Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная стратификация. Люди очень редко социально равны, при более строгом подходе практически не равны никогда
Люди очень редко социально равны, при более строгом подходе практически не равны никогда. Они являются частью многофакторного процесса, который создает и поддерживает разные модели поведения и даже речи. Эти модели и проявляются через неравенство: одни — более почитаемы, авторитетны, сильны и состоятельны, другие уступают по всем этим параметрам. В социальные структуры как бы «встроены» эти материальные и психологические разноценности, на основе которых люди так отличаются друг от друга и занимают высшие или низшие ценностные или ранговые позиции. Ранговая система существует повсеместно, и она общеизвестна. Неравенство — результат социальной стратификации общества. Можно даже сказать, что стратификация — это и есть структурное неравенство — иерархическое группирование членов общества. Всегда существовало разделение на «бедных» и «богатых», на привилегированных и лишенных привилегий, на почитаемых и гонимых. В обществе, видимо, никогда не будет равного распределения благ и возможностей. Различия в распределении жизненных возможностей создают стратификацию. Социальная стратификация имеет различные формы в зависимости от исторического времени и конкретного общества. Энтони Гидденс (1990) (Anthony Giddens) различает четыре основных типа стратифицированного общества: рабство, каста, сословие и класс. Рабство, как известно, было предельной формой неравенства, при которой одни владели другими буквально как своей собственностью. Правда, и рабство было неоднородно в зависимости от периода или культуры: в одном случае раб находился практически вне закона, в другом же случае выполнял более «почетные» функции слуги или даже солдата. Разделение на касты особенно характерно для Индии, однако по различным регионам формы кастовости различны. Как правило, границы между кастами очень резкие, практически исключающие какую-либо социальную миграцию. Каста связана с индуизмом, и с учением о «переселении души». Надежда на то, что в «следующей» жизни его каста «повысится», помогает индивиду смириться с низкой кастой в текущей жизни. За пределами Индии подобные ограничения касаются рас, что объясняют стремлением сохранить «чистоту расы». Сословность — черта европейского феодализма. Феодальное сословие основывалось на дифференциации различных обязанностей и прав членов социума. Многие привилегии были узаконены. Самое высокое сословие составляли аристократы и вельможи. К следующему сословию принадлежало духовенство, у которого был более низкий статус, но много заметных привилегий. К третьему сословию принадлежали свободные крестьяне, чиновники не дворянского происхождения, купцы и ремесленники. Границы между сословиями не были такими резкими, как в кастовой системе, и социальное передвижение из сословия в сословие было в какой-то мере возможным. Класс не детерминирован вероисповеданием или каким-либо законом; принадлежность к классу не зависит также от наследственной позиции, определяемой законом или нравственной практикой. Класс — более открытый тип стратификации, чем другие, и классовые границы не столь строги и категоричны. Поэтому социальное передвижение из одного класса в другой не только возможно, но на практике и обычно. Принадлежность к классу во многом зависит от самого индивида, так как связана с его профессией и материальным уровнем, имущественным цензом и приобщенностью или неприобщенностью к ключевым контролирующим позициям в обществе. Таким образом, класс можно определить как группирование людей на основе распределения между ними материальных ресурсов и обусловленного этим распределением образа жизни. В западном индустриальном обществе различают, как правило, четыре класса. Высший класс объединяет работодателей, директоров и вообще людей, которые или владеют производственными силами или контролируют их, что определяет их собственный очень высокий имущественный ценз, проще говоря — богатство. В средний класс входят служащие («белые воротнички») и квалифицированные рабочие. К рабочему классу принадлежат рабочие («синие воротнички») и ремесленники, и к крестьянам — сельскохозяйственное население. Класс как форма стратификации — главный объект интереса многих исследований. К. Маркс считал, что классовая структура индустриального общества — залог развития и перемен. Класс в теории К. Маркса базируется на материальной основе и на распределении труда. Изменяя эту материальную основу, или базис, можно изменить и общество в целом. При всей своей значимости классовая система в историческом аспекте — это все-таки только одно из проявлений социальной стратификации. Существует несколько теорий стратификации, по-разному интерпретирующих типы общества и сущность неравенства. Одни исследователи одобряют общественное неравенство как «правильное» и даже необходимое, другие осуждают его как несправедливое и не имеющее права на существование. Первая позиция — консервативна, так как поддерживает то, что уже существует; вторая — радикальна, так как отрицает уже существующее в каждом обществе неравенство и утверждает равенство как идеал. Консервативная концепция имеет глубокие исторические корни — индусские воззрения на естественность неравенства, учение Аристотеля, оправдывающее институт рабства, позже — утверждения социал-дарвинистов о том, что эволютивный отбор позволяет способным преуспевать в жизни лучше, чем менее способным. По такому взгляду, неравенство социальных позиций отражает естественное природное различие между людьми. Радикальная концепция, напротив, подчеркивает, что неравенство «неправильно» и не неизбежно. Еще в работах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо (J. Locke, J.-J. Rousseau) подвергалась критике точка зрения о «естественности» неравенства. Специальное значение в этом отношении имеют труды К. Маркса, в которых причинам социального неравенства уделяется особенное внимание. Согласно функциональной теории, стратификация — это следствие потребностей общества, а не индивида. В каждом обществе существуют позиции, которые наиболее важны для общества в целом и которые требуют от претендентов на эти позиции больших способностей и опыта. Для гарантии, что эти важные для всего общества позиции будут заняты достойными людьми, необходимо и оправданно неравенство в распределении таких социальных знаков, как зарплата, статус и власть. Теоретики конфликта рассматривают общество не как функционально интегрированную систему, а как арену конкуренции различных групп, где власть имеет решающее значение в распределении социальных премий, а также излишков, принадлежащих обществу. Ссылаясь на человеческую натуру, утверждают, что человеку свойственно бороться за произведенный излишек, и те, кто имеет власть, имеют возможность получить большую его долю. К тому же чем больше излишков, тем чаще употребляется социальная власть для их распределения. При этом некая группа получает большую долю произведенных в обществе предметов потребления, чем другие. Это и является основным механизмом социальных привилегий: владение долей излишка и контроль над ней. Привилегия, следовательно, — атрибут власти. Date: 2015-09-25; view: 280; Нарушение авторских прав |