Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инициатива наказуема?
Понятно, что большинство родителей относятся к этому, мягко говоря, неодобрительно. Если ребенок за это получает «по шее», то в будущем будет опасаться не царапающейся кошки (хотя и такое тоже бывает), но именно исследования окружающего пространства. Если же ребенка будут постоянно и больно наказывать за ЛЮБОЙ «неудачный эксперимент», то во взрослом состоянии он будет неосознаваемо бояться творить. Но творческая энергия все равно прорвется в той или иной форме. И очень часто в изуродованном виде. И он такого натворит… Все воспитание в обществе направлено не на то, чтобы развивать творческие способности, но, наоборот, на подавление почти любых творческих потуг человека. Ведь творческий человек непредсказуем. И поэтому потенциально “вооружен и очень опасен”! Ребенок гораздо свободнее, чем взрослые люди проявляет свои эмоции и чувства. Но родители, в угоду социализации, начинают его в этом деле ограничивать. И некоторых безмозглые родители настолько ограничивают выражение его чувств (много будешь смеяться днем – вечером будешь плакать!), что потом, когда он станет взрослым, у него не остается ни эмоций, ни воображения. А уж с его творческими порывами что иной раз делают…. Например, стандартная средняя школа делает ВСЕ для того, чтобы «причесать» детишек под одну гребенку – так удобнее выполнять программу. Понятно, что это не является проявлением их злой воли! Если бы они это не делали, то жизнь учителей превратилась бы в кошмар. Кстати, это болезнь не только нашей страны – это свойственно ВСЕМ странам. Может быть, в нашей стране эта «гребенка» не такая частая как, например, в той же Германии – творческих личностей у нас в процентном отношении намного больше, чем в любой стране мира! Игра «КВН» тому порукой! Сынок! Мы думаем, что ты прекрасно понимаешь, что твоему ребенку надо помогать УЧИТЬСЯ творить. И нужно сделать все для того, чтобы эти фантазии стали конструктивными, то есть были не бесплодным умствованием, а стали прелюдией к деятельности. А исследовательское поведение приводило к чему-то полезному – и для него и для родителей. С нашей точки зрения роль родителей как раз и заключается в том, чтобы стимулировать этот переход. Главным инструментом этого является подыгрывание родителями его фантазиям. И направление их в русло развития. Если поддерживать творческие порывы ребенка, если ему незаметно помогать в этом деле, если хвалить за новое, то в худшем случае она не будет подавлена. А в лучшем….
Письмо, в котором мы расскажем тебе о том, как приучать ребенка к порядку.
В своей комнате ребенок должен иметь право обращаться с этим пространством по своему усмотрению. У него должно быть место для рекреации (восстановления своей психики), где он может себе позволить отдыхать от социальных масок, которые его заставляют носить родители. Если он здесь может расслабиться, то потом с большей охотой эти маски на себя будет надевать. Поэтому он имеет право распоряжаться со своими вещами так, как ему заблагорассудится (естественно, если это будет проходить в безопасном режиме). Понятно, что порядка в комнате в этом случае ждать не придется. Вообще, пока твои дети не вырастут и не покинут твой дом, абсолютного порядка в нем тебе достичь не удастся. Поэтому расслабься и не лезь в бутылку из-за того, что его комната выглядит как после взрыва на макаронной фабрике. Твое слишком ревностное отношение к порядку в его комнате может вызвать у ребенка отчуждение от нее. Маленькому ребенку дороже всего постоянство и стабильность. И у него есть свои представления о том, где и что должно лежать в его комнате. Поэтому его комната должна иметь статус примерно как у Ватикана в Италии, то есть он должно быть государством в государстве, но без таможни и колючей проволоки. В этом «государстве» должны быть свои законы и, самое главное, суверенитет. Ты ведь не хочешь, чтобы твой ребенок постоянно боролся за независимость своего «государства»? Но, конечно же, даже в этом случае полностью идти на поводу у ребенка нельзя и порядок в его комнате надо наводить. Но прежде чем затеять «перепланировку» места нахождения игрушек, нужно это согласовать с ребенком. Опять же, ты должен знать, что если ты каждый день наводишь порядок в детской, а твой ребенок каждый день аккуратно все это разбрасывает, то это О ЧЕМ-ТО говорит. И надо найти разумный компромисс, который удовлетворит обе стороны. Ребенок должен четко понять, что ты от него хочешь. Ты можешь ему сказать: «Убери в комнате!». С твоей точки зрения комната после уборки должна выглядеть как больничная палата. Но детей, во-первых, совершенно не интересует – что скажут об их неряшливости другие люди. Во-вторых, грязь им не так неприятна, как взрослым. Поэтому с его точки зрения уборка комнаты может означать только расширение прохода от двери до кровати. Если же ты хочешь от своих усилий по наведению порядка, получить желаемый результат, то инструкции должны быть подробными и четкими. Тогда у тебя с ребенком не будет разногласий по результатам.
Письмо, в котором мы расскажем тебе как правильно дарить подарки своему ребенку и покупать игрушки.
Часто родители теряются в целом море вопросов: «Как поставить пределы требованиям ребенка?», «Как вести себя, когда он просит, что-нибудь купить?», «Как реагировать на его грубый эгоизм?» Многие люди откупаются от своих детей, даря им дорогие игрушки для того, чтобы их не мучила совесть – из-за того, что они не чувствуют достаточную любовь к нему (или же из-за внутреннего неприятия ребенка). А потом не знают, как остановить этого молодого «капиталиста». Сынок! Ни в коем случае нельзя обманывать ребенка и обещать заведомо невыполнимые или же неприемлемые с твоей точки зрения вещи (лишь бы СЕЙЧАС отвязался). Ребенок никогда ничего не забывает. И если ты ему что-то обещал – ты ОБЯЗАН это сделать. Иначе ребенок перестанет тебе верить. Хуже, чем обещать и не выполнить – с точки зрения ребенка нет ничего. Если ты пообещал своему ребенку что-то купить и выполнил это, то и обещания относительно наказания ребенок будет уважать. А, во-вторых, эта сладкая конфета для ребенка поможет ему смириться с горькой пилюлей от необходимости выполнять твои установления. Также очень важно никогда не делать ребенку подарки для того, чтобы добиться послушания. Это настолько плохо, что даже вроде бы и говорить об этом не надо – всем должно быть и так понятно. Но, к сожалению, это далеко не так! И люди все равно делают это, выращивая из мелких вымогателей, каковыми являются все дети, в крупных и наглых, которые всю жизнь сидят на шее у родителей и считают, что так и должно быть. Ну что ж, по Сеньке и шапка! Избалованный ребенок принимает как должное то, что мы считаем особой уступкой ему. Такой ребенок ведет себя как государь на троне, а к родителям относится как к слугам у своих ног. И анализ показывает, что такие дети отличаются пугающим отсутствием независимости. Они целиком полагаются на родителей и по-детски не способны примириться с отказом от чего-либо. Они иной раз так отчаянно жалуются и плачут из-за пустяков, как будто речь идет о жизни и смерти. Они упрямы и не способны на компромисс, а это признак психологической незрелости. Одно из самых важных отличий психологически взрослого человека – умение от чего-то отказаться. Понятно, что когда мы не можем получить желаемое, и вынуждены от этого отказаться, это весьма неприятный процесс. Но мы все-таки идем на это и таким образом адаптируемся к реальности. Ребенок делать это не может и пройдет масса времени, пока он этому научится. Мне представляется, что если ребенок получает что-либо не жизненно-важное (а жизненно-важными являются еда, одежда, предметы его детского быта), то он должен знать, что это дается ему не за красивые глазки, а что это его своеобразный заработок. И что родители вовсе НЕ ОБЯЗАНЫ ему это покупать. Но так как они его любят, так как он себя ведет так, как они хотят, то он получает от них подарки. Он должен привыкнуть к мысли, что все на белом свете имеет свою цену, за все приходится платить, что полученные им игрушки – его честный заработок. Тогда он будет ценить их и не будет закатывать истерики в магазине игрушек. Так просто, совершенно без повода, дарить игрушки – только развращать ребенка, укреплять его в мысли, что это ему положено по праву рождения. Твой ребенок должен знать, что он не обязательно получит все, что просит. Но он может свободно высказать свои желания, не боясь услышать: «Ты что, совсем обнаглел? Мы только вчера купили тебе игрушку!» У ребенка всегда загораются глаза в магазине игрушек: ведь столько вокруг замечательных вещей, которые хочется иметь. Из-за этого могут возникнуть трудности. И если вы идете покупать игрушку для кого-либо, но не для своего ребенка, то для того, чтобы не было скандала в магазине, к этому надо заранее готовиться. С ребенком надо договариваться. Например, сказать ему следующее: «Мы идем покупать подарок на день рождения твоему другу, тебе мы там ничего не купим. Договорились?» При правильном применении этого принципа, игрушки вполне могут стать рычагом воздействия на его поведение. Например, если предстоит поход к зубному врачу (а это мероприятие обычно проходит с огромным количеством децибел!), надо превратить его в условно-приятное мероприятие. Ребенок, естественно, знает, что удаление зуба неизбежно. Но очень не хочет испытывать боль. И чтобы ему было легче решиться на это, надо договариваться с ним примерно так: «Если ты мне принесешь зуб и перенесешь этот процесс достойно с МИНИМУМОМ слез, то ты получишь то-то и то-то».
Письмо, в котором мы расскажем тебе - как общаться с ребенком.
Понятно, сынок, что если ты решил привести в этот мир ребенка, ты должен посвящать достаточно большую часть своей жизни общению с ним и его воспитанию. Если у тебя есть свободное время, то он ИМЕЕТ ПРАВО хотя бы на его половину. Естественно, ты занятой человек. И ты можешь считать, что у тебя нет достаточного времени для общения с ребенком. Но это может быть только отговоркой! Как показывает анализ, многие отцы (к сожалению, в последнее время даже мамы) прикрываются занятостью на работе для того, чтобы не заниматься ребенком. И их встречи с ним напоминают мимолетное свидание. Понятно, что если ты хочешь остаться со своим ребенком на расстоянии и быть с ним холодным, то это самая лучшая политика. Но если ты хочешь, чтобы твой ребенок стал тебе другом, без общения с ним тебе не обойтись. И давно известно, что если человек очень чего-либо хочет, то обязательно найдет время для реализации. Поэтому нам всегда вспоминаются плакаты, которые часто висели в советские времена в кабинетах чиновников: «Желание – тысяча возможностей, нежелание – тысяча причин!» И это действительно так. При желании ты всегда найдешь время для общения с ребенком. Пусть его будет только полчаса. Но это, безусловно, благотворно скажется на его развитии. Если тебе действительно некогда, то надо обязательно извиниться перед ребенком за то, что ты не можешь ему уделить даже немного своего времени. И пообещать заняться им тогда, когда ты сможешь. И если ты выполнишь свое обещание, то ребенок будет с нетерпением ждать этого момента, пусть даже он будет редок. Когда ты будешь дома, и ребенок обратится к тебе с каким-либо вопросом или же за помощью, НИКОГДА нельзя отмахиваться от него, как от назойливой мухи. Пусть только на несколько минут, но ты должен переключиться на его проблемы, дать совет, помочь в чем-то. Во время разговора надо присесть на корточки так, чтобы твое лицо и лицо ребенка были на одном уровне. Для ребенка это будет признанием его равноправным партнером в разговоре. Ты не можешь знать все, поэтому, вполне возможно, что не сможешь ответить на какой-нибудь вопрос своего ребенка. И признаться в этом не грех. Ни в коем случае нельзя лгать ребенку. Можно недоговаривать о чем-то, о чем ему нельзя пока знать. Но не лгать! Правда из-за этого дети считают взрослых достаточно странными существами, которым почему-то хочется скрывать значение некоторых слов. Самое лучшее, что можно сделать для ребенка – внимательно выслушать его. Если ребенок что-то говорит тебе, то постарайся его не перебивать. Ведь он тебя не перебивает тогда, когда ты ему что-то говоришь! Понятно, что он чувствует свою зависимость от тебя. Но ты не должен пользоваться этим своим преимуществом. Если же ты еще будешь «зеркалить» его, то есть повторять и обобщать его слова (ты сказал…., а это значит….), то он поймет, что родитель его ДЕЙСТВИТЕЛЬНО слушает, задумывается над тем, что он сказал. Если же ты хочешь донести до ребенка что-то, то выясни – понял ли он то, что ты сказал. Только в этом случае «зеркалить» нужно в другую сторону (Я тебе сказал то-то и то-то. А это что означает?)
Письмо, в котором мы расскажем тебе о воспитующей роли игр.
Большинство игр у детенышей животных - вариации на три главные темы: "хищник-жертва", "брачные партнеры", "родители-дети". Лишенные игр детеныши животных вырастают агрессивными и трусливыми. Их реакции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, мирно жить в стае, достается и их детенышам. Фактически это как бы преступники в мире животных. Наши дети тоже через игры проходят свои собственные университеты. Сынок! Ты должен четко понять, что игра для твоего ребенка – ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЕ дело. Игра для ребенка то же самое, что для взрослого человека работа. Если твой ребенок не будет целыми днями играть, то это повод серьезно встревожиться. Если он в любую свою деятельность не вносит элемент игры, то это говорит о серьезной деформации процесса его психологического развития. Причины, которые заставляют ребенка играть – это прежде всего любопытство и потребность активно действовать. Из этого «сырья» дети создают самое главное свое богатство – интересы. Играя, дети учатся также и умению развлекаться, что в современном мире, где очень много свободного времени, является очень важным навыком. Жизнь полная радостей, тем и отличается от пустого, бессмысленного и расточительного существования, что она заполнена множеством ИНТЕРЕСных дел. А склонности и интересы ребенка в значительной степени формируются во время игры. Для ребенка игра – это одно из наиболее важных дел в жизни в это время. Через игру он учится управлять своим телом, осваивает принципы взаимодействия с предметами, знакомится с ними. И чрезвычайно важно, чтобы это изучение приносило ему удовольствие, чтобы оно у него получалось. Поэтому родители должны очень внимательно следить за этим процессом, чтобы незаметно ему помогать, чтобы у него как можно чаще появлялось ощущение, что у него получилось, он сделал это. Поэтому надо относиться к играм своих детей очень серьезно. Подбор игрушек должен быть поставлен тобой на научную основу. И нужно сделать так, чтобы нежелательные игрушки не только не покупались вами, но и не дарились родственниками и друзьями. Например, до 3 лет (а лучше до 5) ребенку нельзя дарить игрушечное оружие. Он и так (хоть и мельком) видит на экранах телевизоров те или иные сцены насилия с применением оружия. И может решить, что, даря оружие, родители хотят, чтобы он тоже стал таким. Если ты с ребенком играешь в какую-либо игру (например, в шашки), то надо очень умело ему ПОДДАВАТЬСЯ! Когда ты был маленьким, к нам часто приходили друзья. И один из них, Володя, любил с тобой играть в разные игры. И он делал это с азартом, он изо всех сил старался у тебя выиграть. И действительно выигрывал! Мы же при этом постоянно ему говорили, что он не умеет играть с детьми. И мы помним, что он очень удивлялся нашим словам – ведь со своей точки зрения он так хорошо играл! Он совершенно не думал о том, что если ребенок будет все время проигрывать (а так и бывает обычно, если он играет с более опытным взрослым), то он или просто отказывается с ним играть. Или разочаровывается в своих способностях. Кстати, он потом говорил, что до того, как не посмотрел – как мы воспитываем ребенка – он не знал, как надо любить ребенка! Ты, сынок, конечно же видел мультипликационный фильм “Том и Джерри”, где собака Спайкс учила своего щенка. Щенок гонял Тома, которого Спайкс заставил подыгрывать ему. Щенок начинал лаять, а кот “в ужасе” забирался на дерево. А Спайкс говорил: “Сынок, у тебя ОПЯТЬ ПОЛУЧИЛОСЬ!” Для ребенка этот обман незаметен, но в результате у него формируется уверенность: “ Я МОГУ справляться с возникающими ситуациями - у меня это уже несколько раз получилось!” И ребенок таким образом “иммунизируется” к неизбежным будущим неудачам. Когда мы с тобой играли в ту или иную игру, то воспринимали это как свою РАБОТУ и свою родительскую обязанность. Конечно же, наши навыки и наши способности в той или иной игре в то время не шли ни в какое сравнение с твоими. И мы победили бы тебя даже в твоей любимой игре. Но если бы мы так поступили, то вырастили бы неудачника, который был убежден, что за что бы он ни взялся, у него все равно ничего не получится. Мы понимали, что нужно очень тонко тебе поддаваться для того, чтобы ты получил успех. Но мы знали, что и переусердствовать в «игре в поддавки» нельзя. Ты должен был приучиться побеждать, прилагая при этом максимум своих сил для этого. Мы знали, что чем больше ты будешь побеждать в таком режиме, тем стеничнее и более иммунным к неудачам будешь. И мы в нужные моменты игры очень тонко, глубоко рассчитано, делали ошибку для того, чтобы ты, в конце концов, выиграл партию. И мы строили свою игру так, чтобы ты и не заподозрил обман и не начал почивать на лаврах. И через некоторое время ты начал честно ВЫИГРЫВАТЬ У НАС! Теперь ты, сынок, наверное, понимаешь, какая это важная работа – игра с ребенком! Ты также должен знать, что современная психология считает, что когда 3-4 летний ребенок играет своими половыми органами, это вполне нормальное явление. Это явление примерно такого же порядка, как его недавние игры со своими пальчиками или с колокольчиком, который был подвешен над его кроваткой. Любопытство – врожденное человеческое качество, и оно позволяет ребенку открыть уйму интересных для него вещей, в том числе и в своем теле. И его ни в коем случае нельзя подавлять запретами (Писю трогать нельзя!) или страхами (будешь трогать писю, она у тебя отвалится). Самое лучшее, что можно сделать в этом случае – отвлечь ребенка на что-либо или же нагрузить каким-либо делом. Не надо быть профессором педагогики, чтобы понять, что попытка подавить проявление полового инстинкта ни в коей мере не уничтожает желания, которые за ним скрываются. Если ребенок занимается мастурбацией, это скорее благо для него, чем зло. Он должен научиться наслаждаться своим телом, через свое тело получать удовольствие. Тогда, став взрослым, он сможет получать удовольствие и от половой жизни. Нельзя сужать ему исследовательское поле только его игрушками. И хотя сейчас появилась масса красивых и развивающих игрушек, ребенку надо оставить возможность поиграть и поисследовать бытовые вещи – ведь ему ими потом придется пользоваться. Да к тому же через них он будет изучать мир взрослых людей. И даже если он будет исследовать эти вещи разрушающими методами, ничего страшного в этом нет – научная работа всегда финансовоемка. Говорят, что у А.Эйнштейна все игрушки жили ровно столько времени, сколько ему требовалось для того, чтобы добраться до инструментов и исследовать с их помощью внутреннее строение. Родители ему в этом не мешали. И ведь как ему это помогло – даже атомы в конце концов разобрал до энергии.
Письмо, в котором мы расскажем тебе о том, как относиться к плачу твоего ребенка.
Сынок! Твой ребенок обязательно будет плакать! Это связано со многими причинами. Понятно, что плач ребенка будет разрывать и твое сердце, и сердце твоей жены. К плачу надо относиться как к явлению природы, например, к дождю. Слезы нисколько не вредны для ребенка. Например, в младенчестве чем больше ребенок плачет, тем больше у него развиваются легкие. И у него в это время нет другого способа сообщить миру о своих проблемах. Если же детский плач раздражает тебя, то вряд ли ты сможешь стать хорошим родителем, как бы тебе этого не хотелось. Если тебе удастся спокойнее относиться к крику ребенка, то половина проблемы решена. А вторая половина проблемы – понять, что его беспокоит и постараться эту причину устранить. Чаще всего новорожденные плачут из-за проблем, связанных с кишечником и, в частности, с газами. И вполне четко доказано, что они не причиняют ребенку вреда. Даже замечено другое – газов больше у тех младенцев, которые лучше прибавляют в весе. Дети, которые много плачут, при этом прекрасно развиваются, причем иной раз даже быстрее, чем более спокойные дети. Жизнь ребенка трудна и полна проблем (хотя, может быть, с точки зрения взрослых она беззаботна и напоминает райскую). У него есть свои влечения, желания и потребности, которые родители или не понимают или игнорируют или подавляют. Ребенку часто приходится страдать от огорчений. Нет такого дня, чтобы какой-либо его порыв не был подавлен. Со своей точки зрения он считает себя совершенно бесправной личностью. И иной раз беспросветная глупость, настырность и авторитарность родителей «достает» его! И у него может быть истерика. Если же учесть, что сильная сторона (родители) не склонны признавать свои ошибки (или же не считают их ошибками), то понятно, что ребенку приходится очень тяжело. Но сделать он с этим ничего не может. Поэтому для достижения своих целей он на полную катушку пользуется тем, что родители его любят и сердце их разрывается при виде этих слез. А через пять минут он может смеяться, начисто забыв о том, что он только что плакал. Дети – это экстремисты, особенно относительно слез. Они плачут, тянут к нам свои ручки, смотрят на нас полными слез глазами, надувают губки. Это связано с тем, что дети делают все возможное, чтобы привлечь внимание родителей. Даже если это внимание будет отрицательным. Если ты не проводишь с детьми определенное время, то они обязательно найдут способ напомнить о себе тем или иным способом и чаще всего слезами. Они используют свои слезы как ядерное оружие и шантажируют им слабых и боязливых. Они точно знают, когда надо заплакать. Им известно о твоих реакциях столько, что они знают, что надо сделать для того, чтобы ты в нужное им время сказал: «Да!» Но, сынок, когда увидишь такую картину, ни в коем случае не сдавайся! Если уж ты решил, что ребенку что-то делать нельзя, то твердо стой на своем. Иначе ты проиграешь не только этот «бой», но и всю «компанию». У ребенка вполне могут быть приступы дурного настроения, которые проявляются в капризах и «немотивированной» агрессии. Плача, ребенок постоянно переходит от призыва о помощи к отчаянно гневному протесту. И если они появляются не часто, то можно не обращать на это внимание, понимая, что рост и развитие (со стороны ребенка) и его воспитание (со стороны родителей) – сложнейший процесс, в котором обязательно будут непонимания и ошибки с обеих сторон. Поэтому не реагируй на неизбежные приступы гнева и истерики ребенка. И он скоро перестанет тратить на это энергию. Вполне можно утверждать, что если твой ребенок ни разу не гневился на тебя, то ты плохой родитель. Если родители постараются сделать его жизнь комфортнее, то таких истерик станет меньше. Если же такие вспышки раз за разом повторяются, то надо ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО отнестись к этому и понять – что происходит. Если родители будут тупо следовать предписаниям относительно еды, сна, игры, не корректируя их относительно индивидуальности ребенка, то это в конце концов приводит его к агрессии относительно родителей. И чем раньше ты «разрулишь» ситуацию, тем лучше для всех, так как это может привести к неврозу у ребенка (да и у тебя). Но, опять же, нужно быть очень осторожным в проявлении своей заботы о ребенке. Если количество капризов растет и «размножается», то вполне возможно, что ребенок понял, что через них он может повлиять на поведение родителей и добиться желаемого. Вполне возможно, что как-то во время капризов родители сделали что-то, что входило в планы ребенка. Например, многие родители делают ошибку, когда берут ребенка на руки из кроватки только тогда, когда он плачет. Он быстро сообразит – плач действует на родителей. И будет применять это оружие – надо, не надо. И если он понял, что в случае необходимости сможет воспользоваться этим, то он ОБЯЗАТЕЛЬНО сделает это. И эту педагогическую ошибку потом достаточно трудно исправить из-за того, что чем больше было положительное подкрепление капризов со стороны родителей, тем более отчаянно ребенок будет держаться за этот рычаг воздействия на поведение родителей. Ребенок живет в «здесь и сейчас». Поэтому все, что дает немедленное удовлетворение он «приветствует» и старается пользоваться им на полную катушку Ты должен знать, что раз ты в той или иной мере манипулируешь своим ребенком, то и он это обязательно будет делать. Если ребенок начал капризничать, то самое лучшее, что можно сделать в этом случае – оставить его одного в своей комнате или же в стороне, а самому заняться своими делами так, как будто ничего не случилось. А когда он это прекратит, то скажи ему, что тебя огорчило такое его поведение и что ты надеешься, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. В любом случае ни одному родителю никогда не удастся оберечь свое чадо от всех разочарований. И даже если бы это было возможно, этого не следовало бы делать. Через эти разочарования (в безопасной среде, каковой является семья) он будет готовиться к неизбежным разочарованиям, которые возникнут тогда, когда он выйдет в большой мир. Если ребенок упал и плачет, то его поднимать нельзя (только если он сильно расшибся или же поранился). Если же он просто упал, то надо подойти к нему и сказать, что он сам виноват в том, что был не внимателен и не заметил преграды, что его предупреждали, а он не послушался и не обратил внимания на нее. После этого внушения надо ЗАСТАВИТЬ его встать самому. Если же он все равно упирается и не хочет вставать, реагируя на призыв родителей еще более сильным ревом, то обязательно надо дать ему по попе. Но, понятно, что нельзя пренебрегать чувствами ребенка. Если он упал и ударился, то, конечно же, ему больно. Можно не помогать ему встать на ноги для того, чтобы он получил урок, который поможет ему в будущем быть осторожнее. Но нельзя говорить ему: «Вставай, тебе не больно!»
