Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Киева X-XII веков





Киев

Поднимаясь к Софийскому собору, который возвышается над городом, вы с каждым шагом окунаетесь в историю. Собор, построенн в одиннадцатом веке, когда страной правил Ярослав Мудрый. Это архитектурное творение поражает своим великолепием. Один из немногих оставшихся свидетелей ушедшей эпохи, он «рассказывает» нам о событиях прошедших веков.

Сегодня мы видим Киевскую Софию в ее измененном виде. Она несколько раз перестраивалась и достраивалась.Последние изменения в эту, поражающую своей красотой постройку, были внесены в восемнадцатом веке. Именно в это время достраивается второй этаж над внутренними галереями, которые с трех сторон окружают храм. Внутренние окна храма убрали совсем, а на том месте, где раньше был вход, появилась огромная арка. До наших дней не сохранились хоры, которые располагались под куполом, а так же тройные аркады, располагавшиеся в различных частях храма. Однако, даже не смотря на все изменения, первоначальные размеры храма сохранились в точности.

Одной из особенностей храма, является его внутренняя отделка. До наших дней, сохранилась лишь третья часть от всех настенных росписей. Фрески и мозаика поражают своей реалистичностью, а в едином ансамбле, являются одной из характерных черт Киевской Софии.

Еще одним архитектурным памятником являются Золотые ворота. Эта величественная башня, с небольшой церковью над вратами, представляет собой памятник оборонного зодчества. Сама башня сохранилась до наших дней и почти не изменила своего вида, а вот церковь пришлось отстраивать практически полностью. Однако при реконструкции Золотых ворот мастера использовали древний способ кладки, а также восстановили напольную мозаику, по мотивам, использованным в Софии Киевской. Особенное впечатление, Золотые ворота производят со стороны въезда. Церковь, расположенная над девятиметровыми стенами башни, словно парит в воздухе.

На окраине Киева, в Дорогожичах, расположилась Кирилловская церковь. Этот памятник двенадцатого века, хорошо сохранился до нашего времени. В 1139 году, именно отсюда, князь Всеволод Ольгович начинал свой штурм Великого Киева. С этого времени церковь служила родовой усыпальницей династии князей Ольговичей. Изменения, которые происходили с церковью, коснулись только сводов церкви. Рядом с основным куполом было достроено четыре поменьше, так же был достроен фронтон над входом, окна оформлены лепниной. Древнее покрытие стен и полов не сохранились, так же как не сохранилась внешняя отделка.

Чернигов

Для Чернигова древнерусский период (XI – XIII вв.) - это период настоящего взлета и расцвета. Территория княжества в это время огромна по сравнению с мелкими средневековымипадноевропейскими государствами. Черниговские князья амбициозны, их интересы простираются за пределы Чернигово–Северского княжества. Многих из них манит Киевский великокняжеский стол. Во всяком случае они всегда готовы доказать, что Чернигов лишь номинально подчиняется Киеву. Город успешно соперничает с великим стольным градом, здесь активно развиваются торговля и ремесло. Как показатель экономического благополучия и политического могущества в течение каждого столетия появляется несколько каменных храмов. Развитию архитектуры и ремесла в Чернигове в древнерусский период посвящена одноименная выставка. за

К XIIв. на территории Чернигово – Северского княжества сложилась своя мощная строительная школа. Чрезвычайно развитое черниговское строительство отличалось порядовой кирпичной кладкой, широким использованием лекальной плинфы и керамических деталей, совершенствованием строительных конструкций, применением каменных резных архитектурных деталей и разноцветной плинфы.

Если в первой половине XI века в Чернигове строили из кирпича и природного камня (Спасский собор), то уже в конце этого же столетия – в начале XII века постройки возводятся преимущественно из плинфы (Борисоглебский собор, Успенский собор). Плинфа изготавливалась из высококачественного сырья, отличалась твердостью, и была способна выдерживать давление свыше 100 кг на 1см2. Производя плинфу, каждый мастер отмечал ее собственной меткой или клеймом.

Для создания в храме хорошего звучания в кладку закладывались керамические сосуды – голосники. Они срабатывали как резонаторы, создавая великолепную акустику (Борисоглебский собор), и одновременно облегчали конструкцию.

В качестве связующего использовали цемянку – это известковый раствор с примесью мелко толченой плинфы, отличающийся, как и плинфа, высоким качеством.

Кровлю покрывали свинцовыми листами. Образцы строительных материалов, голосники, фрагменты кровли и т.п. представлены в витринах выставки.

Для украшения стен снаружи использовались каменные резные детали - капители (Борисоглебский собор).

Древнерусский храм был ярким примером гармонического синтеза архитектуры, живописи и различных видов прикладного искусства. Наряду со строительством и внешним обликом постройки огромное внимание уделялось внутреннему убранству помещения, в частности настенным росписям (монументальная живопись). Именно настенная живопись была средством выражения определенной философской идеи в средневековом храме. Согласно традиции в древнерусских церквях создавали настенные росписи, используя технику «a fresco» (в переводе с итальянского «по сырому»). Эта техника предусматривает выполнение рисунка по влажной штукатурке. Особую прочность фресковым росписям придавал тщательно подготовленный грунт. Древнерусские, в том числе и черниговские, грунты отличались высоким качеством. Используемые краски были органического, природного происхождения. Каждый цвет имел свое символическое значение.

Фрески черниговских храмов отличались прочностью, однако пожары, стихийные бедствия, войны беспощадно разрушали их на протяжении многих последующих столетий. Не удивительно, что в некоторых храмах от росписей древнерусского периода сохранились лишь отдельные фрагменты (Спасский собор, Успенский собор), а в некоторых они безвозвратно утрачены (Борисоглебский собор, Ильинская и Пятницкая церкви).

Не менее тщательно в храмовых постройках оформлялся пол. Часто для отмостки пола применяли розовый шифер (красный пирофилитовый сланец). Шиферные плиты орнаментировались резьбой и украшались мозаикой из разноцветной смальты. В алтарной части храма в качестве отмостки использовали поливные разноцветные плитки. В витрине размещены фрагменты фресковых росписей, смальты, керамических напольных плиток.

Помимо зодчества Чернигов был известен еще целым рядом ремесел, в которых жители города достигли высокого уровня мастерства. Далеко за пределами Чернигово – Северской земли славились местные гончары, кузнецы, косторезы, ювелиры.

Черниговские мастера – ювелиры искусно владели целым арсеналом различных техник обработки золота и серебра, в частности: золочением, чернением, зернью, сканью, таушировкой и т.п. Используя разные инструменты, они создавали изумительные украшения – колты, рясна, серьги, ожерелья, перстни, подвески, пряжки, фибулы и т.д. В витрине можно увидеть как сами украшения, так и матрицы для их изготовления, а также инструменты мастера – ювелира.

В одной из витрин выставки (№5) представлена продукция черниговских гончаров XI – XIII столетий. Керамика, в частности глиняная посуда, наиболее массовая (по количеству) категория археологических находок. Именно керамика содержит информацию о хронологии археологических памятников и объектов, которые исследуются.

Древнерусская керамическая посуда делится на несколько типов: горшки, корчаги, кубки, миски – сырницы, сковороды, кувшины. Наиболее распространенным типом являлись горшки, несколько видов которых можно увидеть в данной коллекции.

К бытовым художественным изделиям относятся поливные глиняные яйца, т.н. писанки, широко распространенные на Руси, в том числе и в Чернигове. Внутрь пустотелого яйца часто помещали шарик и использовали писанку как погремушку.

В этой же витрине помещены разнообразные изделия древних черниговских мастеров – резчиков по кости: рукоятки ножей, гребни, стрелы, крестики, иконки, накладки для луков и седел.

В перечне ремесел, которыми славилась Древняя Русь, было и кузнечное ремесло, достигшее высокого уровня развития. Даже в древнейшие времена существования Киевского государства кузнецы демонстрировали умение виртуозно выковать из железа и стали самые разнообразные предметы – от тяжелого лемеха и шлема, украшенного узорами, до тонких игл, стрел или кольчуг. Чернигов в XI – XIII вв считался одним из центров кузнечества.

Археологические находки на территории города свидетельствуют об использовании черниговскими кузнецами большого набора инструментов и умелого применения различных техник обработки железа и стали. Качественные кузнечные изделия этого периода отличаются отточеностью и совершенством технологии изготовления и мастерством исполнения, доступным только высококвалифицированным специалистам. В частности, они прекрасно владели свободной ковкой железа и стали, успешно применяли все известные в то время операции ковки, использовали несколько видов кузнечной сварки. Особое внимание уделяли кузнецы изготовлению орудий труда и предметов вооружения. По качеству древнерусское военное снаряжение стояло на уровне мировой военной техники того времени. Другие изделия, не требующие высокой прочности, ковались из кричного железа.

Железным изделиям массового потребления также воздавалось должное внимание. Кресала, ручки для сундуков, фибулы, застежки, цепочки и другие вещи бытового назначения отличались изысканностью форм. Большого мастерства требовали широко распространенные в это время пружинные замки. Древнерусские замочники изготавливали более десяти типов замков различного назначения.

Орудия труда, предметы вооружения и железные предметы широкого потребления также представлены на выставке.

Смоленск

Смоленск - административный центр Смоленской области, один из древнейших городов, крупный промышленный центр и транспортный узел на западе России. Он расположился на обеих сторонах Днепра. Правый северный берег Днепра более пологий, левый южный - на котором расположена древнейшая часть Смоленска - крутой и изрезанный глубокими (до 80 м) и длинными оврагами.
Смоленск впервые упоминается летописью под 863 годом. Но тогда город по-видимому располагался на 10-12 км ниже по течению Днепра - вблизи современной деревни Гнездово, где сохранились остатки большого поселения и курганного могильника IX-X вв. Некоторые исследователи считают, что на нынешнем месте Смоленск был основан во второй половине XI века. С трех сторон поселение защищали река и крутые овраги, с юга - вал и ров (сейчас по нему проходит западный участок улицы Красный ручей. Еще в XVIII веке улица - сейчас Бол. Советская проходила здесь по длинному мосту.)
Первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска был Успенский собор, заложенный по распоряжению Владимира Мономаха в 1101 г. Мастера для его строительства были вызваны из Киева или Переяславля, или после окончания строительятва вернулись назад. Следующая попытка начать монументальное строительство была сделана через 40 лет. В 40-е годы XII века Смоленск начинает быстро развиваться. Этому немало способствовало его географическое положение на пути из варяг в греки. В нем прочно укрепляется собственная княжеская династия.
Очевидно, что в начале развития смоленского зодчества собственных мастеров в городе еще не было. Скорее всего первые постройки производились с участием черниговцев или киевлян. Такая черта смоленских построек, как обилие клейм на торцах кирпичей свидетельствует скорее в пользу Чернигова. По всей видимости эти мастера должны были не только строить какие-то определенные сооружения, но и организовать собственную смоленскую строительную артель. И действительно, широкий размах, который приобретает в Смоленске кирпичное строительство уже в середине XII века. безусловно свидетельствует о наличии собственных мастеров.
Точная последовательность возведения смоленских храмов не вполне ясна. Несомненно в числе первых была перестройка или достройка Успенского собора и строительство Борисоглебского собора.
Вплоть до 70-х годов XII века в смоленских постройках (ни в Борисоглебском соборе, ни в церкви Петра и Павла, ни в построенной 20-ю годами позже церкви Иоанна Богослова) нет никаких серьезных особенностей, которые отличали бы их от храмов Киева или Чернигова. Это все еще одна архитектурная школа. Это не означает, что смоленские зодчие слепо копировали черниговские образцы, но все их искания шли в русле единого развития южнорусской школы. Даже формы построенной в 70-80-х годах XII века немецкой церкви (круглое здание, строили его, несомненно, местные мастера, но руководство, очевидно, принадлежало заезжему, скандинавскому, зодчему) в дальнейшем не нашли в Смоленске применения. Обстановка изменилась в 80-х годах того же века. Возможно, это было связано не столько с инициативой смоленских зодчих, сколько с волей заказчика - для постройки церкви Архангела Михаила был приглашен полоцкий зодчий. Сходство собора Бельчицкого монастыря в Полоцке, церкви в детинце в Полоцке (его остатки были раскопаны в 1967 г.) и храма Архангела Михаила не вызывет сомнения (они близки даже по размерам). Дата полоцкого храма в детинце не ясна, поэтому сейчас трудно судить о том, создал ли эти два здания один зодчий или зодчий Михайловской церкви в Смоленске просто ориентировался на более ранний полоцкий образец. Эти храмы относятся к новому типу торжественного башнеобразного храма. В отличие от полоцкой в Михайловской церкви притворы полностью открыты внутрь храма, а не отделяются от него порталами. Это способствовало объединению и целостности интерьера. Кроме того наружные пилястры смоленской церкви усложнены введением тонких полуколонок, которые подчеркивали вертикализм пропорций. Фасады храма были насыщены декоративными элементами: нишами, пояками и т д.
