Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тактическое мышление фехтовальщика
Тактическое мышление фехтовальщика становится специальным тактическим боевым умением лишь в том случае, если оно осуществляется в действии. Удовлетворять этим требованиям спортсмен может только после специальной подготовки. Трудности тактического мышления во время боя заключаются в том, что в предельно короткие отрезки времени приходится оценивать внешнюю боевую обстановку, находящуюся в неповторимом и непрерывном изменении, и психологическую обстановку, т. е. ход мыслей и намерения противника. Фехтовальщик должен при этом разрешать одновременно две практические задачи: успешно нападать и успешно защищаться, т. е. его мышление имеет одно Воспринимаемые фехтовальщиком, главным образом посредством зрительного анализатора и отчасти тактильного, ситуации боя должны быстро осмысливаться. Это осмысливание воспринятого имеет две разновидности. Одна из них называется чувством боя, а другая — тактическим мышлением. Под чувством боя подразумевается ориентировка фехтовальщика в меняющейся обстановке, т. е. непрерывные скоростные восприятия, обработка воспринятого и принятие решений. Поняв и оценив боевую обстановку, спортсмен тут же решает конкретные текущие задачи — что и когда делать. Решение первой задачи — что делать — осуществляется в целесообразном выборе и выполнении приемов: движений и всего поведения в соответствии с действиями и поведением противника. Решение второй задачи — когда делать — спортсмен осуществляет с помощью создания неожиданных для противника сближений, в которых он, застигнув его своими действиями врасплох, захватывает инициативу в выполнении атаки. Все эти мыслительные акты имеют характер молниеносных импровизаций. Тактическое же мышление, имеющее форму развитого рассуждения, обычно обслуживает преднамеренные действия и подготовку к ним. Но только понимать и оценивать движения и поведение противника, отдельные моменты боя и всю боевую обстановку в целом для успешного ведения боя еще недостаточно. Фехтовальщик должен принимать определенные боевые решения и реализовать их, и подчас срочно. Сочетание понимания боевых ситуаций с принятием решений и их реализацией называется боевой ориентировкой. В любом моменте боя имеются две стороны: фактическая л психологическая. Фактическая сторона — это взаиморасположение противников, частей их тела и оружия, а психологическая — замыслы и намерения бойцов в данный момент. Хорошо ориентироваться — значит правильно определять свои возможности и возможности противника, которые таят в себе фактическая и психологическая стороны каждого момента боя. Скоростная ориентировка — это находчивость, воплощаемая в боевом реагировании в минимальный отрезок времени, поскольку такая необходимость возникает обычно в условиях внезапно создавшейся критической близости между бойцами. Базируется эта ориентировка обычно на чувстве боя, которое позволяет действовать раньше, чем боевой момент может быть всесторонне осмыслен. Чувство боя отличается от тактического мышления степенью осознаваемости фехтовальщиком своих действий. Привычка, быстротечность боевой ориентировки, основанной на остроте и молниеносности восприятий, часто не позволяют спортсмену облекать свои мыслительные акты в форму внутренней речи развитых умозаключений. Действиям, возникшим в результате чувства боя, присущ характер рефлекторности и высокой автоматизированности. Чувство боя, обслуживающее, как правило, скоростную ориентировку, выражается в мгновенных боевых импровизациях. Тактическое мышление фехтовальщика, обслуживающее в основном преднамеренные действия или их подготовку, направлено на создание тактических ловушек и на выбор характера ведения боя. Несомненно, чувство боя тесно связано с мышлением спортсмена в процессе боя. Объекты осмысливания в тактике боя. К конкретным объектам осмысливания относятся: 1) наблюдение за противником и составление его боевой характеристики; 2) создание общего плана боя на основе своих наблюдений за противником; 3) распознавание боевых реагирований и намерений противника для определения дальнейших своих действий; 4) постановка частных тактических задач для осуществления своего решения поразить противника уколом или ударом; 5) введение противника в заблуждение, чтобы облегчить себе выполнение поставленных задач (создание тактических ловушек). Правда, такое конкретное деление мышления фехтовальщика в бою на обособленные тактические темы схематично, но оно все же поможет молодым фехтовальщикам действовать в бою более осмысленно, организованно, направляя свое внимание на решение главных и неотложных тактических задач, возникающих в процессе боя. Наблюдение. У советских тренеров и бойцов в отличие от многих зарубежных специалистов преобладает мнение, что фехтовальщик должен смотреть обобщенно в центр фигуры противника и лишь эпизодически переводить зрительный фокус на вооруженную руку или оружие. Под обобщенностью смотрения в центр фигуры следует понимать направление зрительных осей глаз спортсмена в планиметрический центр зримой в ракурсе фигуры противника, обнимающий собой при этом не отдельную точку на ее поверхности, а Довольно обширный район, куда обычно входят середина туловища, вооруженная рука и часть клинка (ближняя к монтировке). В боях на саблях и, особенно на шпагах флюктуирование зрительного фокуса в пределах центрального района фигуры противника более важно, чем в фехтовании на рапирах, поскольку рука бойца на шпагах и саблях входит в поражаемую поверхность. Такая точка зрения большинства советских специалистов обосновывается тем, что четкость зрительных восприятий по мере их отдаленности от центра поля зрения падает. Следовательно, направление зрительного фокуса на планиметрический центр фигуры противника имеет целью держать крайние его точки в зонах наилучшего периферического зрения. Наблюдая за действиями противника в бою, фехтовальщик стремится получить наиболее вернее представление о его манере ведения боя, о его боевом репертуаре приемов, физических и тактических возможностях и моральном состоянии. Наблюдать за действиями противника следует не только в бою с ним, но и во время его боев с другими, подмечая при этом, какими приемами он пользуется особенно эффективно, какие приемы, применяемые против него, дают положительный результат и т. п. В бою с незнакомым противником эти сведения фехтовальщик получает главным образом во время разведывательных действий, производимых им непосредственно на поле боя. Наблюдение будет более исчерпывающим, если спортсмен научится видеть и понимать состояние и намерения противника по внешним признакам, часто едва уловимым его жестам, позам и движениям, а иногда и возгласам. Получив более или менее верное представление о своем противнике, фехтовальщик должен до боя или во время его наметить план действий, т. е. решить, какой характер боя следует навязать противнику, чтобы победить его. План боя намечается с таким расчетом, чтобы фехтовальщик мог свои сильные стороны противопоставить в бою слабым сторонам противника, а также предопределить общий характер боя, выбрать тактические средства и последовательность их применения. Планы и задачи должны быть подвижными и изменчивыми. Фехтовальщик, убедившись в их неправильности, несоответствии боевой обстановке или предварительной оценке противника, должен уметь на ходу вносить коррективы или даже создавать новые планы, ставить новые задачи и действовать согласно им. Реализуются планы посредством разрешения в бою ряда частных тактических задач, имеющих целью поймать противника в ловушку, т. е. обмануть, с тем чтобы нанести ему укол или удар. Тактические обманывания. Цель тактических обманов состоит в том, чтобы создавать у противника ошибочные представления о своих намерениях, о своем состоянии и возможностях. Достигается это имитацией положений, движений и всего поведения, соответствующих не истинному положению вещей, а вымышленному, отвечающему тактическому замыслу фехтовальщика, и приводящих противника к ошибкам. Это обманывание противника, распознавание его намерений и попыток обмануть является самым существенным решающим моментом тактической борьбы, моментом, в котором проявляется самым полным образом тактическое мастерство фехтовальщика. Обманывая противника в бою, боец старается заставить его ошибаться как в чувстве боя, так и в тактическом осмысливании боя. Процесс обманывания имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона обманывания заключается в понимании фехтовальщиком психологического состояния противника для введения его в заблуждение, внешняя — в придавании правдивости ложным обманывающим движениям. Фехтовальщик, заранее ожидающий попытку противника обмануть его, не поддастся на этот обман, следовательно, успешность обманывания должна обеспечиваться верным предположением о том, что думает противник, на чем сконцентрировано его внимание. Мастерство обманывать в бою — это в основном психологический, умственный навык выбирать подходящий момент в сознании противника для введения его в заблуждение. Конкретных задач обманывания очень много: маскировать свои намерения совершить атаку, контратаку, применить в атаке батман, финт, совершить в обороне перехват, овладеть инициативой, разведывать намерения противника и т. д. Искусство фехтовальщика в большой мере заключается в умении учесть обстановку и в связи с этим дать то или иное воплощение одному и тому же тактическому намерению, чтобы исключить в наибольшей мере неожиданное для фехтовальщика реагирование противника. Понимание намерений противника. В бою каждый фехтовальщик стремится распознать, предугадать ближайшие намерения и действия противника. Умение фехтовалыцикэ делать это всегда безошибочно обеспечивало бы ему безотказную победу над любым противником. Но постоянная безошибочность предугадывания невозможна вследствие того, что и противник стремится к тому же, противопоставляя спортсмену свое мышление и свои действия. Однако предугадывать намерения противника возможно. Фехтовальщик по определенным положениям, а иногда по почти неуловимым невольным движениям противника может разгадать его намерение и, чтобы помешать их выполнению,— выбрать именно те приемы, которые окажутся для Противника неотразимыми. Предугадывание позволяет реагировать на действия противника раньше, чем определится их точное содержание по начальным движениям. Однако распознавание намерений противника без умения правильно предполагать ход мыслей противника не будет полноценным. Полезно также распознавать в бою физическое и моральное состояние противника. Оно помогает фехтовальщику своевременно перестраивать план боя и выбирать для его осуществления, приемы и действия, ведущие к наиболее верному поражению противника. Инициативность. В бою инициатива имеет большое значение. Боевые взаимодействия фехтовальщиков, как правило, не бывают равнозначными по признаку инициативности. По неуловимым часто внешне причинам один из бойцов движется во время боя инициативно, а другой ответно. И несмотря на то, что действующий ответно боец, т. е. побуждаемый к действиям движениями противника, может быть очень активным тактически, инициативой в этом случае все же владеет противник. Действующий ответно боец может изощряться в разнообразии и неожиданности своих действий и проявлять большую изобретательность в своих тактических реагированиях и успешно применять свои излюбленные приемы, но он все же обладает меньшей свободой мышления, меньшей боевой оперативностью, нежели его противник. Неожиданность действий. Всякое неожиданное действие фехтовальщика в острые моменты боя часто приводит противника на некоторое время в замешательство. Этого обычно бывает достаточно, чтобы он был поражен. Неожиданность действий увеличивает просвет времени между восприятием этого действия противником и его реагированием на него и, кроме того, ведет к противодействиям инстинктивного характера, постоянным по содержанию и качеству и, как правило, в какой-то степени искаженным по форме. Фехтовальщик, умеющий действовать внезапно, избавляет себя от преднамеренных, неожиданных для него противодействий противника и от заранее заготовленных тактических ловушек. Действие спортсмена бывает неожиданным для противника в тот момент, когда внимание его отвлечено от ожидания активного действия соперника на подготовку успеха своих действий или когда его боевая бдительность понижается для кратковременного отдыха. Боевое разнообразие. Боевым разнообразием в фехтовании называется способность и привычка спортсмена применять в соревновательном бою большое количество различных действий и приемов. Это качество фехтовальщика помогает ему действовать в бою неожиданно для противника. Высокое мастерство фехтовальщиков проявляется при этом не столько в количестве используемых ими основных действий, сколько в множестве вариантов их применения. Каждый повод для атаки дает возможность применить несколько конкретных атак, так же как и любой атаке можно противодействовать разными приемами обороны. Но, несмотря на это, спортсмены нередко допускают однообразие приемов, которое лишает их возможности действовать неожиданно, а противнику позволяет почти наверняка обыгрывать их действия. У большинства фехтовальщиков есть небольшой круг излюбленных приемов, применение которых становится в условиях боя для них наиболее результативным. При неправильной тренировке эти приемы остаются единственными, которыми пользуется фехтовальщик на соревнованиях. В результате этого воспитывается боец с узким кругом боевых действий, которому крайне трудно действовать в бою неожиданно и тем более для противника, изучившего его. Однообразные фехтовальщики — большей частью бойцы преимущественно преднамеренных действий. Боевое разнообразие обычно вытекает из острого и точного тактического общения с противником, в результате чего возникают возможные контрдействия на все действия противника. В этом случае фехтовальщик перестает быть ограниченным в. своем разнообразии: различие его противников и острота его тактического общения с ними являются предпосылкой его собственного разнообразия. Немалую роль в становлении боевого разнообразия играют и систематизированные знания фехтовальщика, позволяющие ему в каждый момент боя ясно представлять себе весь комплекс приемов, которые могут быть применены в подобной ситуации. Риск, как психологическое явление, занимает важное место в практике фехтования. От необходимости рисковать можно было бы отказаться только спортсмену, овладевшему верным безопасным приемом в нападении и обороне. Но таких приемов не существует. И риск поэтому сопровождает любую боевую акцию фехтовальщика. Не рисковать, ведя борьбу с мыслящим противником, просто невозможно. Поэтому риск есть главная причина волнений всех фехтовальщиков. Риск может быть оправданным и неоправданным, а спортсмен тактически смелым или робким. Есть спортсмены, которых вполне устраивает равенство шансов на удачу и неудачу в их субъективной оценке боевой ситуации, но есть и такие, которые стремятся найти или создать такую боевую обстановку, где они имели бы примерно 99% шансов на успех против одного. Такая чрезмерная требовательность к надежности атаки, а отсюда и чрезвычайная осторожность приводят к очень однообразному бою, в котором один из соперников производит в несколько раз больше боевых акций, нежели другой. Как правило, побеждает более активный. Есть бойцы, которые в начале боя идут на неоправданный риск и собираются лишь при угрожающем счете. Имеются и такие, которые при счете 4: 4 почти никогда не проигрывают. Это свидетельствует о правильном и высокосознательном отношении бойца к риску. Умение разумно рисковать связано с чувством правильной оценки боевых ситуаций как в фактическом, так и психологическом плане. Безошибочность в оценках фактического и психологического содержания боевых моментов приводит фехтовальщика к активному, насыщенному действиями смелому бою.
Date: 2015-09-25; view: 372; Нарушение авторских прав |