Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От общества традиционного к обществу, управляемому извне





Существует несколько классификаций обще­ства, основанных на разных критериях. Напри­мер, дихотомия Э. Дюркгейма предлагает считать обществом «механическую и органическую соли­дарность»; Ф. Тэннис ввел в социологию понятия «Gemeinschaft» (гемейншафт) и «Gesellschaft» (ге-зелыпафт), за которыми стоит противопоставле­ние «неспециализирующихся» и «комплексных» обществ.

Исследуя влияние разных религий на общество, и особенно значение протестантской этики для раз­вития капитализма, М. Вебер (М. Weber) подчер­кивал, что появление индустриальных обществ из недр аграрных явилось прежде всего результатом изменения нравственных норм и актуализации та­ких достоинств, как прилежание, чувство долга, трудолюбие и нравственная чистота. Реформатор Мартин Лютер (1483-1546) и его последователь Жан Кальвин (1509-1564) (по имени которого на­звано одно из религиозных направлений — каль­винизм), подчеркивали эти черты как достоинства, гарантирующие экономический и общественный ус­пех на земле и вечность после смерти.

На этих исследованиях базируется и дефини­ция Давида Рисмана (1953) (David Riesman), вклю­чающая в себя также и анализ производства как материальной базы общества. Его теория содержит два важнейших аспекта: специфика производства в рамках разных культур и демографический фак­тор. Остановимся на последнем.

Произошедший в XVIII веке прогресс в науке, особенно в естествознании, и вызванное этим улуч­шение здравоохранения, питания и жилищных условий понизили смертность. За этим, через не­которое время, последовал спад рождаемости. В ре­зультате взаимодействия этих демографических факторов образуется такой феномен, как «сила на­селения». Если «силу населения» изобразить гра­фически, то можно четко выделить три уровня. Первый уровень характеризует высокая рождае­мость и высокая смертность. На третьем уровне оба фактора низки. Средний уровень отражает нестабильный период перемен.

График силы населения, показывающий динами­ку прироста населения, дал Д. Рисману повод раз­личать три типа социального уровня развития:

1.Традиционное общество, в котором поведени­ем индивидов управляют традиционные ценности.

2. Общество, управляемое изнутри, в котором по­ведением индивидов управляют личные ценности.

3. Общество, управляемое извне, — в котором индивид оценивает и направляет свою деятельность, сообразуясь с оценкой, исходящей от «посторон­них», например коллег, друзей, соседей, или ори­ентируясь на общепринятое мнение.

Традиционное общество — это прежде всего об­щество аграрное, в котором профессия, как прави­ло, переходит от отца к сыну и в котором поведе­нием управляют традиции. То или иное решение может удовлетворять или не удовлетворять инди­вида, но он практически не имеет выбора: он дол­жен поступать так, как предписано традицией.

Общество, управляемое изнутри, актуализиру­ет индивидуальность, самостоятельные решения, собственную точку зрения. Такое поведение харак­терно особенно для периода активной экономичес­кой жизни, для стадии индустриализации, при по­вышении социальной мобильности. Переходный период отличается отсутствием твердых норм, и по­этому «управляемый изнутри» человек должен искать опору в себе самом и в тех ценностях и нор­мах, которые были усвоены им в процессе социа­лизации.

Общество, управляемое извне, характеризуется тертиарными (лат. тертиус — третий) промысла­ми, под чем подразумеваются маркетинг и услуги. Производство и в этом случае, естественно, зани­мает важное место, но общественные проблемы воз­никают, скорее всего, из-за трудностей сбыта и даже перепроизводства. В период экономического роста и в производстве и сфере услуг появляются новые профессии и новые группы работников. Вслед за этим формируются новые общественные организа­ции, профсоюзы, ассоциации и пр. Обществу необ­ходима быстрая адаптация к вновь возникающим ситуациям.

Для более успешной адаптации человек вынуж­ден переквалифицироваться и вообще обучаться тем механизмам, которые помогают приспосабливать­ся к меняющимся ситуациям. Опора только на тра­диции или идеалы, усвоенные в социализации, уже не гарантирует успеха, для его достижения инди­вид должен учитывать внешние обстоятельства и приспосабливаться к ним. «Строя» свое поведение, индивид должен обращать внимание на мнение член­ских и референтных групп, к которым он принадле­жит. При этом он заново присваивает коллективное поведение, получая извне его нормы и модели.

Профессию теперь выбирают не только по тради­ции или по собственному желанию, но и с помощью институциональной профессиональной ориентации. Например, в финских школах есть специальный предмет «Профессиональная ориентация», и даже в самом маленьком городке Финляндии существу­ет специальное учреждение «tyovoimatoimisto», что значит «биржа труда», где работают специалисты, помогающие людям получить новую квалификацию и найти свое место «в рабочем строю».

Типология Д. Рисмана дает представление о пе­реходе общества с довольно статичного аграрного уровня к индустриальному и, наконец, к постин­дустриальному, который характеризуют ускоряю­щиеся перемены. Изложенные в типологии стадии развития выявляют существенные черты этих пе­ремен.







Date: 2015-09-25; view: 326; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию