Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каменное храмостроительство XVIв





История строительства православных храмов в Древнерусском государстве начинается в IX в., когда в 862 г. состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Русь вместе с принятием христианства получила и самый совершенный тип храма, способный языком своих архитектурных форм, наделённых глубоким символическим смыслом, выражать самый сокровенный смысл православного вероучения, быть своеобразной проповедью в камне. И хотя толкования о храме достаточно широко распространились на Руси лишь в ХVІІ в., архитектура храма говорила сама за себя.

Византийский крестово-купольный храм стал исходным «образцом» для русского церковного зодчества, воспринявшего его как канон, хотя это и не было чётко сформу-лировано в церковных источниках. Храм Святой Софии в Константинополе воспринимался послами князя Владимира как неотмирное небесное пространство, наполненное неземной красотой: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми…Не можем мы забыть красоты той…».

Поскольку каменное зодчество было дорогостоящим и требовало обязательного участия профессиональных мастеров, большинство русских храмов как в домонгольские времена, так и впоследствии (до XIX в.) строились из дерева. Древнейшей формой деревянного храма был так называемый клетский храм, состоящий из покрытой двускатной кровлей клети – избы с прирубленными к ней с востока – алтарём, а с запада – трапезой или папертью. Храмы большого размера строились путём комбинации нескольких срубов. Храмы более сложного типа строились возможно уже тогда в виде пирамиды из поставленных друг на друга квадратных клетей, уменьшавшихся кверху. Иногда строились многогранные храмы, покрывавшиеся высокой шатровой кровлей. Эти древнейшие типы деревянных храмов до сих пор сохранились на русском Севере, покоряя нас совершенством выверенных веками форм и свидетельствуя о той необыкновенной духовности творчества русских мастеров, которую они получали с принятием христианства.

Можно предположить, что деревянные церкви ориентировались и на каменные образцы, воспроизводя их в той мере, какая не приводила к противоречию с конструктивными возможностями материала.

При князе Святославе (972 г.) в Киеве было уже несколько христианских храмов. Основание первого известного каменного храма на Руси, построенного из плоского кирпича-плинфы, относится к 989 г., когда святой князь Владимир на месте убиения первых мучеников на Руси варягов Феодора и Иоанна задумал создать церковь. Собор в честь Успения Божией Матери (Десятинная церковь), возведённый и расписанный греческими мастерами в 996 г, представлял собой типичный византийский трёхнефный крестово-купольный храм, украшенный мозаиками и фресками.

После кончины святого князя Владимира его сыновья князья Мстислав и Ярослав ведут храмостроительство каждый в своей части страны. Князь Мстислав (1026–1036 гг.) в своём стольном городе Чернигове строит с привлечением византийских мастеров пятикупольный собор в честь Спаса Преображения (1034–1036 гг.) по подобию киевской Десятинной церкви, с хорами и некоторыми чертами константинопольских купольных базилик.

Великолепный каменный собор во имя Софии Премудрости Божией был заложен около 1037 г. в память победы над печенегами. Летопись XVII в. повествует о том, что прототипом при создании Софии Киевской служила София Константинопольская – главный храм Византийского Патриархата. Однако связь с прототипом состоит здесь не в копировании его форм и внешнего облика, а скорее идейно – символическая, отражающая преемственную связь и сопоставление Киевской Руси с Византией.

Важнейшим отличием Киевской Софии, а в дальнейшем и всей древнерусской архитектуры является равноценное отношение к внешнему объёму и решению интерьера. Постановка храмов, как правило, на возвышениях среди низкой деревянной жилой застройки, воспринимаемых с достаточно больших расстояний, определяла построение объёмной композиции, рассчитанной на равноценное восприятие со всех сторон. В то же время в европейских базиликах, строящихся в затеснённой среде средневековых городов и воспринимаемых с примыкающих площадей и примыкающих улиц, художественной обработке подвергались, как правило, в основном лишь западные фасады.

По сравнению с Софией Киевской новгородский собор (1045–1050 гг.) отличается меньшими габаритами и количеством глав, что соответствовало иерархической подчинённости Новгородской епархии Киевской митрополии.

При этом высота новгородского собора от пола до свода центральной главы практически равнялась высоте Святой Софии киевской (около 30 м), что при меньших размерах плана придало интерьеру выраженную вертикальную направленность. В облике постройки видны романские черты (плоская аркатура по верхнему краю барабана, введение треугольного в сечении свода с пощипцовым покрытием, подчёркнутая массивность стен, сложенных из известняка и булыжников с незначительными добавлениями византийского кирпича-плинфы).

В результате облик новгородского собора стал строже, лаконичнее и в то же время живописнее. Облик могучего пятинефного шестиглавого собора, фасады которого членятся лишь мощными выступами, отличается суровой простотой и величием, выражая мысль о нерушимости Церкви Христовой.

Так изначально проявились основные черты, определившие дальнейшее развитие каменного храмового зодчества на Руси: с одной стороны, ориентация на образец, с другой – свобода в варьировании второстепенных особенностей. Сохраняя связь с образцом, новый собор приобрёл самобытные черты, связанные со спецификой заказа и местными условиями строительства. Эта тенденция проявляется и во всей последующей истории храмостроительства на Руси.

Строителями Софийских Соборов были константинопольские зодчие, однако их архитектура не имеет прямых аналогий с византийскими храмами ввиду иных условий строительства, а возможно, и иных традиций, предопределивших совершенно другой образ соборов, принявших чисто русские черты, получившие в дальнейшем блестящее развитие.

Киевская Русь, в которой благодаря её географическому положению перекрещивались торговые пути между югом и севером, западом и востоком, была связана со своими соседями обширными торговыми и культурными связями, благодаря которым храмостроительная практика Древней Руси получила дополнительный творческий импульс.

Date: 2015-09-26; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию