Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодернистское общество





Известный больше как исследователь органи­заций, А. Этциони (A. Etzioni) представил в своей работе «The Active Society» (активный социум) в 1968 году теорию об изменении общества и о по­следствиях этого изменения. По его мнению, «ак­тивный социум» образует идеальное общество, которое управляет самим собой, т.е.— самоуправ­ляемое общество. Такое общество — целеустремлен­ное, уверенное в себе, оно сознает свои ограничения, но знает также и возможности своей эволю­ции и свою силу. А. Этциони дал модель идеаль­ного общества, которого в реальности еще не мог­ло быть в момент создания этой теории.

«Активный социум» — это постмодернистское общество в том отношении, что он отличается от модерного и превосходит его несколькими важ­нейшими параметрами: большая политическая ак­тивность и большие инвестиции в политическую деятельность; приоритет знаний, образования и на­учных исследований. В принятии решений, в управ­лении и в осуществлении контроля над деятель­ностью общества все большее значение приобретают информационные системы. В этом отношении по­нятие «постмодернистское общество» сближается с понятием «информационное общество». При этом в информационном обществе на первом плане об­работка и передача знаний, а в постмодернист­ском обществе акцентируются применение и толко­вание знаний. Необходимо подчеркнуть, что речь идет об одном и том же обществе, в котором акцен­тируются разные стороны и аспекты. Это наше со­временное общество, то общество, в котором жи­вет цивилизованный мир конца XX века.

Понятие «постмодернистское общество» исполь­зовалось в социологии как синоним постиндустри­ального общества. Обычно под этим последним подразумевают общество, которое состоит из раз­личных частных, меняющихся культур, т. е. у любых меньшинств, у молодежи, даже у разных жи­лых районов города может быть своя субкультура. Поэтому постиндустриальное общество трудно пред­ставить как единое, стабильное общество. Речь идет об обществе нового типа, которое смело принима­ет новые решения, подвергает критике все старое и дает возможность реализоваться различным ро­лям.

Постмодернистские общества все больше исполь­зуют знание, вычислительную технику и банки дан­ных для поддержания взаимных отношений и по­лучают через информационные системы данные для тестирования и интерпретации действительности. С помощью этой информации они также контроли­руют свои собственные изменения. А. Этциони от­мечает, что важны не только сами инновации, но и способ и доходчивость их интерпретаций. Фак­ты без толкований по своей социальной или поли­тической пользе ограничены. Например, новая эффективная технология вызывает только незна­чительный интерес или даже неприятие, если она противоречит религии или какой-либо другой ценности общества. От тех, кто внедряет новую технологию, требуются оценка и разъяснение ее преимуществ. На темпы и результаты научно-ис­следовательских работ оказывает влияние прагма­тика: в первую очередь поддерживается то, что дает практический результат, отвечая потребностям об­щества.

Принято считать, что качество информации за­висит от того, до какой степени отделены друг от друга общественные услуги тестирования действи­тельности (например, научно-исследовательские институты и статистические учреждения, которые собирают объективную информацию по разным отраслям) и институты интерпретации знаний (сред­ства массовой информации, политические партии и др.). Это существовало не всегда, так, например, в первобытном обществе эти функции были связа­ны друг с другом: глава племени давал информа­цию и толковал ее (часто весьма произвольно). Более «свежий» пример: понятие «продажная прес­са» указывает как раз на то, что такая пресса не отделена и зависима от тех инстанций и институ­тов, которые могут оказывать на нее давление. Специализация, проникшая во все сферы общества, привела к выделению профессиональных полити­ков, принимающих решения, но взаимодействие их со специалистами остается необходимым для «гра­мотности» политических решений. В целом инфор­мация, полученная в научно-исследовательских институтах, будет иметь все большее и большее значение. Одна из важнейших предпосылок функ­ционирования активного общества — это плюра­лизм в производстве информации. Информация вос­принимается как любой предмет потребления, использование и контролирование которого преро­гатива общества в целом. Например, обширные файлы компьютеров различных организаций со­держат стратегически важную информацию, и общество так или иначе вынуждено осуществлять кон­троль над ними.

Как уже ясно из всего сказанного выше, обра­зование имеет особое место в постмодернистском обществе. Многосторонность и сложность обще­ства и социальных отношений, новые требования трудовой жизни и управление новой технологи­ей — это факторы, которые требуют повышения уровня образования. Значение высшего образова­ния и профессионального специализированного образования растет параллельно с процессом мо­дернизации общества. Одновременно образование считается все более существенным фактором при определении статуса индивида. Многие говорят даже об «обществе умения». Это понятие подчер­кивает значение специализации и профессионализ­ма в современном обществе. Обычно повышение образовательного уровня приносит и повышение социального статуса, хотя это не всегда отражает­ся на размере заработной платы. Не только моло­дежь и трудоспособное население, но и пенсионе­ры стали все в большей мере обучаться, пополнять свои знания по различным предметам. В Финлян­дии, например, используется такой термин, как «университет третьего возраста». Недавно нача­ли отмечать международный «год "всежизненного" обучения».







Date: 2015-09-25; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию