Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как художественного целого
КОМПОЗИЦИЯ – построение литературного произведения; важнейший элемент художественной формы, который объединяет части произведения в одно целое (понятие более широкое и универсальное, чем сюжет). «Состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности» (А. Б. Есин)
Основные элементы внешней композиции: - Части, главы. - Название произведения (и его частей). - Эпиграф – цитата, предпосланная произведению; помещается непосредственно перед текстом и тесно с ним связан, помогает раскрыть художественный замысел автора. - Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко). - Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия. СЮЖЕТ – то, что происходит в произведении, и то, как оно происходит (в прямой последовательности); система основных событий, действий и конфликтов; динамическая сторона произведения. Является формой воссоздания, воспроизведения общественно-социальных и личных конфликтов. ФАБУЛА – схема сюжета или «выпрямленный» сюжет; в ней, например, события излагаются в реальной хронологической последовательности, а не так, как это изложено в сюжете. Фабула различных произведений может повторяться, сюжет же индивидуален. Так, фабула «муж старше жены, но оба нежно любят друг друга; жена утрачивает предмет – подарок мужа; этот предмет использует злодей; муж впадает в заблуждение и убивает жену; узнав истину, муж гибнет» едина для «Отелло» (В. Шекспир) и «Маскарада» (М. Лермонтов), но сюжеты произведений заметно различаются. Двигатель сюжета – конфликт.
КОНФЛИКТ – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в сознании героя; быть явным и скрытым, внешним и внутренним, принципиально разрешимым (локальным) или неразрешимым (субстанциальным). Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта: - Экспозиция – введение в действие; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; - Завязка – начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события; - Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее; - Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта; кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно; после нее действие ослабевает. - Развязка – решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения; заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт, или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.
Дополнительные (несюжетные) средства внешней композиции: - Лирические (иначе – авторские) отступления – формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного; выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции; (внутренние монологи, дневник и др.); - Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения); Обращения к читателю; Описания – изображения внешнего мира (пейзаж, интерьер). Их основная функция – расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.
Сюжет может быть построен: - в прямой хронологической последовательности coбытий (фабульная последовательность); - с отступлениями в прошлое – ретроспективами (ретроспекция) – и «экскурсами» в будущее; - в преднамеренно измененной последовательности (свободная композиция). Кроме того, Сюжет может быть: - динамическим (действие развивается стремительно, напряженно, стремится к развязке); - адинамическим (действие развивается замедленно, не стремится к развязке).
В произведении могут отсутствовать отделы элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении – иначе, сюжетных линий.
Date: 2015-09-25; view: 422; Нарушение авторских прав |