Письмо, в котором мы расскажем тебе – как справиться с энурезом. Сынок! Если твой ребенок просыпается утром в мокрой постели, то это не значит, что у него болезнь. Если у него не было травм позвоночника и нет тяжелых болезней мочевыделительной системы, то энурез чаще всего является рычагом достижения ребенком своих эгоистических целей. Каждый ребенок рождается незрелым с точки зрения физиологии. У него очень ранимая и слабая нервная система, кожа, которая не выполняет своих функций в полной мере и так далее и тому подобное. И в это время он совершенно не умеет произвольно пользоваться кишечником и мочевым пузырем. В первые дни его жизни они опорожняются почти без всяких задержек. Потом эти системы постепенно созревают сами по себе и становятся способны к «накоплению». И через некоторое время они становятся настолько зрелыми, что родители успевают принять меры и облегчить себе работу по стирке пеленок. Ребенка невозможно научить пользоваться туалетом, пока ему не исполнится 13 или 14 месяцев. А лучше подождать до17-18 месяцев. А контроль за мочевым пузырем начнется несколько позже. Но ночью, когда ребенок глубоко спит и расслаблен, этот контроль и со стороны его организма и со стороны родителей становится невозможен. И постель еще в течении долгого времени может быть утром мокрой. Считается, что это совершенно нормально до 3-х летнего возраста. Обычно с течением времени неприятности с мокрой постелью проходят сами по себе. Но иногда эта напасть сохраняется аж до подросткового возраста. Поэтому примерно с 3-х летнего возраста в этом вопросе надо относиться к своему ребенку как к совершенно здоровому, но очень ленивому существу. Мы считаем энурез дурной детской привычкой, от которой довольно легко можно избавиться, если следовать некоторым рекомендациям. И надо начать приучать его к контролю мочевого пузыря даже ночью. Большую роль в развитии энуреза играют усилия родителей, когда они начинают приучать своего ребенка к горшку. Понятно, что для того, чтобы включится в общество, это очень полезный навык, особенно в таком пуританском, в котором мы живем. Ученые пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку приводит к повышенной нервозности во взрослом состоянии. А его характер становится анальным (по определению Фрейда, которое означает, что такой человек становится крайне упрямым и помешанным на чистоте). Поэтому приучение к горшку должно быть очень демократичным. Если через 10 минут бесполезного сидения на горшке, ребенок не выдаст ничего, а затем, как только встанет, наделает в штанишки, то можно только вздохнуть и разработать новые стимулы к тому, чтобы он согласился отдать содержимое мочевого пузыря или кишечника горшку. Понятно, что через это сопротивление он демонстрирует свою независимость. Анализ неудач в лечении детей от энуреза показывает, что практически никогда не учитывается, что ребенок является сложной личностью со своими личными потребностями, что его поведение сложно замотивировано. Когда врачи назначают лечение, то никогда не привлекают к этому родителей. Тебе необходимо воспринимать энурез у своего ребенка как комплексную проблему, избавление от которой зависит во многом не только от твоих усилий, но и от доброй воли ребенка. Многие родители, для того, чтобы предупредить энурез, берут себе за правило ночью будить своих детей, заставлять их помочиться или в горшочек или же ведут их в туалет. Так вот – это абсолютно бесполезная и вредная процедура! Во-первых, родители замечают, что когда они поднимают своего ребенка и заставляют их помочиться, мочи у них бывает – кот наплакал! Ребенок мочит постель не потому, что в пузыре накопилось много мочи, а (первая причина) потому, что он очень глубоко спит, и у него расслабляются все мышцы, в том числе и сфинктеры мочевого пузыря. Многие родители отмечали в этом плане, что ребенок, когда его ночью поднимают, «как вареная макаронина», то есть ему даже идти в туалет тяжело – настолько он расслаблен. И в большинстве случаев он об этом ночном «подвиге» ничего не помнит. Они также замечали (вторая причина), что чуть ли не сразу после этого героического «похода» в туалет, он «прудит» в свою постель. И иной раз ОЧЕНЬ большим количеством мочи! Напрашивается мысль, что он, зная, что мама сейчас придет, придерживал свою мочу. Но, как только это мероприятие проходило, он выполняет свою задачу – намочить постель. То есть этот факт позволяет нам еще лучше понять, что энурез – не такая простая штука, как говорили советские врачи. Он бессознательно ребенку нужен для достижения своих целей. Так какие же у него могут быть цели? Психологами установлено, что энурез развивается у детей в тех семьях, где давят их индивидуальность, когда подавляют любознательность. Выяснено также, что частенько родители бессознательно желают, чтобы у ребенка продолжался энурез. Это помогает им решить свои собственные проблемы. Если они считают, что ребенок болеет, то этот факт их консолидирует и заставляет забывать о своих разногласиях – до тех пор, пока ребенок не выздоровеет. Но избавиться ему от мокрой постели они не позволят! В противном случае придется решать свои проблемы. А от этого и до развода недалеко. Также замечено, что энурез может быть специфической реакцией на половую жизнь родителей, если она происходит в одной комнате с ребенком. Даже если твой ребенок спит, в него входит информация из окружающего мира. А так как он ничего не может с этим поделать, то почему-то решает, что мокрая постель является достойной формой протеста. Третьей причиной, которая оказывает серьезное влияние на появление энуреза, является то, что очень многие дети боятся темноты. И ради такого неважного дела – сухой постели, он, конечно же, не будет идти на риск. Поэтому, ночью, когда мочевой пузырь переполняется, перед ребенком встает серьезная дилемма. Надо или открыть глаза посреди темноты (а это очень страшно), встать и сходить в туалет (а это очень тяжело) или же описать постель. Если он все же преодолеет свои лень и страх, то утром проснется в сухой постели и будет радоваться этому. Но это будет очень нескоро - только утром. И его В ДАННЫЙ МОМЕНТ это не волнует! Если же он принимает решение напрудить в постель, то избавляется от страха и тяжелой работы. Конечно же, ребенок чаще всего выбирает легкий путь. В свое время я очень часто лечил детишек с энурезом. И разработал систему, которая практически ВСЕХ детей избавляла от этой напасти. И я, сынок, предлагаю тебе в борьбе с энурезом у своего ребенка, эту систему. Все нижеследующие положения очень важны, т.к. обеспечивают комплексное воздействие на ребенка. Выполнением только одного пункта или же нескольких из предлагаемого списка, ты ничего не добьешься. Строго, скрупулезно выполняй ВСЕ ЭТО в течении месяца и твоему ребенку не останется ничего, кроме как научиться контролировать свой мочевой пузырь. 1.Прекрати поднимать ребенка ночью. Он должен знать, что надеяться ему в этом деле не на кого, и если он сам не будет контролировать себя, то никто ему в этом не поможет. Если ребенок ночью описался, то ни в коем случае не меняй ему постель - пусть отвечает за последствия своих поступков и спит в этом "болоте". Сделай так, чтобы он не смог содрать простыню или же что-либо подложить на мокрое место. Но здесь очень важно, чтобы ночью он ни в коем случае не мёрз. Поэтому он должен укрываться очень теплым одеялом. 2. Ночью возле его постели обязательно должен гореть ночник, а под его постелью находиться ночная ваза (даже если до туалета всего три метра!) Во-первых, из-за этого он не будет бояться темноты. И решится чуть приподняться с постели и пописать в горшочек ему тоже будет легче. 3. После 5 часов вечера ребенок должен выпить только один стакан жидкости (суп входит в это количество). Желательно чтобы это был клюквенный морс, т.к. он обладает мочегонным воздействием и выводит излишки воды из организма до того, как настанет время сна. 4. Постарайся ограничить деятельность твоего ребенка после 8 часов вечера спокойными играми. От энергичных игр ребенок сильно устает и поэтому очень глубоко и сильно засыпает. К тому же из-за повышенного расхода энергии в организме у него образуется большее количество жидкости. 5.Ребенок обязательно перед сном должен сходить в туалет, даже если он это сделал 20 минут назад. 6. Перед тем, как лечь в постель ребенок обязательно должен делать самовнушения на то, что он проснется утром сухим: "Я хочу сегодня всю ночь спать сухим! Всю ночь мой мочевой пузырь будет крепко-крепко закрыт! Я утром проснусь в сухой, теплой, уютной постели! Мне приятно спать в такой постели. Если я проснусь мокрым - значит я еще маленький. Но я докажу всем, что я взрослый и что я могу и хочу управлять своим мочевым пузырем. Я утром обязательно проснусь сухим!" Эти самовнушения должны делаться осознанно и с хорошим настроем, каждую фразу он должен говорить продуманно, но никак не из-под палки. 7. В первые дни приучения к ночному контролю мочевого пузыря, как только ребенок крепко уснет, осторожно возьми его за мизинец и шепотом скажи: "Спи спокойно, это я - твоя мама (или папа). Ты сегодня будешь спать всю ночь с крепко закрытым мочевым пузырем. Если надо, то ночью легко встанешь и сходишь в туалет. Ты очень хочешь доказать всем, что ты уже взрослый и можешь управлять своим мочевым пузырем. Если ты проснешься утром сухим, то очень нас обрадуешь этим!" А теперь самое главное! Так как ты считал, что энурез - это болезнь, то конечно же ребенок не получал никаких неприятных последствий от своего ленивого ночного решения. Но, наоборот – от этого он получал вполне ощутимые дивиденды. Думая, что ребенок больной, ты, скорее всего, его немного баловал, давал конфеты делал какие-то другие послабления. Через это он привлекал дополнительное твое внимание (которого, как он считает, лишился, например, из-за рождения другого ребенка). Разве не являются дивидендами походы по врачам в компании с мамой, если ребенок считал, что мама его совсем забросила? Исходя из этого, у него нет никакого стимула для того, чтобы выработать привычку сдерживать мочевой пузырь в постели. Ему не надо стирать постельное белье и трусишки, ему не стыдно перед друзьями и т.д. и т.п. Если он описает постель, то мама сменит белье и ему не придется спать на мокром месте. Что же надо сделать в первую очередь для того, чтобы ребенок научился спать в сухой постели? Естественно, ребенок должен знать твое новое мнение об энурезе. На семейном совете, когда соберутся все значимые люди (родители и те из дедушек, бабушек, которые принимают непосредственное участие в воспитании ребенка и в курсе его энуреза), надо подробно объяснить ребенку, чем является энурез с вашей точки зрения. На этом собрании надо внушить своему ребенку, что он уже взрослый, что он уже многое умеет и делает это как взрослый. И что он вполне может справиться с мокрой постелью и оправдать ваши надежды. И надо договориться с ним на те новые меры, которые вы все вместе будете применять для искоренения этого «зла». Очень важно: он должен согласиться на это! Если после начала новой политики относительно энуреза ребенок описался, то это говорит о том, что он бессознательно сопротивляется лечению. Ему, конечно же, намного удобнее и привычнее писать в постель и он добровольно сам не захочет от этого удобства отказываться. Для того, чтобы проверить - действительно ли родители решительно настроены против его мокрой постели, он как бы бросает "пробный шар" - ну-ка, посмотрим, как они отреагируют, может быть можно жить так, как жил раньше и не утруждать себя. Понятно, что он это делает не на пустом месте. Он имеет достаточно серьезный опыт изменения поведения родителей в нужную ему сторону. Скорее всего, раньше вы с женой зачастую поддавались требованиям ребенка - если он требовал чего-то, а вы говорили - "Нет!", он закатывал истерику и, в конце концов, добивался своего. И в настоящий момент он продолжает гнуть свою линию, отстаивать свои удобства, ожидая, что вы и сейчас плюнете на это дело и все останется на своих местах. Будьте очень бдительны и не поддавайтесь на "провокации"! Это чрезвычайно важный момент в лечении и ты должен очень решительно показать своему ребенку твердость намерений. При обнаружении утром мокрой постели ни в коем случае не ругай ребенка. Но, конечно же, и оставлять это без внимания тоже нельзя! Надо строго сказать, что он сам виноват в этом, что он опять поленился, что мог, но не захотел встать среди ночи и пописать в горшочек. И сказать, что сегодня он будет наказан. Для этого необходимо создать систему стимулов и антистимулов. Например, после каждой мокрой постели лишать его сладкого на этот день. Или же лишить его привычных льгот, без которых он в принципе может обойтись, например, игры на компьютере или же игровой приставке. Внимание! Нельзя лишать его жизненно важных вещей, например, еды или прогулок на свежем воздухе. Если утром тобой будет обнаружена мокрая постель, то надо заставить ребенка самому снять постель, сменить трусишки и отнести их в бак для грязного белья. После этого он должен сам помыть кожу от остатков мочи. Так как ты будешь использовать всю эту систему тогда, когда ребенку будет больше 3 лет, то он вполне может с этим справиться. Только на первых порах надо стоять рядом и контролировать процесс. А вот вечером должно произойти самое главное! Примерно за час до сна надо заставить ребенка постирать грязные простыню и трусишки. Эту процедуру надо обставить как можно более тщательно. Стирать ребенок должен в тазике, но ни в воем случае не в стиральной машине. Понятно, что тебе все это потом, когда ребенок заснет, придется перестирать. Это не так важно! А важно то, что когда он хорошенько помучается, то ему через усталые руки войдет желание сдерживать этой ночью свой мочевой пузырь. А так как эта процедура производится прямо перед сном, то впечатление будет очень ярким. Если же он и на второй день описается, то надо лишить сладкого или же этих льгот уже на два дня вне зависимости от того, что в другую ночь он будет спать сухим. Но нельзя его лишать этих лгот сразу на неделю. Такие радикальные меры только ухудшат ситуацию, лишая ребенка стимула – когда еще неделя пройдет! Мощное оружие в борьбе с энурезом в ваших с женой руках - лишение ребенка своей любви. Вы должны сказать ему, что если он описал свою постель, то это говорит о том, что он совершенно не считается с вашим мнением и вашими просьбами, что он поступает как злостный лентяй и упрямец. Естественно такой он вам не нравится и что вы его таким не любите. Как показывает анализ неудач в лечении моих маленьких пациентов, обычно это было связано с нарушением моих рекомендаций. Поэтому, если ребенок все-таки упорно продолжает писаться в постель, подумай: «А в чем дело? что ты недоделал, где сделал не так? почему ребенок настырно гнет свою линию?» Может быть, он нашел разногласия между тобой и женой? Или же между вами и дедушками с бабушками? И решил этим воспользоваться? И если ты придешь к выводу, что такие противоречия есть, то постараться сделать все, чтобы они исчезли. Вообще, чем более творчески ты подойдешь к этому делу, тем быстрее и легче добьешься своих целей.
Письмо, в котором мы расскажем тебе о проблемах, связанных со сном твоего ребенка.
Ребенок рождается без того ритма сна и бодрствования, к которому привыкли взрослые люди. И в первые недели жизни для него все равно – что день, что ночь. У него свои ритмы сна и питания. Поэтому он среди ночи постоянно просыпается. До шести месяцев обычно это происходит два-три раза за ночь, от шести месяцев до года – раз или два за ночь, от года до двух – один раз за ночь. Но потом родители постепенно формируют у него ритмы, удобные ДЛЯ СЕБЯ. Если они это не делают или делают неправильно, то в дальнейшем могут появиться проблемы с засыпанием. Если у тебя возникли проблемы с засыпанием ребенка, то надо понять: почему это происходит? Если он не ложится спать спокойно, если каждый отход ко сну становится проблемой для родителей, если он, пока заснет, выведет из себя всех домашних, то это происходит не так просто и не на пустом месте. Возможно, что он просто боится темноты. Этот страх перед темнотой и сном может быть спровоцирован какими-либо страшными фильмами или же сказками. Из-за этого у него очень часто появляются страшные сны, где за ним гонятся, его хотят убить и так далее и тому подобное. Ребенок не отличает сон от действительности. И если сновидения страшные, то он будет делать все для того, чтобы оттянуть страшный миг встречи со страшной РЕАЛЬНОСТЬЮ. Кроме страха перед темнотой есть еще несколько факторов, которые заставляют его тянуть со сном. Лечь спать для ребенка зачастую означает, что он должен расстаться с каким-либо интересным занятием и покинуть приятное общение. Если ребенок избалован вниманием, то он может просто бояться остаться один. Нежелание идти баиньки может также говорить о том, что ребенок не устал. А это чаще всего связано с тем, что родители с ним мало занимаются, мало его нагружают посильными для него в этом возрасте интеллектуальными играми. Если малышу не хочется спать, то он пойдет на чудеса изобретательности для того, чтобы найти какой-нибудь повод, который позволит ему «помозолить глаза» родителям: то он придет на кухню к родителям за конфеткой, то пятый раз идет мыть руки. Как показывает опыт, если родители его за это нашлепают, то он после этого быстро засыпает. Некоторые дети почему-то так устроены, что даже очень сильно устав, никак не могут заснуть. Их несовершенная нервная система от обилия впечатлений перенапрягается, создавая своеобразный барьер против сна. Таким детям плач просто необходим. Они устают и в конце концов все-таки преодолевают этот антисонный барьер. Но, вполне понятно, что желательно не пользоваться такими методами! То, что волнует ребенка и заставляет его бояться остаться одному, так и останется скрытым. И завтра вечером все повторится заново. Поэтому, если появляются проблемы с засыпанием, надо спокойно и обстоятельно разобраться вместе с ребенком в этом. Никогда не спеши и ни в коем случае не подгоняй малыша в момент отхода ко сну. Очень важно, чтобы твоя близость с ребенком в эти минуты не была испорчена окриками и раздражением. Как правило дети до 4 лет спят некоторое время днем. Продолжительность дневного сна у всех детей разная. Родители частенько ошибаются, будто дети ОБЯЗАТЕЛЬНО должны спать днем. Он может это делать, если устанет. Если же он бодр и его энергии хватает на целый день, то это вовсе не обязательная процедура! Если ребенок вечером никак не может заснуть, то не надо ему давать спать днем. Даже если он хочет спать, его надо развлекать. Для детей времени не существует. Для них совершенно пустой звук, если ты скажешь, что до сна осталось 15 минут. И для того, чтобы подготовить его ко сну, надо придумать какой-либо несложный ритуал (например, полежи 1 минуту на одном боку, теперь полежи на другом, теперь….) и повторять его ежевечерне. Можно также, как мы это делали с тобой, играючи по зевать вместе. И через некоторое время эта «зевота» превратится в настоящую зевоту. Когда ребенок будет постоянно выполнять этот ритуал, в результате которого он будет засыпать, то это станет условным рефлексом. И даже если ему еще не хочется спать, то этот несложный ритуал, эти привычные действия будут его усыплять. И не надо особенно беспокоиться о том, чтобы создавать полную тишину перед его сном. Большинство детей привыкает именно к тому фону, который обозначает для них безопасность. Поэтому умеренный шум обычной домашней жизни может стать для него намного более приемлемым, чем полная тишина. Да и родителям удобнее жить в квартире, не ходя по ней на цыпочках. Если же ребенка приучить спать в полной тишине, то он будет просыпаться от малейшего постороннего шума. Очень важно перед сном фиксировать внимание ребенка на том хорошем, что произошло за день. Когда он с мамой или папой вспомнит еще раз сегодняшний день, вновь порадуется тому хорошему, что в нем было, он уснет с ощущением того, что оказывается - какой замечательный день сегодня был. И таким образом через эту фиксацию у него закрепится, что все идет очень хорошо, что этот мир прекрасен и удивителен. И, в конце концов, у него сформируется устойчивое оптимистическое отношение к окружающему. И засыпать ему после такой «инвентаризации» будет намного приятнее. Ведь его завтра его ждет еще лучший день, к которому надо хорошо подготовиться.
Письмо, в котором мы расскажем тебе о проблемах, связанных со здоровьем ребенка.
В первые месяцы жизни ребенка родители, и особенно мать, очень сильно беспокоятся о жизни и здоровье ребенка. Я помню, что даже я, врач по образованию, достаточно сильно страдал от приступов тревоги относительно тебя. Ты знаешь, что у меня (папы) в первом браке двое детей умерли от гемолитической болезни новорожденных. А ты родился с кровоизлияниями кожи головы. И мне пришлось в Йошкар-Оле всех врачей поставить на уши, чтобы тебя внимательно осмотрели, так как я боялся, что у тебя тоже что-то не ладное с кровью. Слава Богу, это были кровоизлияния из-за прохождения родовых ходов и они быстро и бесследно прошли. Но потом я частенько подходил к твоей кровати и слушал твое дыхание для того, чтобы убедиться, что с тобой все в порядке. Возможно, что эта излишняя заботливость является специальным механизмом, который природа создает для выживания рода человеческого: с таким уровнем тревоги даже самые неопытные и беззаботные родители начинают со всей серьезностью относиться к своим обязанностям. У детей есть специфические болезни. Но если знать элементарные вещи, то опасность для жизни ребенка минимизируется. И самое лучшее руководство для молодых родителей, которое поможет тебе найти правильные подходы к тем проблемам со здоровьем, которые неизбежно появятся у твоих детей – «Ребенок и уход за ним» американского педиатра Спока. На этой книге безбедно выросли многие и многие миллионы детей уже в нескольких поколениях (в том числе и ты). Даже нам она очень сильно помогала, она нас уСПОКаивала. Ведь сколько бы ты ни знал, все знать невозможно. А цена ошибки, мы это прекрасно осознавали, слишком высока! Не раз было так, что мы начинали паниковать тогда, когда не понимали, что с тобой происходит, и что нам надо делать. Но мы открывали книгу, читали соответствующий раздел, выполняли советы Спока, и проблема снималась. Он советует относиться ко всем неприятностям со здоровьем своего ребенка спокойно и со здоровым оптимизмом: ребенок не так хрупок, как это может показаться. Если бы это было не так, то Человечество давно бы вымерло. Это сейчас педиатрия добилась огромных успехов в сохранении жизни детей. И те условия, в которых растет современный ребенок, ни в какое сравнение не идут с теми, в которых дети росли даже всего сто лет назад. Но даже тогда большинство детей дорастало до взрослого состояния. А это говорит об огромном потенциале выживания ребенка. А он во многом зависит от психологического состояния ребенка. В одной медицинской клинике обнаружили, что выздоровление их маленьких пациентов ускорилось в два раза в случае, если каждый, кто входит в палату к ребенку берет его на руки, споет ему детскую песенку или прочитает маленький стишок. Поэтому, сынок, если твои дети чем-либо заболеют, самое главное, что ты можешь сделать в этом случае – любя, заботиться о них. В этом случае они выздоровеют намного быстрее и легче. И одним из важных факторов, которые обеспечат психологическое здоровье ребенка, является присутствие в доме животного. Когда ты родился, мы тут же завели котенка. Мы считаем, что когда в семье есть животное, ребенок растет более терпимым, сочувствующим к живым существам, с чувством, что мир добр, и его не надо бояться. Это, конечно же, напрямую не связано только с кошкой или собакой, живущей в доме. Но животное, например, компенсирует ребенку чувство одиночества, которое у него может возникнуть тогда, когда родители занимаются своими делами. Если в это время об его ногу потрется мохнатый «психотерапевт», то ребенку будет уже не так одиноко. И других положительных факторов от появления животного рядом с ребенком масса. Также ты должен знать, что во время болезни ребенок ведет себя намного инфантильнее, чем тогда, когда он здоров. И самое плохое в болезнях то, что ребенку может понравиться болеть. Ведь во время болезни ему уделяется намного больше внимания, чем если он здоров. Это колоссальная ловушка, в которую очень часто попадают даже многие взрослые люди. Если ребенок чувствует себя обделенным вниманием, то во время болезни он легко догадывается о том, что можно использовать родителей для получения большей любви. И от твоих действий зависит – будут ли твои дети в полной мере ценить здоровье и питать разумное равнодушие и неприязнь к болезни. Понятно, что для этого здоровье должно приносить им больше дивидендов. И опять же здесь тобой должна быть создана разумная система стимулов и антистимулов, которые естественным образом будут толкать его к как можно более быстрому выздоровлению. Для этого во время болезни тебе надо чаще говорить с ним о той чудесной поре, когда он поправится, пообещать ему на это время множество занимательных дел, какими вы вместе займетесь. Можно даже пообещать ему подарок, который он получит по поводу этого радостного события. Можно рассказывать как можно с большими подробностями – что делают его друзья, чтобы вызвать у него как можно большее желание быстрее присоединиться к ним. И постарайся заполнить то время, когда он болеет, какими-либо делами. Но только не телевизором и компьютерными игрушками. К сожалению, это слишком комфортный вид развлечения, который не требует почти никаких усилий. Понятно, что мы живем в век всеобщей компьютеризации и ребенок должен быть в этом мире, как рыба в воде. Но такие развлечения формируют привычки, которые останутся даже тогда, когда ребенок выздоровеет. Детская психика чрезвычайно склонна к образованию навязчивых связей. К ним относятся тики, навязчивые действия и страхи и так далее и тому подобное. Сами по себе, особенно в самом начале после их появления, эти состояния ничего болезненного не несут. И если они появились, надо основательно разобраться – что могло привести к этому? И что нужно сделать, чтобы стимулировать ребенка к прекращению этого дела? Когда тебе было примерно 4 года, вечером, во время ужина, я (папа) подмигивал тебе и спрашивал: «Как дела, сынуля?» А ты пытался мне подмигнуть в ответ. Но у тебя ничего не получалось - ты пытался делать это сразу обоими глазами. И вот через некоторое время мы заметили у тебя спонтанные моргания обеими глазами. Когда мы тебя спросили - что ты делаешь, ты сказал, что глаза дергаются сами по себе. Но мы-то знали, что у тебя, скорее всего, таким образом закрепились попытки «подмигнуть» папе. И мы попросили тебя больше не делать этого, объяснив, что это в такой форме закрепилось твое желание подмигнуть. И что так делать плохо, это может закрепиться как дурная привычка. Но у тебя ничего не получалось – подергивания продолжались. Тогда я «разозлился» на тебя и сказал, что я прекрасно знаю, что если ты захочешь, то сможешь остановить подергивания. И если я хоть еще раз увижу, что ты так делаешь, то выпорю ремнем. И навязчивые движения тут же прекратились! Понятно, что мой «гнев» гневом не являлся. Я просто прекрасно знал, что в этом случае надо действовать или кнутом или пряником. И решил, что на данный момент «кнут» поможет лучше. Правда, для того, чтобы в подобных ситуациях получить желаемый эффект, с «кнутом» и с «пряником» надо обращаться очень осторожно и умело. Но если у ребенка эти навязчивости никак не проходят, а, наоборот, усиливаются и «размножаются», то это говорит о том, что родители своими действиями поддерживают и стимулируют их сохранение. И вместо того, чтобы постепенно отучать ребенка делать это, они его приучают получать от навязчивостей дивиденды. Например, родители из-за этой “болезни” начинают уделять ребенку больше внимания, дарить подарки, закармливать конфетами. В этом случае «пряник» является дополнительным стимулом для продолжения навязчивостей. При помощи такого же механизма длительное время поддерживаются заикание и энурез. Но если бы в случае с тобой я решил применить «пряник», то заключил бы с тобой договор: сегодня нет навязчивостей – получи пряник. И так далее. Но пряник предполагает использование, в случае необходимости, «кнута». И ребенок должен об этом знать. Тогда желание получить «пряник» и избежать «кнута» обязательно приведет к желаемому результату. Мы помним еще один очень трагичный для нас момент, связанный с чуть не развившейся у тебя бронхиальной астмой. Когда ты был грудным ребенком, мы вечером по какой-то мелкой причине «цапнулись». А ночью проснулись от того, что услышали твое затрудненное дыхание. Грудная клетка у тебя как бы раздулась и ты не мог выдыхать воздух. А папа в то время подрабатывал на «скорой помощи» и очень часто видел что-то подобное на вызовах. И мы сильно испугались! Мы поняли, что надо предпринимать экстренные меры для того, чтобы не только снять этот приступ, но не дать ему развиться в полномасштабную бронхиальную астму. Мы напоили тебя молоком с медом и дыхание постепенно успокоилось. Но мы не спали до утра, пытаясь для себя понять – что и почему произошло. И что нам надо делать, чтобы гарантировать не повторение этого приступа. И тогда мы поклялись себе, что НИКОГДА не будем выяснять отношения в твоем присутствии! И сделали это – больше у тебя приступов, слава Богу, не было. Тогда мы поняли – насколько раним ребенок, насколько на него влияют внешние факторы и насколько родителям надо быть осторожными! Также мы еще лучше поняли психосоматический характер подобных состояний. И что лечить их надо не только и не столько лекарствами, а искоренением причин, вызвавших эти состояния.
Письмо, в котором мы расскажем тебе о здоровом питании твоего ребенка.
Первое время после рождения единственным интересом ребенка является еда – он только то и делает: ест и спит (если, конечно же, не плачет). Его выживание, естественно, зависит от качества пищи. А лучше и качественнее пищи для ребенка, чем материнское молоко, не придумано – ни Природой, ни самим человеком. Оно идеально сбалансировано и полностью удовлетворяет те потребности в питательных веществах, которые есть у грудного ребенка. К тому же молоко содержит в себе антитела против многих болезней. И если мама кормит ребенка своим молоком, она одновременно защищает его от инфекций на период кормления. Иммунная система у него еще не зрелая и очень многие микробы считают «за честь» прицепиться к нему. Кормящая грудью мама не только насыщает ребенка, но и продолжает защищать его своим зрелым иммунитетом в этом уязвимом возрасте. Важно также то, что ее антитела становятся своеобразными матрицами, на основе которых иммунная система ребенка быстро формирует свои СОБСТВЕННЫЕ иммунные ответы на инфекцию. Поэтому, сынок, постарайтесь с женой сделать все для того, чтобы ваше дитя получало самую качественную для него пищу. А миф о том, что форма груди у женщины от этого портится, придумали эмансипированные феминистки для того, чтобы оправдать свое неумение и нежелание быть истинными женщинами. Сосание – серьезная работа для ребенка, он при этом частенько даже потеет. У тебя, когда ты сосал грудь, постоянно от этой работы на внутренней стороне верхней губы образовывалась мозоль. И хотя тебе, видимо. было больно, но ты присасывался к титьке как пиявка и получал свое. Но если этот рефлекс не выполняет свою роль в этом возрасте в полной мере, (то есть если ребенок постоянно не доедает или получает пищу слишком легко – через соску), то он может проявляться в том, что ребенок начинает сосать свою губу или же палец. Если сосательный рефлекс не будет в полной мере удовлетворен, то это у взрослого человека может привести к злостному курению или же к необходимости постоянно занимать рот жеванием (а это может стать одним из основных механизмов, который приводит к курению или ожирению). Также очень важно, что ребенок, когда сосет грудь, приучается к тому, что пища дается с трудом, что ее надо с определенными усилиями добывать. На этой основе у него может образоваться установка, что если ты хочешь чего-то добиться, то надо трудиться в поте лица. А это поможет ему, уже будучи взрослым, не бояться трудностей и настойчиво добиваться желаемого своим упорным трудом. Замечено, что если заботливая мать слышит плач своего ребенка, то у нее тут же из груди начинает выделяться молоко. Плач автоматически включает у нее работу молочных желез. Если же мама беспокоится или же у нее плохое настроение, то выделение молока блокируется. И ребенку становится очень трудно сосать. Он из-за этого сильно устает, но все равно не наедается. Из-за этого он капризничает, что может вызвать еще большее беспокойство матери, что еще ухудшит условия его кормления. И для того, чтобы разорвать этот заколдованный круг, матери надо успокоиться. Представления родителей о том – сколько и когда должен есть ребенок, очень часто совершенно фантастические, основанные на рекомендациях «лучших собаководов». Как показал опыт все диеты, все режимы кормления, которые были придуманы для детей в 20-м столетии учеными, оказались неадекватными. Ребенок не так испорчен, как эти высоколобые. И природа, если ей не мешать, сама все расставит по своим местам. Ученые Престон Макленден и Френсис Симсарьян провели эксперимент с ее ребенком. Они решили узнать: какой режим установит сам себе ребенок, находящийся на грудном вскармливании, если его кормить, как только покажется, что он голоден. По мере того, как у матери прибывало молоко, ребенок просыпался для кормления все чаще и чаще – до 10 раз в сутки. Когда ему исполнилось две недели, он перешел на 6-7 разовое кормление. А к 10-ти недельному возрасту ему требовалось только 4-х разовое питание. Этот эксперимент ясно говорит о том, что если ребенка не принуждать к определенному ритму, он все равно приходит к наиболее оптимальному для его организма ритму кормления. Инстинкт самосохранения и инстинкт развития заставят ребенка съесть ровно столько, сколько ему требуется для нормального развития. Поэтому НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не заставляй своего ребенка обязательно съесть то, что тебе хочется, чтобы он съел. Во-вторых, у каждого человека есть вкусовые предпочтения, которые основаны на потребностях его уникального организма. Если у взрослых эти вкусовые предпочтения чаще всего уже полностью извращены и никакого отношения к естеству не имеют, то у ребенка они связаны с потребностями его организма. Когда тебе было около года, мы называли тебя «яблочной плодожоркой», столько ты ел яблок. И мы понимали, что это связано с какой-то настоятельной потребностью организма и с радостью тебе их давали. Но через некоторое время ты перестал их есть, опять же без всякого принуждения с нашей стороны. А вот твой двоюродный дядя терпеть не может лук. Стоит ему съесть что-то, содержащее хоть совсем мизерные дозы лука, то его выворачивает наизнанку. Оказалось, что его матери во время беременности почему-то втемяшилось, что надо есть как можно больше лука. Редко у кого из детей хороший (с точки зрения родителей) аппетит. У них НОРМАЛЬНЫЙ аппетит, заложенный природой. И если ребенок не ел столько, сколько считали нужным его родители, то зачастую все кончалось руганью. Если же он ел все, что предлагали родители, то его хвалили. Дети, которые чувствуют себя заброшенными и одинокими, воспринимают родительские призывы поесть часто лишь как средство для успокоения самих родителей и как скрытую угрозу дополнительного лишения любви. Ребенок может очень по разному относиться к такому “вымогательству” родителей: он может из упрямства отказываться от пищи, он может есть маленькими порциями и всегда с уговорами и, наконец, он может пассивно смириться с перекармливанием родителями - вплоть до ожирения. Ребенок вынужден подчиняться этому “шантажу” для того, чтобы к нему относились хорошо. Например, однажды папе пришлось лечить 14-ти летнюю девочку, которая весила 90 килограммов. И выяснилось, что в возрасте 3 лет она очень плохо ела. А мама (кстати, врач по специальности) зная, что ребенок обязательно должен съесть свою дневную норму, чуть ли не насильно ее кормила. А девочка, так или иначе, отказывалась. И вот однажды, во время безуспешной попытки накормить дочь, мать бросила ложку и зарыдала: “Ну почему ты так плохо ешь? Горе-то какое!” И с тех пор девочка стала есть! Она поняла, что мама не шутит, что если она из-за ее нежелания есть так расстраивается, то значит она делает что-то очень плохое. Ведь «родители плохого не посоветуют»! Поэтому ребенка ни в коем случае нельзя кормить насильно, нельзя его подкупать, чтобы он чего-либо поел. Механизм детского питания так же тонок, как устройство часов. Стоит перекрутить завод, как часы перестают работать. Лучший способ решить любую проблему детского питания именно в том, что ничего не надо делать. Один известный педиатр, когда ему надо было дать понять родителям, что не надо беспокоиться за питание ребенка, что природа сама его заставит поесть тогда, когда его организму нужны будут питательные вещества, заводил разговор о домашней собаке. В самом деле, ведь никому не придет в голову беспокоиться о том, что собака отказалась от еды. Мы знаем, что она вполне может быть не голодна. А когда проголодается, сама поест. То же самое отношение должно быть к ребенку. Если в поведении ребенка, отказывающегося от еды, нет следов апатии, и он достаточно активен, мы должны начисто забыть о проблеме питания. Если же кормить его “по науке” и не прикладывать к груди, пока не настанет назначенное время, то он из-за этого начинает есть поспешно, не испытывая насыщения, переедает и отрыгивает пищу. Этот тип повед Date: 2015-09-25; view: 349; Нарушение авторских прав |