Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Женщины, мужчины и дети как объект жестокого обращения в семье
Домашнее насилие — (англ. domestic violence) любая форма физического, сексуального или психологического насилия, которая угрожает безопасности или здоровью членов семьи со стороны других членов семьи. Формами домашнего насилия считаются угрозы применения физической силы, побои и избиения, психологическое и сексуальное насилие. Чаще всего жертвами оказываются женщины и дети, хотя могут быть и мужчины, особенно если речь идет о психологическом насилии Явление известно так же под названиями: бытовое насилие, семейное насилие, гендерное насилие. Объектами (как, впрочем, и субъектами) домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейной жестокости: - со стороны родителей по отношению к детям; - со стороны одного супруга к другому; - со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам. Насилие в отношении женщин – вид агрессивного поведения и использования силы для нанесения вреда: от словесных оскорблений и угроз до побоев и изнасилования. Женщины гораздо чаще, чем мужчины, становятся жертвами экономического, психологического, физического и особенно сексуального насилия. Насилие /жестокое обращение с ребенком – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свободы ребенка. Характерные черты насилия в семье: - насилие, начавшись в семье, с каждым последующим разом увеличивается по частоте и степени жестокости; - насилие чередуется с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком; - при попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы. Е.Р. Ярская - Смирнова выделяет отличительные особенности домашнего насилия в отношении женщин: Оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Л. Уокер в своих исследованиях впервые подчеркнула, что для того, чтобы семейный конфликт мог попасть в категорию домашнего насилия, необходимо, чтобы это повторилось хотя бы дважды. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить. В «хронической» ситуации насилия в семье один человек постоянно контролирует или пытается контролировать и управлять поведением и чувствами другого, в результате чего подвергшийся насилию человек может получить психологические, социальные, экономические, сексуальные или физические вред, ущерб или травму. Второе принципиальное отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в особенностях отношений между объектом и субъектом насильственных действий. В отличие от преступления, совершенного на улице незнакомцем, домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми, которые включают в себя супругов или близких партнеров, бывших супругов, родителей, детей, других родственников, людей, которые были помолвлены или собираются (собирались) пожениться. Третья принципиальная особенность домашнего насилия состоит в том, что, как показывают исследования, проведенные в разных странах мира, домашнее насилие имеет четкие очертания гендерной проблемы. Чаще всего жертвами этого вида насилия становятся именно женщины. Женщина прибегает к насилию в основном после того, как сама продолжительное время неоднократно оказывалась в положении жертвы своего мужа или партнера. Нередко женщины применяют насилие в отношении мужчин как средство самозащиты или в целях прекращения насилия мужчин в отношении их самих. Лишь немногие женщины систематически применяют насилие, чтобы властвовать над мужем; редкая женщина обладает необходимой для этого физической силой. К тому же женщины, в отличие от мужчин, лишены культурного одобрения применения силы. В США и Канаде женщины являются жертвами агрессии в 90-96 %. В в Шотландии женщины являются пострадавшими в 94 % случаев, а обидчиками - лишь в 3 %. 61. Особенности социальной работы с женщинами, мужчинами, детьми, испытывающими жестокое обращение в семье. Обратимся к вопросу о гендерном подходе при оценке тех или иных явлений домашнего насилия. Основа проблемы насилия коренится не в поведении супружеской пары в целом или женщины в частности, но в мужском поведении, подкрепленном всей системой общественных взглядов, норм и культурных ценностных ориентиров. Помимо мужчин, в роли насильника нередко выступают и женщины. Несмотря на то, что таким случаям уделяется мало внимания в научной литературе, такая проблема все же существует, а количество мужчин, подвергающихся насилию со стороны женщины, не так уж мало. Зачастую это мужчины всякого возраста, над которыми позволяют себе поиздеваться как супруги, так и родственники. Ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избивают родители, для 10 % этих детей исходом становиться смерть, 2 тыс. детей совершают самоубийство. 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от насилия в семье. Воздействие на детей насилия имеет краткосрочные и долгосрочные последствия, влияющие на уровень их общего и полового развития. Опыт девочек, испытывавших подобную психологическую травму, приводит к развитию в большей степени внутренних симптомов, таких как депрессия, беспокойство, уход от действительности, соматические жалобы. Симптомы мальчиков, как правило, относятся к внешним категориям, и выражаются: в порче вещей, плохом поведении в школе, в драках, в нападении на людей. Специалисты, призванные решать проблемы домашнего насилия должны правильно понимать и определять понятие «насилие». Они должны знать существующую ситуацию в мире и российском обществе, уметь анализировать факторы, вызывающие и поддерживающие высокий уровень насилия в обществе, знать и уметь определять последствия, возникающие в результате насилия, учитывать гендерные особенности насилия, уметь применять методы, обеспечивающие максимально эффективный результат. Содержанием деятельности кризисных центров является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и других видов помощи пострадавшим от насилия, нередко находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии. Пострадавшие имеют возможность общаться непосредственно со специалистами: психологами, врачами, педагогами и др. В ряде кризисных центров проводятся групповые занятия, в том числе организуются группы взаимопомощи. Одним из наиболее широко используемых в приютах методов реабилитации является групповая терапия, которая проводится одновременно и с самой женщиной, и с ее детьми. Существует также и практика кризисного вмешательства в комнатах «скорой помощи» при больницах, поскольку именно сюда, прежде всего, обращается пострадавшая. Поскольку проблема семейного насилия предполагает пересечение областей деятельности специалистов различных профессий (сам по себе социальный работник не имеет ни четко определенного статуса защитника жертвы насилия, как уже упоминалось выше, ни всех необходимых для оказания помощи ресурсов), то закономерен, мультидисциплинарный подход. Он стал одним из основных и наиболее часто употребляемых при вмешательстве в семейные отношения, как социальную группу и институт, где практикуется насилие. Обратим внимание на распределение обязанностей специалистов: Врач – терапевт обеспечивает конфиденциальность взаимоотношений между врачом и пациентом; оценивает степень необходимости медицинского лечения для жертвы и обидчика; несет ответственность за здоровье пациента. Медсестра оценивает степень необходимости медицинского ухода; планирует и обеспечивает медицинский уход; обучает больного самостоятельности при контроле расписания и дозы приема лекарств. Психолог обеспечивает психологическую диагностику, определяет и формулирует проблемы клиента; планирует и реализует стратегии психологического воздействия. Социальный работник обеспечивает работу со случаем (выбор техник, направленных на формирование навыков правильного взаимодействия, обеспечение поддержки и проведение консультирования); координирует деятельность и консультирование социальных, ведомственных и медицинских служб; выполняет при необходимости функции координатора работы мильтидисциплинарной команды. Более высокий уровень работы — группы самопомощи, т.е. объединения клиентов, имеющих более длительное существование, более обширный круг проблем, сильнее воздействующих на личность своих членов.
62. Кодекс гендерной социальной работы. Кодекс гендерно-чувствительной социальной работы 1. Воспринимайте себя и женщин-клиентов и домохозяек как личностей, а не исполнителей социальных ролей жены, матери, домохозяйки, девочки-подростка или пожилой женщины. 2. Осознавайте, что идентичность является важной категорией, но рамки нашей идентичности как женщин могут меняться с течением времени и различаться у разных женщин. 3. Распознавайте порочность сексизма и того, как стереотипы пола и дискриминация могут действовать на восприятие женщинами самих себя, на их позиции и реальное положение в семье, на работе и в обществе, на их поведение и принимаемые решения. 4. Проанализируйте свои собственные взгляды и предрассудки в отношении женщин, и начинайте работать над их изменением. 5. Осознавайте, что в нашем обществе прочно функционирует институциональный сексизм в агентствах и программах, в практике, в теории и техниках. Проверьте, присутствует ли в документации и практике работы социальной службы, где вы работаете, скрытый или явный сексизм, задумайтесь, на каком языке написаны теории и законы, которыми вы руководствуетесь, какими словами называют женщин-клиентов вокруг вас и при вашем непосредственном участии. 6. Осознавайте существование связей между процессами социализации, поло-ролевого поведения и результатами повседневных практик в терминах женской персональной идентичности. Определите изменения, которые происходят в жизненном цикле женщины. Задумайтесь, какие требования предъявлялись к женщине в семье в ее детстве, отрочестве и зрелом возрасте, и как это могло повлиять на поведение и судьбу вашей клиентки. 7. Выявляйте природу стратегий выживания, которые женщины развили и использовали в разных жизненных циклах. Определение преимущества и недостатков этих стратегий. 8. Распознавайте, как социальные ярлыки вызывают проблемы женщин. Задумайтесь над тем, откуда у женщин появляются именно те, а не иные проблемы. Связаны ли они с гендерными стереотипами и социальными ожиданиями общества относительно ее поведения, особенностей характера, жизненного выбора в семье и занятости. Сопротивляйтесь деградации женских личностей и поведения. 9. Осознавайте, что изменения носят постепенный и сложный характер. Для достижения позитивных изменений, необходимо проведение кампаний и поиск союзников вне службы и профессии. Стремление к изменению уже означает развитие. 10. Примите тот факт, что в борьбе за достижение результатов женщины должны быть хорошо информированными и компетентными в различных вопросах. 11. Обратите внимание на то, что дискриминация всегда связана с властью и конкуренцией за ресурсы. Сопротивляйтесь созданию иерархий, которые являются иерархиями подавления, отказывайтесь от возведения «многоэтажных» иерархий подчинения и подавления в отношениях с коллегами и клиентами. 12. Любите женщин и получайте удовольствие от работы с ними. Любите себя[6]. В практической сфере. 1. Исследуйте сходства и различия между собой и женщинами-клиентами в процессе оценки их ситуации и в течение практики. Используйте собственный опыт. 2. Создавайте ситуации, в которых специалисты и клиенты могут делиться опытом и учиться друг у друга. 3. Старайтесь достичь отношений доверия с женщинами-клиентами, понимайте и принимайте ее саму и ее проблемы. 4. Создавайте женские группы для клиентов и социальных работников, в которых обсуждаются сходства и различия между женщинами. 5. Организовывайте социальную работу неиерархическими способами, где это возможно. Используйте коллективные способы работы с женщинами-клиентами внутри социальных служб. 6. Проводите постоянную работу по повышению женского самоконтроля и самоуважения, признавая женские стратегии совладания как формы сопротивления и борьбы. 7. Поощряйте обмен опытом, ресурсами и стратегиями совладания.
63. Гендерный подход в системе здравоохранения. (см. 53) Гендерный подход пизван определить мех-змы системы здравоохранения и соц разития, с пом кот можно поддержать здоровье юношей и девушек в сложном периоде их жизни. В организации СР с подростками надо занть все гендерные составляющие – психол, соц, культурные различия между дев и мальчиками, особ формир обществ стереотипов относительно их поведения. Соц ожидания общества, институты конструирования гендера, роль гос-ва в орг репродуктивной политики. В обществе установился двойной стандарт – за одно и тоже соц поведение не соотв сложившимся в обществе нормам Ж подвергаются осуждению, М – нет. Для устранения необходимо гендерно-ориентированая просветительская рабоа. В работе по укреплению РЗ преобл медикалистский подход и слабо выражен гендерный. (предполаг организацию мед помощи и слабо учитывает организацию СР). Подростковый возраст – период биолог и психол перестройки организма, адаптации к новому соц окружению. Подростковый возраст (ВОЗ) – ранний (10-14), поздний (15-19).Гормональные процессы влияют на половое и эмоц поведение – агрессия. Психологиче особенности – зависимость от микросоц факторов (семья, школа, ближ окр), макросоц факторов (общество, его культура). Социальные развитие в познании роли человека в обществе, путей реализации, в восприятии ценностей и норм. Причина ухудшения здоровья: 1. низкая мед информированность, сан-гигиенич, экологич культура. 2. низкий материальный уровень родителей. Соц изменении подросткового возраста, влияющ на здоровье: 1. измен с вязанные с обучение 2. начало труд жизни 3. установл друж связей 4. независимость в принятии решений и контроль над своим поведением 5. повышенное чувство ответственности 6. формир полового поведения 7. решение новых Интел задач. Сложности в исследовании подростков: 1. в выборе критерия для фактора в число значимых для здоровья подроска 2. в выборе показателей 3. в выяснение роли неблагоприятных симптомов самочувствия. Хараткера этого влияния и последствий 4. в выяснении значимости для подростка проблем здоровья.
Методологич подход к изуч здоровья подростков: 1. состоят в отборе и анализе факторов здоровья подростков с точки зрения взрослых (положительные и отриц факторы) 2. исследование факторов с точки зрения подростков (информированность в обл сексологии, + поддержка со стороны близких). Оценка своего здоровья зависит от степени ощущения благополучия, возможности выполнять соц функции и роли. Чем выше способности и стпень его участия в деятельности, тем выше оценивает он состояние своего здоровья. 64. Здоровье и сексуальность подростка. Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физ, дух и соц благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; индивид ценность высшего ранга. Право на охрану здоровья в Декларации ООН от 1948. Здоровье – не только мед категория, но и социально-экономическая, кот опред уровнем экономич развития общества, санит культурой нас, природными факторами, доступностью и качеством мед-соц, правовой и реабилитационной помощи.
Репродукт здоровье (ВОЗ 80-е) - состояние полн физ, умств, соц благополучия, а не тлько отсут болезней или недугов во все сферах касающихся репродукт системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство и гармонию в психсоц отношениях в семье, но и состояние полного благополучия во всех сверах. РЗ (Программа действий мждр конференции по народонаселению и развитию Каир 1994) – сочетание методов, способов, услуг, кот способствуют РЗ благополучию за счет предупреждения и устранения проблем, связанных с РЗ. РЗ – возможность людей иметь полноценную, доставл удовлетворение половую жизнь и способность воспроизводить себя.
Составляющие РЗ: 1. состояние репродукт системы. 2. репродукт поведение (в основе: секс поведение, репродку утснаовка, регулир рождаемости) 3. репродуктивно-демогр показатели
В России: особо тревожны изменения связанные с наруш репродукт функций ? гинекологич заболевания в детском и подростковом возрасте (причина - повышенные нервно-психич, информационные нагрузки, стрессы несбалансированное питание – факторы обострившиеся в кризис) ? увеличилась частота воспалит процессов у подростков (причина – секс, контрацептивная неграмотность, раннее начало половой жизни, частая смена партнеров). Половое созревание – центральный психофизиол процесс подрост-го и юнош-го возраста. Его функц признаки – менархе (12.4-14.4), эякулярхе (13.4-14). Это период быстрого роста, изменение форм тела, начала созревания репродукт системы, кот завершается способностью воспроизводить.
Во втор половине ХХ в. – акселерация. Появление половой потербности, влечения оказ влияние на формирование психики, становления личности. Раннее дебюты связано с разными формами девиантного поведения.Секс для подроста – нечто запртное. Проблемы экспертов ООН в России: 1. принуждение к секс отношеиям 2. вынужденная проституция 3. психол насилие в период ухаживания 4. аборты 5. насилие в браке 6. беременность несовершеннолетних 7. ранее материнство, отказ от ребенка 8. наркотизация, алкоголизация. В России: ? низкая контрацептивная культура ? незначит число спец мед, консульт, психол служб и программ секс просвещения подростков ? недостаток знаний у взрослых работающих с подростками Взрослые регулируют рождаемость с пом контрацепции, подростки – аборты, и как следствие гинекол болезни, сепсис, бесплодие. Девочка подросток подвергается давлению со стороны семьи и юношей. Осн задачей гос-ва – формирование соц политики в сфере укрепления РЗ подрастающего поколения.(помочь отсрочить ранний брак, содействовать применению контрацептивов) ТО необходимо: 1. надлежащее образование по вопросам пола в культурном контексте 2. улучшить обслуживание подростков с пом недоргостоящих приемов 3. проводить обучение всех спец-в работающих с молодежью по вопросам сексуальности. Спец потребностей. 4. пересмотреть молодеж политику. Разработать и ввести в действие законодательство касающееся РЗ подростка 5. улучшение секс просвещения путем разраб программ ориент-е на реальн потребности молодежи (формир ответственного секс поведения). 6. разраб межведомств мед-соц программу по охр РЗ. Вкл мониторинг, развит спец гинеког, инфрм, психол помощи и механизм реализации объедин деят-ть учр здрав, обра,соц и мол служб 7. включение вопросов РЗ в программу «Образование и здоровье школьников 8. стоит вернуться к практике бесплатного обеспечения контрацептивами» 9. к воспит и просвещ стоит подходить дифференцировнно (целевые группы) 10. развитие соц рекламы.
Факторы, формир девиант репродукт поведение: вред привычки, финанс завис от родит, гомосятина, проституц, бродяж-во, страх не найти работу. Вовлеч в криминал среду,отсут нравств устоев, отриц влияние порнухи, пропоганда секс насилия в СМИ. Факторы в пользу ранним дебютам: ? физиол потребность ? физич и психич удовлетворение ? развитие эмоция (секс-х, гетеросексуальных) ? возможность более легкой физич адаптации в молодом возрасте ? удачные секс контакте – источник радости и силы. Факторы против ранних дебютов: ? моральные и эмоцион осложнения в случае огласки ? нежелательная берем-ть ? угроза венерич заболев ? чувство вины в рез нарушения моральных, юрид, этич норм ? вступление в нежелательный брак ? воз-ть сохранения травм на секс почве Первый секс опыт – способ самоутверждения, компенсаторный мех-зм, защита от неуверенности в своих силах, способ накапливания секс опыта. Тенденции в развитых странах: 1. фактич нормы секс поведения и соотв моральные установки быстро меняются 2. овеществленный секс. Девушки ради соц престижа. Мальчики – «так принято». 3. Эскалация эротизма на уровне культуры. Развитие секс-индустрии 4. вакханалия эротизма в массовой культуре – задаются образцы поведения для будущих поколений. 5. молодеешь раньше созревает и молодеют дебюты. Особенно у девочек. Сексуальная революция – женская революция, равные права с мужчинами.
Мифы и стереотипы в среде взрослых: 1. молод люди ведут беспорядочную половую жизнь 2. Если мол людей проинформировать – приведет к половой распущенности 3. молод люди имеют другую систему ценностей нежели родители. 4. Если молод людям предоставить инфо о физиологии, и аморальност секса до брака – повременят с дебютами 5. большинство взрослых знают все об ЭТОМ 6. мужчина должен стать кормильцем. Все силы на картерный рост.
Date: 2015-09-26; view: 1114; Нарушение авторских прав |