтованию не только как к скоростным сложным и изящным упражнениям, а как к сложной игре ума, чувств и воли, и, если это ему удастся, тогда можно сказать, что он сделал главное, что есть в методике обучения тактике. Обучение технике и тактике разрешается комплексно почти в каждом парном упражнении Но эта комплексность должна быть подвижной, т. е. с перемещениями акцента, когда это требуется, то на одну, то на другую сторону фехтования. Первые несколько занятий, например, должны быть чисто технического направления, но уже с изучения простых атак начинает свое параллельное сосуществование и тактическая линия, которая по мере продвижения ученика к спортивному мастерству становится все мощнее и мощнее. В период овладения техникой основных приемов фехтования в занятиях преобладает изучение техники, которая уже становится неотделимой от освоения элементарных тактических умений и навыков. В дальнейшем, когда ученик приобретает технический фундамент, всякое техническое совершенствование должно проходить на тактическом фоне и притом осознаваемом обучаемым. Это будут упражнения, в которых впервые ученик вынужден распределять свое внимание на две заботы: как выполнить и когда выполнить. (В дальнейшем прибавится необходимость решать, что выполнить.) Здесь, как почти во всех фехтовальных упражнениях, возникает синтез технического и тактического обучения, потому что забота о качественном выполнении приемов на фоне распределенного внимания является необходимым условием автоматизации технических навыков. Обобщая эту мысль, следует прийти к выводу, что любое упражнение тактической направленности, в котором ученик и тренер обращают внимание и на качество выполнения, является упражнением, совершенствующим технику. Здесь на этом уровне уже возникает необходимость в упражнениях преимущественно тактического направления, а далее — упражнениях чисто тактических. Соотношение упражнений с той или иной направленностью в обучении и тренировке фехтовальщиков старших разрядов должно зависеть от индивидуальных особенностей молодых спортсменов и периода тренировки. Обучение тактике независимо от того, слито оно воедино с технической подготовкой или нет, должно состоять из последовательного освоения фехтовальщиками следующих тактических качеств и умений: 1) специальная наблюдательность, т. е. умение видеть в противнике нужное в боевом отношении; 2) умение делать правильно и быстро выводы из наблюденного, т. е. ориентировка в фактической и психологической обстановке, которая слагается из: а) активного и пассивного выбора момента для решающего действия; б) активного и пассивного выбора приема для этого действия; в) сочетания выбора момента и приема; г) выбора времени для осуществления задуманного действия; д) понимания смысла движения; е) понимания намерений противника на основании видимых проявлений; ж) понимания намерений противника без каких бы то ни было внешних проявлений их; з) умения обманывать противника, и в частности: разведывать, маскировать, вызывать, подавлять Развитие наблюдательности. Тактическая зоркость, или наблюдательность,— одно из проявлений тактического мышления, поскольку она базируется на понимании движений противника как актов борьбы, так и знаков определенных боевых намерений и состояний противника. Первым условием развития наблюдательности служит установка фехтовальщика во время учебного и соревновательного боя на обыгрывание действий противника, что невозможно без пристального наблюдения за ним. Эта установка должна внушаться обучаемым тренером. Однако использование только этого, если можно так выразиться, естественного пути развития наблюдательности бывает часто недостаточно для быстрого роста этого умения и достижения желаемого качественного уровня. Здесь на помощь приходят специальные упражнения, в содержании которых совершенствуемое уменье выделяется как главный объект изучения. Следует заметить, что большинство упражнений тактического характера дает обильную пищу для развития этого основного боевого качества. Наблюдательность, направленная на объекты, имеющие боевое значение, как сознательный акт острого зрительного восприятия, развивается в наблюдении занимающихся друг за другом. В процессе технической подготовки, и в частности в парных упражнениях, когда партнер, несущий обслуживающую роль, следит за выполнением упражнений своего напарника и поправляет замечаемые им ошибки, воспитывается наблюдательность педагогическая, а не тактичеакая, которую следует специально развивать. Примеры элементарных упражнений: ученики-рапиристы стоят в средней дистанции, обслуживающий принимает разные позиции, делая в них выдержки. Упражняющийся должен осмотреть принятую партнером позицию и колоть его с выпадом тем или иным способом и в то или другое место. Конкретно: исходное положение — упражняющийся в шестой позиции, обслуживающий — в положении «вольно». Упражнение: обслуживающий принимает боевую стойку с шестой позицией, упражняющийся должен, осмотрев противника, колоть его прямо. Совершив укол, упражняющийся возвращается в боевую стойку, а обслуживающий принимает положение «вольно». Далее обслуживающий принимает боевую стойку, входя в соединение и овладевая им,— упражняющийся должен совершить укол с переводом вовнутрь с выпадом и т. д. Обслуживающий последовательно принимает боевые стойки, входя в шестое нейтральное соединение с высоким и низким положением руки, показывая укол, беря нижнюю позицию, завладевая четвертым соединением, восьмым и т. д. Во всех случаях упражняющийся должен, осмотрев находящегося в статике партнера, совершить укол, который должен свидетельствовать о качестве и эффективности наблюдения. По мере освоения упражнения следует его усложнять требованиями от упражняющегося более тонких дифференцировок. Так, обслуживающий может принимать положения, которые дают едва уловимое преимущество применения одного приема перед другим. Пример: обслуживающий входит в шестое соединение так, что упражняющийся должен разобраться, во-первых, в том, владеет ли соединением его партнер или нет, и, во-вторых, в том, можно ли рассматривать положение руки обслуживающего как устремленную вперед более нормы шестую позицию или как положение «вытянутой руки». В зависимости от усмотренного упражняющийся колет прямо или с переводом, с оппозицией или без нее. Более трудно наблюдение за игрой противника, т. е. за его поведением. Наблюдающий должен улавливать не только содержание каждого движения в игре противника, но и иметь представление о характере и содержании его игры в целом. Знание общего характера игры противника имеет большое значение, которое заключается в том, что, если для фехтовальщика каждое игровое движение противника оказывается неожиданным, он неизбежно будет иметь затруднение в его использовании. Главным затруднением будет опаздывание с началом своего движения. Знание содержания игровых движений противника позволит ожидать какое-нибудь определенное движение, что поможет своевременно его использовать для нанесения противнику удара-укола. Игровые движения фехтовальщика, как не подчиняющиеся строгим техническим нормам, отличаются ярко выраженной индивидуализированностью и устойчивостью. Эти движения часто выливаются в определенные связки, эпизодически, а иногда и циклически повторяемые фехтовальщиком. Наблюдая боевое поведение противника, фехтовальщик должен улавливать в нем не только отдельные движения, но и эти связки — циклы движений. Упражнения в наблюдении за игрой противника. Тренер в индивидуальном уроке выполняет определенный комплекс игровых движений ногами и оружием. Ученик наблюдает и затем сообщает тренеру содержание как отдельных движений, так и устойчивых связок-циклов. В случае сообщения, не соответствующего действительности, упражнение повторяется и, если нужно, с замедлением движений тренера. После правильного определения содержания игровых движений тренера ученику вменяется обыгрывать их определенными или неопределенными (в зависимости от подготовленности ученика) движениями-приемами в атаках. Далее тренер применяет другой комплекс приемов, что условно понимается учеником как наличие нового другого противника, и упражнение начинается сначала. Пример: тренер и ученик-рапирист в дальней дистанции. У ученика шестая позиция. Тренер выполняет определенный цикл игровых движений, состоящий из захвата рапиры ученика в четвертое соединение, далее — захвата с переводом в шестое и затем показа укола прямо с различными перемещениями. Ученик, сообщив тренеру содержание цикла, совершает атаки в разные моменты его: на захват в шестое соединение с шагом вперед — укол с переводом внутрь с одним выпадом; на тот же захват на месте — шаг вперед в соединении и в выпаде тот же укол; на захват в четвертое соединение с шагом вперед и на месте — действие, аналогичное, что и против предыдущего захвата, но с применением переводов соответственно в другую сторону; на показ укола с шагом вперед — укол с оппозицией вправо или влево; на показ укола на месте — шаг вперед с последующим уколом в выпаде с оппозицией. Упражнения этого типа могут в усложненном виде применяться и в тренировке мастеров. Например, тренер, изучив игру противников своего ученика, в уроке с этим учеником может имитировать его противников. В этом случае ученик должен, во-первых, узнать своего противника, а во-вторых, найти наилучшие способы использования изученной игры для совершения атак. Упражнения на развитие способности наблюдать атакующего и обороняющегося. 1. Ученик А. атакует произвольным способом с дальней дистанции ученика Б. Ученик Б., стоя на месте, пытается парировать удар (укол) и нанести ответ. По совершении атаки и независимо от ее исхода ученик Б. сообщает ученику А. содержание его атаки. Если содержание раскрыто правильно, тогда ученик А. подтверждает это и следующий раз атакует уже по-новому. Если же содержание раскрыто неправильно, тогда ученик А. снова выполняет ту же атаку. Если ученик Б. повторно ошибается в содержании атаки, тогда ученик А. словесно раскрывает содержание своей атаки и снова, в третий раз, выполняет ее. Таким же способом можно упражнять наблюдательность в отношении оборонных действий. В этом случае проведший произвольную атаку сообщает оборонявшемуся содержание его действий. Если объяснение оказалось неправильным или правильным, но атака не дошла, тогда атаковавший вновь совершает ту же атаку на партнера, не меняющего своих защитных действий. Если первая атака увенчалась успехом и атаковавший правильно раскрыл содержание защитных действий, тогда на следующую атаку обороняющийся реагирует по новому и т. д. Упражнения аналогичного характера применимы и в индивидуальном уроке боя, проводимом тренером. В этом случае тренер после неуспеха ученика в атаке или в защите выслушивает ученика о содержании своих действий, приведших к получению им удара-укола; при правильном объяснении, но при боевой неудаче ученика вся боевая фраза повторяется вновь с внесением учеником тактических поправок. При неправильном объяснении вся боевая ситуация тоже повторяется вновь до тех пор, пока ученик не даст верного раскрытия содержания действия тренера. В случае же правильного раскрытия и успеха ученика бой продолжается без повторения боевого эпизода. Все упражнения, приведенные в качестве примеров, могут быть использованы и как упражнения в выборе момента и приема для решающего действия, но характер упражнения тогда должен измениться. В упражнениях наблюдательности действия ученика показывают правильность наблюдений и боевой оценки воспринятого. Поэтому здесь в целях большего насыщения упражнения наблюдением не следует уделять слишком много внимания качеству выполнения действий, добиваться технической точности ценою многократных повторений, т. е. ценою ухода от основной задачи упражнения. Развивают наблюдательность и такие занятия, на которых одна пара ведет бой, а остальные члены учебной группы наблюдают этот бой, слушая объяснения тренера по ходу боя, раскрывающие его содержание. Хорошим упражнением является наблюдение занимающимися боя со стороны с попутным комментированием его ими и последующим опросом участников боя о правильности констатации фактов. Наблюдения со стороны, правда, уступают по своей полезности наблюдениям из боя, как проходящие не из боевого ракурса и на спокойном психическом фоне зрителя. Развивает наблюдательность и параллельное судейство про себя с судейством квалифицированного старшего судьи. Упражнения на развитие ориентировки в фактической обстановке боя. Во всяком моменте боя имеются две стороны: фактическая и психологическая. Фактическая сторона — это взаиморасположение противников, частей их тела и оружия. Психологическая же — замыслы и намерения, которые господствуют в данный момент в головах бойцов как результат хода мыслей, обусловленного предыдущими взаимодействиями. Хорошо ориентироваться — это значит понимать, какие возможности таит в себе фактическая и психологическая стороны момента. Ориентировка в фактической обстановке совершенствуется в боях, всякого рода «контрах» и индивидуальных уроках «школы», и особенно в упражнениях, в которых ученик не знает, какой конкретный прием и когда будет выполнять. Совершенствуя технику, ученик в этих упражнениях изучает и совершенствуется не только в выполнении, но и в применении приемов, т. е. в тактике, и в частности в ориентировке в фактической обстановке. Само собой разумеется, что упражнение такого типа, т. е. с альтернативными заданиями, не исключает заказных повторений конкретных движений. Но возможны и специальные упражнения на ориентировку в фактической обстановке. Они отличаются от упражнений технической школы более быстрым выполнением приемов и осложнениями в возникающих нежданно ситуациях, требующих более тонкой дифференцировки и нахождения большего количества решений и меньшей, если можно так выразиться, придирчивостью к чисто техническим погрешностям. Упражнения в выборе момента для атаки. На стадии первичной обученности технике атак, т. е. тогда, когда ученик уже может ценой концентрации внимания на выполнении правильно по форме производить простые атаки с выпадом, следует уже давать упражнения на выбор определенного момента для атаки. Ожидание определенного момента, как уже об этом писалось, подразумевает некоторую изученность противника. Поэтому упражнения в использовании для атаки определенного момента начинаются с кратковременного изучения противника. Упражнение: исходное положение — рапиристы в дальней дистанции держат шестые позиции. Обслуживающий партнер или тренер маневрирует, совершая в неопределенной последовательности шаги вперед и назад. Ученик маневрирует ответно, сохраняя дальнюю дистанцию. На начало одного из маневренных шагов ученик колет партнера прямо с выпадом. Упражнение в использовании момента для атаки, создаваемого самим фехтовальщиком: исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Ученик, инициативно маневрируя, приводит в ответное движение партнера или тренера. В момент начала одного из вызванных учеником приближений «противника» ученик совершает укол прямо с выпадом. В этом упражнении ученик, кроме выработки навыка выбирать момент для начала атаки, начинает понимать и осуществлять маневрирование как игру дистанцией, имеющую цель обмануть противника в его восприятии расстояния. Следует заметить, что в упражнениях на выбор приема и момента во время боя не бывает полной разграниченности этих двух забот, но преобладание в сознании фехтующего то одной, то другой бывает ярко выраженным. Названия — выбор момента (времени) и выбор приема — следует понимать как определения ведущей, преобладающей тактической задачи. Упражнения в выборе приема нападения описаны выше как упражнения в наблюдении за игрой противника. Тем не менее в начальной стадии для выбора приема можно создать условия, выделяющие одну задачу. Упражнения в выборе приема нападения при активной подготовке атаки. Ученик-рапирист и его обслуживающий партнер в средней дистанции в шестом нейтральном соединении. Упражняющийся играет оружием, стараясь все время находиться в закрытой позиции, т. е. не допускающей возможности нанесения противником прямого укола. Осуществляет он это посредством овладеваний соединениями и их переменой. Обслуживающий партнер стремится избегать своей позиционной открытости посредством тех же приемов, но выполняемых не инициативно, а ответно. На одну из попыток партнера избавиться от позиционного преимущества противника по средством нажима при попытке овладеть соединением или перемены соединения упражняющийся колет с выпадом с соответствующим ситуации переводом, переносом или прямо. Укол переводом от перемены соединения при этом следует выполнять, избегая соприкосновения клинков в новом соединении; колоть прямо упражняющийся должен при возникшей задержке ответного движения обслуживающего или во время широкого и медленного движения его при перемене соединения. Упражнения в выборе момента и приема нападения при активной подготовке атаки. Эти упражнения отличаются от предыдущих лишь тем, что упражняющиеся стоят в дальней дистанции, подготавливающий атаку совершает свою игру оружием в перемещениях и осуществляет атаку с выпадом в моменты опаздывающего отступления партнера или в начальные моменты, его приближений. Упражнения в пассивном выборе момента и приема для атаки. Тренер или несущий обслуживающую роль занимающийся, находясь в дальней дистанции от тренирующегося, играет оружием, делая захваты в разные стороны. Изредка эти захваты, произвольные по содержанию и времени, выполняются тренером или обслуживающим партнером с шагом вперед варьируемой длины. Ученик на одном из сближений атакует уколом с соответствующим захвату переводом и с вьи падом, отвечающим по своей длине возникшей дистанции. Упражнения этого типа могут еще более усложняться, и тогда они становятся похожими на немой урок вольного боя. Так, ученику можно дать задание совершать атаки, используя в игре тренера приближения не только с воздействиями на оружие, но и с показом укола, на которые ученик должен совершать атаки ic захватами и завязываниями или на уход тренера из показа укола и позиции—атаки с двойным переводом. Упражнения в скоростной ориентировке (находчивость). Ученик совершает с дальней дистанции ложную или разведывательную атаку с выпадом, на что тренер реагирует в произвольной и меняющейся последовательности следующими действиями: 1) принимает с шагом назад какую-нибудь защиту, не давая вследствие разрыва дистанции ответа. Ученик совершает в этом случае повторную атаку соответствующим взаиморасположению клинков переводом; 2) тренер берет защиту с шагом вперед и отвечает уколом прямо — ученик берет защиту от ответа, оставаясь на выпаде, и наносит контрответ; 3) тренер применяет защиту и отвечает прямо, стоя на месте, ученик, закрываясь вперед, защищается от ответа и отвечает переводом с выпадом, Пример: тренер производит удары по разным частям поражаемого пространства с немедленным 'принятием после парированного удара какой-нибудь позиции. Ученик, взяв защиту, должен наносить удар в открытое место тренера. Если же тренер производит короткую атаку и затем сразу принимает какую-нибудь позицию, уходя назад в среднюю дистанцию, тогда ученик должен произвести ответ с выпадом и обманом ударом по открывшемуся месту. Примеров таких упражнений на находчивость можно привести много. Главное в них — быстро и без промедления действовать в условиях внезапно и неожиданно возникающей новой боевой обстановки. Упражнения в понимании смысла движений противника. Фехтовальщик в бою может выполнять очень сходные по форме движения, но имеющие совершенно различный тактический смысл и таящие в себе разные продолжения боевых взаимодействий. Рапирист, например, может выполнять движение укола с выпадом с тем, чтобы поразить противника, разведать, вызвать на определенные контрдействия и отогнать. Эспадронист может делать начальные движения удара по голове с целью, закончив движение, нанести удар по голове или для того, чтобы вызвать защитные движения противника, вызвать его попытку ударить в темп, с целью разведки и т. д. Фехтовальщик может принять одну и ту же защиту с единственной целью избежать удара (укола), нанести ответный удар (укол) после защиты, спровоцировать попытку сдвоенного удара (укола) и т. д. Из перечисленного ясно, что правильное и неправильное понимание движений противника ведет к противоположным результатам. Примерные упражнения в понимании смысла и возможных последствий движения противника: 1. Ученик-рапирист держит шестую позицию. Тренер совершает посылы рапиры на укол прямо разной глубины и быстроты. Ученик на разведывательное движение укола прямо с выпадом «ловит» оружие тренера круговой шестой защитой с шагом вперед и отвечает прямо. На атаку тренера второго намерения, вызывающую четвертую защиту с ответом прямо, берет четвертую защиту и отвечает с переводом и на действительную атаку тренера также берет четвертую защиту, но отвечает прямо. Для облегчения упражнения тренер в первых занятиях умышленно подчеркивает смысл своего действия утрированной разнохарактерностью его выполнения. 2. Ученик-рапирист пытается колоть тренера в грудь со средней дистанции. Действия тренера: а) дает себя заколоть, умышленно опаздывая с четвертым парадом; б) с небольшим шагом назад четко парирует четвертой защитой и отвечает прямо; в) с большим шагом назад уходит от укола и вяло, как бы на всякий случай, принимает четвертую защиту. Ученик должен в первом случае быстро вернуться в боевую стойку, во втором случае — защититься, стоя на выпаде, от ответа и нанести контрответ и в третьем случае — совершить повторную атаку уколом с переводом кнаружи. Это упражнение, как и всякое другое, может быть усложнено снятием технической конкретности. Так, ученик в начале упражнения может колоть тренера не только в грудь, а в любое место. Тренер, в свою очередь, может применять не только четвертую защиту, но и другие. Однако усложнение упражнения не должно нарушать его тактического остова. Упражнения для развития ориентировки в психологических моментах боя. Эти упражнения состоят в том, что ученик, совершив по заданию какое-то действие, закончившееся ударом (уколом) противнику-тренеру, должен, предположив его умозаключительную реакцию, совершить самостоятельно, без подсказа, следующее действие, обыгрывающее предполагаемое намерение противника-тренера. Ориентировки только в фактической обстановке момента бывает недостаточно для успешного ведения боя, так как результативность применения приемов, и тем более сложных, часто зависит от тех намерений, которые таит противник. Так, фехтовальщик, умышленно открывший какую-нибудь часть своего поражаемого пространства с тем, чтобы вызвать противника на попытку поразить это место, успевает отпарировать эту попытку, хотя расположение фехтовальщиков и их оружия было таково, что, не будь здесь вызова, т. е. преднамерения, атаковавший успел бы нанести укол (удар) в открытое место. Другой пример: атаку с обманом можно осуществлять, только будучи уверенным в том, что противник «е ждет ее, а потому не имеет намерения совершить контратаку или ловлю клинка с движением вперед и т. д. Ориентироваться в намерениях неопытного противника можно по его поведению и движениям, но этого в боях с опытными противниками оказывается недостаточно. Приходится для познания намерений противника предполагать мысли, которые должны возникнуть у него по ходу боевых взаимодействий. Так, фехтовальщик, один раз или дважды в бою успешно применивший какой-нибудь прием, в дальнейшем должен действовать с учетом вероятных контрмер, задуманных противником. Примеры: на игру тренера, заключающуюся в его небольших шагах вперед с нажимом оружием в шестое соединение, ученик отступает и на начало одного из шагов вперед колет переводом с выпадом. Далее тренер продолжает ту же игру, но ученик, предполагая, что противник-тренер сделал вывод и теперь уже сам вызывает ученика на перевод с тем, чтобы, отпарировав его четвертой защитой, нанести укол в ответе, совершает обман переводом и коле: во втором переводе. Далее тренер снова продолжает ту же игру, но теперь уже ученик, предполагая, что противник-тренер сделал вывод и из второго поражения, решив контратаковать в 'момент выполнения обмана, совершает атаку второго намерения: обман переводом, вызывающий контратаку и затем защиту от укола в контратаке с последующим ответом. Таких примеров можно привести множество, и все они будут отличаться некоторым неизбежным схематизмом, но тем не менее эти упражнения на обыгрывание намерений противника, вытекающих из боевых взаимоотношений, учат тактически мыслить. Тренер в этих упражнениях должен не только выполнять определенные фехтовальные движения, но и придавать им боевой характер с тем, чтобы облегчить ученику узнавать подобные ситуации в условиях соревновательного боя. Само собой. разумеется, что борьба замыслов в бою неизмеримо сложнее, нежели в приведенном упражнении. Фехтовальщик, например, вступая в тактический диалог замыслов, должен помнить, что намерения противника не будут реализованы в действиях, если провоцирующий их.повод, т. е. какое-нибудь действие, совершается врасплох, неожиданно для противника, та.к как в этом случае выступают на сцену постоянно действующие однотипные реагирования инстинктивного характера. Кроме того, фехтовальщик должен учитывать, что противник может умышленно отказываться от формально логически возникающего намерения лишь оттого, что оно легко может быть предугадано противником; однако и этот замысел, в свою очередь, может быть учтен противником. Но, несмотря на бесконечное разнообразие и сложность тактических взаимодействий, которые нельзя исчерпать в уроках, упражнения приведенного выше типа должны находить место в тренировке молодого фехтовальщика, как вырабатывающие определенные тактические умения и навыки, развивающие психические качества, расширяющие тактические возможности фехтовальщика, воспитывающие любовь к тактической игре и установку на передумывание противника. Пример: тренер в условиях индивидуального урока атакует ученика. Если атака увенчалась ударом или уколом, то тренер совершает вновь эту же атаку, а ученик должен найти самое эффективное противодействие ей. Если же атака не удалась и атаковавший тренер получил удар (укол) в контратаке или в ответе, тогда тренер вновь атакует, но уже сделав вывод из предыдущей своей неудачи: Ученик в этом случае должен учесть самый логичный и простой вывод тренера и противодействовать уже новой атаке, осуществляющей этот вывод. Упражнения в разведывании. Разведка обороны. Разведка защитных намерений противника осуществляется посредством ложной атаки. Успешность разведки защитных действий зависит от учета двух основных факторов: 1) неожиданно для противника сделана разведывательная атака или противник ее ожидал; 2) считает ли противник, что он своим движением на разведку атакой выдал свое намерение или нет. Упражнения: 1) ученик и тренер, стоя в средней дистанции, держат шестые соединения. Ученик делает разведку оборонных намерений противника посредством разведывательной, т. е. укороченной, атаки прямым уколом. Тренер реагирует движением, выдающим его намерение защищаться четвертой защитой, после чего ученик атакует двойным переводом; 2) тренер выдает намерение защищаться круговой шестой защитой, после чего ученик атакует удвоенным переводом. Такое упражнение может иметь много различных усложнений. Например, тренер может выдавать не только свое намерение защищаться четвертой или круговой шестой защитой, но и другое свое намерение — делать это стоя на месте или с отступлениями разной глубины. Ученик, учтя данные своей разведки, должен атаковать или с одним выпадом, или с шагом вперед и выпадом, или броском. Усложнения могут быть и другого характера. Например, тренер в этом упражнении может поставить ученику условие: если на разведку укола реагирование тренера будет выражено едва заметным защитным движением оружия, это значит, что противник не заметил того, что он выдал свое намерение брать ту или иную защиту и на действительную атаку будет реагировать парадом, который едва обозначился в его якобы невольном, выдавшем его намерение, движении. Если же на разведку уколом тренер реагировал полным движением парада, ученик может предполагать, что противник понял, что он выдал свое намерение брать определенную защиту, и должен выбирать атаку, исходя из предположения, что выданная четвертая защита заменится попыткой применить круговую шестую и, наоборот, выданная круговая шестая заменится попыткой парировать четвертой защитой. Пример: ученик и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соединении. Ученик совершает разведку посредством шага вперед. Тренер реагирует на разведку следующим образом: 1) обозначением попытки контратаковать уколом во второй сектор, на что ученик в дальнейшем реагирует атакой второго намерения, завершающейся ответом уколом вверх после отражения контратаки восьмым парадом; 2) тренер реагирует защитным нажимом в шестое соединение с шагом назад, на что в дальнейшем ученик совершает атаку двойным переводом с шагом вперед и выпадом. Разведка атак. Тренер атакует ученика. Ученик, ожидая атаку, спасается от укола отступлением, следя за действиями атакующего. Далее тренер повторяет ту же свою атаку, на что ученик реагирует или защитой с ответом, или контратакой, соответствующими данным своей разведки в отступлении. Пример: ученик и тренер в дальней дистанции. Ученик в шестой позиции, тренер — в восьмой. Тренер атакует, делая захват в четвертое соединение с последующей попыткой колоть прямо. Ученик отступает, разрывая дистанцию и сохраняя шестую позицию. Далее на эту же атаку тренера ученик или контратакует с переводом кнаружи, или берет отводящую четвертую защиту от укола и наносит ответ уколом с переводом. Упражнения в маскировке. Маскировка имеет целью лишить противника возможности предвидеть действия фехтовальщика, т. е. понимать его намерения, поэтому она является как бы занавесом от проницательных, разведывательных взглядов противника. Более того, она может наилучшим способом осуществляться как противодействие разведке. Маскировка оборонных намерений: 1) ученик-эспадронист и тренер в дальней дистанции, оба держат третьи позиции. На разведывательный шаг вперед тренера ученик как бы пытается рубить руку снаружи с глубоким отступлением. На следующую, после этой разведки, действительную атаку тренера со страхующей третьей защитой от возможного удара в темя по руке снаружи ученик контратакует с выпадом уколом с переводом; 2) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции, оба держат шестые позиции. На разведку тренера уколом ученик обозначает круговую шестую защиту с шагом назад. На действительную атаку тренера с обманом прямым уколом ученик, стоя «а месте, берет четвертую защиту, разрушая столкновением клинков попытку тренера -после обмана прямым уколом совершить перевод против круговой шестой защиты и наносит ответ прямым уголом; 3) ученик-шпажист и тренер в дальней дистанции. На разведывательное движение тренера уколом в руку шизу ученик обозначает либо попытку колоть руку сверху (и тогда против действительной атаки с обманом уколом в руку снизу с последующим захватом в шестое соединение и намерением далее колоть прямо с оппозицией ученик контратакует уколом в руку или в грудь с переводом), либо обозначает намерение защищаться вторым парадом (и тогда на обман тренера уколом в руку снизу контратакует ее уколом в руку сверху). Маскировка начала атаки. Ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соединении. Тренер играет дистанцией и оружием, нет-нет выдвигая его вперед. Ученик продолжительное время реагирует на каждое маневренное движение тренера торопливым шагом назад и на каждое выставление рапиры — защитным движением, давая знать противнику, что он только тем и занят, как бы не оказаться застигнутым врасплох атакой противника. На одно из приближений тренера без выдвижения рапиры ученик совершает атаку двойным переводом, на которую тренер реагирует сложной защитой четыре—шесть и получает укол, а на сближение тренера с выдвижением рапиры в шестое соединение в показ укола совершает атаку: контрбатман в четвертое соединение, укол с переводом вниз во второй сектор. Маскировка содержания атаки: 1) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соединении. Ученик два-три раза совершает