Церковь Архангела Михаила произвела на современников огромное впечатление. Об этом можно судить и по восторженному описанию храма, помещенному в некрологе заказчика церкви, князя Давида Ростиславича, и, главное, многократное повторение его основных форм в последующих смоленских зданиях - соборе Троицкого монастыря на Кловке, церкви у устья Чуриловки и др.
Еще одна сообенность смоленской архитектуры - нирокое применение галерей и притворов. Лишь очень небольшие смоленские храмы стояли как самостоятельные объемы, к которым ничего не было пристроено. Возможно, что этот прием получил развитие не с самого начала, а лишь с 70-х гг. XII века, когда была построена церкови Иоанна Богослова с галереей, несомненно задуманной уже одновременно с основным храмом.
Популярность смоленской архитектуры на Руси была высока. Смоленские зодчие активно привлекались к строительству в других русских землях - они строили в Рязани (Спасский собор) и даже в таком крупном центре, обладавшим своей развитой школой, как Новгород (церковь Пятницы).
Количество памятников монументального зодчества XII-XIII веков, выявленных в Смоленске очень велико: сейчас изучено около 20 памятников, но есть бесспорные сведения о наличии не менее 30 зданий, построенных в Смоленской земле в этот период. В масштабах Древней Руси это огромное количество. Стоит напомнить, что общее количество памятников владимиро-суздальской архитектуры (включая даже памятники, известные только по упоминаниям в письменных источниках) во всех городах Северо-Восточной руси едва достигает 30, а реальные остатки сохранились лишь от 23 памятников.
Судить с достаточной степени уверенности о плане древнего Смоленска пока нельзя из-за еще незначительной площади археологических раскопок. Говорить о ней можно лишь предположительно на основании рекоснтруируемой линии городских укреплений и местополжения кирпичных построек. Центральный архитектурный ансамбль находился в детинце на современной Соборной горе. Здесь на сравнительно небольшой площади стояли собор Мономаха, небольшая бесстолпная церковь и терем. Другой архитектурный центр располагался к западу от города, на берегу Днепра, где в 60-70-х гг. XII века были возведены княжеский храм Иоанна Богослова и немецкая божница. По всей видимости, здесь начал складываться торговый центр города. Позже там на небольшом пространстве были построины церкви Пятницы (покровительницы торговли), Николы Полутелого (патрон "плавающих и путешествующих"), Кирилловская (у устья Чуриловки). Линия левобережных днепровских круч украсилась вереницей величественных храмов, При подъезде по Днепру снизу, с запада, уже в 3.5 км от города стоял храм Троицкого монастыря. Далее, ближе к городу находился ансамбль Борисоглебского монастыря. Выше этих зданий располагался довор князя Давида Ростиславича с придворным храмом архангела Михаила. Здание михайловского храма было поставлено так продуманно, что даже и теперь, с ростом этажности городской застройки, подступающей к нему почти вплотную, храм по-прежнему годстподствует в широком городском ландшафте. Таким образом при подъезде с запада путника встречал целый каскад архитектурных сооружений, как бы увеличивая размеры города. С несколько меньшим размехом подобная композиция была осуществлена и с восточной стороны, вверх по Днепру, где стояли церкви на Окопном кладбище. на Малой Рачевке, а уже за 2 км от города путников встречал огромный храм монастыря на Протоке.
Назначение изученных храмов далеко не всегда известно. Наиболее крупные из них - монастырские соборы. Некоторые храмы были княжескими (Петропавловский, архангела Михаила, с большой долей вероятности - Иоанна Богослова). Довольно большое количество храмов было связано с торговлей (немецкая божница, церковь Пятницы и др.) По всей вероятности в строительстве посадских храмов участвовали и князья. Вероятно. не случайно в некрологах всех смоленских Ростиславичей летописец упомянул, что они "мирские церкви набдя".
Короткий взлет смоленской архитектуры продолжался всего 40 лет! Катастрофическая эпидемия 1230 г. и последовавшие за этим резкие изменения в политической судьбе города оборвали ее развитие

Date: 2015-09-26; view: 770; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию