Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания по изучению тем и организации самостоятельной работы
Курс «Уголовное право» включает: - общие вопросы, связанные с понятием «преступление», его составом и признаками; - основные понятия, характеризующие преступление, уголовную ответственность и наказание; - основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания; - уголовно-правовую характеристику составов преступлений, содержащихся в Особенной части Уголовного кодекса и ответственность за совершение конкретного преступления или их совокупности, отграничение составов друг от друга; - характеристики преступлений по зарубежному уголовному праву. Главной целью дисциплины «Уголовное право» является получение студентом четких представлений о задачах, принципах и формах реализации уголовного законодательства РФ. Содержание курса раскрывается в лекциях, семинарских и практических занятиях, а так же в учебниках, монографиях и учебных пособиях, периодической литературе и других материалах. Изучение конкретной темы целесообразно начинать с работы над конспектом лекции и соответствующим разделом учебника. Для более углубленного изучения тем необходимо пользоваться монографиями, учебными пособиями, а также нормативной базой (Федеральные законы, законопроекты федеральных законов). Отдельные темы изучаются студентами самостоятельно; в случае возникновения трудностей в их освоении, необходимо обращаться за консультацией к преподавателю. В рамках учебного процесса все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это объясняется, прежде всего, тем, что постоянно возрастает количество учебного и научно-теоретического материала, которым необходимо овладеть студенту в процессе изучения курса «Квалификация экологических преступлений». В ходе проведения аудиторных занятий возникает проблема нехватки времени на углубленное изучение определенных вопросов, включенных в программу «Уголовное право». Основная роль при решении данной проблемы отводится самостоятельной работе студентов в рамках учебного процесса. Основной цельюсамостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, которые необходимы для углубленного изучения курса Уголовное право». Самостоятельная работа проводится для того, чтобы студент умел самостоятельно изучать, анализировать, перерабатывать и излагать изученный материал. К основным задачам самостоятельной работы студентов, следует отнести: 1) продолжение изучения дисциплины во внеаудиторное время, т.е. в библиотеке, дома и т.д. 2) углубленное изучение во внеаудиторное время отдельных вопросов квалификация экологических преступлений, как входящих, так и не входящих в обязательную программу курса, к которым студент проявляет повышенный интерес. 3) привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, нормотворческой и правоприменительной деятельности. Для самостоятельной работы студентов преподавателем могут быть предложены и иные формы самостоятельной работы (к примеру, подготовка рефератов по отдельным темам программы курса, подготовка докладов и научных сообщений для выступления на семинарских занятиях и др.) В ходе проведения самостоятельной работы студент по рекомендации преподавателя или по собственному желанию изучает монографические издания и научные статьи, конспектирует их, сопоставляет дискуссионные точки зрения, анализирует их, выдвигает и обосновывает свою точку зрения по обсуждаемой проблематике. Важным является также и то, чтобы самостоятельная работа студентов по определенной проблематике проводится с учетом времени изучения данной темы по учебному плану. Семинар – групповая форма теоретического обучения. Она применяется для обсуждения наиболее сложенных тем учебной программы под руководством преподавателя, и расширяет и углубляет содержание вопросов темы. Подготовка студентов к семинарскому занятию подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка направлена на изучение источников, составление конспектов. Непосредственная подготовка включает в себя: получение необходимых консультаций у преподавателя, подготовку сообщений, рефератов, выполнение письменных заданий. При подготовке к семинарскому занятию студент должен соблюдать следующую последовательность: -изучить конспект лекции по данной теме либо самостоятельно изучить тему; -детально проработать рекомендуемую литературу, нормативно-правовые акты и ведомственные руководящие документы, другие справочные и информационные материалы; -на основе анализа различных источников информации готовить аргументированные выступления, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно довести информацию до слушателей; -выполнить соответствующее задание (составить схему или заполнить таблицу, законспектировать отдельный вопрос). При подготовке к семинарским занятиям студент должен подготовить выступление на высоком научном уровне, добиваться максимальной практической направленности сообщения. На самом семинарском занятии проявлять активность. Практическое занятие – это одна из основных форм профессионального обучения в образовательных учреждениях. В ней наилучшим образом реализуется дидактический принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой. Основными целями практических занятий следует считать: -формирование у студентов умений и навыков практических действий, необходимых специалистам для грамотного выполнения поставленных задач; -развитие у обучающихся таких профессионально - деловых качеств, которые предусмотрены государственным образовательным стандартом и квалифицированной характеристикой специалиста – выпускника высшего учебного заведения; -закрепление теоретических знаний при отработке профессиональных ситуаций, практических задач и действий в ходе занятий; -формирование у студентов интереса к будущей специальности и любви к профессии. Особенностью всех видов практических занятий по сравнению с другими формами обучения, является то, что для их проведения может быть использовано многообразие различных методов обучения, среди которых наибольшее распространение получили: а) решение вводных, ситуаций и реальных практических задач; б) работа с документами и деловыми бумагами (анализ материалов судебной практики, решений следствия и суда и др. в) составление схем, таблиц. Решение задач – наиболее распространенный метод, который способствует закреплению теоретических знаний у студентов, позволяет изучать дисциплину «Уголовное право» в тесной связи с практикой, приобретать навыки анализа возникающих в жизни ситуаций в соответствии с требованиями закона и принимать грамотное решение. Задачи решаются не только для того, чтобы знать, как надо поступать в отдельной конкретной ситуации, но и с целью, чтобы на основе правового анализа тех или иных обстоятельств усвоить определенные принципиальные положения, углубить знания по дисциплине, научиться правильно понимать и применять законодательные акты. Процесс решения задачи складывается из нескольких этапов. 1.Внимательно прочитать задачу, с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как иногда именно она содержит необходимые для верного решения данные. 2.Проанализировать условия, поскольку в большинстве задач описано не одно, а несколько оснований, подлежащих исследованию. Особое внимание обратить на описанные в задаче фактические данные (возраст участника правоотношения, сроки, наименование должности и т. д.), которые зачастую и являются ключевыми для решения задачи. 3.Точно усвоить, что требуется от принимающего решение, на какие конкретно вопросы, и в какой постановке ему надлежит отвечать. Задача решается только на основании тех условий, которые прямо в ней сформулированы, если иное не оговорено. 4. Определить круг участников правоотношений. 5.Определить, какие конкретные правоотношения рассматриваются 6.Определить, каким нормативным актом эти отношения регулируются. Подобрать соответствующие нормы федеральных законов, кодексов и других, необходимых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, которыми необходимо аргументировать ответы на поставленные в задаче вопросы. 7.Дать полную юридическую оценку ситуации, указанной в задаче, сформулировать ответы на вопросы. 8.В процессе решения задач целесообразно уделить внимание изучению следующих вопросов: предмет экологических преступлений, его отличие от предмета других преступлений, понятие последствий при совершении экологических преступлений. 9.Письменное оформление решения задачи в тетради. Решение должно быть мотивированным, то есть содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует. Решение задач не должно быть однозначным, его необходимо подробно и доказательно аргументировать. Аргументация предполагает детальное знание фактических обстоятельств, описанных в задаче, уяснение и анализ соответствующих норм законодательства. Метод работы с документами, материалами следственной и судебной практики обеспечивает формирование у студентов умений и навыков анализа документов и принятых по ним решений. Процесс анализа документа складывается из нескольких этапов. 1.Внимательно прочесть текст документа, определить его название, дату принятия, структурные части документа. 2.Выяснить основания для его принятия, разрешения. 3.Определить номы законодательных правовых актов, на которые ссылается документ. 4.Выделитьосновные положения, отраженные в документе. 5.Найти основные выводы, сделанные в документе 6.Установить орган публикации данного документа. Метод решения теста представляетсобой стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития, специальных способностей (от англ. test – испытание, исследование). Студенту для решения теста необходимо выбрать одного или несколько правильных из представленных вариантов ответа на поставленные вопросы по изучаемой теме курса. Метод схематичного изображения теоретического материала обеспечивает формирование у студентов умения логически мыслить, правильно обобщать, структурировать информационные материалы. Составление логических схем позволяет не только тренировать логическое мышление, но и провести самооценку знаний по теме. Схема (от греч. schema - наружный вид, форма), описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах. В зависимости от целей, применяемых геометрических знаков схемы могут быть линейными, секторными (круговыми) и т.д. При изучении юридических дисциплин чаще всего используют линейные схемы для изображения процесса, структуры какого-либо явления, взаимосвязи его основных элементов. Студенту предоставляется перечень информационных блоков, содержащих основные понятия темы изучаемой дисциплины. Из данных элементов необходимо составить блок-схему, в виде прямоугольников или иных геометрических фигур с простыми логическими связями- линиями между ними. Например, схема «Отграничение правонарушения от преступления».
Необходимо всегда помнить, что семинарские (практические) занятия призваны: 1. закреплять, углублять, расширять соответствующий материал; 2. связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью; 3. вовлекать каждого студента в активную учебно–творческую деятельность за счет: - инновационных технологий проведения занятий: а) «дискуссия» - 2 команды обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»; б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут; в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам; г) ролевые дидактические игры; д) «Проект» - просмотр видео, мультимедийная презентация материала с использованием компьютерных программ; е) работа в «малых группах»; ж) использование методов «мозговой штурм», «Сократов метод» и т.д. - порядка решения учебных задач, предложенных студентам: а) адекватность по содержанию материала; б) градуированность: от простого к более сложному; в) самоконтроль; г) взаимоконтроль; д) подбор соответствующих казусов студентами, используя новейшие источники; е) составление подобных (иных) задач студентами. - методики обсуждения проблемных вопросов: а) «докладчик – активные слушатели»: а1. слушайте и дополняйте, а2. слушайте и задавайте вопросы для получения дополнительной информации по заданному вопросу, а3. оцените докладчика (содержание, методика подачи материала, научность, доступность, проблемность, акцентирование внимания на главном, доказательность, аргументированность, заинтересованность, эмоциональность, обращенность к аудитории, наглядность), б) «докладчик – рецензент – оппонент», в) дополнение перечня предложенных проблемных вопросов студентами с объяснением такого выбора. - вариантов тем докладов: а) индивидуальный выбор предложенных тем, б) распределение тем преподавателем, в) дополнение перечня предложенных преподавателем тем студентами с объяснением такого выбора, г) формулирование тем всех докладов самими студентами по определенному материалу и др. Тема 1.1. Понятие, задачи и система уголовного права Цель занятия – закрепление знаний студентов о понятии уголовного законодательства, его предмете, методе и принципах. Вопросы для подготовки к занятию: 1.Понятие уголовного права. Возникновение и развитие отечественного уголовного права после 1917 г. 2. Предмет уголовного права. Его специфические черты. 3. Метод уголовно-правового регулирования. 4. Задачи уголовного права. 5. Функции уголовного права. 6. Понятие и значение принципов уголовного права. Система принципов уголовного права. 7. Уголовное право и смежные отрасли права. 8. Система уголовного права. Общая и Особенная части уголовного права. 9. Наука уголовного права, ее содержание и задачи. 10. Уголовная политика. Рекомендации по изучению темы: Следует обратить внимание, что «Уголовное право» представляет собой самостоятельную отрасль права, т. е. совокупность уголовно-правовых норм как общеобязательных правил поведения, установленных государством, адресованных неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение и обеспечиваемых в случае необходимости принудительной силой государства. Уголовному праву как самостоятельной отрасли права присущи собственные предмет и метод правового регулирования. Предмет уголовного права как отрасли права включает в себя три составляющих, во-первых, это общественные отношения, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, во-вторых, это общественные отношения, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания, в-третьих, это общественные отношения, связанные с профилактической и стимулирующей функцией уголовного закона. При раскрытии вопроса о методе уголовного права следует помнить, что основными методами являются: юридический (юридические методы толкования закона), уголовно-статистический (познание качественного своеобразия уголовно-правовых явлений и понятий посредством количественных показателей), социологический (опросы различных категорий лиц по различным аспектам уголовного права), системный (проведение исследований уголовно-правовых явлений как систем), сравнительно-правоведческий (сопоставление кодексов различных правовых систем и государств), историко-сравнительный (исследование прошлого опыта законодательства и правоприменения) и др. При раскрытии вопроса о задачах уголовного права следует руководствоваться ст. 2 УК РФ. Охранительная задача раскрывается как охрана личности, ее прав и свобод, природной среды, иных интересов общества и государства от преступных посягательств, а также обеспечение охраны мира и безопасности человечества. Предупредительная (профилактическая) задача уголовного законодательства выражается в недопущении совершения преступлений. Последняя решается следующими основными средствами: а) общей превенцией уголовного закона; б) общей и специальной превенцией наказания; в) нормами о добровольном отказе от преступления; г) нормами о деятельном раскаянии; д) нормами об обстоятельствах, исключающих преступность деяния; е) нормами с двойной предупредительной направленностью. Задачам, закрепленным в УК РФ, соответствуют одноименные функции - охранительная и предупредительная. Основополагающие принципы уголовного права России закреплены в ст. 3-7 УК РФ. К ним относятся принципы законности (ст. 3), равенства граждан перед законом (ст. 4), вины (ст. 5), справедливости (ст. 6) и гуманизма (ст. 7). Ранее эти и другие принципы вычленялись и раскрывались лишь в теоретических трудах по уголовному праву. Уголовное право взаимосвязано с философией, общей теорией права, криминологией, а также с такими отраслями законодательства и науки, как государственное, гражданское, административное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, международное и другие. При рассмотрении вопроса о системе Уголовного права следует обратить внимание, что между Общей и Особенной частями уголовного права существует неразрывная связь и взаимосвязь, состоящая в том, что многие положения Общей части уголовного законодательства распространяются на его Особенную часть. Раскрывая вопрос об уголовной политике, необходимо помнить, что она представляет собой стратегию борьбы с преступностью и по структуре состоит из ряда относительно самостоятельных подсистем, которые в совокупности комплексно воздействуют на преступность как антисоциальное явление в направлении ее нейтрализации, сокращения и вытеснения из жизни общества. Задачи: 1. 16 июля 2013 года судебная коллегия по уголовным делам Красноярского краевого суда рассмотрела в судебном заседании от материал по апелляционной жалобе осужденного Сеничева С.К. на постановление Кежемского районного суда Красноярского края от 18 апреля 2013 года, В апелляционной жалобе осужденный Сеничев С.К. выразил несогласие с постановленным решением, считает его незаконным, необоснованным и не мотивированным. Полагает, что выводы суда о том, что постановление Правительства РФ № 1002 от 01 октября 2012 года по смыслу ст.1 УК РФ не является уголовным законом, не основаны на законе, поскольку Правительство РФ, изменив постановление, регулирующее размеры запрещенных к обороту наркотических средств, продолжило реализовывать свое право на изменения и дополнения в уголовное законодательство РФ. Считает, что размер наркотических средств должен определяться исходя из норм действующего постановления. При этом уголовный закон, в связи с ухудшением положения лица новым уголовным законом, применяется в редакции ФЗ от 08 декабря 2003 года. Считает, что в связи с данными изменениями, постановленные в отношении него приговоры подлежат изменению, при этом, при определении срока наказания необходимо учитывать рассмотрение уголовного дела в особом порядке, смягчающие обстоятельства. Просит постановление суда изменить. Date: 2015-09-25; view: 674; Нарушение авторских прав |