Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты освоения профессионального модуля 1 page





 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

 

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 


СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная, Часов Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов
                   
ПК 2.1 - ПК 2.8 Раздел 1. Участие в лечебно-диагностическом процессе МДК 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях                  
ПК 2.5, ПК 2.6, ПК 2.7. Раздел 2 Участие в реабилитационном процессе МДК 2. Основы реабилитации                
  Производственная практика (по профилю специальности), часов      
  Всего:                

 

 

Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная, Часов Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов
                   
ПК 2.1 - ПК 2.8 Раздел 1. Участие в лечебно-диагностическом процессе МДК 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях                  
Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля                
Особенности оказания сестринской помощи детям                
Сестринская помощь в хирургии                
Сестринская помощь в акушерстве и при патологии репродуктивной системы                
Сестринская помощь во фтизиатрии и при инфекционных заболеваниях                
Сестринская помощь в неврологии, психиатрии, наркологии                
Сестринский уход в дерматовенерологии                
Сестринская помощь при забо-леваниях ЛОР-органов, глаза и придаточного аппарата                
ПК 2.5, ПК 2.6, ПК 2.7. Раздел 2 Участие в реабилитационном процессе МДК 2. Основы реабилитации                
  Производственная практика (по профилю специальности), часов      
  Всего:                

 

 

Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом процессе      
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях      
Часть 1. Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля      
Тема 1.1. Введение Содержание    
1.Сестринская помощь взрослому населению и лицам пожилого и старческого возраста при заболеваниях внутренних органов Понятия о внутренних болезнях. Краткая история развития учения о внутренних болезнях. Определение основных терминов и понятий в терапии. Основные направления развития охраны здоровья населения. Современные технологии организации сестринской помощи пациентам терапевтического профиля. Сестринский процесс: определение, цели, краткая характеристика этапов сестринского процесса. Роль медсестры терапевтического профиля в работе с пациентами.    
Тема 1.2 Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания Содержание    
2. Проведение первичной сестринской оценки состояния пациентов с патологией органов дыхания Особенности сбора информации о пациентах с заболеванием органов дыхания медицинской сестрой. Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания (кашель. мокрота, одышка, удушье, боли в грудной клетке, кровохарканье, кровотечение, лихорадка и др.). Особенности сбора анамнеза болезни и жизни. Особенности проведения объективного обследования медицинской сестрой (общий осмотр пациента, пальпация, аускультация). Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания.    
3. Дополнительные методы обследования при патологии органов дыхания Лабораторные методы исследования, используемые для диагностики заболеваний органов дыхания (ОАК, биохимические анализы крови, анализы мокроты). Инструментальные методы исследования: рентгенологические, эндоскопические, радиоизотопные, определение функции внешнего дыхания и др. Участие медицинской сестры в подготовке и проведении лабораторных и инструментальных методах исследования.    
4. Особенности оказания сестринской помощи пульмонологическим пациентам в стационарных и поликлинических условия Особенности осуществления этапов сестринского процесса у пациентов с заболеваниями органов дыхания. Проведениепервичной сестринской оценки состояния пациента.Выявление проблем. Основные проблемы пациентов с заболеванием органов дыхания, связанные с неудовлетворением или нарушением удовлетворения основных потребностей организма. Планирование ухода. Определение объема сестринских вмешательств в соответствие с планом. Различные варианты реализации ухода в зависимости от состояния пациента. Оценка качества сестринского ухода.    
5. Сестринская помощь при острых и хронических бронхитах Сестринская помощь при воспалительных заболеваниях органов дыхания. Бронхит (острый и хронический): определение, причины возникновения, способствующие факторы, клинические проявления, осложнения, методы диагностики, принципы лечения. Фармакотерапия. Сестринский процесс в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях. Диспансеризация пациентов. Реабилитация. Роль медицинской сестры в проведении диспансеризации и реабилитации пациентов с хроническим бронхитом.    
6. Сестринская помощь при пневмониях Острые пневмонии: определение, классификация, причины, факторы риска, клиническая картина, осложнения. Долевая пневмония, очаговая пневмония: особенности клинических проявлений, методы диагностики, принципы лечения. Фармакотерапия. Особенности оказания сестринской помощи в стационаре и амбулаторно-поликлинических условиях. Диспансеризация пациентов. Реабилитация. Роль медицинской сестры в проведении диспансеризации и реабилитации пациентов, перенесших пневмонию. Первичная профилактика острой пневмонии. Профилактика госпитальной пневмонии, Роль медицинской сестры.    
7. Сестринская помощь при бронхиальной астме Бронхиальная астма: определение. Факторы риска: предрасполагающие, причинные, усугубляющие. Классификация. Клинические проявления, диагностические критерии бронхиальной астмы, осложнения, особенности течения у лиц пожилого и старческого возраста. Обязательные лабораторно-инструментальные исследования. Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы. Основные цели и принципы лечения. Фармакотерапия, средства доставки лекарственных веществ. Сестринский процесс в условиях стационара и амбулаторно-поликлинических условиях    
  8. Сестринская помощь при бронхиальной астме Диспансеризация. Реабилитация. Комплексная лечебная программа для пациентов с бронхиальной астмой. Участие сестры в осуществлении программы по контролю за бронхиальной астмой. Роль астма – школ.    
9. Сестринская помощь при хронической обструктивной легочной болезни Сестринская помощь при хронических неспецифических (обструктивных) заболеваниях легких: определение, причины возникновения, способствующие факторы, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения и профилактики хронических заболеваний легких. Сестринская помощь при проведении фармакотерапии. Сестринская помощь в стационаре и амбулаторно-поликлинических условиях. Диспансеризация пациентов. Реабилитация. Роль медицинской сестры в проведении диспансеризации и реабилитации пациентов с хронической обструктивной болезнью легких. Профессиональные заболевания органов дыхательной системы. Этиология, клинические симптомы и синдромы. Методы лабораторной и инструментальной диагностики (общие и специальные). Принципы лечения и профилактики.    
10. Сестринская помощь при деструктивных заболеваниях легких: абсцессе легкого, бронхоэктатической болезни Нагноительные заболевания легких: абсцесс легкого, бронхоэктатическая болезнь. Определение, причины возникновения, способствующие факторы, клинические проявления, осложнения, особенности течения у лиц пожилого и старческого возраста, методы диагностики, принципы лечения. Фармакотерапия. Сестринский процесс. Диспансеризация пациентов. Реабилитация. Роль медицинской сестры в проведении диспансеризации и реабилитации пациентов с нагноительными заболеваниями легких.    
11. Сестринский помощь при раке легкого, плевритах Рак легкого: определение, эпидемиология, факторы риска, клинические проявления в различные стадии заболевания, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения. Фармакотерапия. Сестринский процесс в условиях стационара и на дому. Паллиативная помощь. Плевриты: сухой, экссудативный. Определение, причины, клинические появления различных плевритов, осложнения, методы диагностики, принципы лечения, сестринский процесс. Фармакотерапия. Плевральная пункция.    
12. Осуществление сестринского ухода за пациентами пожилого и старческого возраста с заболеванием органов дыхания Особенности заболеваний дыхательной системы у лиц пожилого и старческого возраста. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания. Особенности клинических проявлений и течения заболеваний органов дыхания. Осуществление сестринского ухода за пациентами пожилого и старческого возраста с заболеванием органов дыхания. Координация работы и сотрудничество с семьей пациента, родственниками, с социальной службой.    
Практические занятия    
1.Обследование пациентов пульмонологического профиля 1.Обсуждение особенностей строения и функционирования органов дыхания. Решение тестовых заданий и клинических задач по обследованию пациентов пульмонологического профиля 2.Отработка методики сестринского обследования пациента с заболеваниями органов дыхания друг на друге под руководством преподавателя: расспрос, осмотр грудной клетки, тип дыхания, аускультация легких, сердца, живота. Поверхностная пальпация живота, определение наличия отеков. Исследование пульса, измерение АД, числа дыханий, массы тела, измерение роста, температуры тела. 3.Выявление основных симптомов и синдромов при дыхательной патологии. Оценка интенсивности боли. Анализ собранной информации. 4.Отработка алгоритмов подготовки пациентов к исследованию в объеме общеклинического минимума: общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца гельминтов, рентгенологическому исследованию грудной клетки; Оформление направлений на исследование полученного материала. 5.Подготовка пациентов к пикфлуометрии, спирометрии, забору мокроты на микробиологическое исследование, на общий анализ, рентгенографии, томографии, бронхоскопии; определению ФВД. Подготовка к плевральной пункции. 6.Отработка техники забора биологического материала. 7.Решение клинических задач по обследованию пациентов пульмонологического профиля. 8.Выявление проблем пациента при проведении обследования и определение путей решения (отсутствие информации об исследовании, недостаток информации). 9.Соблюдение инфекционной безопасности пациента и медсестры.  
2.Организация и осуществления сестринского ухода за пациентами с заболеваниями органов дыхания. 1.Выполнение заданий в тестовой форме, решение ситуационных и проблемно-ситуационных задач, задач по неотложным состояниям 2.Анализ субъективной и объективной информации клинических задач по заболеваниям бронхитами, пневмонией, ХОБЛ, бронхиальной астме, гнойными заболеваниями легких, плевритами, раком легкого. Определение проблем пациентов: -Дискомфорт из-за продуктивного, непродуктивного кашля, -нарушение терморегуляции (лихорадка), -нарушение дыхания (одышка), -нарушение комфорта из-за боли в грудной клетке, -потребность в информации о заболевании. 3.Составление плана ухода за пациентами с заболеваниями органов дыхания. 4.Отработка манипуляций: -Проведение оксигенотерапии; -организация постельного режима тяжелобольным; -кормление тяжелобольных пульмонологического профиля; -подача пузыря со льдом; -подача грелок; - подача плевательницы; -уход за полостью рта. -Контроль боли. -Паллиативная помощь. 5.Обучение пациентов -технике кашля; - использованию пикфлуометра; -использованию дренажных положений. -уходу за полостью рта, -использованию плевательницы, -элиминационным мероприятиям, -ведению дневника самонаблюдения при бронхиальной астме, ХОБЛ; 6.Обучение оказанию помощи и самопомощи при неотложных ситуациях и дискомфорте - легочном кровотечении, коллапсе, болевом синдроме, приступе удушья. 7.Участие в ролевой игре: Отработка тактики оказания доврачебной помощи пациентам при основных симптомах заболеваний органов дыхания (болевой синдром, кашель продуктивный и непродуктивный, различные периоды лихорадки, дыхательной недостаточности, септическом шоке, легочное кровотечение).  
3 Выполнение манипуляций и процедур по назначению врача при патологии органов дыхания 1.Выполнение заданий в тестовой форме, решение ситуационных и проблемно-ситуационных задач, задач по неотложным состояниям 2.Отработка выполнения манипуляций и процедур по назначению врача: -оксигенотерапия, -парентеральное (в/м, п/к, в/в) и ингаляционное введение лекарственных препаратов: масляные растворы, эуфиллин, антибиотики, ингаляционные бронхолитики, стабилизаторы мембран тучных клеток, глюкокортикоиды -постановка аллергических проб и их анализ. -Наблюдение за состоянием пациентов в динамике (измерение АД, измерение частоты дыхания) -Обеспечение дренажного положения пациенту. -Заполнение медицинской документации. -Соблюдение инфекционной безопасности пациента и медсестры; -подготовка к проведению плевральной пункции 2. Анализ действия препаратов, проведение бесед с пациентом по ожидаемому действию лекарственных препаратов. 3. Выписывание рецептов 4.Обучение пациента и его родственников приему назначенных врачом лекарственных средств, использованию различных форм доставки препаратов при бронхиальной астме (применение ингалятора, небулайзера, дискхалера и др.) Особенности проведения антибиотикотерапии, обезболивающих, отхаркивающих препаратов.  
Самостоятельная работа обучающихся    
к занятиям 1,2 1. Подбор тестов для диагностики психологического статуса пациента 2. Подготовка презентаций 3 Работа с конспектом лекций 4 Изучение нормативных документов 5 Составление тематического глоссария  
к занятиям 3,4 1.Составление карт ООД по подготовке и проведению исследований в объеме общеклинического минимума пациентов с дыхательной патологией 2. подготовка презентаций 3 Составление тематического глоссария  
к занятиям 5,6 1.Составление сравнительной таблицы симптомов и синдромов при заболеваниях органов дыхания 2.Создание обучающих программ для пациента и семьи самоуходу/уходу при пневмонии на дому в случае отказа от госпитализации. 3. Подготовка презентаций 4.Составление тематического глоссария 5. Изучение нормативных документов: - «Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике»  
к занятиям 7,8,9 1.Составление плана работы школы для пациентов с бронхиальной астмой 2.Подготовка презентаций по проф. патологии 3. Составление бесед по профилактике заболеваний, по обучению пациента самодиагностике и самопомощи при ХОБЛ 4. Составление алгоритмов неотложной помощи при бронхиальной астме 5. Изучение нормативных документов: -«Глобальной стратегии по лечению и профилактике бронхиальной астмы (GINA)» - «Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики хронической̆ обструктивной̆ болезни легких» 5. Изучение медицинской терминологии  
к занятиям 10, 11 1.Составление бесед по профилактике заболеваний 2.Составление алгоритмов неотложной помощи при кровохаркании, температурном кризисе, гипертермии 3.Составление плана работы школы паллиативной помощи при онкопатологии. 4.Изучение медицинской терминологии 5. Подготовка презентаций  
к занятию 12 1.Подготовка презентаций. 2.Изучение медицинской терминологии    
к практическому занятию 1 1.Работа с конспектом лекции, с текстами учебников, работа со словарями и справочниками по теме занятия«Сестринское обследование пациента с заболеванием органов дыхания». 2.Изучение медицинской терминологии 3.Составление карт ООД по подготовке и проведению исследований в объеме общеклинического минимума пациентов с дыхательной патологией: -Подсчет ЧДД. -Забор мокроты на общий анализ. -Забор мокроты на бак исследования; -Термометрия. 4.Решение ситуационных задач по общению, по профилактике дискомфорта пациента, связанного с проведением обследования. 5. Решение тестовых заданий. 6. Составление тестов, кроссвордов по данной теме. 7. Подбор тестов для диагностики психологического статуса пациента 8. Подготовка сообщений: -Оценка интенсивности боли; -Особенности подготовки к дополнительным исследованиям (лабораторным, инструментальным, функциональным, рентгенологическим, УЗИ, радиоизотопным, компьютерной томографии, ядерномагниторезонансной томографии; биопсии). - Современные методы диагностики заболеваний органов дыхания -Интерпретация результатов исследований 9. Составление сравнительной таблицы симптомов и синдромов при заболеваниях органов дыхания.  
к практическому занятию 2 1.Работа с конспектом лекции, с текстами учебников, работа со словарями и справочниками по теме занятия «Организация и осуществления сестринского ухода за пациентами с заболеваниями органов дыхания» 2.Составление карт ООД по уходу за пациентами с дыхательной патологией: проведение оксигенотерапии, использование пикфлуометра, уходу за полостью рта, использованию плевательницы 3.Решение ситуационных задач. Решение тестовых заданий. 4.Составление тестов, кроссвордов по данной теме с ориентировкой на особенности ухода и лечения данной патологии. 5. Составление сравнительной таблицы симптомов и синдромов при заболеваниях органов дыхания. 6.Составление стандартизованных планов ухода за пациентами с острыми воспалительными заболеваниями бронхолегочной системы (бронхиты, пневмонии, абсцесс легкого, плевриты), с хроническими воспалительными заболеваниями бронхолегочной системы (ХОБЛ, бронхиальная астма), с опухолью легкого (рак легкого) 7.Составление схемы доврачебной помощи при неотложных состояниях в пульмонологии: приступ БА, сухой кашель при плевритах, при плевральных болях, кровохаркание и легочное кровотечение. 8.Создание обучающих программ для пациента и семьи самоуходу/уходу за пациентами с пневмонией на дому в случае отказа от госпитализации. 9.Составление плана работы школы паллиативной помощи при онкопатологии. Организация работы «астма-школ». Составление бесед по профилактике заболеваний: БА, пульмонологических заболеваний, по ЗОЖ этих пациентов 10.Составление бесед, оформление сан. бюллетеней по ЗОЖ пациентов с патологиями органов дыхания, о вреде курения, по профилактике заболеваний и осложнений, по организации сан.эпидрежима. 11. Подготовка сообщений: современные аспекты лечения и профилактики заболеваний органов дыхания, современные стандарты лечения и ухода за пациентами пульмонологического профиля. 12. Подготовка рекомендаций по приему и контролю препаратов, используемых при лечении патологии органов дыхания (антибиотики, бронхолитики) 13 Выписывание рецептов. 14.Подготовка к участию в ролевой игре «помощь пациенту при кашле, гипертермии, критическом снижении температуры, дыхательной недостаточности, септическом шоке, болях в грудной клетке, при кровохаркании, при легочном кровотечении»  
  к практическому занятию 3 1.Работа с конспектом лекции, с текстами учебников, работа со словарями и справочниками по теме занятия 2.Составление задач по решению проблем пациентов с пульмонологическими заболеваниями 3.Составление тестов, кроссвордов по данной теме с ориентировкой на особенности ухода и лечения данной патологии. 4.Составление глоссария. 5. Составление карт ООД: -по подготовке и проведению плевральной пункции -Подача увлажненного кислорода. -Проведение ингаляций -Все виды инъекций. -Разведение а/б. -Подача плевательницы -Подача пузыря со льдом, грелок 6. Подготовка памяток и рекомендаций по приему и контролю препаратов, используемых при лечении патологии органов дыхания. составить памятку: «организация ухода при пневмониях за пациентами пожилого и старческого возраста на дому». «Трудотерапия при дыхательной патологии, дыхательной недостаточности» 8 Приготовить доклад по теме: «Консервативное лечение пациентов с раком легкого». «Сестринские вмешательства при решении проблем пациента с заболеванием органов дыхания». «Медицинское страхование» «Рекомендации по профессиональной деятельности пациентов с заболеваниями органов дыхания» 9. Изучение международных, национальных и областных программ по лечению и уходу за пациентами с бронхиальной астмой, ХОБЛ, пневмонией. 10 Изучение документов по профилактике инфекционных заболеваний в условиях стационара.    
Тема 1.3. Сестринская помощь при патологии сердечно-сосудистой системы Содержание    
13. АФО сердечно-сосудистой системы в разные возрастные периоды. Основные методы обследования в кардиологии Строение и функции сердечно-сосудистой системы. Особенности сбора информации о пациентах с заболеванием органов сердечно–сосудистой системы, медицинской сестрой. Основные жалобы при заболеваниях органов кровообращения (одышка, боли в области сердца и за грудиной, кровохарканье, отеки, сердцебиения, перебои в области сердца, головные боли, головокружения и др.). Особенности сбора анамнеза болезни и жизни. Особенности проведения объективного обследования медицинской сестрой (общий осмотр пациента, пальпация, аускультация). Основные клинические синдромы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.    
14.Участие сестры в подготовке и проведении лабораторных и инструментальных исследований Лабораторные методы исследования, используемые для диагностики заболеваний системы кровообращения. Инструментальные методы исследования: электрокардиография, фонокардиография, эхокардиография, рентгенография сердца с контрастированием пищевода, ангиокардиография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, радиоизотопное исследование сердца, катетеризация сердца и др. Участие медицинской сестры в подготовке и проведении лабораторных и инструментальных методах исследования.    
15.Особенности оказания сестринской помощи кардиологическим пациентам в стационарных и поликлинических условиях Особенности осуществления этапов сестринского процесса у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Проведениепервичной сестринской оценки состояния пациента.Выявление проблем. Основные проблемы пациентов с заболеванием органов сердечно-сосудистой системы, связанные с неудовлетворением или нарушением удовлетворения основных потребностей организма. Планирование ухода. Определение объема сестринских вмешательств в соответствие с планом. Различные варианты реализации ухода в зависимости от состояния пациента. Оценка качества сестринского ухода. Организация и осуществление сестринского процесса в системе первичной медико-профилактической помощи.    
16. Сестринская помощь при гипертонической болезни Гипертоническая болезнь: определение, социальное и медицинское значение, этиология и факторы риска, современная классификация, основные клинические проявления гипертонической болезни, принципы диагностики, осложнения, современные принципы лечения, роль диеты сестринский процесс. Тактика медицинской сестры при неосложненных и осложненных гипертонических кризах в стационаре, на приеме и на дому.    
17. Гипертоническая болезнь. Реабилитация пациентов с гипертонической болезнью Особенности сестринского процесса при уходе за пациентами в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях. Фармакотерапия. Реабилитация пациентов. Профилактика, роль медсестры в профилактике и реабилитации. Диспансерное наблюдение. Роль медицинской сестры в реализации государственной программы «Профилактика гипертонической болезни».    
18. Сестринская помощь при сосудистой недостаточности Синдром острой сосудистой недостаточности. Определение понятия «обморок», «коллапс», «кардиогенный шок». Причины острой сосудистой недостаточности. Клинические проявления обморока, коллапса, кардиогенного шока. Алгоритмы оказания доврачебной помощи. Профилактика, роль медицинской сестры. Сестринский процесс в стационарных и поликлинических условиях.    
19.Сестринская помощь при атеросклерозе Атеросклеротическая болезнь: определение, модифицируемые и немодифицируемые факторы риска, механизм развития атеросклероза. Клиническая картина в зависимости от преимущественной локализации процесса. Диагностика, осложнения. Основные цели лечения. Немедикаментозное лечение, основные принципы диетотерапии атеросклероза. Фармакотерапия. Профилактика. Сестринский процесс    
20. Сестринская помощь при хронической ишемической болезни сердца. Стенокардия Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности. Хроническая ишемическая болезнь сердца (стенокардия): определение, причины, факторы риска, рабочая классификация ИБС. Клиническая картина стенокардии, стабильная стенокардия напряжения, функциональные классы стабильной стенокардии напряжения, нестабильная стенокардия, диагностика, осложнения, основные принципы и методы лечения, сестринский процесс. Фармакотерапия. Профилактика. Диспансеризация. Реабилитация пациентов. Роль медицинской сестры в лечении, профилактике и реабилитации пациентов.    
21. Сестринская помощь при остром коронарном синдроме. Нестабильная стенокардия. Инфаркт миокарда Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности. Ишемическая болезнь сердца (инфаркт миокарда): определение, причины, факторы риска, классификация. клиническая картина, атипичные варианты инфаркта миокарда. диагностика, осложнения, основные принципы и методы лечения на догоспитальном (доврачебная и первая врачебная помощь) и госпитальном этапах.. Сестринский процесс. Фармакотерапия. Стационарный этап реабилитация пациентов. Острый коронарный синдром.    
22. Реабилитация пациентов после инфаркта миокарда Реабилитационные этапы у пациентов с инфарктом миокарда. Санаторный этап реабилитации: цели, виды, методы. Диспансерно-поликлинический этап реабилитации: периоды, задачи, виды, методы.    
23. Сестринская помощь при синдроме сердечной недостаточности: острая сердечная недостаточность Острая сердечная недостаточность: причины, основные симптомы левожелудочковой и правожелудочковой сердечной недостаточности, диагностика, основные принципы лечения, фармакотерапия. Объем сестринских вмешательств при острой сердечной недостаточности.    
24. Сестринская помощь при ревматизме Острая ревматическая лихорадка: определение, ревматическая лихорадка с вовлечением сердца, суставов, кожи, легких, ревматическая хорея. Причины, основные клинические проявления, особенности течения у взрослых, диагностика, осложнения, сестринский процесс при острой ревматической лихорадке. Фармакотерапия. Реабилитация пациентов. Диспансеризация. Роль медсестры в лечение, профилактике и реабилитации больных.    
25. Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца Приобретенные пороки сердца (хронические ревматические болезни сердца): причины, механизм нарушения кровообращения, основные симптомы, диагностика, основные принципы лечения, реабилитация, сестринский процесс. Недостаточность кровообращения: клинические проявления, принципы лечения, фармакотерапия, сестринский процесс, реабилитация, паллиативная помощь.    
26. Сестринская помощь при синдроме сердечной недостаточности: хроническая сердечная недостаточность Хроническая сердечная недостаточность: причины, основные симптомы, диагностика, осложнения, основные принципы лечения, фармакотерапия. Паллиативная помощь при хронической сердечной недостаточности.    
27. Клиническая фармакология для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы Основные группы антиангинальных средств и отдельные препараты (органические нитраты, b-адреноблокаторы и БМКК). Особенности применения ангинальных средств, механизмы действия, побочные эффекты, методы их профилактики. Фармакотерапия стабильной и нестабильной стенокардии. Фармакотерапия острого коронарного синдрома. Антитромболитическая терапия. Статины. Классификация гипотензивных средств (диуретические средства, b-адреноблокаторы, блокаторы медленных кальциевых каналов, ингибиторы АПФ, блокаторы рецепторов ангиотензина II и др.). Отдельные препараты, механизмы действия, побочные эффекты, методы их профилактики. Принципы медикаментозного лечения гипертонической болезни. Фармакотерапия гипертонических кризов. Лекарственные средства, применяемые при сердечной недостаточности (сердечные гликозиды, ИАПФ, БМКК, диуретики, b-адреноблокаторы и др.) Современные подходы к фармакотерапии сердечной недостаточности. Фармакотерапия острой и хронической сердечной недостаточности.    
28. Особенности оказания сестринской помощи при патологии сердечно-сосудистой системы пациентам пожилого и старческого возраста Особенности заболеваний сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы лиц пожилого возраста. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца. Своеобразие болевого синдрома. Факторы, провоцирующие ангинозный приступ, коронарную недостаточность. Влияние сопутствующей патологии. Особенности клинических проявлений артериальной гипертензии. Факторы, мешающие правильному измерению АД. Роль медсестры в помощи пациенту по преодолению негативных факторов образа жизни.    
  Практические занятия    
4.Обследование пациента с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 1.Обсуждение особенностей строения и функционирования органов кровообращения. Решение тестовых заданий и клинических задач по обследованию пациентов кардиологического профиля 2. Отработка методики сестринского обследования пациента с заболеваниями органов кровообращения друг на друге под руководством преподавателя: расспрос, осмотр грудной клетки, области сердца и крупных сосудов, аускультация сердца. Поверхностная пальпация живота, определение явных и скрытых отеков. Исследование пульса, измерение АД, числа дыханий, массы тела, измерение роста, температуры тела. Аускультация сердца. Пальпация верхушечного толчка, выслушивание тонов сердца; 3. Отработка алгоритмов подготовки пациентов к лабораторным и инструментальным исследованиям: -общий анализ крови - ОАМ, - биохимический анализ крови, - УЗИ сердца; -Велоэргометрия; -зондирование полостей сердца; -коронарография; -электротопограмма. 4. Решение клинических задач по обследованию пациентов кардиологического профиля. Выявление проблемы пациентов при подготовке к исследованиям, решение их. 5.Выявление основных симптомов и синдромов при кардиологической патологии. Анализ собранной информации. Выявление проблем пациента (боли, нарушение выделения(отеки), нарушение дыхания (одышка), отсутствие информации о факторах риска). Приоритетность проблем. Оформление направлений на исследование полученного материала Соблюдение инфекционной безопасности пациента и медсестры.  
5. Электрокардиография 1.Обсуждение особенностей строения и функции сердца. 2.Решение тестовых заданий и клинических задач по проведению и подготовке к ЭКГ. 3. Обучение и отработка техники регистрации электрокардиограммы. Знакомство с различными типами электрокардиографов. Подготовка пациента к исследованию. Получение информированного согласия пациента. 4.Создание условий проведения регистрации ЭКГ. Объяснение правил поведения пациента при регистрации ЭКГ. 5.Соблюдение техники безопасности пациента и медсестры. 6.Подготовка электрокардиографа к работе (наличие ленты, заземления, регуляция скорости регистрации ЭКГ, вольтажа). 7.Подготовка кожи и соблюдение правил наложения электродов. Выбор усиления электрокардиографа. 8.Отработка наложения электродов в различных отведениях: стандартные (I,II,III), усиленные (avR, avL, avF), грудные V1-V6 - места расположения на грудной клетке. 9.Выявление проблем пациента (отсутствие конечности, гипс и др.), планирование сестринских действий. 10.Оформление ленты ЭКГ на бланке. 11.Заполнение медицинской документации. 12.Чтение нормальных электрокардиограмм.  
6. Осуществление сестринского ухода и выявление проблем у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы различных возрастных категорий. 1.Обсуждение особенностей строения и функции сердца и сосудов в разном возрасте. 2. Решение тестовых заданий и клинических задач по организации ухода за пациентами при ревматизме, при пороках сердца, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, хронической сердечной недостаточностью. Анализ собранной информации, выявление проблем (одышка, кровохарканье, боль, тошнота, рвота, снижение зрения, сердцебиение, отеки, дефицит самоухода, риск развития пролежней, страх инвалидизации, дефицит знаний о заболевании, профилактике, особенностях диеты, образе жизни, о способах самопомощи и др.). Планирование, реализация и оценка эффективности сестринских вмешательств. 3.Оказание доврачебной помощи при гипертоническом кризе; при типичной болевой форме инфаркта миокарда, при обмороке, коллапсе, кардиогенном шоке, острой левожелудочковой недостаточности; 4.Обучение пациента (распознавание признаков гипертонического криза, оказание самопомощи, обучение измерению АД, подсчету пульса, водного баланса, подсчету ЧДД, рекомендации по режиму и лечебному питанию, профилактическим мероприятиям, оказанию самопомощи при неотложных ситуациях, применению назначенных врачом лекарственных препаратов, самоконтролю, уходу за отечными тканями, профилактика пролежней, ЛФК, ДГ, обеспечение функционального положения в постели с целью уменьшения одышки и др.) 5. Выполнение манипуляций и процедур по назначению врача пациентам разных возрастных категорий: -исследование пульса -взятие крови из периферической вены. -измерение А/Д на периферических артериях; - обеспечение инфекционной безопасности пациента и медсестры. - информировать пациента о роли и значении профилактики. -измерение частоты дыхания; -аускультация сердца (подсчет ЧСС); -оксигенотерапия, -оказание паллиативной помощи пациенту в терминальной стадии ХСН, 6. Информирование пациента об образе жизни при его заболевании. Участие в мероприятиях по реабилитации пациентов    
7. Выполнение назначений врача пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы различного возраста1. Выполнение заданий в тестовой форме, решение ситуационных и проблемно-ситуационных задач, задач по неотложным состояниям. Обследование сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого возраста. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. 2.Выявление проблем, возникающих при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в различном возрасте, решение этих проблем. 3.Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторных и стационарных условиях. 4.Выполнение назначений врача по уходу и лечению пациентов кардиологического профиля. 5.Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. 6.Обучение пациента и его родственников двигательному режиму, принципам диетического питания, коррекции образа жизни, особенностям приема назначенных лекарств. 7.Осуществление сестринского ухода за пациентами пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. 8. Отработка манипуляций: -в/в капельное введение лекарственных препаратов (в т.ч. нитроглицерина); -п/к введение гепарина; -учет и использование наркотических веществ; -оксигенотерапия; -в/м инъекции (в т.ч. бициллина), -взятие крови из вены для лабораторного исследования, -наложение венозных жгутов, -использование нитроспрея.  
  Самостоятельная работа обучающихся    
к занятиям 13, 14 1.Подготовка презентаций 2.Составление кроссвордов 3.Составление тематического глоссария 4. Составление памяток для пациентов по подготовке к исследованиям 5. Изучение нормативных документов: «Национальные российские рекомендации по применению методики холтеровского мониторирования в клинической практике».  
к занятиям 15, 16, 17 1.Подготовка презентаций 2.Составление кроссвордов 3.Составление тематического глоссария 4.Подготовка рекомендаций пациентам по профилактике прогрессирования гипертонической болезни 5. Изучение действующих приказов МЗ РФ по реабилитации пациентов с гипертонической болезнью  
к занятию 18 1. Подготовка презентаций 2. Составление рекомендаций пациентам по профилактике обмороков. 3. Создание опорного конспекта  
к занятиям 19, 20 1. Подготовка презентаций 2. Изучение нормативных документов: -«Национальные рекомендации по диагностике и коррекции нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза»; -«Рекомендации ЕОК по ведению больных стабильной стенокардией» 3. Создание опорного конспекта  
к занятиям 21, 22 1. Подготовка презентаций 2. Изучение действующих приказов МЗ РФ по реабилитации пациентов с инфарктом миокарда, -«Рекомендации ЕОК по реваскуляризации миокарда 2010г» -«Третье универсальное определение инфаркта миокарда» (перевод Европейских рекомендаций) 3. Создание опорного конспекта 4. Подготовка сообщения по реабилитации пациентов после хирургически вмешательств на коронарных сосудах  
к занятию 23 1.Подготовка презентаций 2. Создание опорного конспекта 3. Составление карт ООД по оказанию неотложной помощи при острой сердечной недостаточности.  
к занятиям 24, 25 1. Подготовка презентаций 2.Создание опорного конспекта 3.Составление сравнительной таблицы клиники различных пороков сердца  
к занятию 26 1. Подготовка презентаций 2.Создание опорного конспекта 3. Изучение нормативных документов: «Национальные рекомендации по диагностике и лечению хронической сердечной недостаточности»  
к занятиям 27, 28 1. Создание опорного конспекта 2. Подготовка презентаций 3. Составление памяток по проведению самообследования и самопомощи пациентам пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 4. Изучение нормативных документов: «Национальные рекомендации по эффективности и безопасности лекарственной терапии при первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний»  
к практическому занятию 4 1. Чтение и работа с текстами учебников, работа со словарями и справочниками на тему: «Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы», «Основные и дополнительные методы исследования в кардиологии». 2.Изучение лекционного материала. 3.Составление алгоритмов манипуляций и процедур, используемых для обследования пациентов кардиологического профиля. 4.Составить рекомендации для пациентов по подготовке к основным, лабораторным, инструментальным и дополнительным методам исследования при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. 5. Составить план обучения пациента измерению АД, контролю переносимости физической нагрузки, физической активности пациентов с патологией сердца, правилам диетического питания. 6.Подготовить сообщения на тему: -«Анатомо-физиологические особенности строения и функции сердечно-сосудистой системы в разных возрастных категориях» - «Подготовка пациентов к дополнительным методам исследованиям (велоэргометрии; зондирование полостей сердца; коронарография; электротопограмма; ангиография; сцинтиграфия; радиоизотопное исследование) -«Метод электрокардиографии в диагностике заболеваний сердечнососудистой системы», -«Причины развития артериальной гипертензии», -«Осложнения атеросклероза различных сосудистых областей», -«Федеральные программы по заболеваниям сердца» 7.Составить беседу «О значении систематического приёма лекарственных средств в период активной фазы ревматизма». 8.Заполнение глоссария. 9. Решение клинических задач 10. Составить кроссворды: «Сестринский процесс при ревматизме», «Сестринский уход за пациентом с артериальной гипертензией» и других патологиях сердца и сосудов 11. Составить ситуационные задачи по теме: «Неотложные состояния при заболеваниях сердечнососудистой системы» 12.Составление таблицы «Характеристика болевого синдрома при различных формах ИБС».  
к практическому занятию 5 1.Чтение и работа с текстами учебников, работа со словарями и справочниками на тему: «Электрокардиография». 2.Изучение лекционного материала. 3.Заполнение карт ООД по подготовке к исследованию. 4.Чтение ЭКГ 5.Решение задач по проблемам пациентов во время подготовки и проведения исследования. 6.Подготовить сообщение на тему: -«Возможные проблемы при проведении ЭКГ, возможные варианты их решения» -«Регистрация ЭКГ в дополнительных точках отведений» -«Обработка, дезинфекция приборов ЭКГ» -«Заполнение документации при снятии ЭКГ, оформление направлений на ЭКГ» -«Особенности профессионального общения с больным» 7.Заполнение словаря: «электрокардиография», «электрокардиограф», «электрокардиограмма», «экстрасистола», «блокада», «синусовый ритм».    
к практическому занятию 6 1.Чтение и работа с текстами учебников, работа со словарями и справочниками на темы: «Сестринский процесс при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, атеросклеротической болезни, хронической сердечной недостаточности». Изучение лекционного материала. 2.Составить: -примерное меню для пациентов, страдающих гипертонической болезнью, хронической сердечной недостаточностью и атеросклерозом сосудов. -методические рекомендации пациентам по модификации образа жизни. - методические рекомендации пациентам по модификации образа жизни. -программы реабилитации пациентов с ИМ. -рекомендации по диетотерапии пациенту с избыточной массой тела, страдающему ИБС. -памятку пациенту, страдающему приступами стенокардии -памятку для пациента: «Купирование гипертонического криза в домашних условиях» 3.Подготовить сообщение на тему: «Организация сестринского процесса при инфаркте миокарда в палатах интенсивного наблюдения кардиологического отделения», «Фитотерапия и ЛФК при ИМ», «Особенности ЭКГ при различных формах ИМ». 4.Заполнить глоссарий: «обморок», «коллапс», «шок», «острая сердечная недостаточность»; «хроническая сердечная недостаточность», «атеросклероз»; «ишемическая болезнь сердца»; «порок сердца», «стеноз», «недостаточность клапана»; «ревматизм» 5.Составление алгоритмов оказания доврачебной помощи при обмороке, кардиогенном шоке, острой левожелудочковой недостаточности, при приступе стенокардии; 6.Решение ситуационных задач по уходу за пациентами с ИБС, атеросклерозом, ХСН. 7.Изучить механизмы действия лекарственных препаратов, применяемых для лечения атеросклероза и составить рекомендации по выполнению назначений врача. 8. Составление сравнительной таблицы по очищению кишечника в различных ситуациях ИМ. 9.Подготовка к участию в ролевой игре по оказанию помощи при неотложных ситуациях Составить обучающую инструкцию для пациента с ишемической болезнью сердца.  
к практическому занятию 7 1.Чтение и работа с текстами учебников, работа со словарями и справочниками на тему: «Сестринская помощь пациентам пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы». Изучение лекционного материала 2.Составить рекомендации по диетотерапии пациенту с синдромом хронической сердечной недостаточности, пациенту с избыточной массой тела, страдающему ИБС. 3.Составить памятку пациенту, страдающему приступами стенокардии, гипертонической болезнью, «Купирование в домашних условиях приступа стенокардии, гипертонического криза» 4.Организация и исполнение сестринского процесса при инфаркте миокарда в палатах интенсивного наблюдения кардиологического отделения 5.Составить памятку для родственников пациента: «Пролежни. Профилактика пролежней» 6.Подготовить сообщение на тему: «Паллиативная помощь. Особенности ухода за пациентами в терминальной стадии ХСН». «Роль медицинской сестры в помощи пациенту по преодолению негативных факторов образа жизни», «Контроль проведения терапии сердечными гликозидами (дигоксином). Обучение пациентов и их родственников применению дигоксина в домашних условиях» «Основные физиологические, социальные и психологические проблемы пожилого человека» 7.Составление таблиц и схем по темам: Сравнительная таблица «Лекарственная терапия инфаркта миокарда», «Медикаментозные средства, применяемые при заболеваниях сердечно-сосудистой системе», 8. Оформление санитарных листков: «Факторы риска заболеваний органов кровообращения»  
Тема 1.4. Сестринская помощи при патологии опорно-двигательного аппарата Содержание    
29. Ревматические болезни: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия, узелковый периартериит Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Изменения опорно-двигательного аппарата при старении человека. Особенности сбора информации у пациентов с патологией суставов. Основные жалобы, особенности сбора анамнеза болезни и жизни. Объективные методы обследования. Лабораторные и инструментальные методы исследования в остеологии. Возможные проблемы пациентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, связанные с нарушением удовлетворения универсальных потребностей. Ревматические болезни: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия, узелковый периартериит: определение, возможные этиологические факторы, клинические проявления. Особенности течения ревматических болезней сердца в пожилом и старческом возрасте. Возможные осложнения, методы диагностики, принципы и методы лечения. Клинико-фармакологическая, характеристика различных групп противовоспалительных средств, применяемых для проведения медикаментозного лечения пациентам с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Организация сестринского процесса при ревматических болезнях, реабилитация пациентов.    
30. Сестринская помощь при остеоартрозе, подагре, остеопорозе. Определение понятий «Остеоартроз», «остеопороз», возможные этиологические факторы, клинические проявления, особенности течения в пожилом и старческом возрасте, возможные осложнения, методы диагностики, принципы и методы лечения. Возможные проблемы пациентов, связанные с нарушением удовлетворения универсальных потребностей при остеоартрозе. Особенности организация сестринского процесса пациентам с данной патологией, реабилитация пациентов. Особенности проведения фармакотерапии при дегенеративных заболеваниях суставов и остеопорозе.    
Практические занятия    
8. Сестринская помощь при нарушении функции опорно-двигательного аппарата у пациентов разных возрастных периодов.Сестринская помощь при патологии суставов 1.Контроль знаний: выполнение заданий в тестовой форме, решение ситуационных и проблемно-ситуационных задач по теме: «ревматоидный артрит» и «деформирующий остеоартроз»; 2.Отработка организации и осуществления сестринского ухода за пациентами с патологией суставов: - особенности сестринского обследования пациентов с заболеваниями суставов. Подготовка пациентов к лабораторным и инструментальным методам исследования -Анализ собранной информации и определение проблем, возможностей самоухода -планирование их решения, реализация сестринского ухода в соответствии с планом). 3.Обучение пациентов самоуходу, а родственников – уходу за ними (создание безопасной среды, обустройство постели, обучение приданию положения, облегчающего боль, особенностям осуществления личной гигиены, кормление, смена одежды, перемещение, применение ортопедических приспособлений и др.) 4.Рекомендации пациенту/родственникам по применению лекарственных средств для наружного (мази, гели) и внутреннего употребления. 5.Ведение медицинской документации. 6. Отработка процедур и манипуляций по профилактике и реабилитации пациентов: - оценка интенсивности боли; - наложение согревающего компресса на сустав; - термометрия; - применение лекарственных препаратов по назначению врача.  
Самостоятельная работа обучающихся  
к занятиям 29, 30 1.Составление опорного конспекта 2.Составление сравнительной таблицы по заболеваниям суставов. 3. Подготовка презентаций 4. Составление сравнительной таблицы симптомов заболеваний опорно-двигательного аппарата.  
к практическому занятию 8 1. Чтение и работа с текстами учебников, работа со словарями и справочниками на тему: «Сестринский процесс при заболеваниях опорно-двигательного аппарата». 2. Изучение лекционного материала 3. Составить памятки для пациентов и их родственников на темы: «Советы медицинской сестры при заболеваниях суставов», «Советы медицинской сестры по предупреждению травматизма», «программа реабилитации» 4. Подготовить сообщение на тему: «Что вы знаете об остеоартрозе? Немедикаментозные методы лечения остеопороза». «Реабилитация пациентов с заболеваниями суставов – ревматоидный артрит, остеоартроз, остеопороз», «Диетпитание пациентов с подагрой», «Методы диагностики остеопороза» 5.Составить глоссарий по теме «Заболевания опорно-двигательного аппарата» 6.Заполнение листа наблюдения за пациентами с патологией суставов 7.Решение ситуационных задач. 8.Проведение фарм. мониторинга.  
Тема 1.5. Сестринская помощь при патологии системы крови с основами трансфузиологии Содержание    
31 Анатомия и физиология. Проведение первичной сестринской оценки состояния пациентов с заболеваниями крови Функции кроветворения и состав крови. Возрастные изменения системы крови при старении организма. Симптомы заболеваний системы крови. Анамнестические данные в диагностике болезней крови. Симптомы заболеваний крови, выявленные при осмотре пациента, пальпация и перкуссии. Клеточный состав крови, нормативные показатели крови, понятие о лейкоцитарной формуле и ее сдвигах. Коагулограмма. Рентгенологические исследования при заболеваниях системы крови. Радиоизотопные исследования селезенки. Стернальная пункция. Участие медицинской сестры в проведении лабораторных и инструментальных методах исследования    
32 Сестринская помощь при анемиях Анемия: определение, классификация. Дефицитные анемии (железодефицитная, фолиеводефицитная, витамин В-12 дефицитная) у взрослых и пожилых пациентов. Причины, факторы риска, клинические проявления, диагностика, лечение, профилактика. Сестринский процесс в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях    
33Сестринская помощь при нарушении свертываемости крови. Тромбоцитопеническая пурпура и другие геморрагические состояния Геморрагические диатезы: тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия, геморрагический васкулит. Причины, клинические проявления, диагностика, осложнения и их профилактика, лечение. Фармакотерапия. Проблемы пациентов при заболеваниях, связанных с нарушением свертываемости крови. Сестринский процесс. Методы оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях    
34. Сестринская помощь при лейкозах Лейкозы: острые и хронические. Определение, классификация, возможные этиологические факторы, патогенез. Особенности клинического течения в различные стадии заболевания. Основные синдромы. Особенности течения лейкозов у лиц пожилого возраста. Осложнения и их профилактика. Лабораторно инструментальные данные. Лечение. Фармакотерапия. Сестринский процесс. Паллиативная помощь    
35. Организация сестринского ухода при заболеваниях крови Особенности осуществления этапов сестринского процесса у пациентов с заболеваниями системы крови. Проведение первичной сестринской оценки состояния пациента. Выявление проблем. Основные проблемы пациентов с заболеваниями крови, связанные с неудовлетворением или нарушением удовлетворения основных потребностей организма. Планирование ухода. Определение объема сестринских вмешательств в соответствие с планом. Различные варианты реализации ухода в зависимости от состояния пациента, заболевания. Неотложные состояния доврачебная помощь Оценка качества сестринского ухода. Особенности сестринского процесса у пациентов пожилого и старческого возраста. Инфекционная безопасность пациента и медицинской сестры в гематологическом отделении. Организация и осуществление сестринского процесса в системе первичной медико-профилактической помощи.    
Практические занятия    
9. Сестринская помощь при патологии системы крови 1.Контроль знаний: выполнение заданий в тестовой форме, решение ситуационных и проблемно-ситуационных задач, задач по неотложным состояниям. Оценка клинического анализа крови, коагулограммы 2.Отработка организации и осуществления сестринского ухода за пациентами с заболеваниями крови и кроветворных органов (сбор информации о пациентах, выявление проблем, планирование их решения, реализация сестринского ухода в соответствии с планом). 3.Выполнение манипуляций и процедур по назначению врача пациентам с анемией, лейкозам и геморрагическими диатезами: осмотр кожных покровов; измерение частоты дыхания; измерение частоты сердечных сокращений исследование пульса; термометрия общая; измерение АД на периферических артериях; обучение пациента самоконтролю за пульсом и АД; подготовка к стернальной пункции, в/м, в/в инъекции. уход за кожей тяжелобольного пациента; уход за волосами, ногтями; уход за полостью рта тяжелобольного; перемещение тяжелобольного в постели; приготовление и смена постельного белья тяжелобольному; пособие по смене белья и одежды тяжелобольному; уход за промежностью и наружными половыми органами тяжелобольных; 4.Обучение пациента и его родственников применению назначенных врачом лекарственных препаратов, самоконтролю, распознаванию первых симптомов неотложных состояний, ухудшения состояния, оказанию самопомощи и дальнейшей тактике действий. Обучение пациента самоуходу, а близких уходу за тяжелобольным оказание паллиативной помощи пациенту в терминальной стадии. 5.Участие в подготовке и проведении лабораторных и инструментальных исследований при анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах у пациентов разного возраста. 6.Планирование действий по психологической поддержке пациента и семьи. 7.Ведение медицинской документации. Обеспечение инфекционной безопасности пациента и медсестры. 8.Обеспечение инфекционной безопасности пациента и медсестры.  
Самостоятельная работа обучающихся  
к занятиям 31, 32, 33 1. Подготовка презентаций 2.Составление опорного конспекта 3. Составление сравнительной таблицы по анемиям различной этиологии 4. Подготовка па

Date: 2015-09-27; view: 690; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию