Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение, профилактика и способы разрешения конфликта





Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:– латентная стадия конфликта (частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже)– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается. Существует два основных способа разрешения конфликта:1) силовое подавление - (как моральное, так и физическое) происходит, как правило, после применения конфликтующими участниками стратегии соперничества. Более сильный субъект конфликта утверждает свою позицию, заставляя оппонента подчиниться ей и принять требования сильной стороны.2) Переговоры – процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон. Здесь все конфликтующие стороны нацелены на достижение обоюдных интересов и разрешение проблемы, вызвавшей конфликт.

 

Общение и межличностные отношения

 

Общение – это особая самостоятельная форма активности субъекта, которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фазы.

Общение выполняет три основные функции: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и эмоционально- коммуникативную.

Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая, или смысловая, сторона общения. В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается – принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения. Таким образом, осуществляется информационно-коммуникативная функция.

Регулятивно-управляющая функция проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек может регулировать и свое собственное поведение, и поведение других людей.

Эмоционально-коммуникативная функция общения заключается в том, что общение оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей.

В средствах общения выделяются два крупных класса: вербальные и невербальные.

Вербальные – это речь в ее разных формах.

Невербальные – это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства: пространственные, временные, предметные. Следует подчеркнуть важность умения “читать” невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические. Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется через движения рук, выражение глаз и т.д.

По “аудитории” общение разделяют на общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой.

Существует также деление общения на виды по каналам общения. Бывает непосредственное общение, т.е. общение без промежуточных носителей сообщения, и опосредованное общение, которое осуществляется через промежуточные устройства. В непосредственном общении могут быть задействованы все естественные каналы общения, тогда как при опосредованном, ограничивается использование естественных каналов.

Под каналами общения понимают разное.

Прежде всего выделяют каналы, соответствующие разным органам чувств: зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический. В одном современном направлении психологии (НЛП – нейро-лингвистическое программирование) эти различия положены в основу классификации людей: визуалы, аудиалы, кинестетики.

По логическому основанию выделяют три типа каналов общения: прямой, непрямой и управляемый косвенный. Критерием здесь является намеренное или ненамеренное сообщение чего-то. Прямой канал – это то, что источник сообщает в явном виде. Непрямой – это та информация по поводу сообщаемого в прямом канале, которую вы добываете сами активным наблюдением. Действительным психологическим основанием этой классификации является доверие или недоверие к источнику. Управляемый косвенный канал, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное излучено вполне намеренно. Уверенный тон в сомнительной ситуации, прямой взгляд при лжи и т.д.

Различают типы общения.

• Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров.

• Межличностное общение. Подразумевается участие двух людей в межличностном общении.

• Деловое общение. Это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель.

• Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием (в психологической практике чаще доверяет клиент).

Направленность в стиле общения может быть разной – потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции (отрешенный стиль). Также выделяются альтруистический, манипуляторский и миссионерский стили; сотрудничество, компромисс, соперничество, приспособление, избегание. Управление общением может быть по стилю авторитарным, демократическим, либеральным.

InstanceEndEditable

InstanceBeginEditable name="2"

Когда мы касаемся вопроса общения невольно встает вопрос и о конфликтах.

Существуют различные определения конфликта, но все они подразумевают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами, группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных точек зрения, мнений, взглядов, интересов, идей. Некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений, такие конфликты называются функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.

• Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности.

• Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному и имеет разные причины.

• Конфликт между личностью и группой. Чаще всего возникает в случае отступления от групповых норм одним из членов группы. Или в случае конфликта между руководителем и группой.

• Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях. Это распределение ресурсов, взаимозависимость задач различия в целях, различия во взглядах и представлениях, неудовлетворительные коммуникации, различия в психологических особенностях.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. могут быть функциональными, сособствовать в дальнейшем достижению целей организации. При неэффективном управлении его последствия могут быть дисфункциональными.

Среди способов разрешения конфликта выделяют структурные методы (четкая формулировка требований, использование координирующих механизмов, установка общих целей, система поощрений) и межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы).

 

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Син. межличностное восприятие. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс В. ч. ч. подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду др. предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на 1-е место в процессе узнавания среди др. объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности (см. Габитус), которые наиболее информативны в отношении психических свойств личности: экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица являются волосы (прическа) и глаза. При опознании людей в качестве отличительного признака может выступить любой из компонентов внешности, который наиболее ярко выделяет конкретного человека из ряда др., т. е. подчеркивает его индивидуальность.

В процессе В. ч. ч. формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т. д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности, как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание этой характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика. Связь внешности и личностных характеристик — одна из главных проблем в изучении В. ч. ч. Современная психология рассматривает ее как проблему социально-психологической интерпретации личности по внешности. Экспериментально обнаружены 4 основных способа интерпретации: 1) аналитический, когда каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности (напр., плотно сжатые губы — человек волевой), 2) эмоциональный — качества личности приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности, 3) индивидуально-ассоциативный — человеку приписываются качества др. человека, внешне на него похожего, 4) социально-ассоциативный — человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия внешности. Практическое значение В. ч. ч. определяется регуляторной ролью психически сложившихся образов в процессах труда и общени

 

Date: 2015-09-27; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию