Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная контролируемая работа





 

Цель самостоятельной контролируемой работы: научиться обобщать и анализировать статистическую информацию; анализировать социально-значимые проблемы и процессы; приобретать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации

Форма контроля СКР: демографические расчеты, анализ демографических процессов, творческие задания, устный опрос.

Задание 1. Рассчитайте темпы роста и темпы прироста численности населения мира в периоды увеличения численности населения на один миллиард человек.

Методические рекомендации.

В сети Интернет, используя сайты, содержащие счетчики населения мира, выпишите численность населения мира по годам увеличения численности населения на один миллиард. Используя формулы расчета темпов роста и темпов прироста, рассчитайте необходимые показатели.

Темпы роста рассчитываются по формуле:

Темпы прироста рассчитываются по формуле:

где,

xn – численность населения в начальный период;

xn+1 – численность населения в последующий период.

Задание 2. Охарактеризуйте современную демографическую ситуацию в России (одном из регионов России, одной из стран) по выбору.

Методические рекомендации.

Для выполнения задания необходимо определиться с исследуемой территорией (область, край, республика). Проведите анализ демографической ситуации по следующим критериям:

- изучите необходимые демографические показатели, используя данные Госкомстата России и Отдела демографии ООН;

- проанализируйте динамику демографических показателей, выявив основные тенденции со второй половины ХХ в. по настоящее время;

- проведите обзор источников информации по демографической ситуации исследуемой территории.

Задание 3. Составьте паспорт репродуктивного поведения в Вашей семье разных поколений (прабабушки по линии матери, отца, бабушки по линии матери, отца, Ваши родители, Ваши планы).

Методические рекомендации.

Для выполнения задания необходимо провести опрос родственников разных поколений о количестве детей у них. Необходимо учесть Ваше мнение о желаемом количестве у Вас детей. Данные можно разместить в таблицу или построить графически т.д. Сделайте вывод об изменениях в репродуктивном поведении разных поколений Вашей семьи.

Методы работы: опрос, графический.

Задание 4. Используя учебную и справочную литературу, самостоятельно изучите раздел дисциплины «Размещение населения на земном шаре».

Методические рекомендации.

При подготовке к заданию необходимо придерживаться следующего плана: зависимость плотности населения от природных факторов, социально-экономических условий. Показатели плотности населения. Средняя плотность населения. Региональные особенности плотности населения на Земле. Районы мира с повышенной плотностью населения. Размещение населения в России, региональные особенности.

Задание 5. Миграционная история моей семьи.

Методические рекомендации.

Для выполнения задания необходимо провести опрос родственников разных поколений о месте их рождения, перемене места жительства (если оно было), причине смене места жительства. Необходимо учесть Ваше миграционное настроение. Сделайте вывод о характере миграций в Вашей семье, определив вид миграции, мотивы, характер, географию (Анкета прилагается).

 

Задание 6. Подготовьтесь к коллоквиуму по теме «Этнодемографические процессы на Северном Кавказе».

Методические рекомендации.

Вопросы к коллоквиуму:

1. Особенности и этапы заселения русскими территории Северного Кавказа.

2. Депортация народов Северного Кавказа и возвращение «наказанных народов».

3. Расселение народов Северного Кавказа в советское время.

4. Миграционные процессы на Северном Кавказе в постсоветский период.

5. Демографические процессы и особенности расселения русских в равнинномПредкавказье.

6. Демографические процессы и расселение русских в республиках Северного Кавказа.

7. Демографические процессы и расселение титульных народов Северного Кавказа.

8. Демографические процессы и расселение нетитульных народов на Северном Кавказе.

9. Пути гармонизации межэтнических отношений на Северном Кавказе.

Задание 7. Подготовить презентацию и сообщение по этногеографической характеристике этноса.

Методические рекомендации.

Для выполнения задания необходимо выбрать один из Этносов, предложенных в таблице 1. Дайте этногеографическую характеристику этноса по следующему плану:


- этногенез;

- динамика численности и современная численность в городской и сельской местности;

- показатели воспроизводства;

- география расселения;

- конфессиональная принадлежность;

- традиции и обычаи и т. д.

Подготовьте презентацию (в программе PowerPoint), которая должна включать картографический, статистический и графический материал.

Таблица 1

Народы

1 Русские 2 Татары 3 Украинцы 4 Башкиры 5 Чуваши 6 Чеченцы 7 Армяне 8 Мордва 9 Аварцы 10 Белорусы 11 Казахи 12 Удмурты 13 Азербайджанцы 14 Марийцы 15 Немцы 16 Кабардинцы 17 Осетины 18 Даргинцы 19 Буряты 20 Якуты 21 Кумыки 22 Ингуши 23 Лезгины 24 Коми 25 Тувинцы 26 Евреи 27 Грузины 28 Карачаевцы 29 Цыгане 30 Калмыки 31 Молдаване 32 Лакцы 33 Корейцы 34 Казаки 35 Табасараны 36 Адыгейцы 37 Коми-пермяки 38 Узбеки 39 Таджики 40 Балкарцы 41 Греки 42 Карелы 43 Турки 44 Ногайцы 45 Мордва-эрзя 46 Хакасы 47 Поляки 48 Алтайцы 49 Черкесы 50 Лугово-восточные марийцы 51 Мордва-мокша 52 Литовцы 53 Ненцы 54 Абазины 54 Эвенки 55 Китайцы 57 Финны 58 Туркмены 59 Болгары 60 Киргизы 61 Езиды 62 Рутульцы 63 Ханты 64 Латыши 65 Агулы 66 Эстонцы 67 Вьетнамцы 68 Кряшены 69 Андийцы 70 Курды 71 Эвены 72 Горные марийцы 73 Чукчи 74 Коми-ижемцы 75 Дидойцы 76 Шорцы 77 Ассирийцы 78 Гагаузы 79 Нанайцы 80 Манси 81 Абхазы 82 Арабы 83 Цахуры  

 

Задание 8. Изучить географию расселения народов по интерактивному тренажеру «Этносы России».

Методические рекомендации.

На информационно-образовательном портале stav-geo (http://www.stav-geo.ru) необходимо в зарегистрированном режиме выбрать в меню вкладку «Он-лайн студент географ». Из списка появившихся заданий выбрать задание с пометкой «СКАЧАТЬ ТРЕНАЖЕР». На странице с заданием пройти по ссылке на скачивание и загрузить тренажер на компьютер. После этого необходимо разархивировать папку с файлами тренажера, и он готов к работе.

Задание 9. Используя учебную и справочную литературу, самостоятельно изучите раздел дисциплины «Социальная структура населения».

Методические рекомендации.

При подготовке к заданию необходимо придерживаться следующего плана: социальная структура населения. Социальные группы населения. Элиты, маргинальные слои. Стратификация населения в разных странах мира. Социальная стратификация населения в современной России.

Задание 10. Подготовиться к коллоквиуму по теме «Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен».

Методические рекомендации.

Вопросы к коллоквиуму:

1. Города Европейской России в конце 19 в.

2. Города как экономические центры.

3. Динамика и состояние городов России в конце ХХ в.

4. Урбанизация в Европейский России.

5. Эволюция сельского расселения в Европейской России ХХ в.

6. Современное сельское расселение России и его проблемы.

7. Российские пригороды.

 







Date: 2015-09-22; view: 443; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию