Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задача 2. Обучение переходу в исходное положение, приветствию и рапорту
Задача 3. Обучение «вольно» переходу в положение «к бою», и выполнение «сбора»
Индивидуальное обучение. Во время выполнения упражнений самостоятельно преподаватель подходит к каждому ученику и проверяет правильность выполнения приемов: 1) взять клинок ученика правой рукой за середину, отвести кисть его руки в нужную сторону, предложить ученику отпустить оружие, а затем положить рукоятку на ладонь ученика (рис. 55, 1); 2) взять правой рукой за кисть ученика, а левой за локоть, поставить правильно руку и показать работу пальцев (рис. 55, 2); 3) взять рапиру ученика левой рукой за острие и нажать своим оружием на клинок и гарду рапиры ученика, опуская или приподнимая его вооруженную руку (рис. 55, 3); 4) при необходимости заставить ученика опустить напряженное плечо, убрать локоть внутрь, развернуть ногу преподаватель действует клинком своей рапиры, дотрагиваясь оружием до определенной части тела ученика (рис. 55, 4).
Боевая стойка и передвижения в ней. Боевая стойка рапириста — наиболее выгодное и целесообразное положение тела бойца во время боя (рис. 56). Положение боевой стойки позволяет изменять взаимное расположение звеньев тела, а также противодействовать колебаниям тела в различных плоскостях и обеспечивает оптимальные условия для сохранения равновесия всего тела при динамике действий. Анализ наиболее типичных статических положений бойца в боевой стойке при наступательных и оборонительных действиях позволит лучше понять закономерности динамики техники приемов боя рапирного фехтования. Степень устойчивости фехтовальщика в боевой стойке обусловлена рядом признаков: величиной площади опоры и выгодной постановкой ступней ног по отношению к боевой линии, высотой общего центра тяжести (о.ц.т.), прохождением линии тяжести через площадь опоры и сохранением целесообразного угла вертикального поворота тела по отношению к боевой плоскости, выгодным положением таза и позвоночника. Величина площади опоры образуется подошвенной поверхностью стоп и площадью, заключенной между ними. В боевой стойке нужно учитывать выгодную постановку ступней ног по отношению к боевой фехтовальной линии, благодаря чему обеспечивается лучшая устойчивость и сохранение равновесия всего тела. Выдвижение впереди стоящей ноги на полторы-две ступни от сзади стоящей ноги и перпендикулярное положение ее по отношению к пятке сзади стоящей ноги (рис. 57, а) следует считать наиболее целесообразным для школьного обучения. Постановка выдвинутой ноги в боевой стойке перпендикулярна центру стопы (рис. 57, б) и характерна для большинства мастеров современного фехтования. Это положение наиболее целесообразно, так как обеспечивает лучшую устойчивость всего тела, прямолинейность и скорость движений. Постановка выдвинутой ноги вправо или влево от боевой линии (рис. 57, в, г) не обеспечивает нужной устойчивости и приводит к изменению направления движения и потере равновесия.
О. ц. т. тела в боевой стойке фиксируется в мгновенных статических положениях в моменты собранности бойца для решающих действий. О. ц. т. перемещается при всяком изменении положения отдельных частей тела в ходе боевых действий. Высота о. ц. т. в боевой стойке зависит от степени сгибания ног в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Оптимальное сгибание ног зависит от благоприятного физиологического состояния многосуставных мышц, когда синергисты сокращены, а антагонисты растянуты. Это благоприятное состояние мышц в боевой стойке создается при условии, когда угол, образованный голенью и бедром обеих ног, одинаков. Сгибание ног в коленных и других суставах равно 125—135° по отношению к площади опоры (рис. 57, а—г). Это относится к положению боевой стойки, когда вес тела на обеих ногах или на впереди стоящей ноге. В зависимости от тактических задач, решаемых в бою в наступательных или оборонительных действиях, в боевой стойке фехтовальщик имеет различную устойчивость. Рассмотрим три основных, наиболее типичных положения в боевой стойке.
1. Более устойчивое положение боевой стойки с равномерным распределением о. ц. т. (см. рис. 58, 1, 2). В этом положении линия тяжести тела проходит через центр площади опоры. Углы устойчивости и равнодействующие реакции опоры вперед и назад равны, мышцы в благоприятном физиологическом состоянии, синергисты сокращены, антагонисты растянуты. Такое целесообразное положение бойца в боевой j стойке выгодно для быстрого маневрирования вперед и назад, оно применяется во всех действиях наступления и обороны. Равномерное распределение о. ц. т. в боевой стойке имеет некоторые недостатки, так как для обеспечения максимальной скорости выпада в атакующих действиях из этого положения требуется некоторое приближение центра тяжести тела к переднему краю, опоры за счет движения туловища вперед. Такое небольшое движение тела иногда позволяет противнику улавливать тонкие сигналы начала атакующих действий. Однако опытные мастера искусно маскируют эти движения тела игрой оружия и широко-применяют их в динамике боя для решения разнообразных тактических задач. Это положение боевой стойки является типовым, и его применяют в начальном обучении для усвоения основ школьной техники, правильной постановки позвоночника, таза и всего тела, чтобы иметь правильную и красивую осанку. 2. Менее устойчивое положение боевой стойки с распределением о. ц. т. ближе к переднему краю опоры (рис. 58, 3). Это также целесообразное положение бойца в боевой стойке в наступательных действиях. Оно позволяет быстро маневрировать вперед и назад и широко применяется во всех видах наступления и обороны. В этом положении о. ц. т. находится несколько впереди за счет небольшого наклона туловища. Это создает выгодные условия для движения тела вперед, хотя при этом возникает некоторая загруженность впереди стоящей ноги, что затрудняет поднятие носка ноги при движении выпада. В такой стойке приходится начинать движение впереди стоящей ногой с пятки (естественное и выгодное положение для быстрого махового движения голени на выпад). Движение назад выполняется легко за счет отставления относительно разгруженной ноги, стоящей сзади, и одновременного толчка ногой, стоящей впереди. 3. Устойчивое положение боевой стойки с распределением о. ц. т. ближе к заднему краю опоры (рис. 58, 4). Целесообразное положение бойца в боевой стойке при некоторых случаях активной обороны. Менее выгодно для быстрого маневрирования и применения в атакующих действиях. В этом положении о. ц. т. незначительно подан назад за счет отклонения туловища, отчего линия тяжести тела сдвинута ближе к заднему краю опоры. Сзади стоящая нога более согнута, что не позволяет производить быстрые движения назад. Атакующие действия затруднены, так как требуется значительный путь для перенесения веса тела на впереди стоящую ногу, что вызывает колебание туловища, нарушает прямолинейность движения и замедляет скорость. Такой боевой стойкой можно пользоваться при обороне и на границе поля боя, когда нет возможности отхода назад. Кроме типовых положений боевой стойки фехтовальщики применяют различные варианты изменения положений о.ц.т. в зависимости от тактики истинных или ложных действий. В положении боевой стойки нужно учитывать не только наклоны туловища вперед и назад, но и наклоны и повороты его во фронтальной плоскости.
По исследованиям автора, проведенным на группе ведущих мастеров рапирного фехтования, вертикальный поворот таза и плеч по отношению к боевой плоскости в 90% случаев равен 23—27°, а в 10% случаев равен 15—22°. На этой основе наиболее целесообразным поворотом таза в типовой боевой стойке рапириста и на выпаде следует считать вертикальный угол поворота наружу по отношению к боевой плоскости, равный от 23 до 27° (рис. 59). Наиболее целесообразным при повороте туловища по отношению к боевой плоскости можно считать угол от 10 до 25° (рис. 60, а). Уменьшать угол поворота туловища внутрь во фронтальную плоскость от 0 до 10° (рис. 60, б) нецелесообразно, так как такой поворот изменяет положение головы, приводит к излишнему напряжению мышц, удерживающих голову, вызывает поворот бедра впереди стоящей ноги внутрь и излишнее напряжение мышц плечевого пояса. Увеличивать угол поворота туловища по отношению к боевой плоскости наружу более 30° также нецелесообразно, так как увеличивается площадь поражения тела, требуется переставить выдвинутую ногу наружу от боевой линии, нарушаются устойчивость и прямолинейность движения, возникает потребность более широких защит. Горизонтальный угол наклона таза и плеч в типовой боевой стойке должен быть в пределах от 0 до 6°; в наступательной стойке — от 7 до 10°; в оборонительной стойке — от 0 до 10°. Излишние наклоны туловища допускаются при ложных действиях. В типовой боевой стойке наклон или отклонение туловища следует выполнять только вперед или назад. В вольном бою в тактике действий многих мастеров боевая стойка применяется вариативно, в зависимости от решения тактических задач и манеры боя. Многие мастера держат вооруженную руку не в 6-й позиции, а в промежуточном положении — между 6-й и 4-й позициями, во 2-й, 8-й позиции или внизу, высоко или низко, одни в угрожаемом положении — на вытянутой руке, другие предпочитают динамику — перемены позиций или тонкую игру оружием. Левая рука, особенно часто в начале боя, находится в типовом положении, однако в зависимости от утомления, техники и решаемых задач ее положение изменяется (рис. 61). Фехтовальщики в бою часто пользуются наклонами туловища вперед, назад, в стороны, иногда вместе с притопыванием и движением вооруженной рукой.
Ширина боевой стойки и степень сгибания ног колеблются и часто умышленно изменяются от узкого до широкого положения, в зависимости от характера боевых действий (рис. 62). Некоторые мастера в боевой стойке отрывают пятку сзади стоящей ноги от пола, другие отрывают пятку от пола и поворачивают ее наружу, приближая положение ног к стартовому положению (рис. 62, г), что следует считать целесообразным при броске «стрелой» и при выполнении выпада. Для предотвращения значительного утомления, наступающего при длительных статических напряжениях, в боевой стойке многие мастера чередуют согнутое положение ног с мгновенным расслаблением их за счет кратковременного выпрямления и последующего сгибания. Это расслабление ног для отдыха чаще выполняется на дальней дистанции. Однако многие мастера используют этот прием как ложное действие, в целях вызова противника на атаку для последующей защиты и ответа. Передвижения в боевой стойке. Рапирный бой требует быстрых и легко изменяющихся перемещений бойца в боевой стойке, искусного маневрирования на поле боя вперед и назад, реже в стороны, для сближения с противником или отхода от него. Бой насыщен разнообразными передвижениями, преимущественно шагами и скачками. Происходит постоянная борьба за выигрыш выгодной для себя, в основном средней, дистанции, с которой выполняются атакующие или активные оборонительные действия. Для введения противника в заблуждение и внезапного выигрыша выгодной дистанции во время маневрирования вместе с передвижениями мастера широко используют ложные и истинные движения оружием и телом: выпрямление ног и расслабление, полушаги, притопывания, обманы туловищем, различные движения вооруженной рукой, возгласы и т. д. Однако основными приемами передвижений бойца в боевой стойке для обеспечения целесообразного маневрирования в бою считаются: шаги, скачки, полушаги, бег вперед и назад, в незначительной мере шаги в стороны.
Шаг вперед применяется для сближения с противником и решения ряда тактических задач в подготавливающих действиях и в целях обороны. Шаг вперед выполняется плавным толчком левой ногой и переставлением правой вперед на длину ступни, благодаря чему тело перемещается в сторону противника, левая нога переставляется на такое же расстояние, и боевая стойка восстанавливается (рис. 63). Движение правой ноги начинается с подъема пятки (рис. 63, а, б, в). Если вес тела больше на левой ноге, движение вперед правой ногой целесообразнее начинать с подъема носка (рис. 63, г, д, е). Во всех случаях постановка выставляемой вперед ноги производится перекатом с пятки на всю ступню. При передвижениях шагом вперед ноги мягко согнуты, тело движется прямолинейно без раскачивания и колебаний. Шаг назад используют для сохранения дистанции, отхода от противника, преимущественно в оборонительных действиях. Шаг назад выполняется плавным толчком правой ногой назад, благодаря чему тело движется назад, левая нога отставляется на длину ступни, правая переставляется на такое же расстояние, и боевая стойка восстанавливается. Шаги вперед и назад можно выполнять и другим способом. Вперед — вначале приставить левую ногу к правой, а затем правую поставить вперед. Назад — вначале переставляют правую, а затем отставляют левую на такое же расстояние назад. Шаги вправо и влево применяются для ухода в стороны, отвлечения внимания противника, при действиях с левшой и в сочетании с защитами оружием. Шаг вправо выполняется переставлением правой ноги вправо, а затем левой на такое же расстояние. Шаг влево — с помощью переставления левой ноги влево и затем правой в ту же сторону на такое же расстояние, с тем чтобы в результате оказаться лицом к противнику. Полушаги вперед и назад используются для сокращения или увеличения дистанции с целью разведки или вызова. Полушаг вперед выполняется небольшим выставлением правой ноги вперед и движением тела и вооруженной руки. Полушаг назад выполняется отставлением левой ноги назад с небольшим движением тела также назад. Двойной шаг вперед применяется для быстрого сближения с противником. Выполняется последовательными шагами вперед левой и правой ногами. Левую ногу выносят скрестно перед правой и ставят впереди нее, носок остается повернутым влево. Правую ногу выносят вперед и ставят в положение боевой стойки. Двойной шаг назад применяется для увеличения дистанции и отступления. Выполняется последовательными скрестными шагами назад правой и левой ногой. Правую ногу плавно проносят скрестно за левой и ставят сзади нее (носок обращен вперед). Левую ногу переставляют назад на такое же расстояние в положение боевой стойки (рис. 64). Скачок вперед используется для быстрого и внезапного сближения с противником на среднюю дистанцию. Резким толчком левой ногой и одновременным махом правой тело посылают вперед в боевую стойку на обе ноги. Скачок назад одновременный применяется для быстрого выхода со средней дистанции. Махом левой ноги назад и одновременным резким толчком правой ногой тело посылают назад в положение боевой стойки с приземлением одновременно на обе ноги. Скачок назад скрестный используется для быстрого и глубокого выхода из дистанции боя. Выполняется по схеме двойного шага назад с более резкими толчковыми и маховыми усилиями ног, без касания пола в промежуточном положении, с приземлением одновременно на обе ноги.
Шаг, или скачок, вперед трещоткой применяется, для разведки реакции противника, для провоцирования его на контратаку и облегчения начала собственной атаки. Выполняется последовательными резкими толчково-ударными движениями вперед правой — левой — правой ноги на полступни или на ступню вперед. Быстрый бег с ускорением и замедлением используется в наступлении, при атаках «стрелой» и при обороне с целью быстрого ухода от противника. В зависимости от ситуации боя и содержания решаемых задач изменяется характер выполнения передвижений, темп и ритм, длина, направление и интенсивность шагов, скачков или бега. Для незаметного и скрытного сближения они могут быть плавными, бесшумными, выполняться мягким, скользящим движением ног. Для вызова противника на контрдействия прибегают к умышленно резким шагам или скачкам, иногда с притопыванием. Для навязывания своего темпа делаются плавные ритмичные шаги вперед и назад. Для выигрыша дистанции и атакующего действия выполняют ритмичные однообразные шаги вперед и назад с резким изменением величины шага вперед или применяют игру оружием — перемены соединения, ложные батманы, угрозы и внезапное сближение. Date: 2015-09-25; view: 551; Нарушение авторских прав |