укороченную, заведомо не достигающую противника атаку с шагом вперед — контрбатман в четвертое соединение и с выпадом — укол прямо. Затем ученик совершает действительную длинную атаку — захват в шестое соединение, укол с переводом. Эта маскировка имеет целью сделать неожиданным для противника не начало атаки, а лишь ее содержание, т. е. направление захвата, застраховав этим себя от укола в контратаке, соответствующего содержанию маскировочной атаки; 2) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции, оба держат шестые позиции. Ученик один-два раза совершает укороченную, заведомо не достающую противника атаку двойным переводом с шагом вперед и выпадом, а затем, когда противник-тренер приготовился отпарировать атаку сложной защитой четыре—шесть или пересечь контратакой, совершает действительную атаку с захватом во второе соединение и последующим уколом прямо. Упражнения в вызовах. Вызовы определенных атак: 1) ученик-саблист и тренер в дальней дистанции. Ученик с шагом вперед открывает разные части своего поражаемого пространства. Тренер реагирует попытками нанести удар в открытое место. Ученик должен взять защиту и ответить; 2) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции, оба держат шестые позиции. Ученик, вытянув руку в показ укола в четвертый сектор, делая небольшие шаги вперед, теснит тренера. Тренер отступает и в неопределенный момент пытается атаковать с захватом в четвертое соединение, на что ученик контратакует с переводом кнаружи. Вызовы контратак: 1) ученик-рапирист и тренер-в дальней дистанции в шестом соединении. Ученик с шагом вперед завладевает шестым соединением, на что тренер отступает, тогда ученик, не пресекая своего движения вперед, атакует с переводом уколом вниз под руку. Если тренер пытается контратаковать уколом с переводом, ученик защищается четвертым парадом и наносит укол в ответе; 2) ученик-саблист и тренер в дальней дистанции. Ученик с шагом вперед совершает обманное движение удара по голове, вызывая противника-тренера на попытку ударить по руке в темп снаружи. Тренер идет на вызов, на что ученик реагирует третьей защитой с последующим ответом. Упражнения для развития разнообразия действий в бою. Каждый повод для атаки дает возможность применить несколько разных атак, так же как и любой атаке можно противодействовать разными приемами. Несмотря на это, фехтовальщики нередко впадают в такое однообразие действий, которое в большой мере лишает их возможности действовать неожиданно, а противнику дает возможность почти наверняка обыгрывать их действия. Разнообразию действий учит логика самого боя, но если этого оказывается мало, тогда следует применять специальные упражнения для выработки боевого разнообразия. Существом таких упражнений является необходимость по одному и тому же поводу применять разные приемы. Сперва эта необходимость может носить отвлеченный характер, как исполнение преподавательского задания. В дальнейшем этой необходимости следует придавать боевой смысл, как тактическому обходу вывода противника. Пример упражнения в атаке: упражняющийся рапирист, держа шестую позицию, находится в дальней дистанции от обслуживающего партнера или преподавателя. Последний в игре дистанцией и оружием совершает шаги вперед, показывая укол вверх и назад, принимая шестую позицию. Упражняющийся должен на шаг вперед с показом укола выполнять в неопределенный последовательности следующие атаки: 1) батман в четвертое соединение — укол прямо с выпадом; 2) укол переводом с выпадом по наружной линии с оппозицией в шестое соединение; 3) контрбатман в шестое соединение — укол во второй сектор с выпадом; 4) то же самое в броске; 5) укол в бок с выпадом и уклонением вниз-влево. Пример упражнения в обороне: упражняющийся и обслуживающий партнер или тренер в дальней дистанции в шестом соединении, которым владеет упражняющийся. Обслуживающий партнер или тренер многократно совершает па упражняющегося одну и ту же комбинированную атаку — захват в шестое соединение — обман переводом в четвертый сектор — укол с переводом во второй сектор. Упражняющийся должен избегать укола, противодействуя этому каждый раз по-разному, как-то: 1) контратакуя переводом с выпадом, уходя от захвата в шестое соединение; 2) контратакуя уколом прямо в момент совершения партнером обмана стоя на месте; 3) 'беря сложную защиту четыре — два и отвечая вверх с шагом назад; 4) сталкиваясь с оружием атакующего в момент обмана при помощи принятия высокой седьмой защиты и отвечая уколом вниз: 5) совершая вольт назад с уколом вверх после шага назад на попытку атакующего колоть вниз. Упражнение такого рода развивает способность фехтовальщика в каждый момент боя быстро и ясно представлять себе весь комплекс приемов, который можно применить в данном случае.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
В спортивном коллективе, секции, спортивной школе организация занятий по фехтованию должна предусматривать правильное комплектование групп занимающихся. При этом следует учитывать: 1) количество занимающихся в группе; 2) подготовленность фехтовальщиков, приступающих к занятиях (физическое развитие, подготовленность по другим видам спорта, по комплексу ГТО, общеобразовательная подготовленность, пол, возраст и т. п.); 3) возможность одновременного посещения занятий в установленное время. При нормальных условиях обучения (зал нормальной величины, инвентарь и оборудование) число занимающихся не должно превышать в группе начинающих 20 человек. Вместе с тем не следует создавать малочисленные группы. Опыт показывает, что занятия с группой в 16—20 человек проходят интереснее и дают большие возможности для полноценного использования средств учебной и воспитательной работы. Такие группы облегчают организацию дружного коллектива и сохранение его в дальнейшем, когда фехтовальщики разделятся по специализации на разных видах оружия. В первом году обучения с группой в 16—20 человек может проводить занятия один преподаватель. В следующем году, когда фехтовальщики перейдут к специализации и появится необходимость проведения индивидуального обучения, на такую группу нужно иметь не менее двух преподавателей. Для тренировок с фехтовальщиками старших разрядов и мастерами спорта следует комплектовать группы так, чтобы на одного тренера было не более 4—6 учеников. Независимо от численности группы, тренировочные занятия должны всегда носить организованный характер с общим началом и концом занятия. Желательно, чтобы состав занимающихся был примерно равным по физическому и общеобразовательному уровню развития. Смешение в одну группу юношей разных возрастных категорий, юношей и взрослых, женщин и мужчин, физически сильных и слабых создает большие трудности при проведении занятий. Особенно нежелательно подобное смешение в начальном периоде обучения (на протяжении всего первого года), когда занятия проводятся со всеми одновременно, а давать индивидуальные задания еще нельзя из-за неподготовленности занимающихся. Подготовленность фехтовальщиков, приступающих к занятиям, надо выяснить для определения характера нагрузки в учебных занятиях и правильного использования разных упражнений, направленных на развитие и совершенствование качеств, необходимых фехтовальщику. Это нужно знать также для правильного составления рабочего плана занятий, назначения специальных заданий, для применения наиболее целесообразных средств и методических приемов обучения и тренировки. Определение состояния здоровья и физической подготовленности производится с помощью медицинского осмотра и специальными контрольными проверками приступающих к занятиям. При проведении специальных проверочных испытаний преподаватель должен сам наметить упражнения, выявляющие уровень подготовленности и способности занимающихся. В этих проверках надо выяснить способность к силовым упражнениям, быстроту, гибкость и координацию движений. Для юношей и взрослых могут быть намечены одинаковые упражнения, но с разными требованиями. Приводим некоторые упражнения, которые могут быть использованы при проверке физической подготовленности.
Приведенные упражнения могут быть изменены, упрощены или усложнены в зависимости от условий и соображений тренера. Определение общеобразовательной подготовленности важно для выяснения возможностей использования различных методов обучения: рассказа, показа, ссылок на другие науки, приведения примеров и пр. Естественно, что чем более широко образован занимающийся, тем легче он будет воспринимать пояснения. Так, со студентами институтов физической культуры можно использовать объяснения, основанные на.понятиях физиологии, анатомии, педагогики, психологии, гигиены, врачебного контроля и т. п., что будет невозможно при проведении занятий с подростками 13—14 лет. Разная физическая подготовленность создает неравные условия формирования спортивно-технических навыков, ставит препятствия к использованию упражнений максимальной мощности и приводит к тому, что сильнейшие будут чувствовать неудовлетворенность нагрузкой урока, а слабые могут считать ее излишне большой. Это в одинаковой мере снижает интерес к занятиям и расхолаживает учеников. У фехтовальщиков старших разрядов могут допускаться смешанные занятия мужчин и женщин и смежных возрастов, что бывает полезно в ряде случаев, и особенно для специальной подготовки к соревнованиям. Такие ванятия не оледует делать правилом, и их можно использовать только эпизодически, ставя специальные педагогические задачи (для более слабых подтянуться в общении с сильными; для более сильных — опробование приемов в более простых условиях — слабого противника). Частое проведение таких занятий не рекомендуется, так как фехтовальщики более слабые могут почувствовать разочарование и неуверенность в своих силах, а сильные могут проявлять небрежность в выполнении. Здесь можно хорошо использовать различные формы инструкторских занятий, весьма полезных для фехтовальщиков всех разрядов. Для правильного построения обучения и тренировки в секции, спортивной школе, юношеских отделениях фехтования и других коллективах должны 'быть подготовлены учебные документы: 1) учебный план; 2) программа; 3) годовые учебные графики расчета учебных часов по всем видам подготовки фехтовальщиков; 4) рабочий план на месяц (период) подготовки; 5) конспект занятий; 6) журнал учета посещаемости и успеваемости; 7) расписание занятий (при условии занятий нескольких групп). Материалы планирования и учета учебно-тренировочной работы составляются по существующим формам учебной документации, и поэтому мы не делаем им специальной расшифровки. См. учебное пособие для институтов физической культуры «Теория физического воспитания» (редакционная коллегия: Г. И. Кукушкин, П. И. Жуков, И. М. Коряковский). ФиС, 1953, стр. 235—261.
Date: 2015-09-27; view: 286; Нарушение авторских прав |