Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отклонение





Отклонение — это поведение, выходящее за рамки нормы. То есть «отклоняющийся человек» не соблюдает нормы социальной системы, и систе­ма реагирует на это принудительными контроли­рующими мерами. Отклонение, как уже говори­лось выше, бывает и в позитивную сторону, и тогда за такое поведение следует также санкция, конечно, в виде поощрения. Внимание исследователей все-таки чаще обращено на негативное поведение, по­скольку такое поведение создает проблемы для об­щества. Существенно, что отклонение — это то, что общество в данный момент считает отклонени­ем, т. е. это в большой степени социальная догово­ренность (М. Лайне, 1991).

Понятию «отклонение» дано множество опреде­лений, которые тем не менее все можно свести в две группы (А. Тио, 1978): гуманитарную и на­учную.

По мнению Алекса Тио (Alex Thio), привер­женцы научной концепции считают отклонение от «нормального» поведения объективным, присущим человеческой натуре, естественным. Однако откло­ненное поведение хоть и естественно, но ненорма­тивно, оно угрожает равновесному состоянию со­циума и после превышения определенной границы причиняет расстройство, дезинтеграцию. Тогда на него устремляется интегрирующая сила социаль­ного контроля.

По гуманитарной же концепции, отклонение — это явление, порожденное обществом, и, как тако­вое, не имеет внутренних объективных свойств. Социальные группы сами создают правила, нару­шителей которых клеймят как «отклоняющихся». Понятно, что отклонение вызывает негативное вза­имодействие между теми, кто совершает поступок, и теми, кто реагирует на него.

Отклонение существовало во все времена, во всех классах общества. Следовательно, отклонение — хоть и негативное, но обычное явление в обществе. Социология интересуется отклонением с точки зре­ния социального равновесия и даже гармонии, а так­же в плане того, что считалось в разное время «не­нормальным» и какие санкции применялись в этих случаях.

Преступность, душевная болезнь, травматизм, сексуальные отклонения, фанатическое увлечение азартными денежными играми, злоупотребление ал­когольными напитками и др. — отклонения. Срав­нение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и не допус­тимы в других. Так, например «коммуникабель­ное» поведение и современная одежда, а также «открытое» лицо европейской (а тем более амери­канской женщины) недопустимы в традиционных мусульманских странах. Однако тенденция нового времени — толерантность, т. е. терпимость общества к различным, в том числе противоположным, яв­лениям, что вызывает новое отношение к «откло­нению» как к феномену.

Поведение, противоречащее правовым нормам, легко определяется как отклонение, в определенных ситуациях — даже как преступление, и соответ­ственно санкционируется. Однако нередко нахо­дятся разные толкования такого поведения и фак­торы, затрудняющие однозначное его определение.

Например в Польше, в уличном движении, допус­кается при правом повороте езда на красный свет, если это не мешает остальным водителям, в то вре­мя как в Финляндии езда на красный свет всегда считается нарушением правила, за которым следует штраф. Общеизвестно, что в разных штатах США одно и то же криминальное преступление приводит к разным формам и срокам наказания (например, изнасилование).

Русским читателям хорошо известно, что валют­ные операции, производимые частными лицами, в со­циалистической системе Советского Союза счита­лись тягчайшим преступлением («вплоть до высшей меры наказания»), что трудно даже представить современному поколению, не заставшему это время.

Социальное отклонение, расовое, религиозное, криминальное и другие приводят к «заклеймению», отчего «отклоняющийся» получает тотальный идентитет, который нередко сопровождает его всю жизнь.

При изучении отклоняющегося поведения со­циологи пользуются понятием «дезорганизация». Наличие в обществе отклоняющегося поведения означает несостоятельность системы норм и ролей обеспечить и проконтролировать социально одоб­ренное поведение. Дезорганизацию можно понимать как процесс, в котором установленный порядок и привычные действия неустойчивы, «колеблются». Это особое состояние смятения в обществе и неспособность к конструктивной деятельности, за кото­рым вскорости следует дефицит координированного и единого поведения.

Дезорганизацией личности называют состояние, при котором индивид не способен вести себя соци­ально принятым образом. Нередко это причиняет страдания самому индивиду. Другие же «отклоняю­щиеся» индивиды являются в большей степени проблемой для общества, чем для себя. Социальная дезорганизация — это нарушенное состояние со­циальной группы или социума, или дефицит иден­тичности.

ЛИТЕРАТУРА

Ahlman Erik. Kulttuurin perustekijoita, Jyvaskyla., 1939.

Douglas Jack D.(ed.). Introduction to Sociology. Situations and Structures. The Free Press, New York, 1973.

Дюркгейм Эмиль. Самоубийство. М., 1996.

Galbraith John. Uusi yhteiskunta. Kirjayhtyma, Rauma, 1968.

Gukenbiehl Hermann. Institution und Organi­sation. In: Korte Hermann & Bernhard Schafers (Hrsg.): Emfiihrung in Hauptbegriffe der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992.

Herskovits Melville. Man and His Works. New York, 1951.

Koiranen VilhoA. Suomalaisten siirtolaisten sula-utuminen Ruotsissa. Helsinki, 1966.

Kroeber Alfred. Anthropology. New York, 1948.

Laine Matti: Johdatus kriminologiaan ja poik-keavuuden sosiologiaan Tietosanoma, Helsinki, 1991.

Rokeach Milton. The Nature of Human Values. New York, 1973.

Sanford Neil. Self and Society. Atherton Press, New York, 1966.

Thio Alex. Deviant Behavior. Houghton Mifflin Company, USA, 1978.

Т'айлор Эдвард. Первобытная культура. М., 1989.

Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie, Landsberg am Lech, 1991.

 







Date: 2015-09-25; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию