![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Каждый человек – на своем месте
– Батюшка, а трудно в современном городе быть монахом? – Трудно, конечно. Трудно… (батюшка вздыхает). Говорят – монастырь и мир. Мир – это не просто то, что за стеной. Мир, по Святым Отцам, это совокупность страстей. И монахи собрались здесь, чтобы, насколько это возможно, исполнить заповеди Евангельские. Но заповеди – для всех: они нужны мирянам, они нужны братии. И если по слову Святых Отцов, Ангелы – это свет для монахов, то монахи должны быть светом для мирян. Отсюда общение с Богом – вот почему такое внимание в монастырях уделяется богослужениям. Но монахи, насколько это возможно, делятся знаниями, духовным богатством с мирянами. Может быть, в пустыне и легче спасаться: когда меньше людей – меньше соблазнов, искушений. Но каждый человек – на своем месте. Бог ставит его туда, где ему полезно. Значит, так и должно быть. – Труд и молитва – как два весла у монаха. Обычно в сельской местности иноки не только молятся, но и работают в огороде, на ферме. А какие послушания несут монахи Данилова монастыря? – У нас тоже есть подворья, где братия исполняет такие послушания. А в Москве монахи участвуют в богослужениях, поют на клиросе, предстоят у престола, совершают Таинства Исповеди, Причащения. Занимаются издательской, просветительской деятельностью, беседуют с людьми, отвечая на их недоуменные вопросы. Трудятся в иконописных мастерских. Определенный человек заботится о богослужебных облачениях, о пошиве монашеской одежды. Келарь отвечает за трапезу (у него есть помощники, люди мирские, но главная ответственность лежит на нем). Все проходит под руководством монахов. – А какими качествами должен обладать монах, который служит в городе? – Этот человек должен понимать, куда он идет, – чтобы потом не возроптал. Здесь ему нужно открыто служить миру, полностью открыться… Хотя у нас есть возможность если не для отшельничества, то для более уединенной жизни – на подворьях, где нет такого скопления народа. Данилов монастырь располагает довольно большим подсобным хозяйством. Наше подворье расположено в с. Михеи Рязанской области (храм Архангела Михаила). Недалеко от него находится скит во имя Преподобного Сергия Радонежского с красивым деревянным храмом. В сорока километрах от Москвы в селе Долматово у нас есть подсобное хозяйство с церковью в честь иконы Божией Матери «Знамение». В сентябре 2008 года учреждено еще одно Даниловское подворье – Свято‑Преображенское – близ села Ланьшино Серпуховского района Московской области. Там освящен домовый храм во имя святителя Луки (Войно‑Ясенецкого), архиепископа Симферопольского. Устав скита приближен к афонскому. – В самой обители действует устав Троице‑Сергиевой Лавры. А сколько монахов сегодня живет в Даниловом монастыре? – Около пятидесяти человек. Конечно, Троице‑Сергиева, Киево‑Печерская Лавры, Псково‑Печерский монастырь – более крупные обители. – У вас на столе – фотография духовника Троице‑Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), с которым вы много лет были знакомы, вместе служили. Чем запомнился вам отец Кирилл? – Любовью. – А в чем она проявлялась? – В снисхождении, в терпении, в мудром духовном руководстве. – Батюшка, а что в вашей жизни значит Даниил Московский? – Это наш покровитель. Это наш отец. Это святой, который, мы надеемся, нас слышит. Каждое утро, за исключением воскресных праздничных дней, служится братский молебен у раки князя Даниила. Молится братия. Богомольцев еще или нет или очень мало: 6 часов для Москвы рановато. Князь Даниил – и щедрый и милостивый. Мы обращаемся к нему в своих молитвах: «Покровитель града Москвы и России, обители сея устроитель». Здесь, среди братских могил, он пожелал лечь, будучи пострижен монахом. Так что он явил нам образ смирения, терпения. И мы постоянно обращаемся к нему, потому что он у нас здесь самый главный.
Архимандрит Кирилл (Павлов) и архимандрит Алексий (Поликарпов)
– Как мэр Москвы? – Ну, основал Москву Юрий Долгорукий, а князь Даниил поднял этот небольшой удел до столичного уровня, теперь вот здесь огромный мегаполис… Монастырь расположен в южных пределах города, когда‑то у его стен проходили и монголо‑татары, и поляки, и французы. В древности вокруг обители была слобода, которая называлась Даниловской, и жители, когда задумывали какое‑то дело, всегда припадали к мощам князя Даниила, ставили свечи, молились, будучи уверенными, что князь услышит, поможет. И в наше время происходит много чудес. Молятся о насущном: жилье, работе, здоровье. Одной женщине, которая была нездорова, явился сам святой и сказал: «Приходи ко мне». Она проснулась – сон померк, и не знает куда идти. Но по наитию пришла сюда. Увидела образ, вспомнила, что именно этот святой ей явился, и получила исцеление. В 2003 г., в память 700‑летия блаженной кончины князя Даниила, была написана его большая икона, совершена Литургия в Кремле. С этим образом мы через всю Москву пришли сюда, в Данилов монастырь, отслужили молебен на площади. Так что князь Даниил Москву оберегает, опекает и хранит. – А в 2008 г. в Данилов монастырь из Гарвардского университета США вернулись колокола, одни из самых «звучных» в дореволюционной России… – Да, возвращение колоколов – это большое событие, радостное и чудесное. Господь к нам снизошел. Даниловские колокола в 1930 г. купил американский меценат Чарльз Крейн и подарил их Гарвардскому университету. Спустя много лет американцы согласились отдать колокола только при условии замены их на точные копии, что и было выполнено. – А мощи Даниила Московского пока не обретены? – Полностью – нет, мы имеем их в частицах. После закрытия обители в 1930 году святые мощи считаются утраченными. Частица, принадлежавшая настоятелю монастыря после 1917 года архиепискому Феодору (Поздеевскому), была сохранена его духовными чадами в Америке и в 1986 г. вернулась в Троицкий собор. Другая частица хранилась некоторое время у академика Д.С. Лихачева (он получил ее в лагерях на Севере), потом побывала в США и с 1995 года находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ведется дальнейшая поисковая работа.
Крестный ход, посвященный 700‑летию преставления святого благоверного князя Даниила Московского. 2003 г.
– Отец Алексий, в 1989 году в монастыре открылся Патриарший центр духовного развития детей и молодежи. Какова его миссия? – Миссия – воспитание детей и молодежи. Все началось с воскресной школы в 1990‑е годы. Сегодня вырастает уже целое поколение тех, кто некогда пришел к нам малышами. Детки воспитывали и свои семьи – говорить нужно о воскресно‑семейной школе. Молодежь, которая на этой базе возросла, сегодня сама занимается просветительством в школах, вузах, тюрьмах, больницах, на флоте и в армии. Это миссия молодых для молодежи. И эта просветительская деятельность имеет очень большое значение. Речь идет также о детском православном отдыхе – уже становится всесезонным известный лагерь «Звезда Вифлеема». Десятки тысяч юных людей учатся, как понимать веру, как жить по‑христиански в обществе. И это благочестие радует. Иногда, бывая на этих встречах, на лекциях, сам узнаешь много нового, интересного и думаешь, что в наше время все было намного сложнее. Счастливы те дети, которые могут сейчас эти знания почерпнуть и потом в своей жизни претворить. Десятки людей постоянно работают в центре – это добровольцы, волонтеры, есть целое молодежное движение «Даниловцы». Разные, очень интересные направления. – Отец Алексий, сегодня мы пытаемся воспитывать молодежь на образах святых – Даниила Московского, Александра Невского. Но подвиг Александра Невского, как считают историки, – это в том числе подвиг смирения. Как сочетается смирение с организаторскими, лидерскими качествами? Возможно ли такое сочетание? – Думаю, что возможно. Настоящий большой человек поражает не просто внешним обликом – величественным, производящим впечатление. Руководитель должен быть эрудитом, умным человеком, который не замыкается в себе, а идет навстречу другому; человеком, который имеет добродетели и качества Христовы. Христос нес в мир свет, любовь. Любовь выше всех добродетелей – мы знаем об этом. А смирение должно предшествовать любви. «От множества смирения является любовь», – говорят Святые Отцы. Великие князья – Александр Невский, Даниил Московский – были вождями своих княжеств. Они могли и должны были владеть оружием. И в то же время имели такие качества, которые располагали к ним сердца человеческие. Это важно: руководитель, который дает направление, являет собою пример и на словах, и на деле.
В скиту Преподобного Сергия Радонежского в Рязанской области
На полях подсобного хозяйства «Можары» в Рязанской области
– Батюшка, как руководителю воспитать в себе смирение? – А его подчиненные смиряют. Положим, прежде чем что‑либо сказать и приказать, нужно подумать: а правильно ли это будет? Решение должно быть продиктовано рассуждением и мудростью, а не запальчивостью и гневом. Потом еще надо представлять себе: а исполнит ли твое приказание подчиненный? Если знаешь, что исполнит, – отдавай распоряжение. А если видишь, что он игнорирует или просто не способен это сделать, – тогда, может быть, подождать с приказаниями? – Как вы думаете, возможно ли сегодня появление в России святых руководителей, таких как Даниил Московский и Александр Невский? – Думаю, что возможно. А как же? Раз мы живем, стоит мир, стоит Русская Земля, значит, это просто необходимое условие нашего существования. Много или мало, в каком облике и качестве – это другой вопрос. Ну, а без святости жизни не будет. – Что бы вы хотели пожелать людям, которые либо являются руководителями, либо стремятся ими стать? – Прийти к Богу и прийти в Церковь. Эти вещи дополняют друг друга. Мало только знать, что есть Бог, – надо веровать в Него. А веруя, – слагать жизнь по Богу, по заповедям. Ну а Церковь научит, как это делать практически, как исполнять заповеди, как жить по‑христиански. Есть понятие – «верующий человек». Но верующий в широком смысле может быть просто признающим Бога. А человек церковный участвует в Таинствах Церкви. И эта большая духовная сила, которая дает нам способность жить по‑христиански – в мире, согласии и любви, дает силы совершать добро[4].
Беседовала О. Каменева
Date: 2015-09-27; view: 376; Нарушение авторских прав |