Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политические учения в Средние века и эпоху Возрождения (Блаженный Августин, Фома Аквинский, Н.Макиавелли)
В с. века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носитель - христианская церковь. Все сущее возникло по воле Бога. Изменения в об-ве вызываются Богом, чтобы покарать или вознаградить людей. Августин Аврелий(354 - 430) В работе «О граде Божьем» изложил основы хр. пол. доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций хр-ва ист. события - взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история чел-ва представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшее выражение - Церковь, составляют праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы. Единственное спасение ч-ка - в приобщении к Богу. Фома Аквинский(1225 - 1274) Средневековый мыслитель-богослов. Полагал, что гос. власть происходит от Бога => подчинена духовной. Это стремление средневековых теологов обосновать верховенство церковной власти над светской. Сущность власти божественна, но формы ее реализации опр. самими людьми. Возмущение народа против власти монарха - смертный грех, т.к. равносильно выступлению против Бога. Светская власть должна следовать хр. заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае признавалось правомерным свержение тирана. Для Ф.А. государство является не продуктом греха, но скорее следствием общественной природы человека. Аристотелевскую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения. Разделяя вслед за Аристотелем формы правления на монархию, аристократию и демократию, Ф.А. рассматривал первую как наилучшую из всех, полагая, что она в наибольшей степени воплощает единство цели и воли по сравнению с др. формами и поэтому лучше всего может служить задаче сохранения единства общества. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни. Оно должно контролировать торговлю, препятствовать получению несправедливых и чрезмерных доходов и, защищая справедливые цены и плату за труд, способствовать увеличению богатства своего народа. Эпоха возрождения Был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в пол.теории, освобождении ее от теологии. 1 удар по теологии нанес Никколо Макиавелли - родоначальник пол.науки. В работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Непосредственное участие в пол. жизни укрепило его во мнении, что пол. наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Вклад Н. Макиавелли: 1. Обосновал самостоятельность пол. сферы, ее отн. автономность от др. областей жизни об-ва (эк-ки, к-ры и т. д.). Именно власть во всех ее проявлениях - предмет пол. науки. 2. Изучал П. как соц. реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Перенес П. из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального, что освободило ее от теологии. 3. Различал понятия «об-во» и «гос-во». Гос-во – пол. форма орг-ции об-ва. Формы гос-ва имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние об-ва. 4. Сформулировал концепцию циклического развития гос. форм, в основе к-й лежит идея кругооборота добра и зла. Выделил 6 форм гос-ва. Три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а трех других как «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Достигнув предела совершенства, форма гос-ва клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит т.к. природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия - тиранией, тирания - аристократией, аристократия - олигархии, олигархия - демократия, демократия - охлократию (власть толпы). Макиавелли отделил П. от морали. П., по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению опр. целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со ср-вами, а ср-ва - с обстоятельствами и рез-тами.
7. Политическая мысль эпохи Просвещения: развитие учений о естественном праве и общественном договоре (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.)
Характерные черты политической мысли этой эпохи: освобождение политической науки от теологии; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни. Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия - самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти. На рубеже 17 - 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма". Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии. Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 - 1750). Политические учения эпохи английской буржуазной революции. В это время возникают теории о договорном происхождении государства. Томас Гобс явился родоначальником учений о происхождении гражданского общества, которое возникло для того, чтобы избежать “войны против всех”. С целью ликвидации взаимного истребления люди учреждают государства, утрачивая возможность изменить форму правления. По мнению Джона Локка, заключение общественного договора не препятствует людям обладать значительным объемом прав. Строя государство добровольно, они предельно скупо отмеряют передаваемый государству объем полномочий. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому. Идеальным государством, в отличие от Гоббса, Локк считал не абсолютную, а конституционную монархию, которая установилась в Англии после революции 1689года. Политические идеи французского просвещения. В 18 веке главенствующее место в политической мысли от Англии переходит к Франции. Французское просвещение не было однородным. Его умеренный фланг представляли язвительный критик церкви Ф.-М.Вольтер и сторонник конституционной монархии Ш.Л.Монтескье, который завершил начатую теорию по разделению властей. Левый фланг олицетворял Жан-Жак Руссо - сторонник республики. Критикуя теорию народного представительства Монтескье, Руссо выдвигал концепцию прямого народоправства. Он выступал за более или менее равномерное разделение частной собственности, признавал неотчуждаемое право народа на восстания. Идеологически и политически был близок будущим якобинцам в период Великой французской революции.
Date: 2015-09-26; view: 560; Нарушение авторских прав |