Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Можно ли поменять Конституцию семьи?
И таких конституционных законов между двумя людьми создается великое множество. Они описывают все сферы их будущих взаимодействий. В результате создается Конституция взаимоотношений. И если в основном со всеми положениями этой Конституции оба согласны (или же думают, что сейчас соглашусь, но потом возбужу процесс пересмотра), то они женятся. В нашей семье никто не пытается доказать, кто главнее. Мама считает, что главнее папа, а папа считает, что мама. Понятно, что и то и другое верно. Но только мы главные в разных вещах. Когда в семье есть разделение сфер ответственности, когда что-либо на 100% отдается на откуп одному из супругов, то у них нет поводов для споров и борьбы. Понятно, что это разделение было заложено уже тогда, когда мы только начали общаться. Большинство проблем между людьми образуются тогда, когда кто - либо из взаимодействующих начинает систематически нарушать правила совместной игры. Или же играть по своим правилам. И с этим нарушением правил противоположной стороной будет вестись беспощадная война.
Письмо, в котором мы дадим тебе советы о том, как надо готовиться к зачатию ребенка и проведению беременности.
Сынок! Очень скоро тебе придется, хочешь ты этого или же нет, принять должность Учителя. И ты получишь ее, не посещая институтов и не сдавая экзамены. И как только ты ее получишь, тебе придется работать 7 дней в неделю без отпусков, больничных и зарплаты. С этой «должности» уволиться невозможно. Это тяжелая, иной раз нудная, работа со сверхурочными, ночными сменами, грязной подсобной работой и приступами сдерживаемого бешенства и желанием выть от бессильной ярости. Понятно, что эта «работа» имеет МАССУ положительных моментов. Но они иной раз тускнеют перед лавиной навалившихся проблем! Ты получишь эту должность тогда, когда родится твой ребенок. И твоя задача как Учителя заключается в том, чтобы обучить его ВСЕМУ, что надо в жизни: технике безопасности, гигиене, правилам общения в социуме, развить его творческий потенциал и так далее и тому подобное. Правильные медицинские, в том числе и гигиенические, навыки, привитые в раннем возрасте, остаются потом у человека на всю жизнь и, что очень важно, во многом определяют его здоровье на долгие годы вперед. Твоя задача будет заключаться в том, чтобы твой ребенок, когда вырастет, стал уравновешенным и счастливым человеком, и при этом чтобы под занавес этого мероприятия люди в белых халатах не надели на тебя смирительную рубашку. «В начале было слово». Так начинается Библия. Вообще, мы считаем Библию величайшим творением коллективного ума Человечества, в которой предыдущие поколения в символической, зашифрованной, непонятной сознанию, но прекрасно понятной подсознанию, форме, дают жизненно важные советы следующим за ними поколениям людей. И нам представляется, что то, что Библия начинается с этих слов, имеет большое значение. Цивилизация появилась и развилась до настоящего состояния во многом потому, что люди способны воспроизводить себе подобных. Это ее альфа и омега. Мы согласны с религиозным постулатом о том, что каждый человек, когда появляется на свет, создан по образу и подобию Божьему. Не зря на многих христианских иконах ангелов изображали в виде детей с крылышками. Если перевести это выражение из Библии на обыденный язык, то это, скорее всего, означает, что вначале женщина решает: «Я хочу ребенка!» А затем она из «грязи», то есть из своего тела лепит ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СВОЕМУ ребенка. И мы думаем, что если на белом свете должен быть Бог, то на это место вполне может претендовать женщина – мать. Но в обществе существует идеализированный образ женщины, которая когда узнает, что беременна, начинает прыгать от счастья. Конечно, это бывает в тех случаях, когда женщина через это «закрепляет за собой» перспективного мужа. Или же у нее в течении длительного времени были проблемы с этим делом. И вот, наконец-то! Но если беременность «легальная», то не факт, что женщина будет думать только о будущем ребенке и готовиться к встрече с ним. Она прекрасно понимает, что ее жизнь с появлением ребенка станет намного более стесненной. В определенной степени беременность означает конец беззаботной юности, а также то, что в ее взаимоотношения с мужем вмешается третий (и хотя, конечно же, не лишний, но все равно создающий тот злополучный треугольник). Поэтому достаточно часто у женщины с беременностью (особенно первой) связаны неприязненные чувства. Причиной этой внутренней враждебности к ребенку может быть и то, что люди изначально, по своей природе, ленивы. И когда возникает беременность, женщина понимает, сколько ей придется трудиться на своего ребенка. И из ее бессознательного может пойти неадекватная реакция. То же самое, сынок, может произойти и с твоей женой. Вот почему мы всегда говорим, что ребенок должен быть запланированным. В этом случае родители идут на появление ребенка сознательно, зная, чем это им «грозит». И тогда они воспринимают изменение статуса намного легче (ведь я знал, на что иду, я сам этого хотел и принимаю все трудности, которые предполагает мое решение). Сынок! Ты должен знать, что эти чувства молодой женщины АБСОЛЮТНО нормальны и естественны. И если знать о них, то их легко можно преодолеть. И вам обоим придется помогать друг другу перейти в новое качество – родителей, которые не забывают и самих себя. То есть надо найти такой баланс интересов, чтобы все волки были сыты и все овцы были целы. Мы, конечно же, загнули – так не бывает и кто-то останется голодным, а кому-то придется распрощаться с белым светом. Но минимизировать неприятные последствия появления ребенка для молодой семьи вполне возможно. Чрезвычайно важно, чтобы твоя жена, когда забеременеет, ни в коем случае не думала об аборте. Если она в течение некоторого времени мучается – сохранять ей ребенка или же делать аборт, то это ОБЯЗАТЕЛЬНО отразится на нем! Среди людей бытует представление, что он в это время всего лишь кусок протоплазмы, который совершенно индифферентен ко всему. Но это далеко не так! Ребенок рождается не в момент выхода из живота мамы. А в момент зачатия! И с этого времени все воздействия на него в той или иной мере формируют его будущую судьбу. Работами С.Грофа четко доказано, что все воздействия на ребенка, которые происходят во время беременности, отражаются на его развитии. И не только физические факторы, но и переживания мамы. И даже отношение к его появлению на свет папы! Поэтому к зачатию ребенка надо готовиться обоими родителями как к очень и очень важному событию. И не только психологически, но и в чисто физическом плане. Оба вы в этот момент должны быть физически здоровыми, находиться в отличном настроении. А материальные и рабочие проблемы (хотя бы на это время) должны быть полностью утрясены. Когда твоя жена будет беременна, приложи все усилия, чтобы не реагировать на ее капризы. Это очень сложный период в жизни женщины! Постарайся даже баловать ее, как можно чаще говори ласковые слова, невзирая на то, что она перед этим тебе говорила. Это ты будешь делать в первую очередь не для нее, а для ребенка. Для него очень важно, чтобы мама как можно меньше расстраивалась по любому поводу. Ему там, особенно в последние месяцы беременности, тоже очень неуютно. И расстройства матери могут неблагоприятно сказаться на его развитии. Как только появится возможность, гладь живот своей жены, разговаривай с ребенком и говори ему хорошие слова. Он должен знать, что отец его любит уже в животе матери, что он с нетерпением ждет его появления на свет. И будь готов к тому, что в этот период жизни твоя жена тебя будет любить меньше, чем раньше. У тебя может появиться ощущение, что она к тебе охладела. И в этом нет ничего удивительного. Для женщин беременность достаточно часто является аналогом болезни – настолько серьезные изменения происходят в ее организме в это время. А с появлением ребенка ее отношение к тебе может претерпеть еще одну трансформацию У нее прибавляется забот – полон рот. И ей будет не до любви к тебе. Для того, чтобы она смогла отдавать ребенку то, что она может, она в это время должна получать большую, чем обычно, поддержку от своего мужа. Если из-за этого в ваших взаимоотношениях появятся трения, ты должен себе напоминать, что она тебя не разлюбила, что жене приходится намного тяжелее, чем тебе. И надо быть снисходительным. Ведь она, считай, прошла через операцию. И это требует времени на восстановление. Обстоятельства, которые привели к зачатию, может быть, играют еще большую роль в том, как сложится судьба человека, чем его первый год жизни. Если ребенок ПРИЗВАН матерью как инструмент достижения ею своих собственных целей (например, задержать около себя мужа), то практически наверняка ребенок навсегда останется для нее этим инструментом. В этом случае не имеет практически никакого значения, что она сознательно думает о ребенке, как она мотивирует свои цели относительно него. Если ребенок для обоих родителей ни в коей мере не является инструментом, но желанным и ожидаемым плодом их любви друг к другу, если он призван в этот мир для того, чтобы жить и радоваться жизни, то у него уже в животе мамы формируются предпосылки для появления после родов БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ к миру. Но для того, чтобы оно образовалось, важны не только зачатие и беременность. Чрезвычайно важно чтобы и процесс родов прошел ЭКОЛОГИЧНО.
Письмо, в котором мы расскажем тебе как наилучшим образом встретить ребенка
Ты, сынок, конечно же, помнишь, что твой племянник, наш внук Мишка, родился не в обычном роддоме, а в ванне у нас дома. Наши друзья, которые занимаются проведением родов в воду, подготовили твою сестру Элю к этому процессу. И вот ты теперь видишь, что у таких спокойных и медлительных родителей, как Эля с ее мужем, родился и развивается такой шустрый и энергичный ребенок. Мы уверены, что это связано с тем, что он родился в таких КОМФОРТНЫХ условиях. Если бы мы были параноиками, то, наверное, подумали бы, что систему современных роддомов (особенно в нашей стране) придумал дьявол или же какой-либо садист. С нашей точки зрения придумать более ужасные условия для появления на белый свет ребенка очень трудно! Как только у женщины начинаются схватки, то ее все время стимулируют тужиться как можно сильнее – чтобы она родила быстрее. Понятно, что это связано с желанием врачей как можно быстрее справиться с потоком рожениц. А жизнь и здоровье ребенка и матери их интересует только с оглядкой на прокурора. Быстрые роды приводят к травмам и для ребенка и для женщины. Если женщина сильно тужится (тем более если ребенка насильно выталкивают из живота при помощи давления жгута из простыни), то это приводит и черепно-мозговым травмам и к разрывам промежности. И много еще всего плохого может произойти во время родов в стандартном роддоме. Но самое главное то, что ребенок рождается в РЕЗКО ВРАЖДЕБНУЮ среду! Резкий и яркий свет слепит глаза, кожа сохнет от воздуха. Как только он рождается, ему лезут резиновой грушей в рот и нос для того, чтобы отсосать слизь. Если он не дышит, то его шлепают по попке для того, чтобы ему стало больно, и он закричал. А затем ПЛОТНО пеленают и уносят от матери! Двое суток (а то и более) он с точки зрения его инстинктов находится на грани смерти. Ведь миллионы лет наши предки рожали детенышей и детей совсем по-другому. И ребенок оставался далеко от матери ТОЛЬКО в том случае, если мать его бросила или же она умерла. Представь себе, сынок, что творится внутри ребенка в то время, когда он лежит в детской комнате среди десятка таких же брошенных и орущих во всю силу своих легких детей. Настоящий кошмар! Вот поэтому и видим мы вокруг себя мир невротиков с искореженной психикой, которым не могут помочь не только психологи и психотерапевты, но и психиатры. Роды в воду – это наиболее экологичная система родовспоможения на настоящее время. И дело не в самой воде, в которую рождается ребенок. Дело в человеколюбивой системе, когда для ребенка и роженицы создаются наиболее оптимальные условия для рождении. Соль этого метода в психологической подготовке к родам, когда женщина обучается правильному поведению не только в родах, но и в процессе беременности. Она занимается в группе, где ей объясняют эту экологическую систему появления человека на свет и дают необходимую информацию о самом процессе. Затем, когда начнутся схватки, роженицу все время стимулируют останавливать потуги при помощи глубокого и частого дыхания. Это помогает не форсировать сами роды, что приводит к тому, что весь родовой аппарат успевает подготовиться к прохождению ребенка. Затем все время надо делать раскачивающие движения тазом для того, чтобы лонное соединение успело расшириться и при прохождении ребенка костное кольцо таза стало шире. Если выполнить все эти условия, то ребенок рождается через подготовленные родовые пути только при помощи сокращения матки. А значит травм ни для ребенка, ни для матери в этом случае не будет. Когда ребенок рождается, его сразу прикладывают к телу матери со стороны сердца. И он чувствует ее сердцебиение и тепло, что помогает ему легче справиться со стрессом. Ведь для него роды являются отторжением матерью. Он 9 месяцев жил в идеальной среде – в «раю». И он не понимает, что вечно оставаться в нем нельзя. И воспринимает схватки как то, что мама решила избавиться от него. Но когда он почувствует, что мама рядом и не бросила его, то успокаивается. Затем, когда родится послед, его не отрезают, а кладут в кастрюльку рядом с мамой и ребенком. И это положение тоже очень важно, так как у ребенка не образуется синдром обрезания. З.Фрейд считал его одним из самых важных причин появления не только сексуальных, но и психологических проблем у взрослого человека. Если же позволить последу отвалиться самому (на следующий день после родов на расстоянии 5 см от пупка у Мишки пуповина почернела, сморщилась и ее СЛОМАЛИ как обыкновенную палку уже без всякой боли), то никаких базовых сексуальных комплексов у ребенка не образуется. И он в этом плане будет намного здоровее тех, кто прошел через «чистилище» современных роддомов. Ребенка сразу после родов прикладывают к груди. Понятно, что в это время он еще очень слаб и не может полноценно сосать. Но ему первые сутки – двое пища и не нужна. Для него возможность сосать грудь матери является символом безопасности и принятия матерью. Он все время находится рядом с матерью, чувствует ее теплое тело. И поэтому чувствует себя уютно (насколько это возможно для него в это время). И все это, в конце концов, приводит к тому, что у ребенка не возникает страха перед миром, в который он попал. У него возникает базовое доверие к миру! Такие дети развиваются быстрее, чем роддомовские, почти ничем не болеют, веселы, жизнерадостны и так далее и тому подобное. Они обычно обладают легким, незлобивым характером, хорошо и без подозрения относится ко всему, что идет из внешнего мира. Поэтому, сынок, ни в коем случае не отдавай жену рожать в стандартный роддом. Ничего кроме неприятностей и возможности подцепить какую-либо зловреднейшую инфекцию, там получить нельзя.
Письмо, в котором мы расскажем тебе об именах и фамилиях.
И вот он благополучно родился! И настал момент подобрать ему имя. Ты, сынок, должен знать, что к этому делу надо отнестись очень серьезно. Во-первых, оно должно быть выбрано на основании консенсуса между супругами. Оно ДОЛЖНО нравиться вам обоим! И ни в коем случае не должно быть так, что один супруг сказал примерно такое: «Мне не нравится это имя. Но если ты так решил…» В этом случае у этого супруга может возникнуть бессознательное неприятие ребенка. Очень важно не слушать в этом важнейшем деле советов родственников – это не их дело. Решить – какое имя будет носить ваш ребенок всю жизнь – ваша обязанность! Постарайся не называть ребенка в честь кого-либо из своих предков. Это приводит к тому, что все окружающие станут, совершенно не сознавая этого, идентифицировать твоего ребенка с ним и бессознательно подталкивать его на повторение судьбы этого человека. И дай Бог, если судьба его была более менее нормальная… Конечно, если то имя, которое вы оба выберете для своего ребенка, случайно будет таким же, как у дедушки со стороны матери, то это вполне приемлемо. Но все равно, перед тем, как зарегистрировать ребенка под этим именем, вы должны проанализировать жизнь этого дедушки. Если она не вызывает нареканий, то выбирайте это имя. Если же вызывает, то лучше всего поискать какое-либо другое имя. Ты, конечно же, знаешь, что имя что-то означает. Семантический смысл имени определенным образом формирует характер человека. Например, Александр в переводе с древнегреческого языка означает победитель (а твое имя видимо означает победитель победителей?). То, какое имя дадут человеку после рождения, серьезно влияет на то, какого жизненного сценария он будет придерживаться. То есть те программы, которые будут определять его жизненный путь, во многом определяются и его именем.. Если человек получил определенное имя, то это многое говорит о его родителях, а значит о вероятном воспитании его в их семье. Например, в интеллигентной семье девочку никогда не назовут Авдотьей или Глашей. Если человек имеет необычное для данной популяции имя, то и отношение к носителю этого имени будет соответственно не совсем таким, как к носителям обычных имен. А это значит, что он будет вынужден строить свои отношения с людьми не совсем обычно, что отразится на его характере. Сынок! Как только он родится, заведите правило в своей семье – никогда не говорите «мой ребенок», но только «наш ребенок». Во-первых, это действительно так – он является продуктом вашей обоюдной любви друг к другу. Но самое главное то, что через это начинается борьба родителей по «перетягиванию каната» - ребенка. И если кому-то это удается, то появляется или маменькин или папенькин сынок, что ни к чему хорошему не может привести. Эта борьба может в крайней своей форме привести к вопросам по типу: «Кого ты любишь больше: папу или маму?» Более глупого и подлого вопроса ребенку не задать! Очень важно и следующее положение. Когда вы поженитесь, то у вас должна быть одна фамилия. Понятно, что это сейчас модно – не менять фамилию после свадьбы. И в какой-то мере является символом сохранения самостоятельности. Но, настоящую, «теплую» семью такие люди не создадут. Этот вопрос тоже «конституционный». И должен решаться по обоюдному согласию.
Письмо, в котором мы дадим тебе советы: как обезопасить жизнь маленького ребенка.
Сынок! Некоторые поступки своего ребенка ты должен рассматривать как неизбежность. Например, грудные дети тащат в рот все, что в этот рот может поместиться. Для них совершенно не важно – грязная эта вещь или же несъедобная. Это у них такой способ исследования окружающего мира. Но это же одновременно является ЧРЕЗВЫЧАЙНО опасным, но далеко не из-за микробов. Он может этот предмет проглотить или же вдохнуть. И для того, чтобы этого не случилось, твоя квартира должна быть подготовлена к жизни в ней ребенка. На некоторое время квартира должна быть посвящена ребенку: что он хочет делать, что он хочет исследовать, то и может делать в ней. Он в это время исследует окружающий его мир, и даже разбрасывая вещи он производит творческий процесс, который для него является СОЗИДАНИЕМ. И первое время о порядке можно забыть (во всяком случае, безропотно собирать за ним все то, что он разбросал). Потом, через некоторое время надо будет начать приучать его к порядку, к тому, чтобы он убирал за собой «рабочее место». Запомни, что за ребенком нужно присматривать ВСЕГДА (даже сейчас, в твоем возрасте, мы продолжаем это делать, так как мы очень хотим тебя оградить от неожиданных неприятностей. Конечно, мы сейчас делаем это незаметно для тебя, но перестать делать это мы, наверное, не сможем никогда). Особенно важно это делать с маленьким ребенком. Не следует недооценивать способности ребенка. Поэтому, как только твой ребенок начнет ползать (и, особенно, ходить), тебе предстоят многие месяцы особых предосторожностей и усиленного внимания. Весь дом должен быть переустроен. Если ящики стола можно открыть – он это обязательно сделает. Ведь там так много всего интересного! Для детей это такое же удовольствие, как для взрослых – туризм. Поэтому если ты подстрахуешься, то через это гарантируешь, что ничего с твоим ребенком не случится. Если же нет…. Ведь в нем, совершенно естественным образом проявляется исследовательское поведение. А так как он не знает – что такое хорошо, а что такое плохо, то без присмотра он может очень сильно навредить себе. Может быть ты помнишь, что папа однажды лечил женщину, которая оставила своего ребенка без присмотра. А он потянул на себя телевизор, который стоял на ножках и он упал ему на голову и пробил ее…. Не дай Господь никому ничего подобного! И вот, для того, чтобы потом горько не жалеть об этом, лучше перебдить. Но особенно быстро надо реагировать тогда, когда ребенок затих в другой комнате! В этом случае надо бежать галопом к нему. Если он затих, то, значит, делает что-то, что ему делать запрещено. А если запрещено, то это может быть опасно. Ребенок не виноват, что его оставили около хрупкой вещи. В его природе заложено желание поиграть с окружающими его предметами и таким образом исследовать их. И он будет тянуться к этой вещи не желая понимать твоего «Нет!». Это будет продолжаться до тех пор, пока ты его (или предмет) не унесешь из «опасной зоны». Осмотри каждую комнату с точки зрения ребенка. Присядь на пол и осмотри ее с того положения, с которого будет смотреть ребенок. Начни с детской комнаты и просмотри ее буквально по сантиметрам. Когда он бодрствует, он чаще всего находится под присмотром. Но когда он спит, обычно родители вздыхают свободно и начинают делать свои дела в другой комнате. Но он может проснуться и воспользоваться тем, что родители не знают об этом. И предпринять исследовательское путешествие по комнате. Обязательно выполни все нижеследующие рекомендации:
Все потенциально опасные вещи должны быть закреплены или убраны на антресоли до лучших времен. Посуда (кроме ежедневно используемой) должна быть закрыта на такой замок, который этому «юному взломщику» не по зубам. Все розетки должны быть заблокированы, все острые предметы учтены, все железное и токопроводящее, что можно засунуть в розетку, убрано от греха подальше, Окна должны быть оборудованы стопорами, которые не дадут открыть их на опасную ширину. Мелкие предметы, которые можно проглотить или же случайно вдохнуть, должны быть убраны так далеко, что даже тебе самому будет их трудно достать. Опасны для ребенка орехи, твердые конфеты (например, карамель), лопнувшие воздушные шарики, иголки и булавки, монеты, пуговицы, виноград и тому подобные вещи. Нельзя давать ребенку игрушки, где есть мелкие детали. Их нужно постоянно проверять на наличие всех частей. Если чего-то нет, то нужно перевернуть весь дом, но найти. Особенно внимательно проверь шаловливые ручонки своего ребенка. Особое внимание обращай на ленточки на куклах или других игрушках – ребенок их может отвязать, проглотить и подавиться. Не ставь мебель (особенно стулья) около окна. Не ставь детскую кроватку под шторами. Ребенок может дотянуться до шнурка, запутаться в нем, что увеличивает риск удушения. Проследи, чтобы ребенок не мог оторвать обои и съесть их – это очень опасно! Ни при каких обстоятельствах не отворачиваться от ребенка во время смены подгузников. Для этого обычно ребенка кладут на стол или на какую-то плоскую поверхность. Ребенок может повернуться и упасть. Младенцу подушки не нужны. Но если ему ее дать, то он может задохнуться. Проследи за целостностью всех покрашенных краской поверхностей. Если можно оторвать кусочек краски, то ребенок обязательно это сделает. Если такие места есть, то нужно все тщательно отшлифовать и заново перекрасить. Поставь замки везде, где только можно. Все лосьоны, парфюмерия, лекарства, хозяйственные жидкости должны находиться в закрытых ящиках. На плите готовь пищу только на дальних конфорках. При этом ручки кастрюль и сковородок поворачивай вовнутрь. Ребенок может дотянуться до кастрюли и перевернуть ее на себя. Вообще, во время приготовления пищи ребенок должен находиться в другой комнате или в манеже. Будь осторожен с пластиковыми пакетами – ребенок может натянуть пакет на голову. Когда ты будешь пить чай или кофе, то ставь чашку на середину стола, вне зоны доступа рук ребенка. Не накрывай стол скатертью, за которую ребенок может потянуть и перевернуть на себя горячее.
Письмо, в котором мы расскажем тебе о том, как сделать твоих детей любимцами жизни.
Уверенность в себе, оптимизм, трудолюбие (т.е. любовь к труду), появление развитых потребностей, склонность достигать всего за счет себя, уверенность, что жизнь имеет глубокий смысл. Все эти качества являются неотъемлемой частью человека, которого можно назвать биофилом. Э то человек, который любит жизнь, который чувствует свое влечение к процессу жизни и роста во всех сферах. Для него лучше создать заново, чем сохранять. Он в состоянии удивляться и охотнее переживает нечто новое, нежели ищет убежища в утверждении давно привычного. Жизненные приключения представляют для него большую ценность, чем безопасность. Его установка на жизнь функциональна, а не механистична. Он видит целое, а не только его части, он видит структуры, а не суммы. Он хочет формировать и влиять посредством любви, разума и примера, а не с помощью силы, не тем, что он разнимает вещи и бюрократически управляет людьми, как будто речь идет о машинах. Он радуется жизни и всем ее проявлениям больше, чем возбуждающим средствам. Для того, чтобы ребенок стал биофилом, надо, чтобы у него было базовое доверие к миру. Оно в очень значительной степени зависит от обстоятельств зачатии, того, как протекала беременность, роды и первый год его жизни. Но очень важны жизненные установки человека, его отношение к тем проблемам, которые перед ним будет ставить жизнь. Если он выйдет в мир с базовым доверием к нему, да к тому же будет действовать на основе адекватных представлений, то он обязательно останется биофилом. И будет жить в мире с собой и окружающими его людьми. Свод программ, которые надо внедрить в ребенка для того, чтобы поддержать в нем биофилические установки, таков:
1. Не все, за что ты возьмешься, у тебя сразу получится. Это связано с не знанием человеком объективных законов, которые управляют обществом и миром. Это может быть также связано с неумением человеком на практическом уровне справляться с задачами, которые перед ним ставит жизнь. И надо относиться ко всем неудачам не как к очередным катастрофам, но как у УРОКАМ, которые надо усвоить, задачам, которые надо решить для того, чтобы более гармонично вписаться в этот мир. И для того, чтобы достичь желаемого, просто надо упорно учиться. 2. Все люди ошибаются, никто не родился на это свет в идеально приспособленном для жизни в нем виде. Все знать, все уметь, во всем добиваться успеха, быть во всех отношениях компетентным, адекватным и разумным еще ни одному человеку на планете Земля не удалось. Если человек будет стремиться к достижению этого, то он навсегда останется неудачником. И если человек ошибается - ничего страшного в этом нет. Нужно сделать выводы из своих ошибок и никогда их не повторять! 3. Ты хороший, ты имеешь право любить себя. Для большинства взрослых людей этот тезис в настоящее время в принципе не требует доказательства. Но в ребенка эту мысль надо упорно внедрять для того, чтобы она вошла в него на очень глубоком уровне. Тогда человек, став взрослым, будет любить себя вне зависимости от мнения о нем окружающих людей. 4. Ты имеешь право быть собой, делать желаемое и совершенно не обязан заботиться о том, чтобы эти действия были привлекательны для других. Невозможно нравиться всем (и даже дурно!) На чужой роток не накинешь платок – что бы человек ни делал, его все равно будут осуждать. Понятно, как разумное существо, любой человек понимает, что зависит от других людей. И его действия не должны мешать другим людям. Но если это требование соблюдается, то каждый человек имеет право действовать так, как ему заблагорассудится. 5. Нет абсолютных моральных догм. Если человек считает, что есть незыблимые принципы, от которых нельзя никогда и ни за что отказываться, то это верный путь к тому, чтобы сломаться при противодействии ветрам действительности. Мораль является идеологией, с помощью которой регулируются взаимоотношения между людьми. Изменились люди, изменились отношения – меняется мораль. Поэтому нет поступков, порочных по своей сути. Есть поведение людей – адекватное или же не адекватное той реальности, в которой человек живет и в которой собирается жить. Если же человек считает, что есть поступки порочные и скверные по своей сути и людей, их совершивших, надо строго наказывать, то он своими руками поставит между собой и другими людьми непреодолимую стену, за которой он умрет в полной изоляции. 6. Ты имеешь право бояться, страхи нужны для сохранения жизни. Так как мы не все знаем и не все умеем, те или иные обстоятельства окружающего мира или же дела, могут нас пугать или же вызывать опасение. И это совершенно нормально. Если человек, сталкиваясь с подобной ситуацией, собирает информацию и со знанием дела берется за него так, чтобы в максимальной степени обезопасить себя от неприятностей, то вероятность, что он справится, резко возрастает. Если же он считает, что единственная его возможная реакция в этом случае – быть начеку, то ему не хватит никаких запасов адреналина. Страх убьет его быстрее и эффективнее того, чего он боится. 7. Если с тобой случаются неприятности, то в большой степени они являются ближайшими или же более отдаленными последствиями твоих поступков. Все беды, которые сваливаются на человека – результат его неадекватных действий. Если человек будет относиться к ним так, то он, выпутываясь из беды, будет расти и развиваться. Если же будет считать, что эти беды навязаны извне – обстоятельствами или же людьми – он навсегда останется от них в зависимости. 8. Умей нести ответственность. Ответственность – штука тяжелая! Но крайне необходимая, если человек хочет жить в обществе и хочет что-то из себя представлять в нем. Если же он будет избегать этой ответственности, то он станет никогда и никому не нужен и ни к чему хорошему не придет. Его, как дохлую собаку, поленится пнуть даже случайный прохожий! 9. Тот набор способностей, который дан тебе, вполне достаточен для достижения успеха в жизни. И не надо стремиться к обретению сверхспособностей и сверхвозможностей. Надо в полной мере развить свои данные для того, чтобы реализоваться как уникальная личность. 10. Даже если с тобой что-то случилось потрясающее, если что-то на тебя повлияло, то это не говорит о том, что оно будет влиять на тебя всю жизнь. И бояться этого (или же ожидать и пытаться этого достичь, если это что-то положительное) – самое глупое дело на белом свете. Если человек будет так считать относительно чего-либо плохого, то он ВСЕГДА будет бояться этого. И спустит свою жизнь в унитаз. Если это что-то позитивное, то он положит всего себя на повторное достижение этого опыта или же его ожидание. Понятно, что вероятность, что это произойдет, очень мала. И он тоже вполне может спустить из-за этого свою жизнь в то же самое место. 11. Изменить поведение других людей в желаемую сторону – практически невозможно. Поэтому, если человек считает, что его благополучие зависит от людей и их, чтобы противодействовать их плохому влиянию, надо самому менять, то он достигнет как раз того, чего боялся. Такой человек не познает, что такое скука, так как люди будут ему отвечать тем-же. 12. Счастье невозможно, если ты пассивно плывешь по течению и ничего не предпринимаешь. Если человек считает, что это возможно, то к столетней летаргии это его обязательно приведет. И его счастье, если через это время к нему придет Прекрасный Принц и даст пинка под зад. Сынок! Вышеизложенные принципы и подходы к жизненным проблемам мы все время в те или иные моменты твоей жизни внедряли в тебя. Мы делали это постепенно и ненавязчиво. И мы видим, что они у тебя прекрасно работают. Поэтому хорошенько подумай – как ты будешь внедрять все это в своих детей. Понятно, что мы не можем тебе посоветовать – как и когда это делать. Ты должен это понять интуитивно, а потом действовать очень аккуратно.
Письмо, в котором мы расскажем тебе о том, как тебе вести себя воспитанно со своим ребенком
Всего два или три поколения назад дети не имели естественного для каждого человека права непринужденно выражать свои чувства и мысли. Детям не разрешалось вмешиваться в нашу жизнь. Прежде, в большинстве случаев от них требовалось быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала только лишь привычку к порядку и повиновение под угрозой наказания. И мы знаем, что те времена были и в политическом плане авторитарными и достаточно жестокими в житейском плане. То есть можно с большой достоверностью предполагать, что чем более демократично воспитываются дети, тем они, когда вырастут, будут строить более демократическое общество. И мы видим, что по мере того, как гуманистические идеи, особенно по воспитанию, проникают в общество, оно меняется. Также вполне определенно можно сказать, что чем более гуманен ты будешь к своим детям, тем более гуманно они будут относиться к тебе тогда, когда вырастут. Сейчас, когда мы намного лучше знаем и понимаем мир детства и исходим из того, что это совершенно особый, живущий по иным законам, самостоятельный мир, непохожий на наш, мы гораздо охотнее позволяем детям радоваться жизни и не вынуждаем их взрослеть раньше времени. Но это положение возлагает на родителей намного большую ответственность, чем оно было в период «запретного» воспитания. Ведь так просто оценить действия ребенка с взрослой позиции и заставить его действовать в тех рамках, которые для нас привычны. Но в позиции терпимости родителям приходится входить в забытый ими мир детства, понять его законы и адекватно взаимодействовать с ребенком. Понятно, что это трудно. Но только в этом случае может вырасти гармоничный человек, которому во взрослом состоянии не надо будет обращаться к психотерапевту. И мы надеемся, что папа когда-нибудь доживет до времени, когда его профессия станет не нужна (правда, как ему кажется для этого придется прожить лет 500. Ну, что-ж, придется прожить!) Во всяком случае, сынок, мы надеемся, что папе не придется лечить своих собственных внуков. Одна из самых важных принципиальных ошибок при воспитании – это отношение к ребенку, как к неразумному созданию. А он, БЕЗУСЛОВНО, является ЛИЧНОСТЬЮ, конечно же, не такой развитой, как взрослый человек. Но у него уже в это время есть сложная внутренняя жизнь, он на своем уровне оценивает окружающее на основе той шкалы ценностей, которая НА ЭТО ВРЕМЯ у него есть. У него в это время есть потребности и верования, влечения и цели. Поэтому золотое, самое главное правило в общении с ребенком – уважение к личности, даже если этой личности всего один год. Уважением к его личности является и то, что если ты что-либо сделаешь не так, ошибешься в воспитании ребенка, то, извинишься перед ним. Большинство людей совершенно не воспитанно относятся к своим детям. Например, часто ли родители говорят своему ребенку: «Пожалуйста!» и «Спасибо!»? Твои взгляды на жизнь и взгляды на это же ребенка не обязательно будут совпадать. У ребенка может быть свое мнение на то или иное событие жизни. И это надо уважать, даже если ты знаешь (или тебе кажется, что ты знаешь?) что оно ошибочно. Извиняться перед ребенком – на деле признать его равенство. После этого он поймет, что родители не боги, что они могут ошибаться. И если им можно делать ошибки, то и ему это можно, ничего страшного в этом нет. Опять же, если ты признаешь, что ребенок личность и имеет свои права, то и он должен понять, что другие члены семьи имеют свои права. И если они считаются с его правами, то и он должен это делать. Достичь каких-либо договоренностей с ним в таком случае будет намного проще. Понятно, что и в этом деле надо знать меру. Слишком дружеские отношения с ребенком могут привести к тому, что он может решить, что он действительно равен взрослым. И он решает наши проблемы, а не его воспитывают. И тогда с его стороны может возникнуть пренебрежение к родителям. Отношения должны быть дружескими, но как между старшим и младшим товарищем. В этом случае можно принять своего ребенка таким, каков он есть, но помогать ему стать лучше, как это принято делать между друзьями. Нельзя делать своих детей превосходно воспитанными. Многие люди бывают просто счастливы, когда их 5-6 летний ребенок ведет себя в смысле воспитания как 30 летний взрослый. А это означает только одно – полный провал родителей как воспитателей. Есть такое выражение: «Не убивайте в своих детях шалунов!» Ребенок должен оставаться ребенком. Иначе он не сможет стать взрослым. Понятно, что воспитанность и невоспитанность ребенка сразу же видна всем и является своеобразной «визитной карточкой воспитателя», по которой окружающие люди судят о родителях этого ребенка. Родители, вгоняя своего ребенка в определенные ими жесткие рамки, в это время в первую очередь думают не о счастье и благополучии ребенка, а о своем имидже. Они также на бессознательном уровне чувствуют, что плохие поступки их чада на пустом месте не появились, что они являются слепком с их взаимоотношений в семье. И судорожно пытаются скрыть это перед другими людьми, обкладывая своих детей красными флажками. Многие века показывать обществу то плохое, что происходит в семье, мягко говоря, не рекомендовалось (сор из избы не выноси!). Мотивы этого вполне понятны: например, в Средние века практически всех, кто чем-либо отличался от других, сжигали на кострах. Конечно же, задача родителей при воспитании – сделать все для того, чтобы ребенок был счастлив, чтобы он, чем бы ни занимался в своей жизни, жил в гармонии с собой и внешним миром. Но счастье и уравновешенность, к сожалению, не так наглядны, как плохое поведение и непослушание. Обычно ребенок начинает отчетливо произносить первые слова между 9 и 18 месяцами. Скорость овладению речью у всех разная. И бывает, что ребенок даже в три года очень плохо говорит. Но если воспитание такого ребенка идет в общем и целом правильно, то к 5-6 годам ВСЯ разница между детьми полностью стирается, то есть все дети начинают говорить хорошо. Все дети развиваются по-своему, согласно своей генетической предрасположенности. И часто бывает так, что ребенок, который очень рано встал на ноги, затем, в следующие годы, показывает признаки отставания от тех, которые на «старте» рванули вперед не так быстро. Детский организм очень гибкая система. В нем есть огромные резервы адаптации. И если из какой-то проблемы не делать трагедии, то в течении нескольких лет развитие ребенка выровняется и все проблемы забудутся. Не нужно ускорять развитие своего ребенка. Он должен осваивать те или иные навыки жизни в СВОЕМ собственном ритме. Некоторые родители, начитавшись про разные развивающие методики, начинают обучать своих детей письму и чтению чуть ли не с пеленок. И, действительно, их дети уже в 3-4 года рассуждают как 10-ти летние. И чем все это кончается? Такие дети, когда пойдут в школу, естественно учатся с намного более взрослыми детьми, чем они сами. Но они в чисто физическом плане намного слабее и меньше, чем одноклассники. И зачастую терпят от них различные унижения и издевательства. Это может привести к тому, что они замыкаются в себе, нервничают и заболевают. На черта нужны такие достижения, если они в конце концов приводят к подобным результатам? Достоевский как-то сказал: «Проект не стоит той бумаги, на которой написан, если для своей реализации требует хотя бы одной детской слезинки». И мы тоже вполне обоснованно можем утверждать, что такие достижения не стоят ломаного гроша! Мы очень благодарны твоей первой учительнице. Когда мы тебя привели на собеседование для поступления в школу, тебе не хватало до 7 лет всего 2 месяца. И мы думали, что это не беда. Но она со своей подругой (которая как раз набирала этот класс) отговорили нас от этого. Она сказала, что на следующий год она будет набирать свой класс и тогда она тебя с удовольствием возьмет к себе. Но главным аргументом, к которому мы прислушались, оказались ее слова о том, что ребенок будет самым младшим в классе, и его будут все обижать. И у него может сформироваться жизненный сценарий неудачника. А если он придет в класс почти восьмилетним, то, во-первых, он станет намного крепче физически и психологически. И ему будет легче переносить школьные нагрузки. А, во-вторых, он легче сможет стать лидером в классе. Что и произошло в реальности! У каждого ребенка свои способности, своя скорость роста и свой неповторимый рисунок личности. И если его подводить под какие-то критерии, то не только никогда не удастся сделать из него второго Эйнштейна, но даже те его способности, которые могли бы быть развиты, будут задавлены. Ребенок может и должен быть другим, может впитать от родителей то, что поможет ему развить свою индивидуальность и отринуть то, что делает его слишком похожим на них.
Письмо, в котором мы расскажем тебе о первом краеугольном камне воспитания – родительской любви (о «прянике»).
Сынок! Как нет света без тьмы, дня без ночи, добра без зла, так нет гармоничного воспитания ребенка без любви и наказания. И основная проблема такого воспитания состоит именно в том, чтобы ребенок всегда получал любовь и наказание именно в тех дозах и именно тогда, когда они нужны ему как воздух. И в этом письме мы хотим рассказать тебе о первом краеугольном камне воспитания – любви к ребенку. Психотерапевтам приходится каждый день лечить людей с теми или иными психологическими проблемами. Или же проблемами со здоровьем, которые появились на основе длительных нервно-психических переживаний. И как показывает анализ у БОЛЬШИНСТВА у них есть убеждение, что родители их, когда они были маленькими, НЕ ЛЮБИЛИ! Если ребенок не получает от родителей такого количества любви, какой ЕМУ ХОЧЕТСЯ, то может стать фундаментальной причиной для того, чтобы человек всю жизнь чувствовал себя несчастным. Даже если он не прав и родители любят его и дают ему столько любви, сколько СЧИТАЮТ НУЖНЫМ, он все равно будет чувствовать себя заброшенным. Когда мы были моложе и поглупее, то удивлялись – неужели действительно на белом свете так много родителей, которые ненавидят своих детей? Но потом поняли, что родители и ребенок по-разному видят эту любовь. Родитель может испытывать истинную любовь к своему чаду. Но поступать он будет так, что у ребенка будет появляться ощущение, что родитель его не любит. Все родители считают себя любящими своих детей. Мы знаем это точно! Хорошие психотерапевты никогда не задают родителям того ребенка, которого лечат от какой-либо болезни – любят ли они своего ребенка? ОНИ АБСОЛЮТНО ТОЧНО ЗНАЮТ – что они скажут! Но они также прекрасно знают, что если ребенок заболел той или иной болезнью, которую должен лечить психотерапевт, то это говорит о нарушенных взаимоотношениях в семье, о фактической нелюбви родителей к ребенку (или же ребенок СЧИТАЕТ, что они его не любят). Родителям обычно бесконечно трудно сознаться перед самими собой, что они отвергли своего ребенка. И все-таки время от времени это случается. Родители отвергают ребенка в том случае, если им с ним скучно, если он им докучает. Есть масса вполне невинных способов отвергнуть ребенка (например, когда его упрекают, что он отстает в развитии от своих братьев и сестер). К сожалению, любовь нельзя прописать как лекарство, в определенных дозах. И если родители действительно не любят своего ребенка, то сделать мало что можно. Но очень редко кто из родителей может честно сказать, что не любит своего ребенка, что его появление на свет в значительной степени испортило ему жизнь, что он потерял массу возможностей реализоваться как личность и как профессионал. И так далее и тому подобное. Большинство людей тщательно прячут подобные мысли даже от себя. И искренне считают, что любят своего ребенка. И что применяемые ими к ребенку очень жесткие меры воздействия – вынужденная мера из-за его непослушания. Но нельзя считать непослушание ребенка столь важным событием, что оно способно остановить вращение Земли вокруг оси. И родители, естественно, должны выражать свое недовольство, но делать это мягко, как бы, между прочим. И лучше, чем попрекать его за плохое поведение, выразить сожаление: как жаль, что ты ошибся и поступил неправильно. Поэтому истинно любящий родитель НИКОГДА и НИ ПО КАКОМУ ПОВОДУ не будет применять сверхжесткие меры к своему ребенку! Если коса его воспитания напорется на камень непослушания ребенка, он лучше отступит, чем будет преодолевать сопротивление своего ребенка. Пусть даже принципы воспитания говорят, что его надо наказать. Он возьмет тайм-аут, он будет искать оправдание для ребенка, он будет искать свою вину. Но ни в коем случае не начнет в бешенстве все ломать на своем пути! Приемы, при помощи которых родители будут добиваться своих педагогических целей, должны быть как можно менее тягостными для него. Помогать ребенку хотеть быть ХОРОШИМ гораздо важнее, чем сделать его послушным. И ты, сынок, добьешься лучших результатов, если наберешься терпения, терпения и еще раз терпения! Многие люди говорят фразу, которую, как нам кажется, до конца все-таки не понимают: «Любовью ребенка не испортишь!» И это действительно так, в том смысле, что ЛЮБОВЬЮ ребенка не испортишь. Но очень многие люди понимают под любовью совсем не то, что понимают другие люди. Или же детские психологи. Например, они балуют своих детей, ни в чем им не отказывают, заваливают игрушками и так далее и тому подобное. И при этом думают, что это проявление их любви к нему. Все это только маскирует отсутствие любви к ребенку (они всегда могут сказать себе – вот, есть материальные свидетельства моей любви). Эта позиция во всех отношениях вредная – ребенок обязательно будет пользоваться этой «слабостью» родителей, родитель не может отказать и…беда! Но, опять же, ребенок от этого счастливее не станет! Когда нет истинной любви, то балование ребенка становится способом компенсации своего чувства вины перед ним. Некоторые люди считают, что если они любят своих детей, то они не имеют право в чем-то им отказывать. Но вполне можно любить ребенка и отказывать ему в его просьбах. Как определить какова на самом деле родительская любовь – она бескорыстна или эгоистична? Одним из критериев, по которым можно определить это, являются слова родителей: «Мы тебя кормим, поим, одеваем, а ты…». Если родители говорят что-либо подобное своему ребенку, то это явно говорит о том, что они считают свои действия не своей обязанностью, а достижением, за которое ребенок должен им отплатить. Это, безусловно, корыстная, грубо-эгоистическая позиция. Родительской любовью здесь и не пахнет. Такие родители, что бы они о себе ни думали, в этом деле действуют как кондовые, махровые эгоисты. Уход за ребенком – это не любовь. Это обязанность! Этим в принципе может заниматься и няня. Кроме этого ребенок должен получать тепло и близость от родителей. И если этого нет, то хоть каждый день меняй ему белье – он от этого счастливее не будет. Еще один миф относительно любви: люди считают любовью ДЕМОНСТРАЦИЮ любви, которую они проявляют к нему (особенно часто они это делают на людях). Но это безусловно делается ими не для ребенка, а для того, чтобы при помощи ребенка доказать людям – какие они хорошие родители. И зачастую, как только в этом «театре» опускается занавес, ребенок получает на полную катушку за то, что слишком серьезно воспринял слова родителей. Конечно, сынок, мы понимаем, что ты будешь ждать от своего ребенка благодарности за свои труды. И, вполне возможно, что ты ее дождешься. Но ты должен знать, что ребенок ничем тебе не обязан! Решение родить его ты принял сам (пусть даже оно и не было слишком уж осознанным, пусть в какой-то мере это событие произошло случайно), ребенок тебя об этом не просил! И ты за свое решение несешь полную ответственность (в том числе юридическую). Поэтому ты ОБЯЗАН его растить, кормить и воспитывать. Ты обязан поставить его на ноги и выпустить в этот мир более-менее подготовленным к тем требованиям, которые он будет предъявлять. И он должен пойти в этот мир, не оглядываясь на тебя и не боясь гневных требований отдать свой сыновний долг. И ребенок, если САМ захочет, то может как-то отплатить тебе за твою заботу о нем. Но может и не отплатить! Если же ты будешь требовать от своего ребенка этого, то наиболее вероятный результат – он тебя бросит навсегда и даже в старости не поднесет стакан воды. И такой ребенок абсолютно прав! Он где-то в глубине себя думает примерно так: «Если бы ты меня действительно любил, то сейчас я бы сам хотел тебе эту любовь вернуть. Если же тебе приходится это у меня требовать, то значит, что ты требуешь плату за то, что не дал. А это мошенничество!» Да, когда ты постареешь и не сможешь себя обслуживать, то, конечно же, твои дети в той или иной степени должны о тебе позаботиться. Но они ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЯЗАНЫ перед своими детьми! Они должны отдать им все то, что могут и хотят отдать. И только в этом случае твои дети САМИ придут к тебе. Если детей придерживать за крылья, то они обязательно вырвутся и улетят, возможно, НАВСЕГДА! Если же тогда, когда они встанут на крыло, ты спокойно и с радостью их отпустишь, то они обязательно вернутся туда, где их любят и ждут. И чем меньше в этом деле насилия, тем чаще и с большей охотой дети возвращаются к своим родителям, тем в большей степени они хотят жить рядом или вместе. Насилие относительно детей в этом плане абсолютно контрпродуктивно и приводит к противоположным от желаемых результатам. Если позиция родителей приблизительно такова, то вполне определенно можно сказать, что они действительно любят своих детей. И если они в процессе воспитания делают что-то, то делают это для детей, а не для себя. Обычно родитель любит своих детей также и потому, что его в детстве любили его родители. Если ребенка недолюбили, то и он сам, когда вырастет, не сможет любить своих детей так, как надо бы. Поэтому, сынок уже сейчас думай о своих любимых внуках – люби их родителей! Мама должна посвятить своему ребенку три года своей жизни. Если она это сделает, то ее взрослый ребенок в благодарность продлит ей жизнь на тридцать лет. То есть та любовь и то внимание, которое она посвятит своему ребенку, поможет ему сформироваться гармоничной личностью. И через это он будет жить в гармонии с окружающим миром, не будет пьянствовать, не станет конфликтовать с ней или законом. Что естественно будет нравиться матери, она не будет переживать и преждевременно не умрет. С нашей точки зрения самым главным воспитующим фактором является истинная, искренняя любовь родителей к своему воспитуемому - ребенку. Если ребенок чувствует, что родители действительно любят его, то он будет воспринимать их строгость и наказания как специфическое проявление их любви. И будет впитывать их воспитание, как губка воду. Опыты С.Левина говорят о том, что те крысы, которых исследователи ласкали, вырастали намного более крупными, крепкими, смышленными, чем те, которых предоставляли самим себе. Естественно, все остальные параметры их содержания были совершенно одинаковыми. Относительно ребенка любовь приводит к еще лучшим результатам. Если ребенок будет знать, что родители искренне любят его и его существование для них – свет в оконце, то его развитие будет быстрым и беспроблемным. А неизбежные простуды и детские болезни он будет переносить легко и без осложнений. И к психотерапевту такой человек никогда не обратится. Поэтому единственное, что должен получать ребенок в неограниченном количестве - это любовь и доброту от окружающих его людей. Но, как мы говорили чуть выше, можно выражать ее по-разному. У нас была одна знакомая врач - грузинка, у которой был сын от русского мужа. Она с ним развелась и воспитывала ребенка одна. Она своего ребенка очень любила и посвящала много времени на его воспитание. И когда мы спросили ее - кем будет ее сын - русским или грузином, она ответила: “Конечно, грузином! Я его таким воспитаю!” Мы думаем, что это ей удалось. Ведь любовь - животворящая сила! И только на ее основе можно построить что-либо действительно ценное! А, во-вторых, ребенок получает национальность в первую очередь от матери. Ведь она проводит с ним намного больше времени, чем отец. И внедряет в него те взгляды, которых сама придерживается. А, значит, материнская культура для ребенка намного более значима, чем отцовская. И нам очень нравится еврейский обычай считать национальность по матери. Это наиболее правильно!
Date: 2015-09-25; view: 296; Нарушение авторских прав |