Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система научного и информационного обеспечения реализации Государственной программы
Система научного обеспечения и мониторинга Государственной программы включает: научно-методическое сопровождение Государственной программы; отслеживание статистики науки и инноваций; систематический контроль за реализацией программных мероприятий и формированием Национальной инновационной системы Республики Беларусь. Будет произведена разработка новых методологических подходов по следующим направлениям: создание новых субъектов инновационной деятельности; совершенствование и развитие финансовой инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности, создание механизма ее мотивации и стимулирования; мониторинг и совершенствование кадрового обеспечения инновационной деятельности; анализ и оптимизация системы научно-технологического прогнозирования; совершенствование системы отраслевого и регионального планирования; совершенствование системы статистических показателей научно-технической и инновационной деятельности; координация взаимодействия органов государственного управления и элементов Национальной инновационной системы; оценка состояния, уровня развития и использования материально-технической базы науки; формирование системы мониторинга результативности деятельности организаций, осуществляющих инновационную деятельность; изучение процессов интеграции науки и образования; уровень информатизации научно-инновационной деятельности и другие. Система мониторинга реализации мероприятий Государственной программы будет включать следующие показатели: нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности и ее субъектов; объекты наблюдения (сферы науки, образования, производства, рынка инноваций и другие по разделам Государственной программы); совокупность индикаторов и показателей научно-инновационной деятельности по конкретным объектам и Государственной программе в целом; информационная подсистема мониторинга, включая техническую базу, программное обеспечение и информационно-коммуникационные технологии и сети; алгоритм (порядок) информационного взаимодействия организаций – субъектов инновационной деятельности и органов государственного управления, регламентирующий виды, объемы информации, сроки и адресность их представления. Научное сопровождение как составляющая системы мониторинга должно охватить функции слежения, анализа, оценки состояния объекта мониторинга, прогноза возможного развития событий в научно-инновационной сфере. В качестве головной организации, осуществляющей научно- организационное обеспечение и мониторинг реализации программных мероприятий, определено государственное учреждение ”Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы“ (далее - БелИСА). Для информационного и идеологического обеспечения Государственной программы предусматривается: создание единой электронной информационной системы ”Инновационная деятельность в Республике Беларусь“; организация республиканской электронной площадки по торговле инновационными технологиями; выпуск учебников нового поколения серии ”Образование XXI века“: ”Инновационный менеджмент“, ”Основы технического творчества“, ”Основы метрологии, стандартизации, сертификации“ и других; издание специализированных журналов: ”Наука и инновации“, ”Новости науки и технологий“, ”Техника, экономика, организация“, ”Энергетика“, ”Энергоэффективность“, ”Энергетика и ТЭК“, ”Энергия и экономика“, ”Мир технологий“, ”Интеллектуальная собственность в Беларуси“; выпуск серии брошюр ”Библиотечка новатора“, ”Новые и высокие технологии“, рекламных материалов, справочной литературы и других специализированных изданий; подготовка тематических теле- и радиопередач, демонстрация рекламных роликов о научно-технических достижениях; организация научно-технических выставок, симпозиумов семинаров, конференций. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
Малые инновационные предприятия на практике показывают ряд своих преимуществ перед крупными в части инициативы, быстрой реакции на изменение рыночного спроса и гибкой перестройки организационных структур и механизмов. В последние годы наметилась тенденция уменьшения доли инновационных малых предприятий в стране. В связи с этим в Государственной программе предусматриваются меры по развитию малого и среднего инновационного предпринимательства, основными из которых являются: создание конкурентной среды, благоприятных правовых условий для инновационного малого и среднего бизнеса; привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах; поддержка опережающего роста науки и инновационной деятельности в регионах.
Развитие финансовой инфраструктуры В республике в общей сумме внутренних затрат на исследования и разработки доля бюджета составляет около 50 процентов, невелика доля инвестиций, отсутствует венчурное финансирование. Для создания целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и других фондов, улучшения их координации для устранения разрывов в цепи ”наука – технология – производство – рынок“, развития инновационного капитала в Государственной программе предусматриваются меры, направленные прежде всего на: развитие финансовых рынков; создание эффективных механизмов организационно-финансовой поддержки деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, включая финансирование за счет средств республиканского и местных бюджетов; расширение объемов и источников внебюджетного финансирования; создание правовых и организационных условий для развития венчурного финансирования, венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов; создание республиканского фонда специального назначения в целях оказания прямой финансовой и иной поддержки малым предприятиям научно-технической сферы.
Создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности В последние годы постепенно преодолеваются кризисные явления в области материальной и моральной поддержки творческого труда ученых и разработчиков научно-технической продукции. Государственной программой предусматриваются дополнительные меры по повышению эффективности мотивационного механизма, усилению роли творческого труда в стимулировании высокотехнологичных, конкурентоспособных исследований и разработок и инновационной активности как в области изменения системы оплаты труда и пересмотре системы вознаграждения всех участников инновационного процесса за достижения в приоритетных направлениях развития науки и технологий, так и в обеспечении инновационной ориентации бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, таможенной, ценовой политики, создании эффективной системы преференций для инновационной деятельности.
Подготовка кадров для инновационной деятельности Важнейшими задачами государственной политики в целях сохранения и развития кадрового потенциала научно-инновационного комплекса страны являются: повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и разработчиков, престижа научной деятельности; омоложение кадрового состава науки, создание дополнительных условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий; сокращение интеллектуальной эмиграции и создание условий для возвращения в страну ученых и специалистов, работающих за рубежом. Для повышения эффективности кадровой политики будут продолжены работы по стимулированию научной деятельности и планированию подготовки научных кадров высшей квалификации с учетом государственных потребностей развития науки и отраслей экономики. Предполагается также осуществить следующие первоочередные мероприятия: разработка методологии прогнозных характеристик перспективной потребности в научных кадрах и специалистах, занятых в реализации приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий в Республике Беларусь; ускоренное создание государственных межотраслевых научно-исследовательских и учебно-методических центров по приоритетным направлениям науки и технологий; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научных кадров и специалистов инновационного менеджмента путем создания государственных и коммерческих образовательных центров и кафедр по подготовке и переподготовке специалистов в области инновационного менеджмента и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки; создание условий для реализации интеллектуального потенциала молодых ученых, в первую очередь за счет совершенствования системы вознаграждения за творческий труд; обеспечение максимально благоприятных условий для подготовки научных кадров высшей квалификации и развития научных школ, научно-производственных центров и других организационных форм с перспективной тематикой научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Для кадрового обеспечения инновационной деятельности будут сформированы: система высшего образования: подготовка специалистов с высшим образованием по новым специальностям в области инновационной деятельности (координатор – Министерство образования (БГУ, БНТУ, БГУИР)); система последипломного образования: переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в области государственного управления (координатор – Академия управления при Президенте Республики Беларусь); переподготовка и повышение квалификации специалистов по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности (координатор – Министерство образования (Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики БНТУ), органы государственного управления); система послевузовского образования: подготовка кадров высшей квалификации с учетом потребности развития науки и отраслей экономки (координаторы – Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство образования, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь); система краткосрочных курсов, семинаров и конференций по повышению квалификации специалистов в области инновационной деятельности (координаторы – Министерство образования (Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ), Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук Беларуси, органы государственного управления).
Совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью В Республике Беларусь сформирована национальная система охраны интеллектуальной собственности. Создано законодательство и функционирует необходимая инфраструктура в этой области. Беларусь активно участвует в международном сотрудничестве в сфере охраны интеллектуальной собственности. Тем не менее, недостаточно развиты региональная и отраслевая инфраструктура охраны интеллектуальной собственности; требуется укрепление патентных служб на уровне секторов экономики и отдельных предприятий; усиление информационно-методического обеспечения охраны и управления интеллектуальной собственностью; дальнейшее развитие патентно-информационных услуг и расширение образовательной деятельности в сфере охраны и управления интеллектуальной собственностью. Достижение указанных целей предполагается осуществить путем: совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере интеллектуальной собственности; совершенствования инфраструктуры системы охраны и управления интеллектуальной собственностью; совершенствования механизмов стимулирования создания и использования объектов интеллектуальной собственности и активизации инновационных процессов, повышения эффективности хозяйствования на основе управления интеллектуальной собственностью; принятия мер, направленных на предотвращение и пресечение правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. В числе наиболее важных мер следует отметить следующие: создание механизма прямой материальной заинтересованности в коммерциализации разрабатываемых технологий разработчиков, центров трансфера технологий и непосредственных потребителей на основе создания локальных и глобальных сетей взаимодействия, управляемых профессиональными менеджерами; усиление государственной поддержки процесса коммерциализации результатов интеллектуальной собственности, включая подготовку производства и вывод на рынок инновационной продукции для развития рынков интеллектуальных активов, введения в коммерческий оборот результатов исследований и разработок; упрощение процедуры передачи результатов (опытных образцов) в опытно-промышленную эксплуатацию и имущественных прав на результаты научной и инновационной деятельности организации - потребителю продукции; содействие созданию экспертно-консалтинговых организаций, оказывающих услуги по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту, а также обучающих центров развития инновационной активности как в виде самостоятельной центров, так и при вузах; создание методической и нормативной правовой базы для использования патентов на открытия и изобретения и иных оцененных в стоимостном отношении прав интеллектуальной собственности в качестве объекта залога при кредитовании инновационных проектов.
Финансирование Программы
Для финансирования мероприятий Государственной программы планируется привлечение в 2007-2010 годах 16 748,2 млрд. рублей, в связи с чем предусматривается привлечение кредитов банков в размере 4 225,2 млрд. рублей, ссуд, займов в размере 312,8 млрд. рублей, прочих средств (включая собственные средства организаций и др.) в размере 6 416,0 млрд. рублей, средств республиканского бюджета в размере 5 548,7 млрд. рублей (в том числе 1 139,2 млрд. рублей средств инновационных фондов), и средств местных бюджетов в размере 244,2 млрд. рублей (в том числе инновационных фондов облисполкомов и Мингорисполкома в размере 3,5 млрд. рублей). Ежегодное привлечение средств республиканского бюджета составит ориентировочно 1 380,0 млрд. рублей, средств местных бюджетов – 61,1 млрд. рублей (в том числе инновационных фондов облисполкомов и Мингорисполкома в размере 0,9 млрд. рублей), что не вызовет дополнительной нагрузки на расходную часть бюджета. С целью обеспечения ежегодного финансирования Государственной программы из средств республиканского бюджета в объеме 1 380,0 млрд. рублей кроме средств, выделяемых ежегодно в установленном порядке на научное обеспечение и капитальные вложения Государственной программы, будут использоваться средства следующих целевых бюджетных фондов в размерах: - инновационные фонды органов государственного управления – около 285 млрд. рублей; - республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – около 97 млрд. рублей; - фонд развития строительной науки – около 15 млрд. рублей; - республиканский фонд охраны природы – около 15 млрд. рублей; - республиканский дорожный фонд – 5 млрд. рублей; - фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья – около 1,5 млрд. рублей; - государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – около 38 млрд. рублей. Планируется также привлечение средств Белорусского инновационного фонда в размере 50 млрд. рублей.
Date: 2015-09-26; view: 383; Нарушение авторских прав |